Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Что такое аргументация? В чем состоит различие в узком и широком подходе к трактовке этого понятия?

  2. Назовите нескольких исследователей аргументации, заложивших основы ее изучения в прошлом и в настоящем.

  3. Что такое ситуации аргументирования? Приведите примеры различных ситуаций аргументирования.

  4. Что такое стили аргументации? Приведите примеры различных стилей аргументации.

  5. Какие компоненты выделяют исследователи в структуре аргументации? Проиллюстрируйте наличие этих компонентов на конкретном примере.

  6. Каковы основные классификации и виды аргументации?

  7. Подберите примеры использования различных видов аргументации в СМИ, рекламе, политической и деловой коммуникации.

  8. Что такое стратегия аргументации?

  9. Каковы типовые ошибки в аргументации? Приведите примеры ошибок.

  10. Каковы принципы изучения аргументации с точки зрения ее вклада в создание эффективных сообщений?

  11. Выберите два сообщения, посвященные одной и той же теме, но созданные разными авторами и отражающие разные точки зрения на данную тему. Это может быть сообщение в сфере СМИ, рекламы, юриспруденции, политической, научной или деловой коммуникации. Сравните технологии аргументации, используемые этими авторами, выявите сходства и различия. Чем, на Ваш взгляд, обусловлены эти различия в аргументации?

Раздел 8. Коммуникативное воздействие и манипулирование в аспекте правового и этического регулирования СМИ.

Приемы коммуникативного воздействия как приемы увещевательной коммуникации. Проблемы истины, лжи, обмана, очернения, дискредитации, введения в заблуждение и прояснения истины в увещевательной коммуникации. Границы понятия «манипуляция», оценочный характер данного понятия и его соотношение с категорией лжи. Ложные умозаключения при интерпретации сообщений.

Ограничения на использование приемов коммуникативного воздействия в законах и этических кодексах.

«Цена слова». Концептуальные основы и практика лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации.

Основная литература

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Главы 6-9.

  2. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Главы 5, 6.

  3. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 8.

Дополнительная литература

  1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. - М., 2007.

  2. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004. – Гл. 8, 9.

  3. Купина Н.А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург; Пермь, 1995.

  4. Логический анализ языка. Вып. 8. Истина и истинность в культуре и языке. - М., 1995.

  5. Пирогова Ю.К. Ложные умозаключения при интерпретации рекламного сообщения. // Материалы конференции “Диалог-2000”. - 2000.

  6. Таранов П.С. Интриги, мошенничество, трюки. – Симферополь, 1997.

  7. Цена слова. – М.: Изд-во ГАЛЕРИЯ, 2002.

  8. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  9. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000.

  10. Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука—Терра, 1997.

  11. Lakoff R.T. Talking Power: The Politics of Language. – N.Y.: Basic Books, 1990.

  12. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Может ли понятие «манипуляция» рассматриваться как оценочное? Приведите обоснование. Какие выводы следуют из каждого варианта ответа на данный вопрос в связи с проблемой правового и этического регулирования?

  2. В чем различие понятий: истина, ложь, введение в заблуждение?

  3. В чем различие понятий ложь и обман?

  4. Приведите примеры типовых ложных умозаключений, встречающихся при интерпретации при интерпретации сообщений в СМИ и в рекламе.

  5. Установлены ли ограничения на использование приемов коммуникативного воздействия и манипулирования в законах, действующих в сфере СМИ и рекламы? Если да – как эти ограничения сформулированы и в чем состоит их суть?

  6. Установлены ли ограничения на использование приемов коммуникативного воздействия и манипулирования в этических кодексах, действующих в сфере СМИ и рекламы? Если да – как эти ограничения сформулированы и в чем состоит их суть?

  7. Охарактеризуйте концептуальные основы лингвистических и семиотических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Приведите примеры рассмотрения в суде различных типов претензий, связанных с использованием приемов манипулирования.

Предусмотрена контрольная работа по темам 3-7.

Практическое задание:

Защита аналитических и творческих практических заданий по темам разделов 2-7, подготовленных в течение курса (задания выдаются преподавателем на занятиях с учетом сфер интересов студентов).

На семинарских занятиях обсуждается также домашнее задание по комбинированным темам, подготовленное студентами в течение курса.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Что такое модель коммуникации? Какие модели коммуникации Вы можете назвать, в чем их особенности?

  2. В чем состоит различие между понятиями: взаимодействие, воздействие, манипулирование, убеждение, внушение? Проиллюстрируйте эти различия на примерах.

  3. Поясните термины «значимое варьирование» и «вариативная интерпретация действительности». Приведите примеры использования значимого варьирования при освещении событий в СМИ, при описании товаров в рекламе, при подготовке речей политиков и др.

