Тема: Л. Н. Андреев. «Кусака»

Урок литературы 7 класс

Учитель: МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области» Каковкина Евдокия Петровна.

Тема: Л. Н. Андреев. «Кусака»

Цель урока: показать своеобразие личности Л. Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Андреева, выставка его произведений.

Дополнительная литература: Л. Андреев. «Баргамот и Гараська»; «Петька на даче»; «Ангелочек»; «Весной»; «Гостинец»; «Алёша - дурачок»; «Валя»; «Цветок под ногой»; «Друг»; «Предстояла кража»; К. Чуковский. Из воспоминаний. М.,1959; Иезуитова л. А. Творчество Леонида Андреева. Курск, 1983; Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллинн, 1994; Рассказ Л. Андреева «Кусаку» вVII классе //ЛШ. М., 1994, №2.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

пересказ легенды о Данко.

  1. Чтение и обсуждение нескольких эссе

  2. Чтение и обсуждение статей учебника «Л. Н. Андреев», «Люди и книги» (стр. 109 - 111)

Ответим на вопросы учебника (стр. 111).

  1. Работа с рассказом «Кусака»

  1. Комментированное чтение.

  2. По ходу комментированного чтения озаглавим части рассказа:

  1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.

  2. Как Кусака получила своё имя.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака».

  4. «Кусаку придётся остановить…»

  5. Снова одиночество.

  1. Беседа по вопросам.

- Какие чувства вызвал вас рассказ?

- Почему Кусака перестала доверять людям?

- Что вы думаете о дачниках?

- Отчего люди делались ещё «бодрее»,чем были?

- Почему собаки было больно от непривычной ласки, словно от удара?

- Отчего «расцвела» собака?

- Почему дачники не взяли Кусаку в город?

- Какие слова в четвёртой главе говорят о том ,что сожаление Лели было не совсем искренним?

- Как реагировала собака на отъезд людей?

- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством?

- Если бы собака жила в других условиях, была ли у неё та же кличка?

Звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака Бывает кусачей».

- Определите, чем отличается интонация песенки от интонации рассказа.

- Сопоставьте слова песни:

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданскую лошадку

А с ней - гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

и фрагментов рассказа(первый и последний абзацы).

(В песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказа Андреева мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, сочувствуем ей.)

- Кто виноват в виноват в одиночестве Кусаки?

- Какова, по - вашему, дальнейшая судьба Кусаки? Будет ли она доверять людям?

- В каких ещё произведениях героями выступают собаки? Что общего в их судьбе с судьбой Кусаки?

Домашнее задание:

    1. Написать рассказ о любом животном: своем, бездомном:

«Имя моего любимца».

    1. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр. 119).

    2. Дополнительно: прочитать рассказ Л. Толстого «Бешенная собака». Определить, в чём сходство этого рассказа и рассказа Л. Андреева?

Урок литературы 7 класс

Учитель: МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области» Каковкина Евдокия Петровна.

Тема: «Край ты мой, родимый край!». Стихи русских поэтов XIXвека о родной природе.

Цель урока: расширить представление учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроение поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование урока: записи популярной классической музыки(«Времена года» Чайковского), записи «голосов природы»; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова, Ромадина, Ге, А. К. Толстого, И. А. Бунина.

Дополнительная литература: Край ты мой, родимый край. Стихи русских поэтов XIXвека / Сост. В. И. Коровин. М.,1986.

Ход урока

I.Слово учителя

Природа - неисчерпаемый благодарный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту.

Людей искусства отличает умение видеть в привычном новое и необычное. Вспомним знаменитые «Времена года» Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

II.Прослушивание музыки фрагментов

Учитель:

Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая заявлением природы, передаёт своё мироощущение, настроение, состояние души.

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Жуковский. Послушаем его стихотворение.

III.Чтение и обсуждение статьи учебника (стр. 294 - 295)

IV.Выразительное чтение и анализ стихотворений

Стихотворения читают ученики

1.В. А. Жуковский. «Приход весны».

- Перескажите содержание этого стихотворения.

- С чем сравнивает поэт приход весны?

(Душа весной оживает, как и вся природа)

- Как человеческие чувства «переплетаются» с состоянием природы?

2.А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!».

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- Какую роль играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация?

- Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению?

- В каком значении употреблено слово «воля»?

(Простор.)

- Какие синонимы вы подберёте к нему? Какие слова - образы стихотворения вы свяжите с этим понятием?

3. А. К. Толстой. «Благовест».

1)Словарная работа

Благовест - «благая весть», т. е. «добрая» весть - колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный - приносящий благо, приятный успокаивающий.

Каяться - а) Исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) Сожалея, признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь - отказываюсь.

«Звон призывный через могилы» - рядом с храмом традиционно располагается кладбище.

2) Вопросы:

- Какие чувства пробуждают колокольный звон у лирического героя?

- Вспомните стихотворение Лермонтова «Молитва». Что общего в стихотворениях М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого?

