Лекция Содержание и задачи дисциплины «Психология управления»

Лекции по дисциплине «Психология управления»

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Содержание и задачи дисциплины «Психология управления» 2

Лекция 3. Психология субъекта управления 12

Лекция 4. Психология объекта управления 18

Лекция 5. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами 23

Лекция 6. Психология управленческого общения 29

Лекция 7. Конфликт в управленческой деятельности 35

Лекция 8. Психологические особенности деятельности по выработке и исполнению управленческих решений 43

Лекция 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях 50

Лекция 10. Управленческо-психологическое консультирование 58

Словарь основных психологических понятий 65

Список использованной литературы 70

Лекция 1. Содержание и задачи дисциплины «Психология управления»

Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Как и любая прикладная отрасль психологии, она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого общества Суть этого заказа можно сформулировать следующим образом:

  1. Как сделать управление эффективным?

  2. Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

  3. Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Поскольку психология управления очень тесно связана с менеджментом, то нередко их отождествляют. В какой-то мере предмет психологии управления перекрещивается с менеджментом, но тем не менее он имеет свою специфику. Если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это работает.

Ключевыми категориями в психологии управления являются «организация», «субъект и объект управления»

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Как и любая наука, психология управления имеет свой предмет исследования.Предметомпсихологии управления являются психологические основания управленческих отношений, т.е. отношений

  • между субъектом и объектом управления;

  • между членами организации, находящимися на одном и том иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;

  • между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

  • большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

  • неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

  • ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

  • значительная роль коммуникативной функции;

  • высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Таким образом, управленческая деятельность – это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Главная ее цель – обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляется через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, т. е. целесообразной деятельностью своих подчиненных.

Управленческую деятельность в какой-либо организации осуществляют управляющие следующих уровней:

  • руководители или линейные менеджеры (10%работников аппарата управления);

  • специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления);

  • служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).

Деятельность руководителей включает в себя:

  • принятие решений по всем важнейшим стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;

  • осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;

  • координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Их назначение в выполнении следующих задач:

  • получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;

  • разработка на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений;

  • контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Служащими аппарата управления являются секретари, техники, лаборанты, документоведы и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача – информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.

Школы управления

Выделяют следующие школы управления: европейскую, американскую, японскую и советскую (русскую)

Основой для появления и развития теории управления в Европе послужили работы М. Вебера. Он считал, что в основу капиталистического построения предприятия заложена идея рационализации трудовых действий, т.е. иррационального капиталиста, который приобретал свой капитал путем перепродажи товаров должен был вытеснить рациональный капиталист, который производит новый продукт. Рациональный капиталист, по мнению М. Вебера, создает промышленные предприятия для выпуска новых товаров, предоставляет гражданам новые рабочие места, способствует изобретению новых технологий, новых средств труда и пр.

Идеи М. Вебера получили свою дальнейшую разработку в теории административного управления Анри Файоля. Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:

  • на ресурсах фирмы (капитал, здание, сырье, сеть сбыта, репутация и т. д.);

  • на учете состава и значимости незавершенного производства;

  • на будущих тенденциях, зависящих от технических, финансовых, коммерческих и других условий.

Организация управленческой деятельности предполагает:

  • обеспечение тщательной разработки и строгого выполнения плана;

  • наблюдение за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие предприятия соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы.

Файоль сформулировал 14 принципов управления «человеческими ресурсами», которые актуальны и сегодня.

  1. Дисциплина, т. е. послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции.

  2. Вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата.

  3. Справедливость: сочетание доброты и правосудия.

  4. Корпоративный дух, т. е. гармония персонала, его сплочение.

  5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы отдельного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.

  6. Разделение труда, т. е. специализация. Ее цель: выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

  7. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность – способность отвечать за отданный приказ.

  8. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного – непосредственного начальника.

  9. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

  10. Централизация. Определение меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

  11. Склярная цепь. Это лица, стоящие на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена.

  12. Порядок. Место – для всего и все на своем месте.

  13. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

  14. Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

В СШАосновы «научного управления» были сформулированы Фридериком Уинслоу Тейлором. Для научной организации производства он вводит три принципа:

  1. Принцип функциональной дифференциации, который заключается в группировке задач для формирования индивидуальных рабочих мест. Работникам выдавались письменные инструкции (задачи предписания), представляющие собой подробное изложение конкретных производственных заданий и способов их выполнения.

  2. Принцип специализации, обосновывающий идею о том, что работа каждого человека должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции.

  3. Принцип материальной заинтересованности. Оплата труда должна быть сдельная.

Как альтернатива «научному управлению» в 40-е гг. ХХ-го в. формируется теория «человеческих отношений» В рамках этой теории была показана важность неформальных отношений в регулировании производительности труда. Стало очевидным, что неформальные отношения не могут оставаться стихийно регулируемыми, напротив, ими следует управлять. Стало ясно, что достичь желаемого успеха можно только при объединении технической и социальной составляющих процесса производства. Некоторые функции администрации, такие как целеполагание, планирование, принятие отдельных решений, корректировка норм выработки, начали передаваться рабочим группам. В основе этих изменений лежал принцип, согласно которому люди с большим энтузиазмом будут выполнять решения, принятые ими самими. Организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – как центральное звено.

Управление в японских организациях строится на следующих принципах:

  1. рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда

  2. рабочий стремится сделать свою работу лучше. Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую зарплату.

