Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений»

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Экологический факультет

Специальность «Экология»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Экология растений»

доцент кафедры системной экологии

к.б.н., Карпухина Е.А.

Москва

2008

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

_________________________________________________________________________

Кафедра Системной экологии Число недель 17

Лекции 34 час.

Практич. – 34час.

Лабор. -0 час.

Всего 68 часов

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Учебных занятий по дисциплине «Экология растений»

Индекс специальности ; групп 1; подгрупп 1;2 курс ; 4 семестр 2008 /2009 учебного года.

Кандидат биологических наук, доцент Карпухина Елизавета Андреевна

(звание, степень, фамилия, инициалы ведущего дисциплину)

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

НЕДЕЛИ

ЛЕКЦИИ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ. ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1 неделя

Основные признаки и свойства растений, обуславливающие специфику их взаимоотношений с окружающей средой.

История изучения экологии растений: А. Гумбольдт, О. и А. Декандоль, Е. Варминг

2 неделя

Экология растений, ее задачи, связь с другими науками.

Экологические факторы как элементы среды обитания растений.

2 часа

Изучение экологии растительных сообществ: труды В.В. Алехина, В.Н. Сукачева, Л.Г. Раменского, А.П. Шенникова.

2 часа

3 неделя

Тепло как экологический фактор. Тепловой режим. Особенности суточного и годового хода температур. Основные термические пояса.

2 часа

Экологические особенности растений тундр и хвойных лесов.

2 часа

4 неделя

Влияние температуры на распространение растений. Изменение теплового режима под воздействием различных факторов.

2 часа

Экологические особенности растений широколиственных летнезеленых и тропических вечнозеленых лесов.

2 часа

5 неделя

Воздействие на растения высоких и низких температур. Адаптации растений. Покой растений.

2 часа

Экологические особенности растений степей, лугов и пустынь. Контрольная работа №1

2 часа

6 неделя

Вода как экологический фактор. Осадки, относительная влажность воздуха. Испарение. Коэффициент увлажнения. Совместное воздействие влажности и температуры на зональное распределение растительного покрова. Распределение осадков в растительных сообществах.

4 часа

Принципы составления климатдиаграмм. Чтение климадиаграмм. Составление климадиаграмм по климатическим справочникам.

4 часа

7 неделя

8 неделя

Приспособления растений к затрудненному водоснабжению. Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их эколого-морфологические особенности. Особенности водного режима различных растительных сообществ

Свет как экологический фактор.

Влияние света на структуру органов, рост, размножение, транспирацию, фотосинтез. С3, С4 и САМ пути фотосинтеза.

Световой режим деревьев, лесных и луговых травянистых растений. Фотопериодизм, его экологическое значение. Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности.

6 часов

Типы защитных адаптаций у растений. Устойчивость растений и растительных сообществ и факторы, их обуславливающие.

Гормональная регуляция жизни растений.

Контрольная работа №2

6 часов

9 неделя

10 неделя

11 неделя

Почва как экологический фактор. Механический состав почв. Органическое вещество почвы. Структура почвы. Экологическое значение реакции почвенного раствора. Экологическое значение кальция, калия и фосфора в почве.

2 часа

Просмотр фильма “Private life of plants” (BBC) – часть 1

2 часа

12 неделя

Почвенный азот, роль бактерий в обеспечении растений азотом. Экологические группы видов по отношению к азоту. Засоленные почвы. Индикация почвенно-грунтовых условий по растительному покрову.

2 часа

Просмотр фильма “Private life of plants” (BBC) – часть 2

2 часа

13 неделя

Воздух как экологический фактор. Индикация загрязнения воздуха по растительному покрову.

2 часа

Адаптации насекомоядных и паразитических растений. Контрольная работа №3

2 часа

14 неделя

Огонь как экологический фактор. Пожары, палы и их воздействие на растения. Пирогенные сукцессии.

2 часа

Доклады по выбранным темам для самостоятельного изучения

6 часов

15 неделя

Роль рельефа в жизни растений.

2 часа

16 неделя

Биотические экологические факторы.

Антропогенные факторы. Рекреация.

2 часа

Системы жизненных форм Раункиера и И.Г. Серебрякова. Работа с гербарием.

2 часа

17 неделя

Учение о жизненных формах.

Ведущий дисциплину Карпухина Е.А.

Заведующий кафедрой Козлов Ю.П.

ОПИСАНИЕ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
(2 курс, 4-й семестр, специальность «экология»)

Кафедра системной экологии экологического факультета РУДН

Обязательный курс для студентов, обучающихся по специальности «экология»

Объем учебной нагрузки: лекции – 36 час., практические занятия – 36 час., академические консультации – 10 часов

1. Информация о преподавателе.

Карпухина Елизавета Андреевна, кандидат биологических наук, доцент, окончила кафедру геоботаники биологического факультета МГУ в 1984 г. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Биоморфологический и эколого-ценотический анализ флоры основных растительных сообществ окрестностей Пущино-на-Оке (среднее течение р. Оки). На кафедре системной экологии экологического факультета РУДН работает с осени 1994 г. Лекционные курсы: Биология (часть 1, ботаника); Экология организмов (часть 1, экология растений), Биология популяций и сообществ, Декоративное растениеводство. Карпухина Е.А. ведет ботанические занятия на практике «Природные экосистемы» Всего опубликовано более 100 работ, из них 3 монографии (в соавторстве), 23 учебно-методических работы, 40 научно-популярных статей для детской энциклопедии по биологии (Аванта+),

Руководила работой 6 аспирантов – 4 успешно защитились, двое учатся в аспирантуре РУДН в настоящее время. Под руководством Е.А. Карпухиной на кафедре системной экологии выполнено 8 магистерских диссертаций и 15 дипломных работ.

2. Цели и задачи

Цель курса – познакомить студентов с процессами взаимодействия растений и растительных сообществ со средой, а также факторами, оказывающие влияние на эти процессы.

Для выполнения поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

1) знакомство с основными методами экологии растений;

2) изучение основных закономерностей действия экологических факторов на растения;

3) рассмотрение возможных ответных реакций растений на действие факторов среды и общих вопросы их устойчивости;

4) изучение влияния на ботанические объекты (разных уровней – от клетки до фитоценоза) основных экологических факторов(света, тепла, воды и др.)..

5) рассмотрение влияния на растения других живых организмов,

6) изучение различных аспектов влияния человека на растения.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программы по специальности/направлению
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экология человека" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.

Другие похожие документы..