Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

37


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра___________общего языкознания___________________

(название кафедры)

Ф.и.о. автора_________________БЕЛОВА Л.А.___________________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»

(название)

Специальность: _032900___________- русский язык и литература____________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

032900____русский язык и литература________________________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 2008 г. «___» ___________ 2008 г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2008

Автор-составитель:

БЕЛОВА Л. А., канд. фил. Наук доцент кафедры общего

языкознания

Учебно-методический комплекс «История русского литературного языка»________________

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности ____________«русский язык и литература»_____________

(шифр) 032900

(наименование специальности)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан М. П. Абашева

Директор библиотеки

(подпись)(ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………….. 4

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………....5

3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…..6

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………...6

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………........7

  1. Содержание курса 10

  2. Темы практических занятий……………………………………………14

  3. Тематика контрольных работ/рефератов/коллолквиумов…………….15

  4. Учебно-методическое обеспечение…………………………………….19

    1. Литература основная и дополнительная …………………………….19

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины …………………………………………………………………21

7.3 Методические указания студентам ……………………………………22

7.4. Методические рекомендации для преподавателя ……………………24

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций

1.Порядок проведения экзаменов …………………………………………. 25

2.Монографии к экзамену……………………………………………..…… 28

3.Экзаменационные вопросы (очное и заочное отделение) ………………… 29

4.Экзаменационные вопросы (ком-пермяцко-русское отдение)……………….....31

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности «русский язык и литература».

Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса

История русского литературного языка завершает вузовский цикл историко-лингвистических дисциплин. Данный курс является связующим звеном между диахронической и синхронической русистикой.

Курс истории русского литературного языка дает представление о многовековой литературно-письменной традиции русского народа, об основных тенденциях, закономерностях и проблемах развития русского литературного языка; знакомит с лучшими образцами текстов разных типов и стилей русского литературного языка в различные периоды его существования; знакомит с историей норм типов и стилей русского языка, закономерностями и особенностями их появления и развития, прослеживает процесс накопления ими языковых ресурсов.

Данный курс выстроен с учетом основных проблем истории русского литературного языкапроблемы нормированности русского литературного языка и проблемы взаимодействия книжных и разговорных элементов. Изучение материала курса в таком ключе позволит лучше понять современное состояние русского литературного языка, оценить традиции и новации его многовекового развития, убедиться в необходимости исторического подхода при изучении и характеристике современных языковых норм и стилистических единиц.

Предмет курса: история русского литературного языка в развитии (X-XXI вв.).

Цели и задачи курса изучение:

– объема понятия «литературный язык» в разные эпохи;

– истории общественных функций литературного языка;

– истории формирования и становления норм русского литературного языка;

– истории взаимодействия литературного языка с нелитературными разновидностями языка;

– истории развития типов и стилей литературного языка;

– роли индивидуально-авторского начала в развитии литературного языка.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом. В результате изучения курса студент должен:

  • знать историю развития русского литературного языка с X - XXI вв.;

  • уметь характеризовать языковую специфику каждого из периодов истории русского литературного языка;

  • знать особенности развития литературных языков в донациональный и национальный периоды;

  • иметь представление об общественных функциях русского литературного языка в разные периоды его существования;

  • иметь навыки лингвистического анализа текстов русского литературного языка донационального периода;

  • освоить и уметь применять основные термины курса;

  • уметь анализировать и сопоставлять языковые данные разных эпох развития русского литературного языка.

Курс истории русского литературного языка обобщает знания, полученные студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Старославянский язык», «История русского языка», «Современный русский литературный язык», являясь синтезирующим звеном между диахронной и синхронной русистикой.

Курс завершается экзаменом. В процессе освоения необходимо выполнить следующие виды самостоятельной работы:

1.Овладение терминологическим минимумом.

2.Конспектирование работ к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену.

3. Чтение наизусть отрывка из произведения эпохи Древней Руси, анализ языковых особенностей текста, определение типа литературного языка.

4.Составление картотеки, отражающей характерные особенности языкового развития русского языка конца XX (80-90-е гг.) – XXI в. – 15-20 карточек.

5.Составление таблицы «Важнейшие памятники русского литературного языка донационального периода».

6. Контрольная работа.

7. Сообщения, доклады на лекциях, практических.

8. Составление текстов-стилизаций.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Коми-пермяцко-русское отделение

Заочная

№№ семестров

7

8

8

Аудиторные занятия:

32

28

10

лекции

20

12

8

практические и

семинарские занятия

12

16

2

лабораторные работы (лаб. практикум)

-

-

-

Самостоятельная

работа

34

28

44

ВСЕГО ЧАСОВ

НА ДИСЦИПЛИНУ

66

56

54

Текущий контроль

Коллоквиум № 1,2;

конспектирование; сам.работы;

терминодиктанты;

7 сем.

Коллоквиум № 1, 2;

сам. работы;

терминодиктанты

Контр. раб. № 1, 2; терминодиктанты; коллоквиум

№ 1 (конспекты);

№ 2 (картотека)

8 сем.

Виды

промежуточного

контроля

Экзамен – 7 сем.

Экзамен - 8 сем.

Экзамен – 9сем.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.

Другие похожие документы..