Учебно-методический комплекс по дисциплине «история менеджмента» Программа и методические указания по изучению курса

5.4. Перечень вопросов к зачету

  1. Что такое менеджмент? Какие понятия обозначаются этим термином?

  2. Что общего и каковы различия между терминами «менеджмент» и «управление»?

  3. Что представляют собой принципы, методы и функции управления?

  4. Каковы основные функции менеджмента и в чем их взаимосвязь?

  5. Что представляет собой организация? Каковы их признаки и общие характеристики?

  6. Почему во всех организациях необходимо управление? Охарактеризуйте роль менеджмента в организации.

  7. В чем состоят преимущества разделения труда и каковы их причины?

  8. Охарактеризуйте основные уровни управления. Приведите примеры работ и принимаемых решений на разных уровнях.

  9. Какими умениями должен обладать менеджер? Опишите каждую группу умений.

  10. Какие требования предъявляют сегодня к менеджерам?

  11. Почему мы изучаем историю менеджмента?

  12. Кого называют «пионерами» менеджмента, каков вклад в теорию и практику управления?

  13. В чем заключается суть классического направления в менеджменте?

  14. Основной вклад Ф.Тейлора.

  15. Идеи научного управления в России.

  16. Основной вклад А.Файоля.

  17. Основные выводы по классическому направлению в менеджменте.

  18. В чем заключается суть поведенческого подхода? Чем он отличается от более ранних взглядов на менеджмент?

  19. Почему хоуторнские исследования стали поворотным пунктом истории менеджмента? Вклад Э.Мэйо.

  20. Основные предположения теории Х и теории У Д.МакГрегора.

  21. Что объединяет сторонников «человеческих отношений»?

  22. Вклад А.Маслоу .

  23. Основные выводы по поведенческому направлению в менеджменте

  24. Основные выводы по количественному направлению в менеджменте.

  25. Что такое система? Какие системы бывают? Как системный подход используется для изучения менеджмента?

  26. Опишите ситуационный подход к менеджменту. Охарактеризуйте его полезность для изучения практики управления.

  27. Каковы основные направления современного менеджмента? Насколько близки они к идеям управленческих школ прошлого?

  28. Достижения каких наук используются в современном менеджменте?

  29. Сопоставьте отечественные и зарубежные управленческие концепции. Что общего можно обнаружить в них?

  30. Методы теории и практики управления.

  31. Роли, исполняемые менеджерами.

  32. Вклад Ф. и Л.Гилбрет.

  33. Принципы менеджмента Г.Эмерсона.

  34. Концепция бюрократической организации М.Вебера.

  35. Классификация школ и подходов в развитии теории менеджмента.

  36. Национальные особенности менеджмента.

  37. Интеграционные процессы в менеджменте. Теория Z.

  38. Развитие теории и практики управления в России.

  39. Смена парадигмы управления в РФ.

  40. 40 Современные принципы управления.

II. Методические указания по изучению
дисциплины

1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы

Проблема повышения эффективности одна из самых актуальных при подготовке управленцев. Эти специалисты должны не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но и иметь навыки, о которых говорилось в третьем разделе данного УМК. Формированию личности, отвечающей таким требованиям, помогают активные метода обучения, например, «анализ конкретных ситуаций».

Целью таких работ является закрепление и углубление знаний, полученных при теоретическом изучении курса, и приобретение студентами практических навыков и умений решения отдельных управленческих проблем.

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Школа чиновников в Древнем Египте

В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось действенным приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

УЧЕБНЫЙ ГРАФИК обучения студентов

специальности «Менеджмент организации»

Дисциплины

зачет

(семестр)

экзамен

(семестр)

курс. работа

1 курс

1

Отечественная история

1 с.

2

Философия

3 с.

3

Иностранный язык

1 с.

3 с.

4

Физкультура

1,3 с.

6

Математика -1

1,3 с.

7

Информатика

1 с.

