Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Материалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года) Смоленск 2009

Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского

ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов

Материалы студенческой

научно-практической конференции

(22 октября 2008 года)

Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского

ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов

Материалы студенческой научно-практической конференции

(22 октября 2008 года)

Смоленск

2009

УДК 028

ББК 78.303

Ч-77

Составители:

Мертенс Е.С., к.п.н., доцент СГИИ; Сударева И.И., зав. Гуманитарным центром чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского

Ответственный за выпуск:

зам. директора СОУБ им. А.Т. Твардовского Горовая Г.С.

Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол. обл. универс. б-ка им. А.Т. Твардовского, Каф. библиотековедения и информ. ресурсов ОГОУ ВПО «Смол. гос. ин-т искусств»; сост. Мертенс Е.С., Сударева И.И. – Смоленск, 2009.- (печ. изд. отдела СОУБ). - 107с.

В сборник включены доклады студентов самой разнообразной тематики: «Российский опыт продвижения чтения», «История возникновения и развития семейного чтения в России», «Мотивы чтения», «Возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения», «Использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения» и многое другое.

Сборник рассчитан на широкий круг читателей. Составители надеются, что он будет полезен тем, кто заинтересован в повышении высокого статуса книги и чтения, в возвращении России звания «самой читающей страны в мире».

©Смоленская областная универсальная

библиотека им. А.Т. Твардовского

© Мертенс Е.С., Сударева И.И.

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя

Сударева И.И. Гуманитарный центр чтения СОУБ

им. А.Т. Твардовского: новые возможности и технологии по привлечению населения к чтению.

Секция 1. Поддержка и популяризация чтения.

Ринейский И. Н.А. Рубакин о русской читающей публике конца XIX века )

Левченко И. Продвижение книги как способ популяризации чтения

Акулич Л.С. Игра как форма творческой реализации личности юных читателей

Кирилова В. История возникновения и развитие традиций семейного чтения в России

Тарасенкова А. Детское чтение как педагогическая проблема

Мищенкова А. Изучение информационных потребностей молодежи в современной социокультурной среде

Клиенкова Е. Мотивы чтения взрослых: социологический аспект

Нечаева Н. Профессиональное чтение – путь к успеху

Востенкова Ю. Возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения

Крупенкова Т.А. Библиотека как социальный институт формирования нравственности у молодежи (на примере библиотеки Смоленского областного Государственного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 3»).

Секция 2. Чтение и информационные технологии.

Микишанова О.А. Использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения

Волкова И. Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению

Сапунова С.В. Коммуникационные барьеры в документальной и электронной коммуникации: основные способы их преодоления

Новикова Л.В.Технология проведения акции в поддержку чтения

Изотова И. Классическая литература в экранизациях отечественных кинематографистов

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Еще недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. Сегодня же для значительной части населения снизился престиж чтения. Телевидение, электронные носители информации для многих заменяют сегодня книгу.

Это доказали исследования последних лет, проведенные Фондом «Пушкинская библиотека» совместно с Центром Юрия Левады. Анализ исследования показывает уход из книжной культуры значительных слоев населения и разрастание той части общества, которая не нуждается в чтении, довольствуясь такими формами культуры и коммуникации как Интернет и др. Постоянные читатели книг составляют сегодня четвертую часть взрослого населения страны (23%), а те, кто вообще не читает книг, - 7%. Если сопоставить эти показатели с данными 70-80-х годов прошлого века, то скорость регрессивных изменений становится очевидной.

Это вызывает тревогу уже не только у специалистов библиотечного и книжного сообщества, но и у широкой общественности.

Проблемы чтения были затронуты на студенческой научно-практической конференции «Чтение как основное средство обучения и развития человека», которая проходила в Смоленской областной универсальной библиотеке

им. А.Т. Твардовского 22 октября 2008 года.

Студенты, обучающиеся по специальности 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность» в Смоленском государственном институте искусств, приняли активное участие в проведении данной конференции. Под руководством зав. кафедрой библиотековедения и информационных ресурсов Е.С. Мертенс, канд. пед. наук, доцента и педагогов СГИИ: Ю.А. Бабарыкина, доцента; Г.В. Максименковой, доцента; С.В. Сидоровой, ст. преподавателя студентами были подготовлены сообщения самой разнообразной тематики: российский опыт продвижения чтения, история возникновения и развития семейного чтения в России, мотивы чтения, возможности рекомендательной библиографии в продвижении чтения, использование информационных технологий в поддержке и развитии чтения и другие.

По материалам научно-практической конференции издан сборник «Чтение как основное средство обучения и развития человека». Предлагая его вниманию читателей надеемся, что он принесет пользу всем, кто заинтересован в повышении высокого статуса книги и чтения, в возвращении России звания «самой читающей страны в мире».

Гуманитарный центр чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского:

новые возможности и технологии по привлечению

населения к чтению

Сударева И.И.

зав. Гуманитарным центром чтения СОУБ им. А.Т. Твардовского

Сегодня масштабы российского книгоиздания уже не только значительно превзошли лучшие показатели советского периода, но и являются одними из самых высоких в мире. Россия вошла в число крупнейших книгоиздающих держав и ныне занимает четвертое место в мире по числу ежегодно выпускаемых книг, уступая лишь Китаю, США и Великобритании.

