Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Организация Объединенных Наций

CERD/C/ROU/16-19

Международная конвенция
о ликвидации всех форм
расовой дискриминации

Distr.: 

22 June 2009

Russian

Original: 

Комитет по ликвидации расовой
дискриминации

Доклады, представленные государствами-участниками
в соответствии со статьей 9 Конвенции

Шестнадцатый−девятнадцатый периодические доклады, подлежавшие представлению в 2007 году*

Румыния** ***

[29 июля 2008 года]

Содержание

Пункты Стр.

Введение

Общие сведения 6−9 4

I. Внутреннее законодательство 10−21 5

II. Международное право 22−26 8

III. Институциональные механизмы 27−32 8

IV. Общественная политика 33−43 10

V. Другие меры 44 12

Информация по статьям 2−7 Конвенции

Статья 2 − Законодательные, судебные, административные
и иные меры противодействия дискриминации

I. Общая антидискриминационная политика. Национальный
совет по борьбе с дискриминацией. Омбудсмен 45−84 12

II. Положение национальных меньшинств 85−90 21

II.A Политическая и административная сферы 91−99 22

II.B Культурная, социальная и образовательная сферы 100−108 24

II.C Департамент межэтнических отношений 109−118 26

II.D Совет национальных меньшинств 119−122 27

III. Отдельно о положении меньшинства рома 123−143 28

IV. Положение иностранцев 144−156 35

V. Гендерные аспекты расовой дискриминации 157−176 38

VI. Прочие меры 177−178 41

Статья 3 − Расовая сегрегация 179-186 43

Статья 4 − Законодательные, судебные, административные и другие
меры противодействия поощрению расовой дискриминации или
подстрекательству к ней

I. Законодательство и юриспруденция 187−206 45

II. Меры, направленные конкретно на борьбу с антисемитизмом,
отрицанием холокоста и ксенофобией 207−213 49

Статья 5 − Права, гарантии осуществления которых особо
подчёркнуты в Конвенции

a) Право на равное обращение в судах и всех других органах,
отправляющих правосудие 214−234 50

b) Право на личную неприкосновенность и защиту со стороны
государства от насилия или телесных повреждений 235−268 55

c) Политические и гражданские права 269−273 63

d) Экономические, социальные и культурные права 274−277 64

i. Право на труд 278−314 65

ii. Право создавать профессиональные союзы и вступать в них 315 72

iii. Право на жилище 316−325 73

iv. Право на здравоохранение, медицинскую помощь,
социальное обеспечение и социальное обслуживание 326−353 76

v. Право на образование и профессиональную подготовку 354−376 80

vi. Право на равное участие в культурной жизни 377−394 87

vii. Право на доступ к местам общественного пользования 395−397 90

Статья 6 − Эффективная защита против любых актов расовой дискриминации

I. Защита и средства правовой защиты, предоставляемые Национальным
советом по борьбе с дискриминацией 398−413 91

II. Деятельность Омбудсмена 414−420 96

III. Защита и средства правовой защиты посредством обращения
в судебные органы 421−428 98

IV. Национальный совет по аудиовизуальным СМИ 429−431 99

Статья 7 − Образование. Культура. Информация

I. Образование в целом − противодействие дискриминации, поощрение
межкультурного диалога и толерантности 432−437 102

II. Образование и правоприменительная деятельность 438−452 103

III. Культурные программы − поощрение поликультурного многообразия
и толерантности 453−464 108

Приложения

Приложение I − Структура населения в разбивке по этническому
происхождению, родному языку и исповедуемой религии

Приложение II − Представленность национальных меньшинств
в политической жизни

Приложение III − Представленность национальных меньшинств в СМИ
и культурной жизни

Приложение IV − Национальная ситуация в сфере занятости

Приложение V − Правительственное постановление № 137/2000
о предупреждении всех форм дискриминации и о предусматриваемых
в этой связи мерах наказания

Приложение VI − Национальная стратегия реализации мер по
предупреждению и искоренению дискриминации на период
2007–2013 годов

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

1. Пятнадцатый периодический доклад Румынии об осуществлении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD/C/363/Add.1), представленный Комитету по ликвидации расовой дискриминации в 1999 году, был рассмотрен Комитетом в августе того же года. В этой связи членами Комитета был высказан ряд замечаний и рекомендаций.

