Программа «Здоровье студентов и преподавателей игэу примерный план мероприятий к программе «Здоровье студентов и преподавателей» (для игэу)

Информационная часть - не просто изложение нового психологического материала, но и обязательно включает процесс логического выведения знаний и демонстрационное закрепление их через осознание необходимости достижения определенного результата. Язык изложения так же варьируется от более простого, общеупотребительного, до профессиональной терминологии.

Практическая часть может как следовать за информационной и нести чисто закрепительную функцию, так и наоборот, предшествовать новой информации, являясь инициирующей составляющей занятия. Таким образом можно определить форму занятия как сочетание мини-тренинга и мини-семинара.

Дополнительно закрепление материала проходит через домашние задания, с обсуждения которых часто начинается новое занятие.

Каждое занятие состоит из 3-х основных блоков:

  1. общая информация - психологические знания, необходимые для овладения навыками общения;

  2. работа с личными качествами - применение общей информации каждым ребенком к себе, развитие и формирование необходимых личностных качеств и умений для успешной самореализации в обществе;

  3. отработка навыков взаимодействия - закрепление детьми полученных знаний и навыков через построение эффективного и результативного взаимодействия с окружением для реализации своей цели.

Социально-психологический тренинг В 70-е гг. в Лейпцигском и Иенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Общая цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, необязательно связанных с приобретением знаний, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его вербальные и невербальные проявления (Захаров В.П., Хрящева Н.Ю.).

1-ый раздел - психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности.

Упражнения: «Знакомство вербальное и невербальное», «Рассказ, притча о наиболее ценных качествах в людях», «В течении 5-ти минут рассказать о том, что Вы видите перед собой», «Высказывание группе пожеланий на сегодняшний день», «Совместное рисование картины», «Зеркало» и другие.

2-ой раздел - психогимнастические упражнения содержательного плана.

Упражнения на установление контакта: «Изображение чувства или эмоции», «Высказывание своих чувств», «Общение в парах сидя спиной, а затем лицом друг к другу, один сидя, другой стоя и наоборот».

Упражнения по приему и передачи информации: «Искажение информации при передаче её в группе (видеотренинг)», «Сделай подарок», «Невербально собрать рюкзак для похода», «Эмоциональный рассказ о себе».

Упражнения на умение слушать: «Понимание проблемы и умение разобраться в ней», «Выполнение правил хорошего слушания».

3-ий раздел - психогимнастические упражнения для получения личностной обратной связи.

Упражнения: «Чемодан в дорогу», «Безусловные достоинства моего знакомого», «Комплимент», «Автопортрет».

Тренинг сенситивности Основная задача - развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, психологических явлений и, в первую очередь, других людей и самого себя.

Развитая сенситивная способность во многом определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Это дает возможность возможность эффективного планирования, принятия решений, разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, подбора персонала в организациях.

Цели тренинга:

  • развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

  • осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания;

  • формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Первый раздел - психогимнастические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности; второй раздел - упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.

В основу тренинга наблюдательности положено два принципа:

  • развитие сенсорно-перцептивных систем;

  • развитие способности отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.

Серия упражнений направлена на развитие того или иного сенсорного канала: зрения, слуха, тактильной чувствительности и т. д.

Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз (зрачка), паралингвистических компонентов звучащей речи и т. д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Психогимнастические упражнения, формирующие и развивающие наблюдательскую сенситивность, могут проводиться на фоне ознакомления участников с различными теоретическими представлениями, классификациями, фактами и концепциями, связанными с проблемой, что способствует развитию теоретической сенситивности.

Примерная программа тренинга сенситивности

1-ый раздел - психогимнастические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности: «Невербальное проявление переживание», «Развитие чувства времени», «Запоминание звуков», «Понять что происходит за спиной», «Зоопарк. Найди себе пару», «Проверь свою чувствительность».

2-ой раздел - психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп: «Проживание различных ситуаций», «Изображение эмоциональных состояний невербально», «Цвет Вашего настроения и рассказ о нем», «Разговор по воображаемому телефону», «Невербально изобразить поговорку, пословицу», «Рисунок своих впечатлений о сегодняшнем дне», «Рассказ о правдивых и ложных эпизодах из своей жизни», «Зеркало и обезьяна», «Молва», «Я-послания», «Перевоплощение в другого человека», «Волшебный магазин», «Социодрама», «Признак разделения».

Тренинг креативности

Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы.

Основная цель программы - осознание креативности в себе и ее развитие.

Задачи программы:

  • осознание и преодоление барьеров проявления креативности;

  • осознание характеристик креативной среды;

  • формирование навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов. При работе с руководителями организаций, профессионалами, занятыми в сфере лечебно-профилактической помощи, значительное внимание уделяется тем

проявлениям в их поведении и установках, которые могут блокировать творчество сотрудников, деловых партнеров и пациентов.

