Учебно-методический комплекс по дисциплине «история менеджмента» Программа и методические указания по изучению курса

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Содержание и сущность понятия «менеджмент». Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Управление в древнем мире. Управленческие революции.

«Пионеры» менеджмента и их вклад в теорию и практику управления: Р.Оуэн, Ч.Баббедж. Этапы и школы в истории менеджмента, их классификация.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое менеджмент? Какие понятия обозначаются этим термином?

  2. Что общего и каковы различия между терминами «менеджмент» и «управление»?

  3. Чем обусловлено становление управления в различных странах?

  4. Каковы особенности развития управления?

  5. Почему исторически менеджмент подвержен изменениям?

  6. Один профессор менеджмента как-то заметил, что условиями эффективного управления являются, прежде всего, знание настоящего, затем прошлого и только потом – будущего. Согласны ли вы с данным высказыванием?

  7. Что понимается под управленческой революцией?

  8. Каково состояние и значение изучения истории учений менеджмента.

  9. Определите исторические рамки эволюции менеджмента как практики и менеджмента как области знаний.

  10. Кого называют «пионерами» менеджмента, каков вклад в теорию и практику управления?

Тема 2. Классическое направление менеджмента.

«Научное управление» Ф.Тейлор и его работы. Вклад Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет в популяризацию научного менеджмента. Достижения Г.Ганта. Основные положения, выработанные школой научного менеджмента. Идеи научного управления в России. Административные принципы А.Файоля. Бюрократические организации М.Вебера. Вклад в административную теорию Л. Урвика и др.Основные выводы по классическому направлению в менеджменте.

Контрольные вопросы:

  1. В чем сущность основных принципов менеджмента по Ф.Тейлору?

  2. Назовите причины, объясняющие то, что управленческие идеи Ф.Тейлора не воспринимались многими менеджерами современниками.

  3. Назовите новые идеи в деле совершенствования управления, сформулированные супругами Гилбрет.

  4. Какие «привычки производства» выделяет Г.Гант?

  5. В чем сущность «графической интерпретации» менеджмента Г.Ганта?

  6. Почему современники А.Файоля не сразу поняли его управленческие мысли?

  7. Различались ли подходы Ф.Тейлора и А.Файоля при исследовании проблем управления?

  8. Является ли вкладом в теорию менеджмента унификация управленческих задач Л.Урвиком?

  9. В чем суть модели «идеального типа» административной организации М.Вебера?

  10. Идеи научного управления в России.

  11. Основные выводы по классическому направлению в менеджменте.

Тема 3. Поведенческое направление в менеджменте.

Хоуторнские исследования. Э.Мэйо и его работы. Промышленная психология. Вклад М.Фоллет. Школа «человеческих отношений». Идеи А.Маслоу, Ф. Герцберга и др. Школа поведенческих наук Основные предположения теории Х и теории У Д.МакГрегора. Основные выводы по поведенческому направлению в менеджменте.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается суть поведенческого подхода? Чем он отличается от более ранних взглядов на менеджмент?

  2. В чем сущность философии менеджмента М.Фоллет?

  3. Почему хоуторнские исследования стали поворотным пунктом истории менеджмента? Вклад Э.Мэйо.

  4. Что считал Э.Мэйо главным для успешного управления людьми?

  5. Какие идеи основоположников школы «человеческих отношений» развиты теорией А.Маслоу?

  6. Почему Ф.Герцберг считал необходимым развить дальше идеи иерархии потребностей А.Маслоу?

  7. Основные предположения теории Х и теории У Д.МакГрегора.

  8. Проанализируйте сущность «действенности» и «эффективности» организации с точки зрения нового подхода к ее пониманию Ч.Барнардом.

  9. Что объединяет сторонников «человеческих отношений»?

  10. Основные выводы по поведенческому направлению в менеджменте.

Тема 4. Количественное направление в менеджменте.

Наука управления и операционный менеджмент. Математическая модель. Теория массового обслуживания. Работы Н.Винера, Р.Беллмана, Л.В.Канторовича, В.Леонтьева, В.Немчинова, В.Новожилова. Основные выводы по количественному направлению в менеджменте.

Тема 5. Современный взгляд на менеджмент.

Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте.

Национальные особенности менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.Интеграционные процессы в менеджменте. Теория Z.

Контрольные вопросы:

  1. Что подразумевается под следующими понятиями: целевая функция, допустимое решение, целочисленные переменные?

  2. Основные выводы по количественному направлению в менеджменте.

  3. Какой подход к управлению является наиболее привлекательным лично для вас? Почему?

  4. Что такое система? Какие системы бывают? Как системный подход используется для изучения менеджмента?

  5. Опишите ситуационный подход к менеджменту. Охарактеризуйте его полезность для изучения практики управления.