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

(М. Ю. Лермонтов)

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

(А. К. Толстой.)

4.А. К. Толстой. «Замолкнул шум, гроза устала…»

- О чём это стихотворенье?

- Какова его главная мысль?

(Призыв быть внимательным и бережным к природе.)

- Какие эпитеты использует автор для характеристике человека?

(«С новою враждою», «презрительной пятой».)

Попытайтесь вместо этих использовать другие эпитеты. Например: «властною стопою, не рви рукой», «жестокою враждою надменною стопой»и т. д.

- Как меняется смысл стихотворения?

- Какие художественные средства помогают создать картину природы?

- Определите размер стихотворения, схему рифмовки.

(Пяти - трехстопный ямб; перекрёстная рифмовка с женскими и мужскими окончаниями.)

V.Работа с репродукциями

1. Реализация индивидуальных заданий. Сообщение учеников о русских пейзажистах.

2. Беседа по вопросам.

- Рассмотрите репродукции пейзажей на форзацах учебника.

Какой из них соответствует какому - либо из прочитанных нами стихотворений по содержанию, по настроению?

- какими средствами художник добивает сопереживания зрителей? Какие средства использует поэт?

- Какие пейзажи русских художников вы любите?

Домашнее задание

    1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

    2. Написать эссе «Пейзажная лирика в живописи и поэзии. Для чего она нужна?»

    3. Прочитать повесть М. Горького «Детство».

Учитель: МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области» Каковкина Евдокия Петровна.

Урок внеклассного чтения. И. А.Бунин. «Лапти». Стихотворения И. А. Бунина

Цель урока: обучение составлению плана рассказа, знакомство с поэтическим наследием И. А. Бунина, обучение навыка анализа поэтического произведения.

Методические приёмы: пересказ текста, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

  1. Характеристика персонажей рассказа «Цифры».

  2. Пересказ второй и третей глав от лица мальчика.

  3. Примерный план рассказа:

  1. Дядя рассказывает о том, как тяжело было примирится после ссоры.

  2. «Можно ли было после этого медлить с ответом? А я всё таки промедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя…».

  3. Обещание показать цифры на следующий день.

  4. Нетерпение мальчика провоцирует раздражение дяди. Дядя выталкивает племянника из комнаты.

  5. Слёзы и истерика.

  6. «И тотчас помирились?»

  7. Уговоры. Кто сильнее?

  8. Дядя объясняет сущность происшедшего: «Ты обиделся на жизнь».

  9. Применение.

  1. Реализация индивидуального задания: сообщение о Бунине и его творчестве на основании высказываний К. Г. Паустовского.

  1. Выразительное чтение учителем рассказа «Лапти» и беседа

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Каков тон рассказ о поступке Нефёда?

(Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передаёт ход событий. Это потому, что сам Нефёд не считал свой поступок чем - то особенным. Он не мог поступить по другому.)

- Как вы могли бы охарактеризовать Нефёда и его поступок?

(Нефёд не мог не понимать, что рискует жизнью, отправляясь за фантастическими красными лаптями. Ведь это была настоящая бредовая идея, больной ребёнок сам не понимал, что ему нужно. Но Нефёд решил, раз душа просит, надо добывать красные лапти, и даже придумал, как обыкновенные лапти сделать красными. Нефед без лишних слов отправляется в ночь, в пургу, без дороги за шесть вёрст за лаптями. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребёнка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замёрз по дороге. Он погиб, но его такой самоотверженный, но, казалось бы, неразумный поход спас жизни ещё нескольким людям. Заплутавшие в ночи мужики уже отчаялись выбраться из снежного моря, но вдруг наткнулись на мёртвого уже Нефёда и подняли, что жильё близко. Готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность Нефёда вызывают уважение и восхищение.)

- Какова главная мысль рассказа?

(Главная мысль рассказа - мысль о бескорыстии, необычной дороге и готовности к самопожертвованию.)

  1. Работа со статьями учебника и пособия

Прочитаем статью пособия «Читаем, думаем, спорим…» о литературных пристрастиях Бунина (стр. 151 - 152) и статью учебника «В творческой лаборатории Бунина» (стр. 23 - 25).

- Как вы поняли выражение писателя «найти букву»?

- Вспомните, в связи с какими произведением мы упоминали об отношении Бунина к Лермонтову?

- Вспомните, какое стихотворение Бунина мы сравнивали со стихотворением Лермонтова?

(«За всё тебя, Господь, Благодарю!»)

  1. Стихотворения И. А. Бунина

  1. Выразительное чтение стихотворения «Родина» из раздела «Край ты мой, родимый край!». (Читает заранее подготовленный ученик.)

  2. Элементы анализа поэтического текста (беседа по вопросам).

- Какое настроение создаёт это стихотворение?

- О чём это стихотворение?

- Как пейзаж выражает настроение человека?

(Сравнение тумана с «чьей - то короткой печалью»; «туман…смягчает».)

