Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

Раздел 5. Взаимодействие вербальной и невербальной информации в сообщении.

Невербальные средства выражения информации в сообщении: изображение, шрифтовое и цветовое выделение, особенности макета, звуковое сопровождение и голос и др. Соотношение вербальной и невербальной информации.

Взаимодействие визуальной и вербальной частей (изображение и текст). Денотативное и коннотативное значение изображения. Преимущества изображения. Преимущества текста. Роль текстовой части сообщения для восприятия и запоминания изображения, и наоборот.

Принципы согласования изображения и текста в сообщениях СМИ. Основные типы соотношений между изображением и текстом (дублирование, прояснение, взаимное дополнение и др.).

Основы визуальной риторики. Игровые приемы компрессии и преобразования смысла как основа сильной идеи. Визуальные тизеры, визуальные искажения, визуальные парадоксы, визуальные гиперболы и литоты, визуальные метафоры и метонимии, оживление мертвых метафор, визуальные каламбуры, замены и смещения в ролевой структуре и другие креативные приемы.

Основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005.

  2. Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире. - М.: УРСС, 2003. (Глава «Семиотические подходы в исследовании массовой коммуникации»).

  3. Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004. – Главы 3-5.

  4. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Главы 5.

  5. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 5.

Дополнительная литература

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

  2. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

  3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

  4. Эко У. Отсутствующая структура. – СПб., 1998.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Что такое вербальные и невербальные сообщения? Приведите примеры использования в сообщениях вербальных и невербальных средств.

  2. Перечислите невербальные средства выражения информации в сообщении

  3. Что такое денотативное и коннотативное значение невербальных элементов сообщения.

  4. Какие типы шрифтов Вы можете назвать? Имеются ли у них коннотации? Дайте характеристику воздействующих возможностей шрифтов и шрифтовых выделений.

  5. Как классифицируется цвет? Имеются ли у различных вариантов цветовых решений коннотации? Какие именно коннотации связаны с ними? Дайте характеристику воздействующих возможностей цветовых решений.

  6. Как анализировать изображения с точки зрения их воздействующего потенциала?

  7. В чем состоят преимущества и ограничения изображений по сравнению с текстом как средства передачи информации?

  8. Какие типы связи можно выделить между текстом и изображением? В чем состоит различие этих типов связи? Как учесть эти различия при разработке различных вариантов сообщений в воздействующей коммуникации?

  9. Что такое визуальная риторика? Охарактеризуйте ее воздействующий потенциал.

  10. Что такое языковая игра?

  11. Что такое игровая коммуникация? Каковы признаки игры по Й Хейзинге?

  12. Какие игровые технологии воздействия выделяются? В чем состоит их привлекательность для адресатов?

  13. Приведите примеры использования различных типов игровых техник (в т.ч. вербальных и невербальных) в СМИ, рекламе, в политической и деловой коммуникации.

  14. Что такое визуальная метафора? Приведите примеры ее использования в СМИ, рекламе, в политической и деловой коммуникации.

  15. Как взаимодействуют вербальная и визуальная метафора?

  16. Приведите примеры эффективной коммуникации с комплексным использованием вербальных и визуальных риторических фигур в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

  17. Приведите примеры коммуникативных неудач с использованием вербальных и визуальных риторических фигур в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

Раздел 6. Коммуникативная организация сообщения как целого и ее воздействующий потенциал.

Понятия связности и цельности текста и сообщения. Формальные средства поддержания связности и цельности текста. Средства коммуникативной организации смысла: тема и рема, данное и новое, фокус контраста и фон, топик (именительный темы), их использование в целях речевого воздействия.

Понятие эксплицитной и имплицитной информации (выраженный и невыраженный смысл). Текст и подтекст. Особенности восприятия и понимания имплицитной информации. Принцип кооперации и постулаты речевого общения П. Грайса. Импликатуры, порождаемые при нарушении постулатов речевого общения. Воздействующий потенциал имплицитной информации. Виды имплицитной информации: конвенциональные импликатуры (презумпция существования, исходное допущение вопроса, пресуппозиции различных видов); теоретические импликатуры, импликатуры дискурса. Основные типы языковых структур, вводящих имплицитную информацию. Умолчание как прием речевого воздействия. Взаимодействие различных видов информации (имплицитной и эксплицитной) в процессе понимания сообщения.

Прямые и косвенные речевые акты. Понятие перформатива. Воздействующий потенциал косвенных речевых актов.

Иерархия выделенности информации в аудио-визуальном, в аудиальном и в печатном сообщении. Иерархия выделенности информации в структуре предложения, в тексте и в комплексном сообщении. Ранжирование поверхностных структур в зависимости от фактора “более/менее важное”.

Основы нейро-лингвистического программирования, особенности применения НЛП в межличностной и массовой коммуникации. Использование коммуникативных стратегий, ориентированных на различные репрезентативные системы.

Отдельное сообщение и серия сообщений. Коммуникативная организация воздействия на уровне макроструктур. Использование различных макроструктурных моделей при построении сообщений и объединении их в серии сообщений.

Комплексное коммуникативное воздействие в контексте современных теорий социальной психологии.

Социальное научение и формирование стереотипного мышления. Концепция влияния Р. Чалдини (6 правил влияния).

Комплексное коммуникативное воздействие и влияние на установки, поведение и когниции. Концепция Ф. Зимбардо-М. Ляйпе. Влияние на установки через поведение. Изменение установок посредством убеждения. Настойчивость и поведенческие последствия изменения установок. Сопротивление, механизмы его преодоления, избирательное подчинение. Сознательное и бессознательное, их учет в различных технологиях влияния.