  4. В чем состоит различие понятий текст и сообщение? Что такое вербальные и невербальные сообщения? Приведите примеры использования в сообщениях вербальных и невербальных средств.

  5. Каковы особенности восприятия, запоминания и переработки информации человеком?

  6. Какие основные теории памяти Вы знаете, в чем их различия?

  7. Перечислите различные предпосылки коммуникативного воздействия.

  8. Раскройте понятие эффективного коммуникативного воздействия. Какие факторы влияют на коммуникативную эффективность сообщения? Каковы критерии оценки коммуникативной эффективности сообщения?

  9. Назовите основные сферы коммуникативного воздействия. Приведите примеры эффективной воздействующей коммуникации в различных сферах.

  10. Раскройте понятие «звуковые единицы языка». Приведите примеры сегментных и супрасегментных единиц. Приведите примеры, иллюстрирующие эффективное и неэффективное использование звуковых единиц в целях воздействия (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  11. Что означает термин «фоносемантика»? Каковы возможности и ограничения психолингвистической экспертной системы ВААЛ при оценке фоносемантической составляющей коммуникации?

  12. Какова ассоциативная и цветовая семантика русских гласных? Как эти сведения могут быть использованы в различных сферах коммуникации?

  13. Что такое ритмика фразы и ритмика текста? Приведите примеры использования ритмики в целях воздействия.

  14. Что такое аллитерация, ассонанс, паронимическая аттракция? Приведите примеры, иллюстрирующие использование этих приемов в различных коммуникативных сферах (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  15. Охарактеризуйте воздействующий потенциал грамматических языковых ресурсов. Приведите примеры эффективного использования грамматических ресурсов в целях воздействия.

  16. Что такое валентность слова и модель управления. Каким образом знания о валентности слова и модели управления может использоваться в целях речевого воздействия.

  17. Приведите примеры синтаксической синонимии и синтаксической омонимии. Каковы возможности их использования в целях воздействия.

  18. Что такое глубинная и поверхностная структура, каковы соотношение между ними? В чем заключаются коммуникативные и перлокутивные различия разных поверхностных структур.

  19. Что такое когнитивная сложность текста и синтаксическая громоздкость? Каковы способы их обнаружения и приемы снижения?

  20. В чем состоит различие синтаксиса письменной и разговорной речи, монолога и диалога. Что такое диалогизация и интимизация монологического текста?

  21. Каковы средства экспрессивного синтаксиса? Приведите примеры их использования в различных коммуникативных сферах.

  22. Какова структура значения языковых единиц различных уровней? Проиллюстрируйте на примерах различия денотативной, сигнификативной, экспрессивной и синтаксической семантики.

  23. Охарактеризуйте понятие семантического признака. Приведите пример компонентного анализа слова, словосочетания, текста.

  24. Каковы основные положения теории прототипов Э. Рош? Каким образом теория прототипов может использоваться для создания эффективных сообщений?

  25. В чем различия категориальных и ситуативных понятий по А.Р. Лурии? Каким образом понимание этих различий может использоваться для создания эффективных сообщений?

  26. Что такое функционально-стилистическая дифференциация лексических средств? Как региональные и социальные диалекты могут использоваться в целях речевого воздействия.

  27. Что такое дескриптивные и оценочные понятия? Каковы особенности использования оценки в воздействующей коммуникации (проиллюстрируйте на примере одной коммуникативной сферы)?

  28. Что такое семантического поле? Каковы основные виды отношений между членами семантического поля? Каковы возможности использования этих отношений при вариативной интерпретации действительности?

  29. В чем различие понятий многозначность и омонимия? Каковы основные виды омонимии на различных языковых уровнях? Каков воздействующий потенциал многозначности и омонимии?

  30. Охарактеризуйте понятия прямого и переносного смысла. Приведите примеры использования слов, словосочетаний, предложений, текстов, комплексных вербально-невербальных сообщений с прямым и переносным смыслом.

  31. Что такое интертекстуальность сообщения? Каков воздействующий потенциал интертекстуальности в различных сферах.

  32. Что такое метафора, метонимия, синекдоха? Каков их воздействующий потенциал в различных коммуникативных сферах?

  33. Каковы основные понятия и положения когнитивной теории метафоры Лакоффа и Джонсона? В чем ее отличие от других теорий метафоры?

  34. Как могут использоваться аналогия, сравнение и другие сопоставительные операции в целях воздействия? Что такое манипуляция с классами сравнения и параметрами сравнения?

  35. Приведите примеры эффективной коммуникации и коммуникативных неудач, базирующейся на использовании семантических приемов воздействия (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

  36. Перечислите невербальные средства выражения информации в сообщении. Что такое денотативное и коннотативное значение невербальных элементов сообщения.

