Программа «Здоровье студентов и преподавателей игэу примерный план мероприятий к программе «Здоровье студентов и преподавателей» (для игэу)

Ректор С.В. Тарарыкин

Главный врач Медицинского центра А.В. Иванова

Председатель профкома студентов и аспирантов М.М. Вохмякова

ПРОГРАММА

«Профилактики аддиктивного поведения у студентов ИГЭУ»

По всей России продолжается рост объёмов поступления наркотических веществ на рынок и их доступность. Стремительное распространение наркомании среди молодёжи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Это: системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, физиологические и психологические особенности подросткового возраста, а также особенности современной молодёжной субкультуры (культ кумиров, мода на наркотики, миф об относительной безопасности «лёгких» или вовлекающих наркотиков) обеспечивают рекламу наркотиков и снижают порог страха перед их применением. Психоактивные вещества становятся атрибутом тусовочной субкультуры, средством инициации и способом вхождения в референтную группу, знаком принятия ценностей этой группы. Проблема усугубляется криминогенной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Кроме того, наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и их близким, окружению, обществу в целом.

Наркоманию можно рассматривать как социально «заразное» заболевание. Основной акцент должен ставится на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на сохранение физического, психического и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной среды.

Первичная профилактика считается более эффективной, чем вторичная и третичная. Простого информирования молодёжи о последствиях употребления наркотиков недостаточно. Необходима организация новых форм работы в системе первичной профилактики наркозависимости.

Так, психопрофилактическую работу с молодёжью необходимо начинать одновременно с повышением эффективности группы сопровождения (педагогов, психологов, медицинских работников, родителей), формируя у них знания, навыки и социально адаптивные стратегии поведения

Медицинские работники в силу своей профессии должны владеть эффективными стратегиями по решению проблем химической зависимости, а также осуществления профилактики зависимости от ПАВ. Готовность врачей к данной работе рассматривается как элемент профессиональной компетентности, грамотности.

Наркомания является не столько медицинской проблемой, сколько социальной, педагогической, духовной, культурной и т.д. Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения -родителей, педагогов, психологов, медицинских и социальных работников - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - врачи, учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы их обучить новым формам поведения, сформировк стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строит^ свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Отсюда, в структуре образования (в до- и последипломном) возникла необходимость ввести циклы занятий по профилактике зависимостей от ПАВ. А проводниками основных знаний, умений и навыков осуществления профилактической работы, призваны стать медицинские работники, которые в свою очередь должны быть компетентными по основным вопросам химической зависимости.

Цикл семинаров и практический занятий, рекомендуемый для медицинских работников вуза

  1. Наркоситуация в России и Ивановской области. Зависимость как био-психо-социо-духовная проблема.

  2. Основные группы ПАВ, признаки их употребления. Тактика поведения педагога при обнаружении употребления ПАВ учащимися школы. Правовые, юридические аспекты в отношении наркотических веществ.

  3. Специфика подросткового возраста. Девиантное, аддиктивное поведение подростка. Мифы о наркотиках.

  4. Типы семейного воспитания. Дисфункциональная семья, как фактор риска. Понятие созависимости.

  5. Осознание когнитивных механизмов зависимости. Стресс и проблемо-разрешающее поведение.

  6. Современные модели профилактики зависимости. Системный и комплексный подходы в профилактике.

  7. Модель проведения профилактических занятий с учащимися школы, колледжа.

  8. Роль педагогов, психологов во внедрении системы профилактики зависимости от ПАВ в учреждениях образования, создании и поддержке добровольческого антинаркотического движения.

Цикл занятий, рекомендуемый для проведения с родителями подростков -
«Тренинг
родительской компетентности»

  1. Осознание степени эмоциональной вовлеченности в жизнь ребенка, феномен созависимости. Работа с методикой «Шкала созависимости».

  2. Типы семейного воспитания. Дисфункциональная семья как фактор риска.

  3. Специфика подросткового возраста. Девиантное, аддиктивное поведение подростка. Наркозависимость - как био-психо-социо-духовная проблема.

  4. Основные группы ПАВ, признаки их употребления, последствия злоупотребления. Тактика поведения родителей при обнаружении употребления ПАВ ребенком.

  5. Семейные стрессы и поведение, направленное на их преодоление (семейное проблемо-преодолевающее поведение).

  6. Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.

  7. Оказание профессиональной медико-психологической, психотерапевтической и наркологической помощи нуждающимся в этом родителям.

  8. Проведение психологического консультирования и семейной психотерапии.

  9. Выявление родителей-лидеров, подготовка их как группы сопровождения добровольческого антинаркотического движения.

Разделы программы подготовки добровольцев из числа взрослых и подростков

1. Информационный блок:

  • наркоситуация в России и Ивановской области;

  • био-психо-социо-духовный подход к наркозависимости:

  • основные группы ПАВ. проявление их действия и последствия злоупотребления ПАВ;

  • «мифы» о наркотиках;

  • связь злоупотребления наркотиками и другими формами саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения: социальными сетями, стрессом и путями его преодоления;

• , современные модели профилактики зависимости, системный и комплексный подход в профилактике;

• закон и наркотики - общественные и юридические последствия злоупотребления алкогол и наркотиками.

2. Когнитивное обучение:

  • Навыкам восприятия информации:

  • Оценке социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение;

  • Навыкам принятия решения и преодоления жизненных проблем;

  • Навыкам отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

  • Навыкам бесконфликтного и эффективного общения и другим когнитивно-поведенчески» навыкам в социально-психологическом тренинге.

