Программа педагогической практики студентов по специальности 030301 Психология квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


ПРОГРАММА

педагогической практики студентов

по специальности 030301 - Психология"

квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии»

Практикант: студент ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Учебная группа: ______________________________________

Время прохождения практики ___________________________

Место проведения практики ________________________________

____________________________________________________________

Оценка: ______________ Дата защиты: ________________

Москва 2008 г.

Программа педагогической практики рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психологии 15. 01. 2008 г., протокол № 7.

Составитель: Кишиков Р.В., кандидат психологических наук, доцент, профессор АВН.

В программе педагогической практики студентов, проходящих подготовку по специальности 030301 – «Психология», рассматриваются основные вопросы ее прохождения, а также методические рекомендации по ее осуществлению.

Программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, приказа Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», «Положения об организации учебного процесса в МУГУ» и утверждена на заседании кафедры психологии.

Программа предназначена в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) Российского университета инноваций при подготовке и прохождении педагогической практики.

Ó МУГУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения .....………..…………….………………..

II. Целевые установки педагогической практики ………….

III. Организация педагогической практики .….....................

IV. Содержание и порядок прохождения педагогической практики ………………………….…………………………..………

V. Аттестация по итогам педагогической практики ………….

VI. Документы студента-практиканта …………………………...

Приложение …………………………………………………………

4

5

6

10

12

15

34

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа педагогической практики студентов МУГУ по специальности «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», квалификация - «Психолог. Преподаватель психологии», утвержденного приказом Министерства Образования РФ № 686 от 02.03.00 г.; Федерального закона «О высшем и после­вузовском профессиональном образовании»; приказа Министерства образования Российской Федерации от 25.03.03 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»; методических указаний Учебно-методического объединения по образованию в области психологии; квалификационных требований выпускника по специальности «Психология»; «Положения об организации учебного процесса в МУГУ», а также особенностей преподавания психологии.

Педагогическая практика студентов является обязательной состав­ной частью основной образовательной программы высшего профессиональ­ного образования, учебного процесса и предусмотрена действующим Госу­дарственным образовательным стандартом высшего профессионального об­разования 2000 года, рабочими учебными планами и учебными программами.

Она представляет собой систему организационных меро­приятий, проводимых с целью более углубленного изучения теоретического материала, совершенствования профессиональной подготовки психологов, приобретения ими практических навыков с учетом будущей квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

Педагогическая практика у студентов, обучающихся по очной фор­ме, проводится в 7 семестре. Продолжительность практики для студентов всех форм обучения шесть недель.

Базой педагогической практики является Российский университет инноваций, а также другие высшие, средне специальные и обще­образовательные учреждения. Режим работы студента в период прохождения практики определя­ется режимом работы учреждения, где студенты проходят педагогическую практику. Взаимоотношения с базами практики оформляются договорами, заключенными с МУГУ на основании индивидуальных пи­сем-договоров, представляемых студентами с мест предполагаемой практи­ки.

Программа педагогической практики студентов МУГУ по специальности «Психология» реализует идею саморазвития студента и развития его психических и личностных свойств и качеств. Развивающая функция педагогической практики является приоритетной по отношению к функциям обучения и воспитания.

II. ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика студентов по специальности 030301- «Психология», квалификация - «Психолог. Преподаватель психологии» является составной частью учебного процесса, предусмотренной учебным планом, и представляет собой систему мероприятий, организуемых университетом, гуманитарным факультетом и кафедрой психологии, с целью:

  • освоения комплекса знаний и методики преподавания психологии в высших учебных заведениях и развития умений в педагогической деятельности психолога;

  • закрепления навыков в проведении различных видов занятий по психологии с различными категориями обучаемых,

- формирование педагогической культуры психолога;

- знакомство со спецификой деятельности преподавателя.

Основными задачами педагогической практики являются:

- составление общих представлений о структуре и порядке работы педагогических коллективов, изучение опыта учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работы преподавателей и кафедральных коллективов;

  • дальнейшее углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин специализации;

  • формирование и развитие у студентов профессиональных,
    педагогических и психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей преподавателя;

  • приобретение, закрепление и совершенствование практических психолого-педагогических навыков и умений студентов в осуществлении всего комплекса мероприятий по подготовке и проведению учебных занятий по психологическим дисциплинам;

  • изучение и освоение передового педагогического опыта;

- проведение исследования по теме дипломной работы;

- освоение умений проводить лекционные и практические занятия по различным те­мам;

- выбор и составление плана проведения различных видов учебных за­нятий (лекций, семинаров, практических занятий и др.), разработка ключе­вых вопросов темы;

- подбор и изучение научных и специальных источников;

- разработка текстуальной части учебных занятий, обсуждение и ут­верждение основных положений с руководителем практики;

- подготовка дидактических материалов для использования ТСО;

- непосредственная подготовка и проведение учебных занятий;

- изучение опыта работы преподавательского состава соответствующих кафедр по методике обучения и воспитания студентов.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Организация педагогической практики направлена на выполнение требований Государственного образовательного стандарта выс­шего профессионального образования к уровню подготовки выпускни­ков в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалифи­кацией, а также на непрерывность и последовательность овладения студен­тами навыками профессиональной деятельности.

