Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

Основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005.

  2. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 5.

  3. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 2.

  4. Фатеева Н.А. Статья “Звуковая организация текста” // Энциклопедия “Кругосвет” (www.krugosv).

  5. Психолингвистическая экспертная система ВААЛ. Руководство пользователя. – М., 2002 (www.vaal.ru). [Шалак В.И. и др.] Сайт экспертной системы ВААЛ (www.vaal.ru)

Дополнительная литература

  1. Воронин С.В. Основы фоносемантики. - Л., 1982.

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  3. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: 1988.

  4. Сомова Е.Г. «Я увидел это по радио» (звуковая метафора в радиоречи). – Краснодар: КубГУ; КСЭИ, 2002.

  5. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.: КСП, 1996 (или более позднее переиздание).

  6. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Р. Блакара).

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Раскройте понятие «звуковые единицы языка». Приведите примеры сегментных и супрасегментных единиц.

  2. Каков воздействующий потенциал сегментных и супрасегментных звуковых единиц? Приведите примеры, иллюстрирующие эффективное и неэффективное использование звуковых единиц в целях воздействия (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  3. Влияет ли голос человека на его имидж? Какие характеристики голоса можно сознательно контролировать в имиджевых целях?

  4. Что означает термин «фонетическое значение»? Как он соотносится с терминами «фоносемантика» и «звуковой символизм»?

  5. Какова ассоциативная и цветовая семантика русских гласных? Как эти сведения могут быть использованы в различных сферах коммуникации?

  6. Каковы возможности и ограничения психолингвистической экспертной системы ВААЛ при оценке фоносемантической составляющей коммуникации?

  7. Что такое ритмика фразы и ритмика текста? Приведите примеры использования ритмики в целях воздействия. В каких коммуникативных сферах может эффективно использоваться воздействующий потенциал ритмических структур?

  8. Что такое аллитерация, ассонанс, паронимическая аттракция? Приведите примеры, иллюстрирующие использование этих приемов в различных коммуникативных сферах (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  9. Приведите примеры использования фонетически ориентированных стратегий создания названий, девизов, текстов.

Раздел 3. Воздействующий потенциал грамматических и синтаксических языковых ресурсов.

Основные грамматические единицы и процессы. Слово, словосочетание, предложение, сверхфразовое единство. Предложение и высказывание.

Выбор грамматических форм и синтаксических конструкций в зависимости от конкретных задач коммуникативного воздействия. Понятие валентности и модели управления, предикат и актанты, актуализация валентностей. Различие активных и пассивных конструкций, конструкций с глаголом и отглагольным существительным с точки зрения задач воздействия. Синтаксическая синонимии и синтаксическая омонимия, возможность их использования как средств воздействия.

Синтаксис письменной и синтаксис разговорной речи: основные отличия. Синтаксические приемы диалогизации и интимизации общения. Средства экспрессивного синтаксиса.

Понятие синтаксической простоты и синтаксической громоздкости предложения, основные виды громоздкости, способы определения и коррекции. Синтаксические приемы повышения читаемости текста.

Основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005.

  2. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Раздел 2.1.

  3. Паршин П.Б.Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  4. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 3.

Дополнительная литература

  1. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004. – Гл. 6

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  3. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л.: ЛГУ, 1979.

  4. Кобозева И.М.. Лингвистическая семантика. - М., 2000.

  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003 (Гл. 15 «Психолингвистика речевого воздействия»).

  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

  7. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

  8. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  9. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

  10. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990.

  11. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М., 1985.

  12. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.

  13. Статья “Валентность” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Перечислите основные грамматические единицы и процессы.

  2. Охарактеризуйте воздействующий потенциал грамматических языковых ресурсов. Приведите примеры эффективного использования грамматических ресурсов в целях воздействия.

  3. Каким образом знания о валентности слова и модели управления может использоваться в целях речевого воздействия.

  4. Возможно ли описание одной ситуации с помощью разных предикатов? Приведите примеры, дайте характристику общей передаваемой информации и различиям, обусловленным выбором предиката.

  5. Как грамматический залог может использоваться в целях речевого воздействия.

  6. Что такое номинализация. Как номинализация может использоваться в целях речевого воздействия.

  7. Приведите примеры синтаксической синонимии и синтаксической омонимии. Каковы возможности их использования в целях воздействия.

  8. Что такое глубинная и поверхностная структура, каковы соотношение между ними? В чем заключаются коммуникативные и перлокутивные различия разных поверхностных структур.

  9. Что такое когнитивная сложность текста? Каковы источники когнитивной сложности в тексте?

  10. Что такое синтаксическая громоздкость? Каковы способы ее обнаружения и приемы снижения?

  11. В чем состоит различие синтаксиса письменной и разговорной речи, монолога и диалога. Что такое диалогизация и интимизация монологического текста?

  12. Каковы средства экспрессивного синтаксиса? Приведите примеры их использования в различных коммуникативных сферах.

Раздел 4. Воздействующий потенциал семантических языковых ресурсов.
Основные лексико-семантические единицы и отношения. Структура лексического значения: денотативная, сигнификативная, экспрессивная и синтаксическая семантика; денотация и коннотация. Субъективный характер языковых значений, личностные смыслы.

Дескрипция и оценка, виды оценочных значений (общеоценочные и частнооценочные, рациональные, сенсорные, психологические, телеологические, утилитарные и др. оценки). Особенности использования оценки в воздействующей коммуникации. Механизм приписывания оценочных значений дескриптивным понятиям. Гиперболичность оценки. Смещение оценочных шкал. Сращение оценочных шкал. Периферийная оценка. Навязанная оценка.