2. В настоящем докладе сведены воедино с шестнадцатого по девятнадцатый периодические доклады Румынии, подлежащие представлению в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конвенции. Содержащаяся в этом докладе информация отражает развитие ситуации начиная с 1999 года, и при этом упор делается на появившиеся за это время законодательные нововведения и на установившуюся институциональную практику, направленные на реализацию в полной мере положений Конвенции.

3. В этот доклад включены актуальные данные в отношении существенных изменений в законодательной и институциональной базе страны, а также в отношении сферы действия и масштабов охвата политики правительства, нацеленной на внедрение перемен на уровне сознания и взглядов за отчётный период.

4. Структура данного доклада фактически отражает основные подходы, изложенные в руководящих принципах, касающихся формы и содержания докладов, подлежащих представлению государствами-участниками в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конвенции (CERD/C/70/Rev.2).

5. Общие сведения о Румынии, её политической структуре и общих правовых механизмах защиты прав человека изложены в общем базовом документе, являющемся составной частью докладов государств-участников, представляемых согласно международным договорам о правах человека (HRI/CORE/1/Add.13/Rev.1). В этой связи далее в настоящем документы приводятся обновлённые данные и дополнительная информация.

Общие сведения

6. В течение отчётного периода в Румынии прошла очередная перепись населения, по итогам которой в Румынии насчитывается 20 национальных (традиционных) меньшинств, представленных в парламенте 19 организациями (меньшинства чехов и словаков сформировали объединённую организацию): албанцы (менее 0,1% от общей численности населения); армяне (менее 0,1%); болгары (менее 0,1%); хорваты (менее 0,1%); чехи (менее 0,1%); греки (менее 0,1%); немцы (0,3%); венгры (6,6%); евреи (менее 0,1%); итальянцы (менее 0,1%); русские липоване (0,2%); македонцы (это этническое меньшинство не было включено в перепись); поляки (менее 0,1%); рома (2,5%); сербы (0,1%); словаки (0,1%); татары (0,1%); турки (0,1%); украинцы, включая русинов (0,3%).

7. При этом, согласно статистическим данным Румынского бюро по делам беженцев и иммиграции, на конец 2007 года в Румынии насчитывалось 6 662 иностранца, из которых 231 человек составляли апатриды. Иностранное присутствие включает в себя представителей примерно 75 национальностей, из которых большинство происходит из стран Ближнего Востока, а также сопредельных стран.

8. Национальные правовые и институциональные механизмы, оказывающие влияние на осуществление положений Конвенции, расширились в результате принятия новых законов или модификации существующих, присоединения к соответствующим международно-правовым инструментам, учреждения новых институтов и выработки государственной политики по предупреждению и искоренению дискриминации во всех её формах. Были разработаны конкретные планы и программы для решения целого ряда проблем, связанных с положением наиболее уязвимых групп, таких как различные меньшинства, и в особенности рома.

9. В 2007 году Румыния стала полноправным членом Европейского Союза. В этой связи Румыния, присоединившись, соблюдает и реализует положения соответствующего законодательства ЕС в области предупреждения и искоренения дискриминации, и в частности Директивы ЕС 2004/43 в отношении расовой дискриминации, а также Рамочной директивы ЕС 2000/78 о равном обращении, которая утверждает концепцию равного обращения в трудовой сфере. Своим Законом № 13/7.02.2008 Румыния ратифицировала Лиссабонский договор, инкорпорирующий Хартию основных прав в законодательство ЕС. Румыния также принимает участие в реализации антидискриминационной политики и программ Союза.

I. Внутреннее законодательство

10. В результате проведённого в 2003 году пересмотра Конституции Румынии1 те положения, которые касаются предупреждения дискриминации, претерпели ряд изменений. Теперь в начале Статьи 4 указывается, что в основе государства лежит единство румынского народа и солидарность его граждан, а Румыния является общей и неделимой родиной для всех её граждан, без какой бы то ни было дискриминации, в том числе по признаку расы, национального и этнического происхождения. Статья 16 в исправленном виде вводит конкретную гарантию в отношении равных возможностей для мужчин и женщин в отношении поступления на работу или назначения на общественно значимую должность (в государственной, гражданской или военной сферах). Согласно статье 20 в исправленном виде, Конституция или национальные законы превалируют над международными нормами в области прав человека, если их положения обеспечивают преимущества.