Ответственность за организацию, а также общее руководство и кон­троль за проведением практики на факультете возлагается на деканат. Учеб­но-методическое руководство и непосредственное проведение педагогиче­ской практики осуществляется кафедрой психологии.

Деканат факультета организует педагогическую практику на факультете и осуществ­ляет контроль за ее проведением, при необходимости привлекает заинтересованные кафедры к раз­работке соответствующих разделов программ практик и руководству педаго­гической практики студентов. Совместно с выпускающей кафедрой организуется подбор учрежде­ний в качестве баз практики и осуществляется распределение студентов по местам практики.

Также деканат организует:

- совместно с выпускающей кафедрой проведение орга­низационного собрания студентов перед началом педагогической практики,

- принимает участие в защите отчетов студентов по итогам практики,

- проведение итоговой конференции по практике и не реже одного раза в год рассматривает на Совете факультета вопросы их организации,

- ведение делопроизводства по практикам, хранение отчетов и документации по педагогической практике.

Выпускающая кафедра (кафедра психологии):

- проводит практику и осуществляет учебно-методическое руково­дство ею,

- обеспечивает своевременную разработку, переиздание и согласо­вание программы практики, организует рассмотрение ее на заседании кафедры психологии и представляет на утверждение проректору по учебно-методической рабо­те.

- назначает руководи­телей практики (как правило – преподаватели дисциплины «Методика преподавания психологии»),

- обеспечивает руководителей практики от учреждений учебно-методической документацией (программами, перечнем индивидуальных за­даний и т.д.),

- перед началом практики заведующий кафедрой инструкти­рует руководителей практики и оказывает им необходимую методическую и иную помощь,

- распределяет студентов по местам практики, обеспечивает их учебно-методической документацией (программы, дневники и т.д.) и выдает им индивидуальное за­дание,

- проводит совместно с деканатом организационное собрание сту­дентов перед началом практики,

- совместно с деканатом создает комиссию по защите отчётов и приёму зачетов по практикам и организует ее работу,

- представляет в деканат отчеты по практикам и свои предложе­ния по ее совершенствованию.

Руководитель практик от университета:

  • Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед началом практики (инструктаж о порядке прохождения практик, по технике безопасности и т. д.).

  • Устанавливает связь с руководителями практики от учреждения и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики.

  • Обеспечивает высокое качество прохождения практики студента­ми и строгое соответствие их учебным планам и программам.

  • Разрабатывает тематику индивидуальных заданий; принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ. Организует, исходя из учебных планов и программ, совместно с руководителем практики от учреждения, обязательные учебные занятия для студентов.

  • Совместно с руководителем практики от учреждения вовлекает студентов в общественную работу коллектива, а также руководит научно-исследовательской работой студентов, предусмотренной заданием кафедры.

  • Осуществляет контроль за обеспечением учреждением нормаль­ных условий труда, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.

  • Несет ответственность совместно с руководителем практики от учреждения за соблюдение студентами правил техники безопасности.

  • Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее со­держанием; оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для защиты практики.

  • Контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка.

  • Принимает участие в работе аттестационных комиссий по защи­те отчётов и приёму зачётов по практике и в подготовке научных студенче­ских конференций по итогам педагогических практик.

  • Рассматривает отчёты студентов по практике, даёт отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчёт о проведе­нии практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствова­нию практической подготовки студентов.

  • Всю работу проводит в тесном контакте с руководителем прак­тики от учреждения.

  1. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология»

    Программа
    Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и рекомендациям УМО в области профессиональной подготовки выпускни­ков по специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ, с присвоением квалификации «Психолог.
  2. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 030301 “психология”

    Программа
    Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профес­сиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 030301 “Психология”.
  3. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301

    Образовательная программа
    1.1. В профессиональной образовательной программе (ПРОП) по вышеназванной специальности представлены нормативные документы, определяющие цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301. 65 «Психология»

    Основная образовательная программа
    преподаватель психологии Номер изменения Номер и дата распорядительного документа о внесении изменений в документ Дата внесения изменения ФИО лица, внесшего изменение Подпись Список рассылки ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА высшего
  5. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301 психология

    Образовательная программа
    1.3. Целью основной образовательной программы подготовки специалиста является - сочетание профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно-богатой, интеллектуально оснащенной, социально – ответственной личности.
  6. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (1)

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Шамшикова О.
  7. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (2)

    Информационно-методическое пособие
    Представлены основные требования по организации, условиям проведения государственной аттестации выпускников факультета психологии по специальности 030301– «Психология», квалификация «Психолог.
  8. Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030301 Психология

    Образовательный стандарт
    Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях,
  9. Образовательный стандарт высшего профессионального образования общая характеристика специальности 030301 "психология"

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификация выпускника - психолог, преподаватель психологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 030301 "Психология" при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..