Региональный доклад

1.1. Положения Конституции Российской Федерации об условиях и охране труда

Основным законом Российской Федерацииявляется Конституция Российской Федерации(принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.).

Основной закон закрепляет за каждым человеком его права и обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены1, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

1.2. Положения Трудового кодекса Российской Федерации

Основным документом, регулирующим отношения между работниками и работодателями, является Трудовой кодекс Российской Федерации. В ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации определены цели и задачи трудового законодательства. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда2, защита прав и интересов работников и работодателей.

1.3. Основные региональные законы в сфере условий и охраны труда

В 2009 году с целью осуществления государственной политики в области охраны труда, совершенствования системы государственного управления охраной труда и приведения законодательства Пермского края в соответствие с федеральным законодательством был принят Закон Пермского края от 1 июля 2009 г. № 450-ПК «О государственном управлении охраной труда на территории Пермского края».

Закон устанавливает нормы по разграничению полномочий в области охраны труда, отнесённых Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, между Законодательным Собранием Пермского края, Правительством Пермского края.

Ст. 7 данного Закона устанавливает полномочия органа исполнительной власти по управлению охраной труда. Все полномочия, отнесённые к компетенции Министерства промышленности, инноваций и науки края как органа уполномоченного в области управления охраной труда, учтены в Положении о Министерстве, утверждённом постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2007 г. № 180-п.

Статьей 11 Закона признается утратившим силу ранее действовавший Закон Пермской области от 7 августа 1997 г. № 814-121 «Об охране труда в Пермской области».

1.4. Основные региональные подзаконные правовые акты
в сфере условий и охраны труда

Ниже приводится перечень подзаконных нормативных правовых актов в сфере условий и охраны труда, включая соглашения о взаимодействии, разработанных и утвержденных в Пермском крае:

1. Распоряжение Председателя Правительства Пермского края от 27 июля 2007 года № 78-рпп «О совете по условиям и охране труда в Пермском крае».

2. Постановление Правительства Пермского края от 22 июля 2009 г. № 471-п «О передаче функций Министерства социального развития Пермского края в сфере государственного управления охраной труда на территории Пермского края Министерству промышленности, инноваций и науки Пермского края и внесении изменений в отдельные акты Правительства Пермского края».

3. Постановление Правительства Пермского края от 27 декабря 2007 г. «О проведении конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Пермском крае».

4. Приказ Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края от 28 декабря 2009 № СЭД-47-02.01-35-17 «Об утверждении Положения о Реестре юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда на территории Пермского края».

5. Соглашения о взаимодействии в сфере реализации государственной политики в области охраны труда на территории Пермского края Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края с Государственной инспекцией труда в Пермском крае, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, Пермским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф».

1.5. Международные договоры региона, содержащие требования охраны труда

В настоящее время международные договоры, содержащие требования охраны труда или касающиеся вопросов условий и охраны труда, в Пермском крае отсутствуют.

2. Механизмы формирования региональной политики в сфере УСЛОВИЙ И охраны труда

2.1. Основные направления реализации государственной политики в сфере охраны труда в регионе

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации основными направлениями государственной политики в сфере охраны труда в Пермском крае являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие и реализация региональных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, а также разработка и реализация региональных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

мониторинг состояния охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;

организация информационного обеспечения охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

содействие разработке и внедрению безопасных техники и технологий, производству средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и Пермского края, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Реализация мероприятий в области охраны труда на территории края проводится в рамках трехстороннего Соглашения между Правительством Пермского края, Пермским краевым советом профсоюзов и региональным объединением работодателей Пермского края «Сотрудничество» и Плана мероприятий «Безопасный труд», направленных на улучшение условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории края.

2.2. Механизмы регионального законотворчества и нормотворчества

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Пермский край вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Пермский край по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимает законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.

Правом принимать нормативные правовые акты Пермского края обладает губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, Законодательное собрание Пермского края, органы исполнительной власти Пермского края.

Проект нормативного правового акта может быть разработан как:

новый нормативный правовой акт;

изменения действующего нормативного правового акта;

новая редакция (новый текст) действующего нормативного правового акта.

