Региональный доклад

3. Механизмы социального партнерства и координации деятельности

Правовую основу развития социального партнерства в Пермском крае составляют: Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «Об объединениях работодателей», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон Пермской области от 11 октября 2004 г. № 1622-329 «О социальном партнерстве в Пермской области» (с изменениями от 22.05.2008, 17.09.2009), распоряжение губернатора Пермского края от 22 декабря 2008 г. № 125-р «О координаторе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае», распоряжение губернатора Пермского края от 27 мая 2008 г. № 59-р «Об утверждении состава трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае»; указ губернатора Пермской области от 13 сентября 2005 г. № 148 «Об утверждении Положения о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермской области», а также Соглашение между профессиональными союзами, работодателями и Правительством Пермского края «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2008-2010 годы» (регистрационный № 53 от 26.03.2008) и коллективные договоры организаций Пермского края.

Социальное партнерство в Пермском крае направлено на решение следующих задач:

обеспечение выработки и реализации социально ориентированной политики;

создание эффективного механизма договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;

проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций;

разработку и заключение коллективных договоров, соглашений;

предотвращение коллективных трудовых споров и содействие их разрешению путем проведения примирительных процедур;

обеспечение дополнительных социальных гарантий работникам по сравнению с действующим законодательством.

Социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального партнерства:

на региональном уровне – краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – краевая комиссия);

на отраслевом уровне – отраслевыми комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений (далее – отраслевая комиссия);

на территориальном (муниципальном) уровне– территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений (далее – территориальная комиссия);

на уровне организаций – в форме соглашений или коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками (представительным органом работников) и работодателями.

3.1. Региональный уровень социального партнерства

На региональном уровне заключается соглашение между Правительством Пермского края, объединением организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» и Региональным объединением работодателей Пермского края «Сотрудничество».

Соглашение включает в себя обязательства:

в области развития экономики;

в области оплаты труда и ее тарифного регулирования;

в области занятости населения и развития рынка труда;

в области охраны и условий труда; экологической безопасности;

в области развития и совершенствования системы социального партнерства.

Раздел по охране труда содержит следующие обязательства сторон:

Правительство Пермского края:

Реализует государственную политику в сфере охраны труда на территории Пермского края.

Организует обучение по вопросам охраны труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий, а также отдельных категорий застрахованных в соответствии с действующим законодательством.

Определяет расходы на организацию работ по государственному управлению охраны труда за счет средств бюджета Пермского края.

Обеспечивает реализацию проекта «Безопасный труд» в Пермском крае на 2007-2010 годы.

Принимает законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда Пермского края.

При формировании бюджета Пермского края предполагает расходы краевых бюджетных учреждений на охрану труда.

Работодатели Пермского края:

Организуют работу по внедрению системы управления охраной труда в соответствии с действующим законодательством.

Создают службы, вводят штатные должности специалистов по охране труда (в том числе в организациях бюджетной сферы с численностью работающих более 50 человек).

Заключают соглашения по охране труда с обязательным указанием объема финансирования, сроков выполнения мероприятий по охране труда.

Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с охватом 100% к 2010 году с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Направляют работников отдельных категории застрахованных на обучение по охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ. На время проведения обучения указанных категорий за ними сохраняется средняя заработная плата.

Обеспечивают беспрепятственный допуск на предприятие инспекторов труда и представителей краевых членских организаций профсоюза.

Обеспечивают выполнение рекомендаций заключительных актов по результатам профилактических медицинских осмотров, предписаний должностных лиц надзорных органов.

Создают на предприятиях с численностью работающих более 300 человек медицинские пункты.

Работодатели и профсоюзные организации:

Регулярно анализируют выполнение коллективных договоров и соглашений, требований нормативных правовых актов по охране труда, информацию доводят до работников предприятий.

Создают в организациях профсоюзные комитеты, совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Организуют обучение и проверку знаний их членов.

Организуют проведение дней охраны труда, смотров конкурсов, разработку поощрительных мер в области создания здоровых и безопасных условий труда.