Коммуникативно-психологическое давление, манипуляция и технологии защиты от манипуляции.

Базовая и основная литература

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Глава 5.

  2. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  3. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2007.

  4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. – Главы 8, 9, 10, 12, 13.

  5. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 2 (раздел 2.2) и глава 5.

  6. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 6.

  7. Паршин П.Б.Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  8. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2011. – Главы 3-7.

  9. Чалдини Р. Психология влияния. – М.: «Эксмо», 2010. – Главы 2-7.

Дополнительная литература

  1. Бэндлер Р., Гриндер Д.. Структура магии. - СПб., 1996.

  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997 (разд. «Русский язык»).

  3. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Высшая школа, 1980.

  4. Зингардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001 (Гл. 1. «Мир влияния»).

  5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

  6. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

  7. Московичи С. Век толп. – М., 1998 (или более позднее переиздание).

  8. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.

  9. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986.

  10. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

  12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

  13. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М.: «Азбуковник», 2001.

  14. Пирогова Ю.К. Серийная реклама: стратегический подход к креативным решениям // Реклама и жизнь, N 1, 2004.

  15. Пропп В.Я. Морфология [волшебной] сказки. – М.: Лабиринт, 2003 (или любое другое издание)

  16. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М., 1997.

  17. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  18. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.: КСП, 1996 (или более позднее переиздание).

  19. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000.

  20. Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука—Терра, 1997.

  21. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Х. Олкера).

  22. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

  23. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

  24. Thomson O. Mass Persuasion in History: A Historical Analysis of the Development of Propaganda Technique. - Edinburgh: Harris, 1977.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Что такое связность и цельность сообщений? Каковы средства поддержания связности и цельности сообщений?

  2. Что такое коммуникативная организация сообщения на уровне отдельных предложений? Каковы средства коммуникативной организации предложения? Приведите примеры, иллюстрирующие понятия: тема-рема, данное-новое, фокус контраста-фон, и др. Можно ли применить эти понятия для описания коммуникативной организации текстов и комплексных вербально-невербальных сообщений?

  3. Что такое принцип кооперации Г.П. Грайса? Каковы постулаты общения по Г.П. Грайсу?

  4. Что такое имплицитная информация? Какие иные термины используются для обозначения сходных явлений?

  5. Какие виды имплицитной информации выделяют исследователи?

  6. Каковы основные типы вербальных (языковых) структур, вводящих имплицитную информацию в сообщение?

  7. Какими невербальными средствами может вводиться в сообщение имплицитная информация?

  8. Приведите примеры эффективной коммуникации, базирующейся на использовании имплицитной информации (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

  9. Приведите примеры коммуникативных неудач, возникших из-за игнорирования имплицитной информации (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

  10. Что такое косвенный речевой акт? Каковы возможности его использования в целях воздействия?

  11. Что такое иерархия коммуникативной выделенности информации в сообщении? Какое прагматическое значение имеет использование данного понятия применительно к сфере увещевательной коммуникации?

  12. Как можно применять это понятие при исследовании и разработке аудио-визуальных, аудиальных и печатных сообщений в СМИ, в рекламе, политической и деловой коммуникации?

  13. Что такое теория НЛП? Для какой сферы коммуникации она разрабатывалась? Каковы основные понятия и положения нейролингвистического программирования?

  14. Каковы возможности и ограничения использования технологий НЛП в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации?

  15. В чем состоит принципиальное отличие отдельного сообщения от серии сообщений с точки зрения технологий коммуникативного воздействия.

  16. Какие основные макроструктурные модели могут использоваться при создании серии сообщений? Какие технологий воздействия связаны с этими моделями?

  17. Приведите примеры использования различных макроструктурных моделей в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

  18. Комплексное коммуникативное воздействие в контексте современных теорий социальной психологии: приведите краткий обзор концепций.

  19. Дайте характеристику концепции влияния Р. Чалдини. Подберите свои примеры, иллюстрирующие каждый из 6 правил влияния (по Чалдини).

  20. Дайте характеристику концепции влияния Ф. Зимбардо- М. Ляйпе. Подберите свои примеры, иллюстрирующие основные положения этой концепции.

  21. Что такое психологическая защита от манипуляции?

  22. По каким признакам можно распознать манипуляцию?

  23. Как защититься от манипуляции? Приведите примеры технологий защиты.

Раздел 7. Технология аргументации и ее роль в структуре воздействия

Понятие аргументации. История изучения аргументации.

Широкое и узкое понятие аргументации в современных исследованиях. Аргументация как приведение аргументов, т.е. рациональных доводов. Аргументация как способ заставить адресата (собеседника, зрителя, слушателя, читателя) принять какие-либо положения.

Ситуации аргументирования и стили аргументации. Структура аргументации. Автор, адресат, содержание аргументации, условия аргументации. Фактор адресата и имидж автора аргументации. Тезисы и аргументы.

Содержательная типология аргументации. Рациональная (последовательная) и эмоциональная аргументация. Вербальная и невербальная аргументация. Апелляция в аргументации. Ценностная и порождающая аргументация. Аргументация и ценностные категории. Эксплицитная и имплицитная аргументация.

Стратегии аргументации.

Принципы анализа аргументации. Ошибки в аргументации.

Аргументация и коммуникативная эффективность сообщения.

Основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия, 2005.

  2. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 7.

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. - М. 1982

  2. Баранов А.Н. Что нас убеждает? - М. 1990

  3. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004.

  4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник в 2-х томах. – М.: Дело, 2008.

  5. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М.: Изд-во «Дело», 2007.

  6. Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  7. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М., 1997.

  8. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000.

  9. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

  10. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..