Нормотворческий орган может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему органам, организациям или заказать его подготовку на договорной основе государственным органам, научным учреждениям, отдельным ученым, экспертам, специалистам или их коллективам.

Нормотворческий орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, лицам или заключить с ними договоры, а также объявить конкурс на лучший проект.

Проекты нормативных правовых актов согласовываются с заинтересованными органами и организациями. Согласование нормативного правового акта оформляется визами. Проекты нормативных правовых актов Губернатора края, Правительства края подлежат согласованию с органом юстиции.

Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы населения, могут публиковаться в средствах массовой информации для их обсуждения. Поступившие предложения и замечания рассматриваются при доработке проектов.

Для оценки качества проекта нормативного правового акта, имеющего важное политическое, экономическое и социальное значение, может проводиться независимая научная (юридическая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза. Независимая научная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов. В качестве экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. Для проведения научной экспертизы могут быть приглашены также ведущие ученые и специалисты из зарубежных государств и международных организаций.

Подготовленный проект вносится в нормотворческий орган с приложением пояснительной записки, в которой содержатся:

а) обоснование необходимости принятия проекта;

б) место проекта в системе действующего законодательства, соответствие его основных положений Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пермского края;

в) прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;

г) перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения которых потребует принятие данного нормативного правового акта;

д) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;

е) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);

ж) перечень органов и лиц, являющихся инициаторами разработки проекта, лиц и организаций, принимавших участие в его подготовке;

з) указание органов и лиц, с которыми проект был согласован, краткое изложение содержания разногласий и мотивированное мнение о них.

Законы Пермского края подлежат официальному опубликованию. Законы Пермского края вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной срок вступления в силу.

Нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой. Законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие или отягчающие ответственность, обратной силы не имеют.

Нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают свое действие в следующих случаях:

1) истечение срока, на который было рассчитано действие акта (его отдельных положений);

2) принятие нового акта той же юридической силы, которому противоречат нормативные предписания ранее изданного акта (его отдельных положений) или который поглощает ранее изданный акт (его отдельные положения);

3) признание акта (его отдельных положений) утратившим силу органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом;

4) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

2.3. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Пермского края осуществляет Государственная инспекция труда в Пермском крае Федеральной службы по труду и занятости.

Высший надзор за соблюдением законов на территории Пермского края, включая трудовое законодательство, осуществляет прокуратура Пермского края.

  1. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Ростовская область введение Составитель доклада Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». Контактный адрес: 346404

    Доклад
    Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». Контактный адрес: 346404, г. Новочеркасск Ростовской области, ул. Калинина, 88; тел/факс (86352) 3-19-36; e-mail: donwomen@novoch.
  2. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Ставропольский край введение Характеристика социально-демографической ситуации в Ставропольском крае Численность постоянного населения на конец 2001 года

    Доклад
    К сожалению, ни государственный комитет по статистике, ни министерство образования не располагают развернутыми данными, дифференцированными по половому признаку, характеризующими образованность населения.
  3. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Республика коми введение Численность населения Республики Коми на 1 января 2002 г

    Доклад
    Численность населения Республики Коми на 1 января 2002 г., по расчетам Госкомстата РК, составляла 1109 тыс. жителей, из них 51 % - женщины. (Однако, по последним данным недавно проведенной переписи населения, численность населения
  4. Региональный доклад по проекту «мониторинг ситуации с дискриминацией прав женщин в россии». Республика карелия основной период для исследования 1998-2002 годы

    Доклад
    Республика Карелия (РК) – субъект Российской Федерации (РФ), расположенный на северо-западе России. Площадь Карелии – 180,5 тыс.кв.км (1,06% территории РФ).
  5. Региональный доклад (2)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  6. Региональный доклад (3)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  7. Региональный доклад (4)

    Доклад
    Республики Таджикистан: Муродов Д.Х - Советник Президента Республики Таджикистан по правовой политике - Полномочный представитель Президента Республики Таджикистан в Конституционном Суде Республики Таджикистан:
  8. Региональный доклад (5)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  9. Сборник региональных докладов (1)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».

Другие похожие документы..