Анализ работы мо истории, обществознания и естествознания за Iполугод

Продолжить внедрение в учебный процесс НИТ.

А) Учителя истории и обществознания проводят уроки с использованием компьютерных технологий.

Б) С целью внедрения данной технологии в учебный процесс учителями истории и обществознания продолжается пополнение банка данных в электронном виде: презентации к урокам; разработки уроков с использованием ИКТ, видеозаписи:

Тесты:

  • в электронном виде:

10 кл. – «Экономика»

9 кл. – «Политико – правовая сфера»

  • в бумажном варианте

5 кл. «История Древней Греции»

6 кл. «Монголо – татарское нашествие»

10 кл. «Право», «Социальная сфера»

11 кл. История:

- Россия в начале XX в.

- Россия в 1907-1917гг.

- Советская Россия в 20-х – 30-х гг.

- СССР во 2-ой половине 30-х – 40-х гг.

- СССР в 1945-1964 гг.

- СССР в 1964-1991 гг.

- Россия с 1992-2000г.

Активизация инновационной деятельности среди учителей и учащихся.

Участие учеников в конкурсах:

-- Всероссийская Интернет – олимпиада школьников, посвященная 15-летию Совета Федерации.

- Творческий конкурс, посвященный 15 - летию налоговой службы «Полна казна - сильна Россия»- первое место - ученица 10 класса Самойлова Юлия

Активизация познавательной деятельности одаренных (способных) школьников.

С целью реализации поставленной задачи на МО рассмотрены следующие вопросы:

- личностно – ориентировочное обучение на уроках истории и обществознания- выступление на заседании МО - Пушкарева О.Г.

- психологические особенности одаренных детей - выступление на педсовете- Вдовина Г.Х.

- ситуации выбора на уроках с учетом психологических особенностей школьников - выступление на педсовете- Самойлова О.А..

Выводы:

* На районных олимпиадах учащиеся постоянно занимают призовые места

* Успешно продолжаем внедрять НИТ в учебный процесс

* На высоком уровне инновационная деятельность среди учителей и учащихся.

Предложения:

  • Активнее использовать АРМ в педагогической деятельности, пополнять его.

  • Принимать более активное участие в инновационной деятельности одаренных (способных) учащихся.

  • Подготовить достаточное количество тем элективных курсов для того, чтобы у учащихся был выбор в соответствии с их склонностями и интересами.

  • С олимпиадниками в течение всего года проводить дополнительные занятия в целях повышения их уровня знаний.

  • В 2009 году каждому учителю провести внеклассное мероприятие посвященное году семьи.

  • Уроки воинской славы сделать ежегодными в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся.

  • Продолжать использование на уроках истории и обществознания краеведческого материала.

В соответствии с планом работы методического объединения учителей истории и обществознания, биологии и географии была проведена следующая работа:

1. Заседание МО № 1 на базе Тебисской СОШ.

Были даны открытые уроки по биологии в 9 классе по теме: «Клетка», по истории в 6 классе по теме: «Столетняя война». Уроки проводились с использованием интерактивной доски.

2. Заседание МО № 2 на базе Аул-Тебисской ОШ.

Был дан открытый урок по географии по теме «Южная Америка». Уроки проводились с использованием ИКТ.

3. В апреле готовится открытый урок на базе структурного подразделения МОУ Тебисской СОШ Приомской ОШ. Будет дан интегрированный урок.

4. В марте были проведены предметные недели по географии и по биологии, во время которых учащиеся приготовили презентации, рисунки, кроссворды, в рамках предметных недель было проведено представление. В апреле проходит неделя истории и обществознания.

Предметная неделя по истории и обществознанию.

Тема: «Слава русской старине!»

План проведения:

Класс

Мероприятие

4

Историческая викторина

5

Историческая викторина

6

Викторина «Штурм крепости»

7

«Поле чудес»

8

«Историческое лото»

4-8

Конкурс рисунков «Страницы истории»

9-10-11

«Самый умный»

10 профиль

Защита проектов

9-10-11

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

6-9

Театрализованное представление «Слава русской старине!»

Внимание! Исторический вечер!

(Задание: определите современную дату вечера)

«Прелестная грамота».

Всему народу школьному вещаем:

В лето 7470,

Числа 29,

Месяца первого по названию,

В 14 часов петербургского времени

Состоится ассамблея.

Приглашаются любители

Истории Российской,

Особливо XVII века.

Во время оной ассамблеи

Желающие узнают много интересного.

Для отроков будут устроены игрища и загадки.

Для дам и кавалеров будет дан бал.

Историц – коллегия.

Даты даны по допетровскому календарю.

Вход по паролю (Пароль – ответ на вопросы викторины)

В программе:

1. Театрализованное представление.

2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

3. Дискотека.

Вопросы викторины для входа на исторический вечер.

1. Кто такой Рюрик?

2. В каком году новгородский князь Олег захватил Киев?