11. В 2000 году правительство Румынии приняло Постановление № 137 о предупреждении всех форм дискриминации и о предусматриваемых в этой связи мерах наказания, и этим постановлением вводятся общие правовые рамки в области предупреждения и искоренения дискриминации2. Данное постановление было принято непосредственно во исполнение рекомендации, содержащейся в пункте 12 Заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/304/Add.85). Постановление содержит всеобъемлющее определение понятия «дискриминация», перечисляя практически все критерии, которые могут аннулировать или затруднить признание, осуществление или реализацию на равной основе прав человека и основных свобод во всех сферах общественной жизни. Правительственное постановление № 137/2000 даёт определение принципа равенства и недискриминации среди граждан, вводит запрет и меры наказания в отношении актов дискриминации, совершаемых как физическими, так и юридическими лицами, в любых её формах. Закон затрагивает пять основных сфер, а именно, равноправие в области экономической деятельности, доступ к услугам, образование, свободу перемещения и право на достойное обращение. Гарантируются принцип равенства среди граждан и ликвидация любых привилегий и форм дискриминации, в особенности в том, что касается пользования рядом важнейших гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

12. Статья 317 Уголовного кодекса предусматривает наказание за подстрекательство к дискриминации, а статья 247 – за злоупотребление властными полномочиями путём ограничения определённых прав по дискриминационным мотивам.

13. В 2002 году правительство приняло Чрезвычайное постановление № 313, запрещающее организации и символы фашистского, расистского и ксенофобного характера, а также восхваление лиц, осуждённых за совершение преступлений против мира и человечности. Эта специальная норма уголовного права вводит категоризацию вышеупомянутых организаций и символов, даёт определение ряду уголовных правонарушений и устанавливает применимые меры наказания. Данный текст с внесёнными в него изменениями содержит развёрнутое определение холокоста, которое распространяется также на этнических рома. Это постановление было принято во исполнение рекомендации, содержащейся во второй части пункте 12 Заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/304/Add.85).

14. Новый Трудовой кодекс, утверждённый Законом № 53/2003, с внесёнными в него последующими изменениями, даёт определение прямой и косвенной дискриминации и вводит соответствующий запрет. В соответствии с положениями этого закона, лица, работающие по найму, имеют право на достойные условия труда и оплаты за него без какой бы то ни было дискриминации, а внутренние уложения работодателя должны предусматривать соблюдение принципа недискриминации.

15. Закон 202/2002 относительно равных возможностей для женщин и мужчин 4 создаёт правовую основу в сфере равенства возможностей между мужчинами и женщинами. Этот закон опирается на концепцию множественности форм дискриминации, отражающую все основы для дискриминации, включая гендерные и расовые аспекты. Изменения и дополнения к данному закону были введены Постановлением правительства № 86/2004, на основании которого было также учреждено Национальное агентство по равным возможностям для мужчин и женщин, являющееся специализированным государственным учреждением, ответственным за мониторинг реализации принципа равенства возможностей и за выработку конкретных политических программ в области гендерного равенства и комплексного гендерного подхода.

16. Согласно Закону № 504/2002 об аудиовизуальных средствах информации (с изменениями и дополнениями, внесёнными в соответствии с Законом № 402/2003), запрещается выпуск в эфир программ, содержащих любую форму подстрекательства к ненависти по признаку расы, религии, национальности, пола или сексуальной ориентации. Кроме того, Свод правил в отношении аудиовизуального контента, одобренный Указом № 187/2006 Председателя Национального совета по аудиовизуальным СМИ, содержит детальные нормы правового регулирования в отношении противодействия дискриминации в области аудиовизуальных СМИ.

17. Согласно статье 7 Закона № 272/2004 о защите и поощрении прав ребёнка, содержащиеся в его положениях гарантии прав распространяются на всех детей и исключают какую бы то ни было дискриминацию.

18. Законом № 14/2003 о политических партиях регулируется сфера политического представительства и участия в общественной жизни в условиях равенства и недискриминации между гражданами. При этом данный закон (пункт 2 статьи 3) запрещает политические партии, которые нарушают положения статьи 30 (7) Конституции Румынии, где содержится запрет, среди прочего, на любое подстрекательство к дискриминации.