Многозначность (неоднозначность) и омонимия. Виды омонимии и неоднозначности. Использование неоднозначности слов и высказываний в целях речевого воздействия. Прямой и переносный смысл. Слово, идиома, фразеологическая единица.

Понятие референции. Обобщенная референция, ее функция в речевом воздействии. Неопределенная референция, ее роль в речевом воздействии.

Интертекстуальность как прием совмещения смыслов и создания многозначных сообщений. Эстетика интертекстуальности, потенциал ее воздействия в массовой и межличностной коммуникации.

Метафора, метонимия, синекдоха и другие виды тропов, их воздействующий потенциал. Аналогия, сравнение и другие сопоставительные операции, психосемантические механизмы, связанные с ними. Манипуляции с классами сравнения и параметрами сравнения в коммуникациях.

Функционально-стилистическая дифференциация языковых средств. Жанры и регистры речи. Использование функционально-стилистического разнообразия языковых средств в целях речевого воздействия.

Семантически ориентированные стратегии воздействия. Связь семантически ориентированных стратегий воздействия с психологическими технологиями воздействия.

Базовая и основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005.

  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Глава 4.

  3. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2007.

  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. – Главы 6-7.

  6. Паршин П.Б.Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  7. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 2 (раздел 2.1), глава 4.

  8. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 4.

  9. Сайт www.metaphor.ru или Сайт

Дополнительная литература

  1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.

  2. Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. — М.: Помовский и партнеры, 1994.

  3. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004.

  4. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления. – М.: Флинта-Наука, 2003.

  5. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль, 1990.

  6. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. – М.; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003 (Разд. 1.2) .

  7. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  8. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

  9. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

  10. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л.: ЛГУ, 1979.

  11. Кобозева И.М.. Лингвистическая семантика. - М., 2000 . (Разд. I, Гл. 2 и 3; Разд. II, Гл. 3-4, 8)

  12. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М., 1994.

  13. Купина Н.А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург; Пермь, 1995.

  14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  15. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.

  16. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988.

  17. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  18. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М.: «Азбуковник», 2001.

  19. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

  20. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990.

  21. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 2002.

  22. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992 (или более позднее переиздание).

  23. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Р. Блакара)

  24. Bolinger D. Language: The Loaded Weapon. — L.; N.Y.: Longman, 1980.

  25. Lakoff R.T. Talking Power: The Politics of Language. – N.Y.: Basic Books, 1990.

  26. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Каковы основные семантические единицы и отношения?

  2. Что такое личностные смыслы?

  3. Какова структура значения языковых единиц различных уровней? Проиллюстрируйте на примерах различия денотативной, сигнификативной, экспрессивной и синтаксической семантики.

  4. Охарактеризуйте понятие семантического признака. Приведите пример компонентного анализа слова, словосочетания, текста.

  5. Каковы основные положения теории прототипов Э. Рош? Что такое понятия базового уровня? В чем состоит их особый статус в когнитивных процессах? Каким образом теория прототипов может использоваться для создания эффективных сообщений?

  6. В чем различия категориальных и ситуативных понятий по А.Р. Лурии? Каким образом понимание этих различий может использоваться для создания эффективных сообщений?

  7. Что такое функционально-стилистическая дифференциация лексических средств?

  8. Как региональные и социальные диалекты могут использоваться в целях речевого воздействия.

  9. Что такое жаргон, сленг, арго? Охарактеризуйте их потенциал с точки зрения речевого воздействия.

  10. Что такое дескриптивные и оценочные понятия? Каковы виды оценочных значений? Встречаются ли смешанные дескриптивно-оценочные понятия?

  11. Каковы особенности использования оценки в воздействующей коммуникации (проиллюстрируйте на примере одной коммуникативной сферы)?

  12. Как могут использоваться эвфемизмы и дисфемизмы в целях речевого воздействия?

  13. Что такое семантического поле? Каковы основные виды отношений между членами семантического поля? Каковы возможности использования этих отношений при вариативной интерпретации действительности?

  14. Каковы виды синтагматических семантических отношений? Как эти знания могут использоваться в целях воздействия?

  15. В чем различие понятий многозначность и омонимия? Каковы основные виды омонимии на различных языковых уровнях? Каков воздействующий потенциал многозначности и омонимии?

  16. Охарактеризуйте понятия прямого и переносного смысла. Приведите примеры использования слов, словосочетаний, предложений, текстов, комплексных вербально-невербальных сообщений с прямым и переносным смыслом.

  17. Что такое интертекстуальность сообщения? Какие другие термины могут использоваться для обозначения этого же явления? Каков воздействующий потенциал интертекстуальности в различных сферах.

  18. Что такое метафора, метонимия, синекдоха? Каков их воздействующий потенциал в различных коммуникативных сферах?

  19. Каковы основные понятия и положения когнитивной теории метафоры Лакоффа и Джонсона? В чем ее отличие от других теорий метафоры?

  20. Как могут использоваться аналогия, сравнение и другие сопоставительные операции в целях воздействия? Каким образом в семантике и синтаксисе сообщений находят отражение эти типы отношений.

  21. Что такое манипуляция с классами сравнения и параметрами сравнения? Как именно могут использоваться манипуляции с классами и параметрами сравнения в различных сферах коммуникации (в СМИ, рекламе, политической, деловой и других сферах коммуникации).

  22. Что такое функционально-стилистическая разновидность языка и как разнообразие языковых средств можно использовать в целях воздействия?

  23. Приведите примеры эффективной коммуникации, базирующейся на использовании семантических приемов воздействия (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

  24. Приведите примеры коммуникативных неудач, возникших из-за игнорирования воздействующего потенциала семантических единиц (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.)

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..