Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Полифония цель и задачи дисциплины Целью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП Каюмова Е.А.

_________________________

"____" ____________ 2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф.07

ПОЛИФОНИЯ

1. Цель и задачи дисциплины

Целью курса полифонии является усвоение теории полифонического многоголосия и приобретения навыков анализа полифонических произведений, необходимых в практической работе учителя по преподаванию особенностей формообразования, стиля и жанров полифонической музыкальной культуры и исполнению полифонической музыки. Таким образом, этот курс является одновременно практическим и теоретическим.

Таким образом, задачами курса «полифония» является всесторонне освоение материала данного предмета, включающего три основных его раздела:

1) овладение историей и теорией предмета,

2) овладением практикой анализа музыкально-полифонических произведений различных форм и жанров,

3) овладение теорией и практикой сочинения подголоска и контрапункта к мелодической теме, ее обработки имитационно-полифоническими средствами.

В курсе «полифония» рассматривается эволюция музыкально-полифонического языка в условиях развития западноевропейской и отечественной музыки и определяющих разнообразие музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами 16-20 вв.

Базой для усвоения дисциплины "Полифония" являются элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки в объеме среднего специального заведения (музыкальное училище, музыкально-педагогический колледж).

Предмет “Полифония” является обобщающим в том отношении, что, исходя из анализа конкретных художественных произведений, теория полифонии открывает студентам пути к постижению общих закономерностей музыкального искусства, - таких, например, как природа выразительности разных видов многоголосия, зависимость полифонических и гомофонно-гармонических явлений морфологического порядка, логика музыкально-художественной эволюции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения курса полифонии студент должен знать: роль и значение полифонии в музыкально-историческом процессе (строгий стиль, свободный стиль), уметь анализировать полифонические произведения различных стилей и жанров.

Уметь практически: доходчиво объяснять на уроках музыки в школе содержание и образность полифонических произведений, творчески применять полученные знания по полифонии в своём инструментальном исполнительстве, сочинять имитации, каноны и фугообразные формы в хоровом и инструментальном вариантах. Усвоение студентами теоретической части курса должно обеспечивать знание его основных положений, к которым относятся: полифония, контрапункт, имитация, канон, полифонические формы (главным образом, форма фуги).

Полифонический анализ развивает у студентов профессиональное умение обнаруживать технические особенности произведения и с учетом этой фактической основы давать оценку произведению как художественно неповторимому явлению.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

116

5

Аудиторные занятия

45

45

Лекции

30

30

Практические занятия

15

15

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

71

71

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

Э

4. Содержание дисциплины "Полифония"

Содержание дисциплины по ГОС

Полифония в музыке - средство выразительности и формообразования. Место и роль полифонии в современной музыке. 1000-летнее историческое развитие европейской полифонии как компонента эволюции многоголосия.

Ранние формы полифонии, строгий стиль, свободный стиль полифонического многоголосия. Оформление строгого стиля в хоровой музыке (XV-XVI вв.), его основные свойства. Основные черты эволюции полифонии в хоровой и инструментальной музыке в XVII-XX столетиях - в России и Западной Европе.

Полифония - специфический музыкальный стиль, для которого характерно сочетание в одновременности звучания нескольких равнозначных мелодических голосов.

Подголосочная, контрастная и имитационная полифония, их художественные возможности и сферы бытования, типичные формы и жанры. Внутренние связи и возможности взаимодействия видов полифонии и полифонического изложения с гармоническим.

    1. Тематический план дисциплины:

п/п

Разделы и темы дисциплины

Лекции (ч.)

Практические занятия (ч.)

Лаборатор-ные занятия

1.

Общие принципы полифонии

3

-

-

2.

Полифоническое изложение

3

1

-

3.

Контрапунктическое соединение голосов

3

1

-

4.

Двойной контрапункт

3

1

-

5.

Имитация и канон

3

2

-

6.

Фуга. Её компоненты

3

2

-

7.

Фуга, как музыкальная форма

3

2

-

8.

Фуга и фугообразные формы

3

2

-

9.

Другие виды основных имитационных форм: Инвенции. Фугетта. Фугато. Хоральные прелюдии.

3

2

-

10.

Полифонические формы в симфонической и оперной музыке

3

2

-

4.2.Содержание разделов дисциплины:

Лекции

Тема 1. Общие принципы полифонии

Введение. Полифония: Предмет и задачи курса. Многоголосие гомофонно-гармоническое полифоническое. Контрастная (разно темная) полифония. Подголосочная (вариантная) полифония. Значение полифонии в музыкальном искусстве.