8

Концепции современного естествознания

2 с.

9

Основы экономической теории

1с.

1

Микроэкономика -1

3с.

1

Социология

3 с.

1

Деловой этикет

1с.

1

Культурология

1 с.

1

История менеджмента

3 с.

1

Мировая экономика

3 с.

1

Безопасность жизнедеятельности

2 с.

1

История экономических учений

2с.

2 курс

1

Психология

2 с.

2

Политология

3

История экономических учений

2 с.

4

Макроэкономика-1

5

Финансы

2 с.

6

Рынок ценных бумаг

3с.

7

Эконометрика-1

1 с.

8

Экономика сферы услуг

1 с.

1 с.

9

Основы менеджмента

1 с.

2 с.

2 с.

1

Экономика человеческого капитала

1с.

1

Рынок труда и занятость в сфере услуг

3 с.

Статистика-1

1 с.

1

Статистика -2

Математика -2

1

Теория организации и систем управления

3 с.

1

Налоги и налогообложение

2 с.

1

Банковские услуги

1с.

3 курс

1

Методика маркетинговых исследований

2 с.

3 с.

2

Эконометрика-2

3

Бухгалтерский учет

1 с

4

Экономика природопользования и экологический менеджмент

5

Маркетинг

1 с.

6

Теория и практика принятия управл. решений

7

Предпринимательская деятельность

3 с.

3 с.

8

Экономика фирмы

1с.

9

Организационное поведение

2 с.

2 с.

1

Фэсилити – менеджмент

3 с.

1

Управление качеством и сертификация

1

Управление персоналом

1с.

Психология управления

3 с.

1

Информационные технологии в управлении

1 с.

1 с.

4 курс

1

Экономический анализ в сфере услуг

2 с.

3 с.

3 с.

2

Инновационный менеджмент

1 с.

3

Экономика и организация туристического бизнеса

3 с.

4

Логистика

3 с.

5

Производственный менеджмент

1 с.

6

Управление качеством и сертификация в сфере услуг

1 с.

7

Антикризисное управление

8

Стратегический менеджмент

1 с.

9

Маркетинговое управление

2 с.

1

Правоведение

1 с

1

Хозяйственное право

2с.

1

Правовое регулирование в сфере услуг

3с.

1

Офис- менеджмент

3 с.

1

Страхование

3с.

1

Ценообразование

2 с.

1

Бизнес-планирование

1 с.

1

Риск-менеджмент

2с.

5 курс

1

Финансовый менеджмент

1 с.

2

Информационные технологии в бизнес-планировании

1 с

3

Маркетинг услуг

1 с.

1 с.

4

Экономика и организация ресторанного бизнеса

1 с.

5

Защита прав потребителей

1 с.

6

Гостиничное хозяйство

1 с.

7

Теория и практика современного менеджмента

8

Рекламные технологии

  1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Всеволожске проведено в связи с аккредитационной экспертизой филиала, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы менеджмента» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080507 менеджмент организации / сост.
  3. Учебно-методический комплекс наименование дисциплины история управленческой мысли рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины «История управленческой мысли» - знание обучаемыми основных этапов эволюции управленческой мысли, включая понимание ими сущности отдельных управленческих идей,
  4. Методический комплекс подготовлен на кафедре менеджмента экономического факультета кгу. Печатается по решению учебно-методической комиссии экономического факультета кгу

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». Комплекс составлен в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций» – обучить студентов основным принципам работы в Internet, из чего состоит современный Internet, как использовать Internet в работе и в повседневной жизни и в овладении практическими
  7. Комплекс образовательной профессиональной программы (опп) Экономист-менеджер По дисциплине История мировых финансовых кризисов Факультет

    Учебно-методический комплекс
    Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по
  8. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  9. Методические указания и варианты контрольных работ по дисциплине “Экономика и статистика фирм”. Кузнецов А. С

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных тестов для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Другие похожие документы..