3. Развитие личностных ресурсов:

  • Я-концепции (самооценки и т.д.)

  • Собственной системы ценностей, целей и установок, самостоятельного выбора и т.д.

  • Сопереживание, умение оказывать психологическую и социальную поддержку;

  • Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, способности адекватно управлять собой, изменять себя и т.д.

Мероприятия по профилактике зависимости от ПАВ, рекомендуемые для проведения в учреждениях образования

  • Регулярное анкетирование тестирование учащихся и педагогов.

  • Создание и регулярная работа дискуссионного клуба для обсуждения и помощи в решении проблем учащихся.

  • Тематические выпуски и отдельные статьи в школьной газете.

  • Тематический информационный стенд по вопросам наркозависимости, профилактики, соответствующий теме работы в школе.

  • Проведение конкурсов социальной рекламы «Раскрась мир в свои цвета!» на тему «Молодежь против наркотиков». Организация выставки работ конкурса.

  • Постановка тематических спектаклей.

  • Проведение театрализованных и спортивных общешкольных антинаркотических акций.

  • Выпуск листовок, буклетов антинаркотической тематики.

  • Выпуск методических разработок для родителей, педагогов; информационных бюллетеней для активистов добровольческого антинаркотического движения.

  • Проведение тематических «круглых столов» совместно с педагогами, психологами, учащимися школы и их родителями, и со специалистами.

Приложение 1

Анонимная анкета для подростков

Дорогой друг!

Просим тебя поучаствовать в анонимном опросе учащихся.

Прочитай вопросы и обведи кружочком ответы, с которыми ты согласен.

  1. Тебе: 10, 11, 12, 13. 14. 15. 16. 17. 18 лет

  2. 2. Твой пол: М, Ж

  1. О наркотиках знаю (слышал): ДА. НЕТ

  2. Перечисли наркотические вещества, которые знаешь (слышал):

  3. Твое отношение к людям, употребляющим наркотики:

а) положительное, б) отрицательное. в) мне все-равно

6. Почему люди начинают употреблять наркотики?

а) мода,

б) любопытство,

в) не отстать от сверстников.

г) от скуки,

д) получение кратковременного удовольствия.

е) убежать от проблем.

ж) по'глупости,

з) за компанию.

7. Какова опасность применения наркотиков / токсических веществ для жизни и здоровья людей?

а) очень опасны, быстро развивается зависимость,

б) когда как, зависит от того, какой наркотик употребляют.

в) не очень опасны, зависит от человека, от его силы воли.

г) не очень опасны, от наркотиков можно отказаться.

д) не очень опасны, людей можно вылечить.

8. Каковы, по-твоему, наиболее вероятные осложнения от применения наркотиков?

а) бесплодие, б) психоз, в) слабоумие, г) импотениия. д) заражение СПИДом.

е) смерть, ж) жизнь до 30 лет, з) не знаю.

9. Пробовал ли ты наркотик или токсическое вещество?

а) нет, б) один раз, в) несколько раз. г) употребляю иногда, д) употребляю часто.

10. В каком возрасте ты впервые попробовал наркотик / токсическое вещество?
В 9, 10, 11, 12, 13. 14. 15. 16. 17. 18 лет

11. Кто предложил тебе впервые попробовать наркотики / токсические вещества (даже если ты отказался)?

а) друг, б) незнакомые люди, в) старшие брат / сестра, г) взрослые, д) искал сам.

е) друзья в компании, ж)

12. Где это было?

а) в школе, б) на дискотеке, в) в доме друга, г) в своем доме, д) во дворе, е) в подъезде

13. знают ли родители о том, что ты пробовал наркотик или токсические вещества?

ДА. НЕТ

14.Где, по-твоему, человек, употребляющий наркотики, может получить реальную помощь?

*

15. Верно ли, что за употребление наркотиков человеку, в том числе, и подростку, грозит уголовное наказание - лишение свободы на длительный срок

ДА, НЕТ

  1. Примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) (специалитета), реализуемая вузом по направлению подготовки 070901 КИНООПЕРАТОРСТВО и профилю подготовки кинооператор,педагог.
  2. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  3. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  4. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  5. Примерный учебный план примерные программы дисциплин макет примерной программы дисциплины Философия и методология социальных наук макет примерной программы дисциплины

    Документ
    1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр") 3
  6. Примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) (специалитет), реализуемая вузом по направлению подготовки 074301 ПРОДЮСЕРСТВО и профилю подготовки продюсер кино и телевидения, педагог .
  7. Методическое пособие Иваново 2003

    Информационно-методическое пособие
    В современной системе образования России сложилась странная ситуация. Все сотрудники Минобразования, все образовательные учреждения, все педагоги, большая часть учащихся выступают за качество образования.
  8. Методическое пособие Иваново 2003 Выходные данные

    Информационно-методическое пособие
    в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы к достижению главной цели – обеспечению качества образования
  9. Столичный Департамент социальной защиты населения проводит общегородскую акцию "Поможем подготовиться к школьному балу". Чтобы бал состоялся для всех, Департаме

    Документ
    Столичный Департамент социальной защиты населения проводит общегородскую акцию "Поможем подготовиться к школьному балу". Чтобы бал состоялся для всех, Департамент Асоциальной защиты населения уже в четвертый раз проводит

Другие похожие документы..