  37. Какие типы шрифтов Вы можете назвать? Дайте характеристику воздействующих возможностей шрифтов и шрифтовых выделений.

  38. Как классифицируется цвет? Имеются ли у различных вариантов цветовых решений коннотации? Дайте характеристику воздействующих возможностей цветовых решений.

  39. Как анализировать изображения с точки зрения их воздействующего потенциала? В чем состоят преимущества и ограничения изображений по сравнению с текстом как средства передачи информации?

  40. Какие типы связи можно выделить между текстом и изображением? В чем состоит различие этих типов связи? Как учесть эти различия при разработке различных вариантов сообщений в воздействующей коммуникации?

  41. Что такое визуальная риторика? Охарактеризуйте ее воздействующий потенциал.

  42. Что такое игровая коммуникация и языковая игра? Каковы признаки игры по Й Хейзинге?

  43. Какие игровые технологии воздействия выделяются? В чем состоит их привлекательность для адресатов?

  44. Что такое визуальная метафора? Приведите примеры ее использования в СМИ, рекламе, в политической и деловой коммуникации. Как взаимодействуют вербальная и визуальная метафора?

  45. Приведите примеры эффективной коммуникации и коммуникативных неудач с комплексным использованием вербальных и визуальных риторических фигур в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

  46. Что такое связность и цельность сообщений? Каковы средства поддержания связности и цельности сообщений?

  47. Каковы средства коммуникативной организации предложения? Приведите примеры, иллюстрирующие понятия: тема-рема, данное-новое, фокус контраста-фон, и др. Можно ли применить эти понятия для описания коммуникативной организации текстов и комплексных вербально-невербальных сообщений?

  48. Что такое принцип кооперации Г.П. Грайса? Каковы постулаты общения по Г.П. Грайсу?

  49. Что такое имплицитная информация? Какие виды имплицитной информации выделяют исследователи? Каковы основные типы вербальных и невербальных структур, вводящих имплицитную информацию в сообщение?

  50. Приведите примеры эффективной коммуникации и коммуникативных неудач, базирующейся на использовании имплицитной информации (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

  51. Что такое иерархия коммуникативной выделенности информации в сообщении? Какое прагматическое значение имеет использование данного понятия применительно к сфере увещевательной коммуникации?

  52. Что такое теория НЛП? Каковы основные понятия и положения нейролингвистического программирования? Каковы возможности и ограничения использования технологий НЛП в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации?

  53. В чем состоит принципиальное отличие отдельного сообщения от серии сообщений с точки зрения технологий коммуникативного воздействия. Какие основные макроструктурные модели могут использоваться при создании серии сообщений?

  54. Комплексное коммуникативное воздействие в контексте современных теорий социальной психологии: приведите краткий обзор концепций.

  55. Дайте характеристику концепции влияния Р. Чалдини.

  56. Дайте характеристику концепции влияния Ф. Зимбардо- М. Ляйпе.

  57. Что такое психологическая защита от манипуляции? По каким признакам можно распознать манипуляцию? Как защититься от манипуляции?

  58. Приведите примеры технологий защиты.

  59. Что такое аргументация? Назовите нескольких исследователей аргументации, заложивших основы ее изучения в прошлом и в настоящем.

  60. Что такое ситуации аргументирования? Приведите примеры различных ситуаций аргументирования.

  61. Что такое стили аргументации? Приведите примеры различных стилей аргументации.

  62. Какие компоненты выделяют исследователи в структуре аргументации? Проиллюстрируйте наличие этих компонентов на конкретном примере.

  63. Каковы основные классификации и виды аргументации?

  64. Приведите примеры эффективного и неэффективного использования различных видов аргументации в СМИ, рекламе, политической и деловой коммуникации.

  65. Что такое стратегия аргументации? Каковы основные разновидности стратегий аргументации.

  66. Может ли понятие «манипуляция» рассматриваться как оценочное? Приведите обоснование. Какие выводы следуют из каждого варианта ответа на данный вопрос в связи с проблемой правового и этического регулирования?

  67. В чем различие понятий: истина, ложь, обман, введение в заблуждение? Приведите примеры типовых ложных умозаключений, встречающихся при интерпретации при интерпретации сообщений в СМИ и в рекламе.

  68. Установлены ли ограничения на использование приемов коммуникативного воздействия и манипулирования в законах и этических кодексах, действующих в сфере СМИ и рекламы? Если да – как эти ограничения сформулированы и в чем состоит их суть?

  69. Охарактеризуйте концептуальные основы лингвистических и семиотических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Приведите примеры рассмотрения в суде различных типов претензий, связанных с использованием приемов манипулирования.

Автор программы:

кандидат филологических наук,

профессор Ю.К. Пирогова

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..