Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

(Версия дистанционного обучения)

Разработал: член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доктор философских наук, профессор Е.В. Сарычев

Ответственный редактор

зав. кафедрой философии

академик Международной академии наук высшей школы,

академик Государственного университета управления,

доктор философских наук, профессор, Почетный работник

общего и профессионального образования РФ

Г.Г. Квасов

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

  1. Организационно – методические указания

  2. Учебная программа

  3. Литература

  4. Глоссарий

  5. Промежуточные тесты для самоконтроля знаний по темам

  6. Контрольная работа

  7. Контрольные вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

I.Итоговый тест

  1. Слайды (отдельный файл)

  2. Учебник

  3. Резюме преподавателя

Организационно-методические указания

Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает. Это диктуется растущим значением коммуникативной стороны делового сотрудничества; компьютерной грамотности; универсальных телекоммуникационных технологий в процессе общения, производства и продвижения товаров и услуг; выработки опережающе-упреждающих стратегий поведения и т.д.

Каждый человек применяет в своей практике мышления так или иначе логические операции: определение и деление, обобщение и ограничение понятий; преобразование суждений; построение умозаключений; доказательство и опровержение и т.п. Но применяет неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех процедур рассудочной деятельности, с которыми связан всякий, даже самый элементарный акт мышления.

Что же избавляет нашу рассудочную деятельность от погрешностей, ошибок, недостатков? Подобно тому, как грамматика исправляет стихийно сложившееся умение говорить, язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность возникновения ошибки. Говоря словами английского экономиста, философа и логика Д.С.Милля, логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, будто мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем.

Нелогичность мышления проявляется в его бессвязности, подмене понятий, отождествлении различных тезисов и различении тождественных высказываний, непоследовательности, запутанности аргументов, неправомерности обобщений, необоснованности выводов, ложности утверждений или отрицаний. Наше стихийно сложившееся умение мыслить далеко не всегда логически правильно, поэтому логическая интуиция нуждается в прояснении путем изучения предлагаемой дисциплины.

Изучение логики способствует достижению следующих целей:

- развитию ясности и четкости мышления; способности предельно уточнять предмет мысли; внимательности, аккуратности, обстоятельности, убедительности в рассуждениях; умения максимально сосредоточиться на структуре своей и чужой мысли;

- овладению знаниями и умениями оперирования понятийным аппаратом науки, суждениями, умозаключениями, основами теории аргументации; системой фактов, взглядов, идей, законов, принципов познавательной и практической деятельности;

- обретению способности концептуального мышления, адекватного выражения в мыслях разнообразной содержательной информации;

- совершенствованию умений и навыков корректной постановки вопросов, формулирования выводов, аналитической проверки логической правильности собственных рассуждений и позиции оппонента;

- повышению культуры мышления на основе ознакомления с типичными ошибками в организации мыслительного процесса, в осуществлении процедур доказательства и опровержения;

- формированию качеств цивилизованного полемиста; овладению приемами ведения деловых бесед, постановки проблем и проверки гипотез; выработке культуры общения, перспективных линий жизненного поведения, стратегии и тактики управленческой деятельности.

Овладевший знанием, умениями и навыками логического мышления всегда понятен окружающим, потому что исключает всякую расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность в составлении деловых бумаг, противоречивость в обработке документов, бессистемность в использовании информации. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, деловой полемике, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.

Умение правильно размышлять состоит в способности применять накопленные знания в нестандартных ситуациях; корректировать эти знания в столкновении с фактами реальной жизни; умении самостоятельно осмысливать новые явления, видеть их с разных сторон в контрастах и противоречиях.

В условиях происходящих в стране преобразований изучение логики приобретает особое значение для менеджеров, маркетологов, различного вида предпринимателей, финансистов, специалистов в области национальной и мировой экономики, управления персоналом, юриспруденции и т.д.

Учебная программа для студентов заочного отделения рассчитана на 60 часов.

В процессе обучения студент обязан усвоить программный учебный материал, выполнить одну контрольную работу. В учебной программе предложено десять вариантов контрольных работ. Каждый студент выполняет тот вариант, который совпадает с последней цифрой номера его зачетной книжки (студенческого билета). Если номер зачетной книжки оканчивается на ноль, то выполняется вариант контрольной работы № 10.

В конце каждой темы учебной программы указан перечень вопросов для самоконтроля глубины усвоения материала, а также предлагается рекомендованная литература. Способ указания рекомендованной литературы - сокращенный: он представляет собой строку из двух групп чисел. Первая группа означает порядковый номер источника, указанного в списке основной учебной литературы. Вторая группа цифр в скобках указывает страницы в этом источнике.

Итоговым видом контроля знаний является зачет. В программе дан перечень контрольных вопросов для оценки качества усвоения дисциплины.

В помощь студентам, самостоятельно изучающим курс логики, в конце учебной программы предложен краткий терминологический словарь, а также навигатор для использования контрольных вопросов, упражнений, слайдов и тестов по темам и разделам учебной программы.

В учебно-методический комплекс включен учебник по логике.

II. Учебная программа

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Объем работы студентов по срокам обучения (час)

3,5 года

4 года

6 лет

аудиторные

самост.

аудиторные

самост.

аудиторные

самост.

лек.

конс.

лек.

конс.

лек.

конс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Введение

1/1

2/2

Тема 1. Логика как наука о мышлении

4/4

4/4

2/4

Тема 2. Понятийный аппарат логики

8/8

8/8

8/8

Тема 3. История возникновения логики и основные этапы ее развития

4/4

2/4

2/4

Раздел II. Традиционная логика

1/1

1/2

2/1

4/4

4/2

Тема 4. Понятие

8/8

8/8

8/8

Тема 5. Суждение

4/4

4/4

4/4

Тема 6. Дедукция. Простой категорический силлогизм

4/4

4/4

4/4

Тема 7. Сложные и сокращенные силлогизмы

8/8

8/8

8/8

Тема 8. Индуктивные умозаключения

4/4

4/4

4/4

Тема 9. Традукция умозаключение по аналогии

4/4

4/4

4/4

Тема 10. Гипотетические умозаключения

4/4

4/4

4/4

Тема 11. Законы формальной логики

4/4

4/4

4/4

Тема 12. Логические основы аргументации

6/4

4/4

4/4

Раздел III. Современные логики

1/1

1/1

Тема 13. Неклассическая логика

4/4

4/4

4/4

Тема 14. Диалектическая и формальная логика

4/4

4/4

4/4

Раздел IV. Практическая логика

1/1

1/2

1/1

Тема 15. Логико-этические основы общения

4/4

4/4

4/4

Тема 16. Логика подготовки и ведения деловой беседы

4/4

4/4

4/4

Итого аудиторных часов

4/4

2/4

4/4

8/6

4/2

Количество часов самостоятельной работы

78/76

74/76

72/76

Всего часов на усвоение учебного материала

84

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приемы формирования понятий. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятий.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине логика и теория аргументации основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Логика и теория аргументации» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине логика и теория аргументации основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Логика и теория аргументации» дисциплин специализации цикла СДМ – специальных дисциплин магистерской подготовки – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура (подпрограмма
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  6. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Математическая логика» является дисциплиной специализации специальности «Физика», изучается во 2 семестре, в конце которого студент должен сдать экзамен по данной дисциплине.

Другие похожие документы..