Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

 

Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Программа дисциплины
«Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике»

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Автор программы Ю.К. Пирогова, к.ф.н., профессор

Рекомендовано секцией УМС

Журналистики

Председатель

Шомова С.А.

___________________________

«____»______________2011 г.

Одобрена на заседании

Департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Зав. Деп.

И.В. Кирия____________

«_____» _______________ 2011 г.

Утверждено УС факультета

медиакоммуникаций

___________________________

Ученый секретарь

___________________________

«____»______________2011 г.

Москва, 2011

Пояснительная записка

СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством и продюсером предполагает, что журналист владеет стратегиями и приемами коммуникативного (и в том числе речевого) воздействия. Для освоения и практического закрепления этих приемов и предназначена данная дисциплина. При этом основное внимание в процессе изучения дисциплины уделяется не только естественному языку как инструменту воздействия, но и невербальным инструментам – иными словами, всем тем особенностям структуры и функционирования вербальных и невербальных средств на различных уровнях их организации, которые позволяют эффективно воздействовать на сознание адресата.

В англоязычной традиции аналогичная дисциплина обычно предлагается под названием "Persuasion" (заметим, что этот термин не имеет точного соответствия в русском языке). Эта дисциплина помогает развить коммуникативную компетентность в сфере коммуникаций в целом, а не только в сфере массовой коммуникации.

Цели и задачи курса

Цель курса заключается в том, чтобы научить студентов обнаруживать, исследовать и использовать те технологии и приемы создания вербальных и невербальных сообщений, которые позволяют сообщению быть эффективным средством воздействия в социальной и межличностной коммуникации. Важной неотъемлемой составляющей данной цели также является выработка у студентов понимания и уважения этических и правовых норм, которые распространяются на использование средств коммуникативного воздействия и манипулирования.

В ходе обучения решаются следующие конкретные задачи:

  1. сформировать у студентов четкие представления об основных понятиях в сфере увещевательной коммуникации;

  2. сформировать представления об основных сферах бытования увещевательной коммуникации, познакомить их с классическими примерами успешной увещевательной коммуникации;

  3. дать представления об основных дисциплинах и научных школах, занимающихся изучением увещевательной коммуникации;

  4. дать системные представления о спектре механизмов речевого воздействия и возможностях их использования в конкретных ситуациях;

  5. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала фонетических ресурсов языка;

  6. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала грамматических и синтаксических языковых ресурсов;

  7. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала семантических ресурсов на различных уровнях;

  8. выработать знания и практические навыки использования средств речевого воздействия во взаимодействии с неречевыми средствами;

  9. выработать знания и сформировать практические навыки использования различных средств и стратегий аргументации в ситуациях коммуникативного воздействия;

  10. научить различать манипулятивную и неманипулятивную увещевательную коммуникации и выработать социально ответственное отношение к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия.

При разработке данной программы была учтен опыт преподавания дисциплины «Речевое воздействие» и частично использована методическая разработка учебной программы Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина «Речевое воздействие» (2002 г.)

Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего

Кол-во аудиторных часов

Самост. работа, часов

Лекции

Семинары

  1. 1

Понятие коммуникативного воздействия и манипулирования. Предпосылки коммуникативного воздействия.

14

2

2

10

Воздействующий потенциал фонетических языковых ресурсов.

14

2

2

10

Воздействующий потенциал грамматических и синтаксических языковых ресурсов.

14

2

2

10

Воздействующий потенциал семантических языковых ресурсов.

28

6

6

16

Взаимодействие вербальной и невербальной информации в сообщении.

22

2

4

16

Коммуникативная организация сообщения как целого и ее воздействующий потенциал.

20

2

4

14

Технология аргументации и ее роль в структуре воздействия.

18

2

2

14

Коммуникативное воздействие и манипулирование в аспекте правового и этического регулирования СМИ.

14

2

2

10

Итого

144

20

24

100

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость занятий – 10%

  • участие в работе семинаров – 10%

  • контрольная работа- 15%

  • домашнее задание – 35%

  • зачет – 30 %

Базовый учебник

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции:феномены, механизмы, защита. – М.: Изд-во «Речь», 2004.

  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2011.

  3. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2007.

  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: «Эксмо», 2002.

  6. Чалдини Р. Психология влияния. – М.: «Эксмо», 2010.

Основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005.

  2. Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире. - М.: УРСС, 2003.

  3. Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004.

  4. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Главы 2, 3, 4, 5, 6.

  5. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2011.

  6. Кара-Мурза С.Г., Смирнов С. Манипуляция сознанием-2. - М.: Эксмо, 2009.

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..