3. Кто такие половцы?

4. Кто такие хазары?

5. Кто и когда крестил Русь?

6. Что такое «Русская Правда»?

7. Что такое вече?

8. В каких городах Руси утвердился республиканский вечевой строй?

9. За какую победу князь Александр Ярославич прозван Невским?

10. Кого разбил Невский на Чудском озере?

11. Когда состоялась Куликовская битва?

12. Когда завершилось монголо-татарское иго?

13. Что такое ярлык?

14. Что такое приказы?

15. Кто является первым русским царем?

16. Кто покорил Сибирское ханство?

17. При каком царе начался созыв Земских соборов?

18. Что такое опричнина?

19. Кто возглавил первую крестьянскую войну в России?

20. Какой век называют «бунташным»?

21. Сколько лет длилась Северная война?

22. Как фамилия у Петра I?

Доклад на заседании методического объединения по теме:

«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся»

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.

Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты, не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

В своем педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности и вслед за Н.Т. Морозовой под познавательным интересом понимаю особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

первый – любознательность;

второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

третий - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе

- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;

- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;

  • принципа коллективного труда;

  • осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

  • использование личностно ориентированного обучения;

В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории и обществознания на основе устойчивой положительной мотивации.

В результате при проведении повторной диагностики в феврале 2006 года психолог гимназии отметила, что отношение учащихся к изучению истории значительно улучшилось. Для исследования использовались следующие методики:

«Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»;

«Методика анализа отношения школьников к учению»;

Карта интересов;

Эффективность уроков (Методика В.П. Симонова).

При проведении учебных занятий я использую личный опыт, теорию развития познавательного интереса Г.И. Щукиной и идеи педагога – новатора И.П. Волкова. В своём опыте я использую исходные принципы его творчества:

  • знание – фундамент творчества;

  • строгий отбор учебного материала;

  • формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

  • индивидуальный подход в обучении.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Изучив различные подходы к типам проектов, я классифицировала их по четырём признакам:

По роду деятельности

По содержанию

По количеству участников

По продолжительности

- - прикладные

- информационные

- ролевые

- творческие

- исследовательские

- монопроекты

- межпредметные

- индивидуальные

- парные

- групповые

-долгосрочные

- краткосрочные

Цели моей работы:

  • организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.

  • формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности

  • воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формировать критическое и творческое мышление учащихся,

  • умение работать с информацией;

  • способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;

- развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.

  • учить работать в группе.

Данный педагогический опыт преодолевает такие недостатки образовательного процесса в массовой школьной практике, как:

-догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников;

-отрыв процесса обучения от жизни;

-усреднённый подход к личности, отсутствие учёта мотивов и интересов каждого ученика.

Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.

На уроках и во внеурочное время я уделяю внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность.

В работе над учебными проектами встает много конкретных вопросов, имеющих методический и технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы и хочу поделиться собственным опытом.

Как организовать работу над проектом.

Я выделяю следующие этапы работы:

-1- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

-2- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

Например, проектная работа «Я гражданин», выполненная учащимися гимназических 11 классов, проводилась накануне выборов в областную Думу. Проблему обозначили сами школьники: какие факторы влияют на принятие решения электоратом в условиях демократических выборов.

-3- Распределение задач по группам, поиск информации. Были определены роли участников: члены избирательной комиссии, электорат, кандидаты, их доверенные лица.

-4- Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы: постановка проблемы, определение объекта исследования, выявление предмета исследования, формулировка гипотез, определение направления работы и задач, определение способов поиска источников информации

-5- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Избирательная комиссия – подготовка списков голосующих; кандидаты – разработка предвыборных программ; доверенные лица – организация предвыборной агитации.

-6- Промежуточные обсуждения полученных данных: для меня особый интерес представляли, помимо программ, составленных учащимися сами дебаты, проведённые в актовом зале гимназии. По условиям игры каждому из кандидатов предоставлялось три минуты на оглашение своей предвыборной программы. Затем ещё 3-4 минуты отводилось для ответов на вопросы. Самым важным и одновременно сложным в этой фазе игры оказалось умение учащихся перевоплотиться в политических лидеров, поверить в то, что они представляют интересы определённых социальных сил. Тем не менее большинство кандидатов старались соответствовать избранному имиджу и не забывать о политической культуре.

7- Презентация проекта. Ролевая игра «Избирательная кампания».

-8- Коллективное обсуждение, выводы. Анализ игры и подведение итогов. В ходе подведения итогов мы вместе с учениками пытались дать ответы примерно на такие вопросы:

-Каковы впечатления участников? Понравилась ли игра? Что именно понравилось? Что не понравилось?

-Можно ли сказать, что игра прошла успешно? Почему?

-Кто из игроков произвёл наибольшее впечатление? Удивил? Проявил эрудицию, актёрские способности?

-Какие трудности испытывали игроки? Почему? Как пытались их преодолеть?