Виды полифонии. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.

Тема 2. Полифоническое изложение

Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.

Строгий стиль. Правила строгого письма: мелодика, правила контрапунктирования.

Мелодия в строгом стиле, ее вокальная природа. Применение скачков и плавных ходов. Мелодический профиль, кульминация, сложение из неравно длительных фраз. Характер метрики. Ритмические нормы. Ритмический контраст. Линеарный контраст. Совершенные и несовершенные консонансы. Разрешение диссонансов.

Понятие "свободный стиль".

Тема 3. Контрапунктическое соединение голосов

Общие принципы контрапунктирования. Простой и сложный контрапункт.

Тема 4. Двойной контрапункт

Двойной контрапункт октавы и др. двойные контрапункты. Цифровое обозначение интервалов в полифонии. JV.

Тема 5. Имитация и канон

Виды имитаций. Канон. Сочинение канона.

Тема 6. Фуга. Ее компоненты

Что такое Фуга. Виды фуг. Тема, ответ, противосложение, интермедия.

Тема 7. Фуга, как музыкальная форма

Способы и приемы видоизменения темы фуги. Построение формы фуги в целом. Запись схемы фуги. Форма проведения: аудиторная работа.

Тема 8. Фуга и фугообразные формы

Фуга и фугообразные формы в хоровой и инструментальной музыке.

Тема 9. Другие виды основных имитационных форм

Инвенции. Фугетта. Фугато. Хоральные прелюдии.

Форма проведения: домашнее задание и аудиторная работ.

Тема 10. Полифонические формы в симфонической и оперной музыке

Использование полифонических форм в отечественной музыке. Использование полифонических форм в зарубежной классике.

Практические занятия:

Занятие № 1. Тема: Полифоническое изложение.

1. Полифония. Ее виды.

2. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.

3. Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.

4. Строгий стиль. Правила строгого письма.

5. Понятие "свободный стиль".

Занятие № 2. Тема: Контрапункт.

1. Общие принципы контрапунктирования.

2. Простой и сложный контрапункт.

Занятие № 3. Тема: Двойной контрапункт.

1. Двойной контрапункт октавы и др. двойные контрапункты.

2. Цифровое обозначение интервалов в полифонии.

Занятие № 4. Тема: Имитация и канон.

1.Виды имитаций.

2. Канон. Сочинение канона.

Занятие № 5. Тема: Фуга. Её компоненты

1.Что такое Фуга. Виды фуг.

2. Тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта.

3. Сочинение темы фуги, ответа, противосложений, интермедий.

Занятие № 6. Тема: Фуга, как музыкальная форма

1. Способы и приемы видоизменения темы фуги.

2. Построение формы фуги в целом. Запись схемы фуги.

3. Сочинение фуги в трехчастной форме.

Занятие № 7. Тема: Фуга и фугообразные формы в хоровой и инструментальной музыке.

  1. Анализ полифонических произведений.

  2. Сочинение хоровой фуги (или фугато и т.п.).

Занятие № 8. Тема: Другие виды основных имитационных форм:

Инвенции. Фугетта. Фугато. Хоральные прелюдии.

  1. Анализ полифонических произведений.

  2. Сочинение произведений в свободном имитационно-полифоническом стиле.

Литература:

Занятие № 9. Тема: Полифонические формы в симфонической и оперной музыке.

1. Анализ использования полифонических форм в отечественной музыке.

2. Анализ использование полифонических форм в зарубежной классике.

Литература:

Музыкальные материал подбирается из клавиров рассматриваемых преподавателем и студентами произведений. Клавиры симфоний, опер и т.д.(по выбору).

5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Ройтерштейн, М. И. Полифония: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 190с.

  2. Фраенов, В.П. Учебник полифонии. - М.: Музыка, 2006. - 207с.

б) Дополнительная литература:

  1. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание. - М.: Владос, 2001. - 219с.

  2. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки (в 2х частях). - М.: ВЛАДОС, 2003. - 207с.

  3. Основы теоретического музыкознания. Под ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 271с.

  4. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - Спб.: Лань, 2002. - 367с.

  5. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений. - Спб.: Лань, 2006. - 489с.

Музыкальные материал подбирается из клавиров рассматриваемых преподавателем и студентами произведений. Клавиры симфоний, опер и т.д.(по выбору).