Однако, несмотря на столь широкое многообразие предлагаемого ассортимента, Россия по-прежнему остается страной с низкой читательской культурой и неуклонно снижающимся уровнем грамотности населения, особенно детского.

И это вызывает тревогу уже не только у специалистов библиотечного и книжного сообщества, но и у широкой общественности.

Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению - важнейшие задачи общества, еще два десятилетия назад считавшегося самым читающим.

В настоящее время одной из важнейших проблем всего книжного сообщества России является совершенствование пропаганды чтения и книги в обществе, выработка политики воспитания интереса к чтению у подрастающего поколения.

Данные проблемы становятся особенно актуальными в условиях вытеснения печатных источников информации электронными, утраты широкими слоями населения навыков систематического чтения, возникновение элементарной языковой безграмотности.

На решение этой проблемы направлена Национальная программа поддержки и развития чтения, текст которой был подписан 24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне.

Разработка Национальной программы велась на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли.

Механизм продвижения книги и чтения обретает сегодня новые контуры. В первую очередь, это создание Фондом «Пушкинская библиотека» специальной сети – региональных центров чтения, которые созданы сегодня более чем в 30 регионах страны.

В 2008 году Гуманитарный центр чтения был организован в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т. Твардовского.Центр является структурным подразделением отдела общего обслуживания читателей.

Гуманитарный центр чтения осуществляет научно-исследовательскую, научно-методическую, и информационно-просветительскую деятельность в области чтения в регионе.

Создание Гуманитарного центра чтения на базе областной библиотеки открывает перспективы для формирования современного образа библиотеки в информационном пространстве. Сегодня библиотека не должна ограничиваться только быстрым и свободным доступом к различным источникам информации, ее основная цель - влиять на формирование читательской культуры, повышать свой статус как социального института.

Основная цель Гуманитарного центра чтения – способствовать сохранению и развитию культуры чтения в регионе, проведение мероприятий направленных на повышение высокого статуса книги, чтения и библиотеки в обществе.

Деятельность Гуманитарного центра чтения осуществляется в нескольких направлениях:

  • проведение презентаций книг, литературных вечеров, встреч с писателями, акций, фестивалей книг;

  • проведение медиа-лекций «Читаем классику – сегодня!»;

  • организация персональных и тематических книжных выставок (в том числе выездных);

  • помощь в разработке литературных творческих проектов;

  • представление информации о литературных премиях, об объединениях и союзах писателей;

  • составление рекомендательных списков литературы;

  • создание собственной страницы на сайте библиотеки в Интернет для размещении материалов о книге, чтении, мероприятиях Центра и многого другого.

Гуманитарный центр чтения координирует свою работу по проблеме привлечения к чтению с Союзами писателей, литературными объединениями, писателями, поэтами, библиотеками области, издательствами, книготорговыми организациями, учреждениями культуры и образования, общественными организациями.

С первых дней работы Центра была разработана Программа Гуманитарного центра чтения, которая находится в постоянном развитии, обрастая новыми темами, идеями, начинаниями.

Свою работу ГЦЧ начал с участия в семинаре-тренинге«Инновационная деятельность библиотеки (Центры чтения как комплексная система продвижения читательских и книжных инициатив)». Семинар проходил в Кардымовской ЦБС в апреле 2008 года.

Проблема поддержки и продвижения чтения такова, что становится предметом многочисленных исследований, учитывающих различные категории читателей, типы и виды литературы. В этой связи, Гуманитарным центром чтения было проведено социологическое исследование «Книга и чтение в моей жизни».

Методом исследования было выбрано анкетирование. Анкета состояла из 6 вопросов, построенных как закрытые, так и открытые. В качестве объекта исследования выступили пользователи библиотеки, а так же студенты, в ВУЗах которых было проведено исследование.

Анкетирование проводилось с мая по август 2008 года. В исследовании приняло участие 210 человек.

Основная цель исследования – получение информации о роли книги и чтения в жизни современного человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Выявить наиболее вероятную причину снижения интереса россиян к чтению книг;

- Определить наиболее популярные и любимые жанры;

- Выявить какие библиотеки посещают жители города;

- Проанализировать рекомендуемые респондентами книги.

Анализ анкет показал, что книга в современном обществе отходит на второй план, а если кто и читает, то это либо произведения школьной программы, либо художественная литература и журналы.

По мнению большинства респондентов (34%) главной причиной снижения интереса россиян к чтению книг является то, что появились другие формы проведения досуга. 24% опрошенных считают, что причина в снижении общей культуры россиян. По мнению 20% респондентов снижение интереса к чтению происходит из-за нехватки времени. Также 13% опрошенных видят причину этого явления, в том что книги стало читать не так престижно, как раньше; 6% респондентов не считают, что интерес к чтению книг снизился. И лишь 3% причиной снижения интереса россиян к чтению книг назвали то, что на сегодняшний день нет интересных произведений.