19. Закон № 188/1999 относительно статута гражданской службы5 запрещает любую дискриминацию среди гражданских служащих. На основании этого закона учреждено Национальное агентство по гражданской службе, имеющее статус специализированного учреждения, в полномочия которого входит мониторинг и координация выполнения соответствующих законов. Кроме того, согласно пункту с) статьи 3 Кодекса поведения гражданских служащих6, утверждается принцип равного обращения в отношении всех граждан со стороны государственных учреждений и властей, который надлежит соблюдать всем гражданским служащим. В пункте с) статьи 3 Указа правительства № 1209/2003 в отношении карьерного роста и продвижения гражданских служащих говорится о равенстве шансов в качестве одного из основополагающих принципов в процессе формирования и развития карьеры гражданского служащего, а также признаётся профессионально-кадровый подход к такой карьере для всех лиц на основании соответствующих норм законов.

20. Закон № 116/2002 о предупреждении и пресечении социальной маргинализации преследует цель обеспечения гарантий реального доступа всех лиц, и в частности молодёжи, к основным правам, таким как право на труд, право на жилище, право на медицинское страхование и право на образование.

21. Согласно статье 5 Закона № 122/2006 об убежище в Румынии, нормы права, регулирующие обращение иностранцев с ходатайствами о предоставлении той или иной формы убежища в Румынии, применяются без дискриминации. Иностранцы, пользующиеся той или иной формой защиты, предусмотренной законом, могут реализовывать свои права на тех же основаниях, что и румынские граждане. В то же время, согласно пункту 3 Постановления правительства № 44/2004 относительно социальной интеграции иностранцев, пользующихся той или иной формой защиты в Румынии7, программы по интегрированию иностранцев, получивших от Румынии какую-либо форму защиты, разрабатываются и осуществляются с учётом потребностей их бенефициариев без какой либо дискриминации. Согласно пункту 2 статьи 78 Указа правительства № 194/2002 относительно статуса иностранцев в Румынии, государственные учреждения обязаны обеспечивать защиту иностранцев от всех форм дискриминации. Кроме того, в пункте 5 статьи 95 содержится конкретное положение относительно пресечения дискриминации иностранцев, проживающих в приёмных центрах.

  1. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (2)

    Доклад
    1. Настоящий документ является сводным докладом, включающим девятнадцатый и двадцатый периодические доклады правительства Исландии относительно осуществления Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, который
  2. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (3)

    Доклад
    3. Краткое изложение рекомендации комиссии, занимающейся внесением предложений относительно всеобъемлющего законодательства в области борьбы с дискриминацией
  3. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (5)

    Доклад
    Статья 5. Меры, предпринимаемые с целью запретить и ликвидировать расовую дискриминацию и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы,
  4. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (1)

    Доклад
    1. Настоящий доклад представляется в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и составлен в соответствии с Общими руководящими принципами, касающимися формы и содержания
  5. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (3)

    Доклад
    I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙКОМИТЕТА, ВЫСКАЗАННЫХ В ЕГО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХЗАМЕЧАНИЯХ (CERD/C/62/CO/6) ПО ПЯТНАДЦАТОМУ И ШЕСТНАДЦАТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИМ ДОКЛАДАМПОЛЬШИ 2 - 44 6
  6. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (4)

    Доклад
    1. Турция ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (далее именуемую "Конвенция") 13 мая 2002 года.
  7. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (1)

    Доклад
    1. По данным последней всеобщей переписи населения, проведенной в ноябре 2001 года, общая численность населения Венесуэлы составляет 23 054 210 человек, в том числе 11 402 869 мужчин и 11 651 351 женщина.
  8. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (2)

    Доклад
    Правительство Узбекистана благодарит Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации за тщательное и конструктивное рассмотрение третьего-пятого доклада Республики Узбекистан по выполнению положений Международной конвенции о ликвидации
  9. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 конвенции (9)

    Доклад
    Настоящий доклад объединяет в себе семнадцатый, восемнадцатый и девятнадцатый периодические доклады правительства Финляндии об осуществлении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД).
  10. Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции (2)

    Доклад
    F. "Исма" – Слушай: проект общенациональных консультаций в целях искоренения предрассудков в отношении австралийских граждан арабского и мусульманского происхождения 324–332 85

Другие похожие документы..