Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. - М. 1982

  2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.

  3. Баранов А.Н. Что нас убеждает? - М. 1990

  4. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. - М., 2007.

  5. Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. — М.: Помовский и партнеры, 1994.

  6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

  7. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М.: РГГУ, 2000.

  8. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004.

  9. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия, 2005.

  10. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН, 1986.

  1. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004.

  2. Бэндлер Р., Гриндер Д.. Структура магии. - СПб., 1996.

  3. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления. – М.: Флинта-Наука, 2003.

  4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997 (разд. «Русский язык»).

  5. Воронин С.В. Основы фоносемантики. - Л., 1982.

  6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  7. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Высшая школа, 1980.

  8. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль, 1990.

  9. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. – М.; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003 (Разд. 1.2) .

  10. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: 1988.

  11. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник в 2-х томах. – М.: Дело, 2008.

  12. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М.: Изд-во «Дело», 2007.

  13. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

  15. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

  16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.

  17. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л.: ЛГУ, 1979.

  18. Кобозева И.М.. Лингвистическая семантика. - М., 2000 .

  19. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М., 1994.

  20. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.

  21. Купина Н.А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург; Пермь, 1995.

  22. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003 (Гл. 15 «Психолингвистика речевого воздействия»).

  24. Логический анализ языка. Вып. 8. Истина и истинность в культуре и языке. - М., 1995.

  25. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

  26. Московичи С. Век толп. – М., 1998 (или более позднее переиздание).

  27. Нейберг С., Кенрик Д., Чалдини Р. Законы и тайны поведения человека: Новейшая психологическая энциклопедия. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.

  28. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.

  29. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986.

  30. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988.

  31. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

  32. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  33. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

  34. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

  35. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии. - М.: «Флинта», «Наука», 2011.

  36. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М.: «Азбуковник», 2001.

  37. Пирогова Ю.К. Ложные умозаключения при интерпретации рекламного сообщения. // Материалы конференции “Диалог-2000”. - 2000.

  38. Пирогова Ю.К. Серийная реклама: стратегический подход к креативным решениям // Реклама и жизнь, N 1, 2004.

  39. Пропп В.Я. Морфология [волшебной] сказки. – М.: Лабиринт, 2003 (или любое другое издание)

  40. Психолингвистическая экспертная система ВААЛ. Руководство пользователя. – М., 2002 (www.vaal.ru)

  41. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974.

  42. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

  43. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990.

  44. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М., 1988.

  45. Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. - М., 1993.

  46. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 2002.

  47. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-ое издание. – Спб.: ПИТЕР, 2006.

  48. Сомова Е.Г. «Я увидел это по радио» (звуковая метафора в радиоречи). – Краснодар: КубГУ; КСЭИ, 2002.

  49. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М., 1985.

  50. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.

  51. Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  52. Таранов П.С. Интриги, мошенничество, трюки. – Симферополь, 1997.

  53. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М., 1997.

  54. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992 (или более позднее переиздание).

  55. Цена слова. – М.: Изд-во ГАЛЕРИЯ, 2002.

  56. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  57. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.: КСП, 1996 (или более позднее переиздание).

  58. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000.

  59. Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука—Терра, 1997.

  60. Эко У. Отсутствующая структура. – СПб., 1998.

  61. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статьи Р. Блакара, Д. Болинджера, Х. Вайнриха, Х. Олкера).

  62. Bolinger D. Language: The Loaded Weapon. — L.; N.Y.: Longman, 1980.

  63. Lakoff R.T. Talking Power: The Politics of Language. – N.Y.: Basic Books, 1990.

  64. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

  65. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

  66. Thomson O. Mass Persuasion in History: A Historical Analysis of the Development of Propaganda Technique. - Edinburgh: Harris, 1977.

Интернет-ресурсы

  1. Зализняк Анна А. Статья “Языковая картина мира” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  2. Когнитивная теория метафоры. - Сайт или Сайт

  3. Котов А.А. Лингвистические модели эмоциональной речи. - Сайт

  4. Паршин П.Б. Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  5. Фатеева Н.А. Статья “Звуковая организация текста” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  6. Шалак В.И. и др. Сайт экспертной системы ВААЛ ()

Содержание курса
Раздел 1. Понятие коммуникативного воздействия и манипулирования. Предпосылки коммуникативного воздействия.

Общение в структуре человеческой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Модели коммуникации. “Воздействие” в ряду других понятий: «взаимодействие», «влияние», «убеждение», «внушение», «манипулирование» и др. Смысловые различия, имеющиеся между этими категориями.