  6. Каковы основные направления современного менеджмента? Насколько близки они к идеям управленческих школ прошлого?

  7. Достижения каких наук используются в современном менеджменте?

  8. Сопоставьте отечественные и зарубежные управленческие концепции. Что общего можно обнаружить в них?

Тема 6. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в России.

Смена парадигмы управления в Российской Федерации.

Современные принципы менеджмента. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Тема 7. Менеджмент и организация.

Организации и их виды. Роль менеджмента в организации. Особенности управленческого труда. Основные функции менеджмента. Методы менеджмента и их классификация.

Контрольные вопросы:

  1. Что представляют собой принципы, методы и функции управления?

  2. Каковы основные функции менеджмента и в чем их взаимосвязь?

  3. Что представляет собой организация? Каковы их признаки и общие характеристики?

  4. Почему во всех организациях необходимо управление? Охарактеризуйте роль менеджмента в организации.

5. В чем состоят преимущества разделения труда и каковы их причины?

6. Охарактеризуйте основные уровни управления. Приведите примеры работ и принимаемых решений на разных уровнях.

  1. Какими умениями должен обладать менеджер? Опишите каждую группу умений.

  2. Какие требования предъявляют сегодня к менеджерам?

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

5.1. Система формирования 100-балльной оценки

Общее распределение баллов

  • 0 – 60 – текущая аттестация по работе на семинарских занятиях и контрольной работе;

  • 0 – 40 – итоговая аттестация на зачете;

  • 0 – 40 – премиальные баллы за особые успехи в изучении дисциплины;

  • максимальное количество баллов – 100 (набирается из 140 возможных)

Распределение баллов за работу на семинарских занятиях и контрольную работу

  • итоговая контрольная работа – до 20 баллов;

  • работа на семинарских занятиях (индивидуальные практические задания) – до 40 баллов

Итого: до 60 баллов.

Распределение премиальных баллов

  • доклад на семинарском занятии – до 20 баллов;

  • активность на семинарских занятиях (при условии отсутствия пропусков): участие в обсуждении проблемных ситуаций, подготовка докладов – до 10 баллов;

  • регулярность посещения семинарских занятий (количество пропусков не более одного) – до 10 баллов

Итого: до 40 баллов.

Определение итоговой оценки

Зачет получают студенты, набравшие от 41 до 100 баллов.

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий

1. Английское слово «management» происходит от латинского «manus», которое означает:

а) голова;

б) руководитель;

в) рука;

г) правление;

д) право.

2. Термин «управление» и «менеджмент» -

а) это синонимы;

б) обозначают совершенно разные понятия;

в) понятие «управление» шире, чем понятие «менеджмент»;

г) понятие «менеджмент» шире, чем понятие «управление».

3. История развития теории менеджмента насчитывает:

а) два десятилетия;

б) пятьдесят лет;

в) сто с небольшим лет;

г) триста лет;

д) тысячи лет.

4. Основоположником школы «научного управления» является:

а) А.Файоль; б) М.Фоллет; в) Г.Гант; г) Э.Мэйо; д) Ф.Тейлор; е) Р.Оуэн.

5. Основоположником классической административной школы является:

а) А.Файоль;

б) М.Фоллет;

в) Г.Гант;

г) Э.Мэйо;

д) Ф.Тейлор;

е) Р.Оуэн.

5.3. Форма итогового контроля

Итоговый контроль проводится в виде зачета, который ставится на основании результатов тестирования, а для студентов очной формы обучения, в том числе, по результатам ответов и выступлений на семинарских занятиях, письменных самостоятельных работ.

  1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Всеволожске проведено в связи с аккредитационной экспертизой филиала, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы менеджмента» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 080507 менеджмент организации / сост.
  3. Учебно-методический комплекс наименование дисциплины история управленческой мысли рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины «История управленческой мысли» - знание обучаемыми основных этапов эволюции управленческой мысли, включая понимание ими сущности отдельных управленческих идей,
  4. Методический комплекс подготовлен на кафедре менеджмента экономического факультета кгу. Печатается по решению учебно-методической комиссии экономического факультета кгу

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации». Комплекс составлен в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  6. Учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций» – обучить студентов основным принципам работы в Internet, из чего состоит современный Internet, как использовать Internet в работе и в повседневной жизни и в овладении практическими
  7. Комплекс образовательной профессиональной программы (опп) Экономист-менеджер По дисциплине История мировых финансовых кризисов Факультет

    Учебно-методический комплекс
    Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по
  8. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  9. Методические указания и варианты контрольных работ по дисциплине “Экономика и статистика фирм”. Кузнецов А. С

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных тестов для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Другие похожие документы..