Предусматривают в коллективных договорах предприятий дополнительное страхование работников.

Профсоюзы:

Для осуществления общественного контроля за условиями и охраной труда организуют деятельность уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, их обучение и проверку знаний.

Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда силами собственных инспекций, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.

Проводят анализ состояния условий и охраны труда в краевых членских организациях профсоюза, разрабатывают предложения по их предупреждению.

Содействуют повышению на предприятиях, в организациях и учреждениях трудовой и производственной дисциплины.

3.2. Территориальный (муниципальный) уровень

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Содержание территориального соглашения определяется территориальной комиссией на основе проектов соглашений, представленных всеми сторонами социального партнерства или одной из них.

Участниками территориальных комиссий являются полномочные представители органов местного самоуправления, представители работодателей и работников.

Полномочными представителями территориальных объединений работников являются объединения профессиональных союзов на территориальном уровне.

Полномочными представителями работодателей на территориальном уровне являются территориальные объединения работодателей.

Из 48 муниципальных образований края в 42 муниципальных образований сформированы и работают трехсторонние комиссии, приняты и выполняются трехсторонние соглашения. Еще в 5 (г. Березники, Горнозаводский, Нытвенский, Ординский, Чердынский районы) трехсторонние соглашения находятся в стадии подготовки, а трехсторонние комиссии – в стадии формирования.

3.3. Корпоративный уровень/уровень работодателя

В целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений в организации в рамках социального партнерства представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в переговорах и полномочий этих представителей.

С целью ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Работодатель обеспечивает по согласованию сторон условия, необходимые для разработки и заключения коллективного договора.

Работники, не являющиеся членами профессионального союза, вправе уполномочить как орган профессионального союза, так и иных представителей для представления их интересов во взаимоотношениях с работодателем.

При наличии в организации нескольких представителей работников ими может создаваться единый представительный орган для участия в комиссии и подписания коллективного договора. При этом каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого органа по ведению переговоров на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых ими работников.

Подготовленный комиссией проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками организации. Формы обсуждения проекта определяются самими работниками. Проект дорабатывается комиссией с учетом поступивших замечаний и предложений.

При достижении соглашения сторон коллективный договор составляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается представителями сторон.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся только по взаимному согласию сторон.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения обязательств, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе – женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Коллективный договор не должен ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, генеральным, отраслевым, региональным соглашениями. Пункты коллективного договора, ухудшающие положение работников, признаются недействительными.

  1. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Ростовская область введение Составитель доклада Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». Контактный адрес: 346404

    Доклад
    Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». Контактный адрес: 346404, г. Новочеркасск Ростовской области, ул. Калинина, 88; тел/факс (86352) 3-19-36; e-mail: donwomen@novoch.
  2. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Ставропольский край введение Характеристика социально-демографической ситуации в Ставропольском крае Численность постоянного населения на конец 2001 года

    Доклад
    К сожалению, ни государственный комитет по статистике, ни министерство образования не располагают развернутыми данными, дифференцированными по половому признаку, характеризующими образованность населения.
  3. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Республика коми введение Численность населения Республики Коми на 1 января 2002 г

    Доклад
    Численность населения Республики Коми на 1 января 2002 г., по расчетам Госкомстата РК, составляла 1109 тыс. жителей, из них 51 % - женщины. (Однако, по последним данным недавно проведенной переписи населения, численность населения
  4. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Республика карелия основной период для исследования 1998-2002 годы

    Доклад
    Республика Карелия (РК) – субъект Российской Федерации (РФ), расположенный на северо-западе России. Площадь Карелии – 180,5 тыс.кв.км (1,06% территории РФ).
  5. Региональный доклад (2)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  6. Региональный доклад (3)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  7. Региональный доклад (4)

    Доклад
    Республики Таджикистан: Муродов Д.Х - Советник Президента Республики Таджикистан по правовой политике - Полномочный представитель Президента Республики Таджикистан в Конституционном Суде Республики Таджикистан:
  8. Региональный доклад (5)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  9. Сборник региональных докладов (1)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».

Другие похожие документы..