- Попытайтесь заменить эпитеты стихотворения другими эпитетами. Например: «под небо облачно - грозовым», «лесам огромным», «над этой грозною пустыней» и т. д. Как меняется смысл стихотворения?

- Найдите олицетворения и определите их роль.

- Определите размер стихотворения, схему рифмовки.

(Четырёхстопный ямб; перекрёстная рифмовка с женскими и мужскими окончаниями.)

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение Бунина наизусть (на выбор).

  2. Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти» (пожеланию).

  3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений о родной природе (наизусть); подготовить сообщение о русских пейзажистах.

Урок литературы 7 класс

Учитель: МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области» Каковкина Евдокия Петровна.

Тема: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»»

Цель урока: показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем, совершенствовать навыки анализа текста, развивать творческие способности учеников.

Методические приемы: пересказ текста, выразительное чтение, работа с планом, элементы анализа текста.

Х О Д У Р О К А

I. Проверка домашнего задания

  1. Различные виды пересказа эпизодов: краткий, выборочный, от другого лица.

  2. Выразительное чтение диалогов по ролям.

  3. Примерный план пересказа:

    1. Дружба с лошадьми.

    2. Чувство непонятной вины.

    3. Любимица героя - Рыжуха.

    4. Что случилось с Рыжухой?

    5. Рассказ старой кобылы.

    6. «Были такие времена, когда… лошадям жилось хорошо?»

    7. Роль лошади в прежние времена - «главная опора и надежда всей крестьянской жизни».

    8. Судьба Карьки: «лошади тоже победу ковали…»

    9. Немой вопрос лошадей.

    10. «Я совершил что-то непоправимое, страшное…»

II. Беседа по вопросам

Ответим на вопросы учебника (стр. 173).

Дополнительные вопросы:

− Какими средствами автору удается выразить сочувствие и сопереживание у читателей?

− В чем смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?

(«Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он осознает трагичность потери ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой.)

− Оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризуют его речь? Какую роль играет лексика этого фрагмента?

(Герой не мог искренно ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разудалой бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечивые слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие, контраст между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, безумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой».

В этом фрагменте часто встречаются эпитеты, подчеркивающие суетливость героя, ложность его поведения, его рассеянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил… кусок хлеба», «быстро оделил хлебом», «быстрой развязной походкой».)

− Прочтите последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»?

(Герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной не нужны не только лошади, но и люди искренние, любящие, близкие к природе - об этом тревожится писатель.)

− Как рассказ характеризует самого писателя?

− К какому жанру можно отнести произведение?

(Сказка, притча - жанр четко не выражен.)

− В чем актуальность рассказа Ф.Абрамова?

− Как бы вы ответили на вопрос, сформулированный в заглавии рассказа?

___________________

Домашнее задание: написать рассказ на тему «Зачем нам нужны животные?»

  1. Л. Андреев «Кусака». «Все живое имеет одну и ту же душу…»

    Урок
    Обоснование выбора темы урока: Существенные изменения социально-политических и культурных условий жизни общества привели к тому, что материальные ценности стали преобладать над духовными.
  2. Леонид Андреев «Кусака»

    Документ
    Цели и задачи урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем; совершенствовать навыки анализа текста, на учить облекать яркие эмоциональные впечатления в словесное рисование и письменные высказывания,
  3. Конспект урока. Тема: Леонид Андреев «Кусака»

    План-конспект
    Цели: показать, что Леонид Андреев – яркий самобытный писатель; продемонстрировать, как учащиеся владеют навыками пересказа, выразительного чтения, иллюстрирования прочитанного, устного рисования, сопоставительного анализа, умением
  4. Тема урока. Основное содержание

    Урок
    Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Киевский и Новгородский циклы былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
  5. Тема Задания (2)

    Документ
    Комментированное чтение произведений, стр. 139-143, наизусть стр.14 « Июль» 1 .0 А.Т.Твардовский « Снега потемнеют синие» ,» Июль- макушка лета» , « На дне моей жизни» Стр.
  6. Тема урока. Кол-во часов (1)

    Урок
    Знать литературные роды (лирика, эпос, драма), жанры и жанровое образование. Уметь самостоятельно ориентироваться в учебной книге, пользоваться методическим справочным материалом.
  7. Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

    Документ
    Интегрированный факультативный курс по развитию речи "Комплексный анализ текста" – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.
  8. Тест «Осложненное предложение» 6 Определение особенностей выражения в текстах лексической связи 10 Тест по теме: «Склонение имен существительных. Правописание безударных гласных» 12

    Документ
    Брошюра содержит диагностические и дидактические материалы. Может быть использована учителями 8-9 классов для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
  9. Методика проведения уроков по подготовке к сочинениям на литературную тему и их написанию в 5 8 классах 5 класс

    Урок
    Русский язык: система работы над сочинением на литературную тему в 5 – 8 классах/ сост. Смирнова Г.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Другие похожие документы..