-Что из этого мероприятия можно извлечь для курсов «Право» и «Обществознание»?

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов:

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности

- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, сборника);

- выполняются в едином стиле, содержат сноски, примечания, указывающие на источник информации;

  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Что нужно иметь в виду при работе над видеопроектом:

- общая продолжительность видеофильма не должна превышать 10 минут;

- в распоряжение участников должна быть предоставлена необходимая видеоаппаратура;

- на этапе подготовки к презентации проводится не менее двух консультаций с участием учителя.

Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы:

Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы: практическая работа в библиотеках, моделирование, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, разработка структуры презентации (уточняется в процессе работы), использование дополнительных ресурсов и эффектов в презентации, создание презентации (как правило, с применением программы Powerpoint), демонстрация и защита.

Новые информационные технологии, в частности возможности Интернета, для передачи и получения текстовой, графической, видеоинформации, создание мультимедийной презентации, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формирования практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

По каким критериям оценивать проект?

В своей практике я учитываю следующие критерии:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

  • коллективный характер решений;

  • творческая самостоятельность авторов проекта;

  • использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;

  • доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;

  • оформление результатов проекта;

  • форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.

В своей работе я использую

методы:

- проектный,

- проблемный,

- поисковый,

- развивающий,

- исследовательский;

приемы:

- ролевая игра,

- творческая проектная деятельность,

- создание проблемной ситуации,

- выполнение развивающих заданий,

- воображаемое путешествие,

- реферат,

- эссе,

- опережающее задание,

- использование мультимедийных средств обучения;

нетрадиционные формы уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;

формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» я делю класс на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

  • коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;

  • индивидуально-дифференцированная форма – для ее осуществления я использую карточки с дифференцированными заданиями по степени сложности. В углу каждой карточки нарисован синий, зелёный или красный кружок, соответственно обозначающий оценки «3», «4», «5»; в ходе урока учащиеся сами выбирают карточки с заданиями, что способствует выработке адекватной самооценки и не навязывает ученику мнение учителя; индивидуальную форму работы я использую и при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

  • формы контроля - в своей работе я осуществляю систематический контроль знаний: текущий контроль, тематический, итоговый. Часто применяю проверку знаний в тестовой форме по образцу ЕГЭ.

Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла. Показателем роста интереса служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад и творческих конкурсов.

  1. Анализ работы моу сош №1 г. Верхнеуральска за 2010 2011 учебный год

    Анализ
    МОУ СОШ № 1 - это государственное (муниципальное) общеобразовательное учреждение, на данном этапе развития является адаптивной школой. Школа подчиняется Управлению образования Верхнеуральского района.
  2. Анализ работы мбоу тогучинского района горновская сош за 2009 2010 учебный год

    Документ
    Цель анализа: определение уровня продуктивности образовательной деятельности педагогического коллектива в соответствии с целью достижения поставленных перед школой задач.
  3. Анализ работы моу дпо цимпо за 2010-2011 учебный год

    Документ
    Образование должно быть приоритетным направлением в развитии государства. Российское образование должно быть фактически равнодоступным и бесплатным, фундаментальным по содержанию и воспитывающим человека, ответственного за свою Родину.
  4. Анализ работы мо естественных наук за 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Тема работы МО в 2009-2010 учебном году ОСОШ «личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся». По данной теме методическое объединение работало девятый год.
  5. Анализ работы моу «Чуваштимяшская сош» Ибресинского района Чувашской Республики по итогам 2006-2007 учебного год

    Анализ
    В педколлективе школы работает 23 педагога. Из них 21 учитель с высшим образованием. Два учителя со средним специальным образованием, из них Ягодова О.
  6. Анализ работы моу со школы №14 города Белово за 2009-2010 учебный год

    Образовательная программа
    Учебный план школы был составлен на основании базисного учебного плана 2004 года. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
  7. Анализ работы Нижнечуманской мсо школы за 2007/2008 уч год

    Анализ
    Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа в 2007-2008 учебном году работала по методической теме «Совершенствование учебно-воспитательного процесса средствами развития общеучебных умений и навыков».
  8. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения «тумакская средняя общеобразовательная школа» за 2009-2010 учебный год

    Документ
    Адрес школы: Астраханская область, Володарский район, с. Тумак, ул. Рабочая, 17. Аттестация школы: декабрь, 2 г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Государственная регистрация юридического лица: серия 30 № 566560 от 11.
  9. Открытый публичный доклад содержит отчет о работе моу астаповская основная общеобразовательная школа за 2007 2008 учебный год, предназначен для родителей, администрации поселения Астаповское, уо, общественности.

    Доклад
    Открытый публичный доклад содержит отчет о работе МОУ Астаповская основная общеобразовательная школа за 2007 – 2008 учебный год, предназначен для родителей, администрации поселения Астаповское, УО, общественности.

Другие похожие документы..