В программе тренинга креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. В сущности, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему возможно неокончательной, но все-таки структуры.

Переход на этап фрустрации происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид все-таки не находит ответа, т. е. оказывается в тупике. Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, которые служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где ее можно получить и т. д. В этом случае происходит "новый рост".

Специфика следующего этапа креативного процесса - «инкубация» обусловлена положением о функциональной ассимитрии больших полушарий головного мозга. Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полуширия, и проблема «передается» в правое полушарие. Хотя работа над проблемой на подсознательном уровне начинается уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической. В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение проблемы, из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая информация, имеющая отношение к задаче. Принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации, является качество прохождения этапа подготовки. Ошибки и недочеты, совершенные на этом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия «ключевой» информации в правополушарной модели.

Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идей. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного завершения креативного процесса.

Разработка или верификация является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Парадокс заключается в том, что возможна ошибочная верификация.

Примерная программа тренинга креативности

1-ый раздел - психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности (этап знакомства): «Имя + качество», «Имя + хобби», «Вспомни свое нестандартное поведение», «Перевоплощение в животное или растение», «Имя + все, что побуждает Вас к творчеству».

2-ой раздел - психогимнастические упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы её проявления, барьеры и этапы креативного процесса: «Осознавание своих качеств, особенностей поведения помогающих или затрудняющих жизнь в изменчивом мире», «Рисунок креативности», «Нестандартные способы использования предмета», «Осознавание своих принципов, привычек», «Рассказ о замеченных у партнера стереотипов, привычек».

3-ий раздел - психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности: «Качества предмета», «НГОК», «Погрузка баржи», «Создание семьи - все «За» и «Против»», «Курение - это хорошо?», «Монолог от имени предмета», «Невербальный разговор по телефону», «Ассоциации», «Противоположные по смыслу ассоциации», «Удивительная и необычная информация», «Рисование сюжета в группе».

4-ый раздел - психогимнастические упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга: «Сравнение человека с погодой, временем года, явлением природы в цитатах из литературных произведений», «Сравнение человека с архитектурным сооружением». Описание упражнения «Решение проблемы»

Инструкция: Пожалуйста, подумайте некоторое время и выберите какую-нибудь из своих проблем, желательно такую, решение которой у вас пока нет. Не надо будет о ней рассказывать, придется над ней поразмышлять.

Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить как можно больше связей между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет % минут для работы. Постарайтесь удерживаться от отвлечений, ухода в сторону от проблемы. В процессе работы с каждым образом рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные идеи и впечатления.

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения проблемы нередко находится на периферии или в более глубоких слоях сознания. Как пишет М. Пруст, магия открытия заключается не в обнаружении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и

маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

В ходе этого упражнения приходится наблюдать и фиксировать разнообразные эффекты:

  • участники сообщают о появлении новых, не найденных до этого вариантов решения проблемы, которые они готовы реализовать;

  • возникают идеи, относящиеся к переоценке способов воплощения найденных ранее вариантов решения;

  • участники обнаруживают, что проблема надумана или что её значимость значительно преувеличена;

  • изменяется отношение к проблеме или к некоторым её аспектам;

  • происходит обогащение видения многих аспектов проблемы; появляются новые, не принимавшиеся ранее во внимание аспекты и смыслы;

  • участники сообщают, что им трудно определить что произошло, но они чувствуют, что прежнее отношение и видение проблемы не является точным.

Предложенными образами могут быть слуховые (скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т.д.

  1. Примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) (специалитета), реализуемая вузом по направлению подготовки 070901 КИНООПЕРАТОРСТВО и профилю подготовки кинооператор,педагог.
  2. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  3. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  4. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  5. Примерный учебный план примерные программы дисциплин макет примерной программы дисциплины Философия и методология социальных наук макет примерной программы дисциплины

    Документ
    1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр") 3
  6. Примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) (специалитет), реализуемая вузом по направлению подготовки 074301 ПРОДЮСЕРСТВО и профилю подготовки продюсер кино и телевидения, педагог .
  7. Методическое пособие Иваново 2003

    Информационно-методическое пособие
    В современной системе образования России сложилась странная ситуация. Все сотрудники Минобразования, все образовательные учреждения, все педагоги, большая часть учащихся выступают за качество образования.
  8. Методическое пособие Иваново 2003 Выходные данные

    Информационно-методическое пособие
    в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы к достижению главной цели – обеспечению качества образования
  9. Столичный Департамент социальной защиты населения проводит общегородскую акцию "Поможем подготовиться к школьному балу". Чтобы бал состоялся для всех, Департаме

    Документ
    Столичный Департамент социальной защиты населения проводит общегородскую акцию "Поможем подготовиться к школьному балу". Чтобы бал состоялся для всех, Департамент Асоциальной защиты населения уже в четвертый раз проводит

Другие похожие документы..