В ходе исследования было выявлено, что большинство опрошенных предпочитают искать интересующую их информацию по средствам Интернет.

Самые распространенные ответы на вопрос, о том, какую бы книгу Вы предложили прочитать - это «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, Пауло Коэльо, Анхель де Куатье, Харуки Мураками, М. Веллер, книги по психологии и по истории.

Самыми интересными оказались ответы на вопрос: «Какую книгу вы порекомендовали бы потомкам в наследство?». Среди названных произведений «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Что делать?» Чернышевского, «Тихий Дон» М. Шолохова, книги А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Библию.

Что, несомненно, радует, так это то, что респонденты советуют почитать и рекомендуют потомкам в наследство классические произведения.

На сегодняшний день Центр проводит социологический опрос «Лучшие из лучших», где читатели называют 5 великих романа мировой литературы, 3 лучших современных поэта и 3 лучшие книги для чтения.

Результаты всех опросов, проводимых Центром, будут опубликованы в сборнике по материалам социологических исследований «Читающий Смоленск».

За короткое время работы, Гуманитарным центром чтения было проведено ряд ярких мероприятий. Увлекательные массовые мероприятия Центра – это школа инновационного опыта. Литературно-музыкальные вечера, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций, и т.д. Применяются такие формы как слайд-журналы, слайд-репортажи, спор-часы, конкурсы, автограф-сессии и др.

Интересной и распространенной формой в последнее время стали компьютерные презентации экспонируемые на панели в холле библиотеки «Чтение – удовольствие и радость!», «Читают знаменитые» и др.

Для более успешного проведения массовых мероприятий Центр ведет систематическое расширение и пополнение текстового, музыкального и видео-архива по различным темам.

В последнее время классика воспринимается либо как что-то устаревшее, либо как скучное и сложное. На самом деле классическое произведение никогда не теряет современного звучания и в наибольшей степени способно обогатить внутренний мир человека. Популяризация классики сегодня имеет огромное значение. Именно поэтому Гуманитарный центр чтения организует и проводит медиа-лекции«Читаем классику – сегодня!». Лекции традиционно проходят с использованием зрелищных форм и новых информационных технологий.

С 1 по 7 сентября 2008 года Гуманитарным центром чтения была организована и проведена акция«Думай о будущем – ЧИТАЙ!». Цель акции - показать школьникам важность и необходимость чтения для их будущего. Программа мероприятия была достаточно разнообразна: открытие праздника «Дня знаний», литературные игры, викторины, конкурсы, экскурсия по библиотеке, «5 минут интересной информации» («Глаголь добро»), презентация электронной экспозиции «Чтение – удовольствие и радость!». В Центре был оформлен плакат, отражающий личный выбор читателей «Прочитал – поделись мнением!», на котором каждый желающий мог написать ту книгу, которую хотел бы порекомендовать своему сверстнику.

25 сентября, в рамках Дня города, совместно с Братством православных следопытов, прошел II-ойИсторико-краеведческий марафон «Смоленск 2008», посвященный 65-годовщине освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Марафон представлял собой многоплановое соревнование по принципу ралли. Участники – учащиеся школ Смоленска и Смоленской области.

  1. Материалы международной научно-практической конференциИ

    Документ
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  2. Культура. Образование. Право : Материалы Международной заочной научно-практической конференции г. Екатеринбург, гоу впо российский государственный профессиона

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу современного образования, образовательного законодательства, правового образования, прогнозу развития системы образования Российской Федерации.
  3. Документация об аукционе г. Санкт-Петербург 2008 г (3)

    Документация об аукционе
    Конкурсной комиссией осуществляется: рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников аукциона, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в аукцион, определение победителя аукциона, ведение протокола рассмотрения
  4. Бюллетень новых поступлений январь 2009 года

    Бюллетень
    Материал в указателе располагается в систематическом порядке в соответствии с таблицами ББК, внутри разделов – в алфавите авторов или названий документов.
  5. Библиографический указатель изданий, поступивших в библиотеку сгпи за II квартал 2010 г

    Библиографический указатель
    20.1Т 19Тарасов И.С. Практикум по экологическому мониторингу для студентов педагогических вузов / И. С. Тарасов, В. И. Мещеряков; СГПИ. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2005.
  6. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  7. Бюллетень новых поступлений март 2010 года

    Бюллетень
    Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2004 / [под ред. С. И. Кузьмина, С. П. Уточкиной] ; М-во природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ ; Гл.
  8. Бюллетень новых поступлений за 2010 год (1)

    Бюллетень
    Математика и информатика [Текст] : рабочая учебная программа для курсантов, специальность 030505.65 - Правоохранительная деятельность, срок обучения - 5 лет, специализация - административная деятельность органов внутренних дел, оперативно-розыскная
  9. Бюллетень новых поступлений за 2009 год (3)

    Бюллетень
    Матросова, Л. Д. Методы обработки информации [Текст] : учебно-наглядное пособие / Л. Д. Матросова. - Орёл : ОрЮИ МВД России, 2009. - 38 с. - 00-00. .Учебно-наглядное пособие подготовлено в соответствии с содержанием и структурой программы

Другие похожие документы..