Картина мира. Вербализация коммуникативного замысла и понимание. Понятие вариативной интерпретации действительности. Понятие значимого варьирования. Широкое и узкое понимание речевого воздействия. Соотношение понятий речевого воздействия и языкового манипулирования. Особенности структуры и функционирования естественного языка как инструмента речевого воздействия. Речевое воздействие и манипулирование на разных языковых уровнях.

Когнитивные, социо-психологические, семиотические и социальные предпосылки коммуникативного воздействия и манипулирования. Особенности восприятия, запоминания и переработки информации в массовой и межличностной коммуникации. Современные психологические теории обработки информации и памяти.

Количественный и качественный аспекты коммуникативного воздействия.

Понятие коммуникативной эффективности сообщения. Основные критерии и методы анализа коммуникативной эффективности сообщения.

Основные сферы коммуникативного воздействия: журналистика, публичная политика, дипломатия, реклама и PR, психоанализ и психотерапия, судебная речь, дидактика.

Понятие «прием воздействия» Анализ некоторых классических примеров коммуникативного воздействия в различных коммуникативных сферах.

Базовая и основная литература

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005. – Гл. 1-2.

  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Главы 2 и 3.

  3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. – Главы 1-5.

  4. Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004. – Главы 1и 2.

  5. Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире. - М.: УРСС, 2003. – Стр. 14-31.

  6. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2009.

  7. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2007.

  8. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2010. – Лекция 1.

  9. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Главы 6.

  10. Чалдини Р. Психология влияния. – М.: «Эксмо», 2010. – Главы 1, 8.

Дополнительная литература

  1. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004. – Глава 1.

  2. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН, 1986.

  3. Зализняк Анна А. Статья “Языковая картина мира” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  4. Котов А.А. Лингвистические модели эмоциональной речи. - Сайт www.harpia.ru

  5. Паршин П.Б.Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  6. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статьи Д. Болинджера, Х. Вайнриха).

  7. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-ое издание. – Спб.: ПИТЕР, 2006.

  8. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

  9. Thomson O. Mass Persuasion in History: A Historical Analysis of the Development of Propaganda Technique. - Edinburgh: Harris, 1977.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  1. Что такое модель коммуникации? Какие модели коммуникации Вы можете назвать, в чем их особенности?

  2. Как Вы понимаете термин «увещевательная коммуникация», какой англоязычный термин соответствует данному русскому термину?

  3. В чем состоит различие между понятиями: взаимодействие, воздействие, манипулирование, убеждение, внушение? Проиллюстрируйте эти различия на примерах.

  4. Поясните термины «значимое варьирование» и «вариативная интерпретация действительности». Приведите примеры использования значимого варьирования при освещении событий в СМИ, при описании товаров в рекламе, при подготовке речей политиков и др.

  5. В чем состоят различия понятий: язык, речь, речевая деятельность? Каковы функции языка в коммуникации?

  6. Что такое речевое воздействие?

  7. В чем состоит различие понятий текст и сообщение? Что такое вербальные и невербальные сообщения? Приведите примеры использования в сообщениях вербальных и невербальных средств.

  8. Каковы особенности восприятия, запоминания и переработки информации человеком?

  9. Какие основные теории памяти Вы знаете, в чем их различия?

  10. Перечислите различные предпосылки коммуникативного воздействия.

  11. Раскройте понятие эффективного коммуникативного воздействия. Что такое иллокутивная сила и перлокутивный эффект сообщения?

  12. Какие факторы влияют на коммуникативную эффективность сообщения?

  13. Каковы критерии оценки коммуникативной эффективности сообщения?

  14. Назовите основные сферы коммуникативного воздействия. Приведите примеры эффективной воздействующей коммуникации в различных сферах.

Раздел 2. Воздействующий потенциал фонетических языковых ресурсов.

Звуковой механизм речи. Сегментные и супрасегментные звуковые единицы языка.

Звуковая организация текста; понятия аллитерации, ассонанса и паронимии, явление паронимической аттракции. Ритмические структуры. Ритмика фразы, ритмика текста. Воздействующий потенциал различных ритмических структур. Интонационные структуры, их отражение в письменном тексте.

Понятие звукового символизма и фонетического значения. Звукобуква как основная единица фоносемантики. Ассоциативная семантика русских гласных. Цветовая семантика русских гласных. Моделирование фоносемантики в экспертной системе ВААЛ. Возможности использования психолингвистической системы ВААЛ при разработке коммерческого названия, рекламного слогана и текста, ее достоинства и ограничения.

Человеческий голос, его характеристики. Выбор голоса как инструмент воздействия в рекламе. Фонетическая норма и отклонения от нее. Фонетическая неправильность речи как средство экспрессивной семантики (прием речевой маски). Артикуляционные позы, их использование в целях воздействия.

Фонетически ориентированные стратегии коммуникативного воздействия.

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..