  3. рабочие образуют «семью». Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наемные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом.

  4. группа важнее отдельной личности. Человек должен всю жизнь благодарен фирме, поскольку за счет фирмы обучился ценной специальности, ему дали работу, оказали уважение, обеспечили средствами к существованию

  5. партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Рабочие стремятся к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Экономический успех рассматривается японцами как единственный шанс для выживания его сообщества и культуры в современном мире.

В России с 30-х гг. сложилась отраслевая централизованная система управления. Наиболее известными специалистами в области науки управления являются такие советские ученые, как А.К. Гастев и Л.М. Керженцев.

Гастев и сотрудники ЦИТ (Центральный институт труда, созданный по инициативе Гастева в 1920г) много сделали в области научной организации труда. Принципиальное отличие их подхода от идей, заявивших о себе в то время западных авторитетов (Ф.У. Тейлор, Г. Форд и др.) заключалось в концентрации внимания на субъекте труда. Речь шла о постоянном профессиональном совершенстве последнего, о предоставлении возможности для проявления личной творческой инициативы, развитии физических и психических способностей, укреплении психического здоровья работника.

А.К. Гастев сформулировал 16 «правил-заповедей» для всякого труда, не утративших своего значения и в настоящее время. Согласно этим практическим наставлениям, прежде чем приступать к работе, ее надлежит продумать, чтобы в голове сложилась модель будущего изделия, план действий, порядок трудовых приемов, представление о необходимом инструментарии, его подготовка и т.д. Сотрудниками ЦИТ во главе с Гастевым была разработана концепция трудовых установок, которая включала в себя ряд взаимосвязанных направлений: теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; методику рационального производственного обучения; теорию управленческих процессов.

М.К. Керженцев проанализировал факторы, с одной стороны, обеспечивающие надежность функционирования организации, с другой – способствующие ее распаду. Он сформулировал организационные принципы в применении к отдельному человеку, уделил особое внимание самоконтролю. М.К. Керженцев отмечал, что контроль также важен для отдельного человека, как и для всей организации. Руководящий работник должен ориентироваться в своей деятельности на три основных момента: Что именно должно быть выполнено и в какой срок, на ком лежит ответственность за выполнение задания. Каждый работник должен хорошо знать свои способности, свои достоинства и недостатки в работе, для того, чтобы уметь критически оценивать самого себя и последовательно двигаться по пути профессионального самосовершенствования.

На рубеже 50-60-х гг., Во многом благодаря усилиям академика А.И. Берга, у нас в стране получила официальное признание кибернетика, которая трактовалась учеными как наука об оптимальном управлении сложными процессами, в том числе нацеленными на повышение эффективности труда человека. В 60-е годы приходит официальное признание науки управления, разворачиваются дискуссии, специальные исследования о предмете и методологии этой науки. Ставится вопрос о совершенствовании системы управления экономикой. Однако последующие попытки реформирования экономики с этих позиций были непоследовательными, решение поставленных задач не доводилось до логического завершения.

В начале 90-х годов Россия в очередной раз вступила в фазу коренных экономических преобразований. Это выразилось в переходе от планового управления к рыночному регулированию.

Введение рыночных отношений в практику хозяйствования, естественно, обусловило потребность в соответствующих подходах и знаниях по их обеспечению. Сегодня менеджмент – это новое крупное явление в управлении экономикой нашей страны.

Таким образом, психология управления опирается в своем развитии как на науку управления, характерную для отдельных культур, так и для индустриального общества в целом.

  1. Лекция предмет и задачи курса «теория управления» (1)

    Лекция
    Требуется полное реформирование системы управления, чтобы повысить качество менеджмента, способного обеспечить принятие эффективных решений. Необходимо повсеместно внедрять менеджерские контракты, в соответствии с которыми новые менеджеры
  2. Лекция предмет и задачи курса «теория управления» (2)

    Лекция
    Требуется полное реформирование системы управления, чтобы повысить качество менеджмента, способного обеспечить принятие эффективных решений. Необходимо повсеместно внедрять менеджерские контракты, в соответствии с которыми новые менеджеры
  3. Психология управления является одной из основных учебных дисциплин вузов для специалистов по управлению

    Документ
    Социально-экономические процессы во всех странах мира привели к тому, что эффективность управленческой деятельности в настоящее время связана с тем как используются знания психологии в деятельности.
  4. Программа дисциплины «Психология управления» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Н. В. Антонова

    Программа дисциплины
    Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплин «Общая психология (для непрофильных факультетов)», «Социальная психология (для непрофильных факультетов)».
  5. Программа дисциплины Психология управления для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор: Н. В. Антонова

    Программа дисциплины
    Основная цель спецкурса - формирование знаний о психологических закономерностях поведения личности и группы в условиях реализации управленческих отношений.
  6. Рабочая программа по дисциплине: Психология управления для специальности 050503 «психология» форма обучения: дневная Всего 3 кредитов

    Рабочая программа
    Цель и задачи дисциплины ознакомить будущих психологов с закономерностями в развитии экономики и управления и объяснении их с точки зрения психологических механизмов воздействия и взаимодействия партнеров.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  9. Рабочая программа дисциплины психология управления для специальности 072000 стандартизация и сертификация

    Рабочая программа
    Усвоение содержания данной рабочей программы организуется путем лекционных, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Другие похожие документы..