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов и диафильмов.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: средств звуковоспроизведения (проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр), фортепиано.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В курсе «Полифония» рассматривается эволюция музыкально-полифонического языка в условиях развития западноевропейской и отечественной музыки и определяющих разнообразие музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами 16-20 вв.

Базой для усвоения дисциплины "Полифония" являются элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки в объеме среднего специального заведения (музыкальное училище, музыкально-педагогический колледж).

Предмет “Полифония” является обобщающим в том отношении, что, исходя из анализа конкретных художественных произведений, теория полифонии открывает студентам пути к постижению общих закономерностей музыкального искусства, - таких, например, как природа выразительности разных видов многоголосия, зависимость полифонических и гомофонно-гармонических явлений морфологического порядка, логика музыкально-художественной эволюции.

8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1) Какой из полифонических стилей более ранний:

а) стиль строгого письма; б) стиль свободного письма;

2) Фуги из ХТК И.С. Баха написаны преимущественно:

а) На 2 голоса, б) на 3-4 голоса.

3) В полифонической музыке главной является:

а) тема верхнего голоса. б) все голоса равнозначны.

4) Назовите время расцвета полифонического стиля в хоровой музыке –

а) 16 век, б) 19 век.

5) Кто написал труд «Контрапункт строгого письма» -

а) И.С. Бах? б) С. Танеев?

6) Что сопутствует теме фуги

а) противосложение? б) интермедия?

7) Укажите (по клавиру) все проведения темы и тональности, в которых она (тема) проходит в одной из фуг И.С. Баха (ХТК).

8) Проиграйте одну из фуг И.С. Баха (ХТК) и проанализируйте ее общее строение (экспозиция, разработка, реприза, тональный план фуги).

9) Проиграйте знакомую вам одну из фуг И.С. Баха (ХТК) и проанализируйте ее общее строение.

10) Выполнить и представить письменный анализ одного из произведений фортепианной музыки:

1. И.Бах. ХТК, 1-2 тт. Одна из фуг по выбору студента.

2. И.Бах. Инвенции. Одна из 3-х голосных инвенций на выбор.

3. И.С.Бах. Французские сюиты. Английские сюиты.

4. М.И.Глинка. Полифоническая тетрадь (3-х голосные фуги).

5. Или полифонического произвед. др. авторов, исполняемых студентом.

11) Представить самостоятельно написанные произведения в полифоническом стиле (каноны, экспозиции фуг и т.п.).

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Полифония. Ее виды.

2. Гомофонно-гармонический стиль и его сравнение с полифоническим.

3. Полифоническое изложение: имитационное и неимитационное.

4. Строгий стиль. Правила строгого письма.

5. Свободный стиль.

6. Общие принципы контрапунктирования.

7. Простой и сложный контрапункт.

8. Цифровое обозначение интервалов в полифонии. JV.

9. Двойной контрапункт октавы и др. двойные контрапункты.

10. Имитация и канон. Виды имитаций.

12. Канон. Техника сочинения канона.

13. Что такое Фуга. Виды фуг.

14. Что такое тема, ответ, противосложение.

15. Способы и приемы видоизменения темы фуги

16. Построение формы фуги в целом. Запись схемы фуги.

17. Фуга в хоровой и инструментальной музыке.

  1. Другие виды основных имитационных форм. Инвенции.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование».

Программу составила: Некристова И.Ю. ___________

(подпись)

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования.

Протокол № _____ от «___»____________200_г.

Зав. Кафедрой ХО _______________ Волк П.Л.

Программа дисциплины одобрена метод. комиссией ИПП ТГПУ,

Председатель метод. комиссии ИПП _____________________Батурина О.А.

(подпись)

Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки ТГПУ ________________ Каюмова Е.А.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 З 34

    Учебно-методический комплекс
    З 34 Зарубежная литература 20 века (вторая половина) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Ю.Г. Бабичева; Бийский пед.
  4. Отчет о работе кафедры музыкальных инструментов и теории музыки за 2004-2009 гг. Утвержден на заседании кафедры 17 апреля 2009 г

    Содержательный отчет
    Кафедра музыкальных инструментов и теории музыки организована 01.09. 2003 года на основании решения Совета БГПУ от 23 июня 2003 (Приказ № 688-к от 01.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (10)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший квалификацию учителя музыки, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя музыки, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 030700 Музыкальное образование (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения 5 лет.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 030700 Музыкальное образование (2)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший квалификацию учителя музыки, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 030700 Музыкальное образование (3)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший квалификацию учителя музыки, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 (1)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 Художественное образование при очной форме обучения — 4 года.

Другие похожие документы..