Ученических рефератов «Кругозор» Российская Федерация, Ханты- мансийский автономный округ Югра, город Урай Реферат «Наполеон Бонапарт и Россия»

Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, город Урай

Реферат

«Наполеон Бонапарт и Россия»

Выполнила: Грехова Дарья Игоревна,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №4,

ученица 8А класса.

Руководитель: Туркина Ираида Сидоровна,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №4,

учитель французского языка высшей категории.

2012 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Роль семьи и исторические события, оказавшие влияние

на молодого Наполеона ..................................................................................5

Глава II. Восхождение Наполеона……………………………………… …6

Глава III. Разногласия Наполеона с Россией.……………………………...8

1. Причины разногласий ……………………………………………………..8

2. Наполеон в войне с Россией ……………………………………………….9

3. Крах Наполеона …………………………………………………………...11

Глава IV.

Наполеон глазами русских и французских писателей и поэтов ………….13

Заключение …………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………….………………..18

Введение

Очень много на Земле уникальных личностей. Великие люди жили в разные времена, вершили судьбы своих государств, воздействовали на души своих соотечественников, возвышали, возвеличивали свои страны, совершая научные открытия. Многие оставили след в истории. Одни оставили чудесные картины или книги, другие знамениты просто метким словом или шуткой. Часто жизнь великих людей, их поступки – образец для подражания, иногда повод для раздумья.

Наполеон Бонапарт сказал: “Les hommes de génies sont des météorites destinés à bruler pour éclairer leur siècle”[1] - «Гениальные люди – это метеориты, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».

В этом году, который объявлен президентом России годом истории, нас заинтересовала яркая личность Франции, язык которой мы изучаем. Великий деятель, настоящий француз, блестящий полководец и знаменитый император – Наполеон Бонапарт до сих пор будоражит умы историков, психологов, обычных людей. Он необычен, в нем много привлекательного, но немало и отталкивающего. Тема «Наполеон и Россия» до сих пор недостаточно изучена отечественной и зарубежной историографией, хотя именно в России Бонапарт потерпел самое сокрушительное поражение, предопределившее падение его империи. Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы, посвященной личности Наполеона и тем его чертам, которые способствовали разрыву отношений Франции с Россией и привели к войне в 1812 году.

200 лет назад, 12 июня 1812 года силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, варварства, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в тот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления. Миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, шли на Восток с Запада и убивали себе подобных. Какие были причины этого необычайного события? Историки называют много, но одна из них – властолюбие французского императора Наполеона Бонапарта, что мы и будем рассматривать. Актуальность исследования личности и деятельности Наполеона Бонапарта обусловлена необходимостью исследования основных вех жизни этого полководца и императора Франции. Последние научные открытия и достижения в области исторической науки позволяют по-новому проанализировать его личность.

Объектом нашего исследования выступают французско-российские отношения в начале 19 века.

Предметом исследования – личность Наполеона.

Гипотеза исследования – предположение того, что личностные качества Наполеона Бонапарта наряду с объективными причинами сыграли большую роль в развязывании войны между Францией и Россией в 1812 году.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы состоит в анализе личностных качеств Наполеона Бонапарта, которые побудили его испортить отношения с Россией в 1812 году и начать против нее войну.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить ту обстановку и исторические события, в которых родился и жил Наполеон, и выяснить, какое влияние они оказали на формирование его личности.

2. Рассмотреть русско-французские отношения в 1811-1812г.г.

3. Выявить качества, которые побудили Наполеона начать войну с Россией в 1812 году.

Материалом исследования послужили:

- книга Е.В. Тарле «Наполеон»;

- М.Г. Брагин «В грозную пору».

Для анализа литературных данных были использованы:

- роман Л.Н. Толстого «Война и мир»;

- Gérard de Nerval «Napoléon et la France guerrière: élégies nationales».

- стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» и «Наполеон на Эльбе»;

- Джордж Байрон «Ода Наполеону» в переводе В.Я. Брюсова.

Глава I.

Роль семьи и исторические события, оказавшие влияние на молодого Наполеона

В городе Аяччо, на острове Корсика, 15 августа 1769г. 19-летняя жена одного местного дворянина, занимавшегося адвокатской практикой, Летиция Бонапарте, находясь вне дома, почувствовала внезапное приближение родов, успела вбежать в гостиную и тут родила ребенка. Около нее в тот момент никого не оказалось, и ребенок из чрева матери упал на пол. Так родился второй из 13 детей Карло и Летиции Бонапарте – Наполеон. Адвокат решил дать в будущем своему сыну воспитание не корсиканское, а французское и, когда мальчик подрос, добился определения его на казенный счет в военное училище. Наполеон рос ребенком угрюмым и раздражительным. Мать любила его, как и остальных детей, но воспитание давала довольно суровое. Отец был человеком добрым и слабохарактерным. Истинным главой семьи была Лютиция, твердая, строгая, трудолюбивая женщина, в руках которой находилось воспитание детей. Любовь к труду и к строгому порядку в делах Наполеон унаследовал именно от матери.

Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. «Ничто мне не импонировало,- вспоминал он впоследствии,- я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось от меня терпеть моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И его же за это бранили, так как бывало еще до того, как он придет в себя от страха, я уже нажалуюсь матери. Мое коварство мне приносило пользу, так как иначе мама Летиция наказала бы меня за мою драчливость, она никогда не потерпела бы моих нападений!»

В1779 году 10-летний Наполеон начинает учиться в военном училище в г.Бриенне, в восточной Франции. Он остается угрюмым, замкнутым мальчиком; он быстро и надолго раздражается, не ищет ни с кем сближения, очень в себе уверен, несмотря на свой малый рост и малый возраст. Его пробовали обижать, дразнить, придираться к его корсиканскому разговору, но несколько драк, яростно и не без успеха (хотя и не без повреждений) проведенных маленьким Бонапартом, убедили товарищей в небезопасности подобных столкновений. Учился он превосходно, прекрасно изучал историю, увлекался математикой и географией. Учителя этой военной провинциальной школы сами не очень были сильны в преподаваемых ими науках, поэтому маленький Наполеон пополнял свои познания чтением. Читал он в этот ранний период и в последствии очень много и быстро.

Итак, уже в детстве проявляется жестокость по отношению к младшим, стремление быть лучшим, желание отомстить даже за незначительные обиды.

В 1784 году, 15 лет, он с успехом окончил курс и перешел в Парижскую военную школу, откуда уже выпускались офицеры в армию. Здесь у него были преподавателями знаменитый математик Монж, астроном Лаплас. Наполеон с жадностью слушал лекции и читал. Тут было чему и у кого учиться. В 1785 году он стал офицером и был направлен в полк, стоявший на юге Франции в г. Валенсе. Трудно жилось молодому офицеру. Большую часть жалованья он отсылал матери, т.к. отец скончался от той самой болезни, от которой впоследствии умер и сам Наполеон: от рака желудка. Он не позволял себе ни малейших развлечений, денег хватало на скудное пропитание. Одежда его была так невзрачна, поэтому не мог, да и не хотел вести светскую жизнь. Читал он запоем. Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии. Читал он и философов – Вольтера, Руссо, любил стихи Гете, читал Расина, Корнеля, Мольера. Память у него была исключительная. Колоссальной работоспособностью наделила его очень щедрая к нему природа.

Глава II.

Восхождение Наполеона

В 1792 года он был свидетелем бурных революционных событий в Париже – низвержение короля Людовика XVI.

В 1793 году на юге Франции в Тулоне разразилось контрреволюционное восстание. Роялисты перебили представителей революционной власти и призвали на помощь английский флот. Молодой офицер Наполеон Бонапарт применил свой план и сам лично участвовал в подавлении этого восстания. « У меня слов не хватает, чтобы изобразить тебе заслугу Бонапарта: у него знаний столь же много, как и ума, и слишком много характера»,- писал генерал Дютиль в Париж, в военное министерство, и рекомендовал министру сохранить Бонапарта для блага республики, оценивая его роль в расположении орудий и в искусном ведении осады и канонады. С тулонскими изменниками было покончено, англичане отогнаны от берега Средиземного моря, а Наполеон впервые обратил на себя внимание, о нем впервые заговорили в Париже.

Большую роль в жизни Наполеона сыграл исторический день – 13 вандемьера (5 октября) 1795 года. Для подавления монархистского мятежа он использовал такое средство, как стрельба из пушек среди города в самую гущу толпы. Если дошло до битвы,- подавай победу, что бы это ни стоило. Этого правила Наполеон всегда без исключения придерживался. Он не любил попусту тратить артиллерийские снаряды, но там, где они могли принести пользу, Наполеон никогда на них не скупился. Не экономничал он и 13 вандемьера: город был сплошной кровавой кашей. Полная беспощадность в борьбе была характерной чертой Наполеона. «Во мне живут два разных человека: человек головы и человек сердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей. Я даже довольно добрый человек. Но с ранней юности я старался заставил молчать эту струну, которая теперь не издает уже никакого звука»,- так в одну из редких минут откровенности говорил он одному из людей, к которому благоволил,- Луи Редеру. Эта струна решительно никогда и не начинала звучать в Наполеоне, когда речь шла о сокрушении врага, осмелившегося на открытый бой. С этого дня на него стали смотреть как на человека быстрой сметливости, твердой решимости. Так 26-летний генерал стал командующим парижским гарнизоном в 1796году.

Вскоре после своего внезапного возвышения молодой генерал встретился с вдовой казненного при терроре генерала, графа Багарне, и влюбился в нее. Жозефина Багарне была на шесть лет старше его, у нее было в жизни немало романтических приключений, и никаких особенно пылких чувств к познакомившемуся с ней Бонапарту, она не питала. С ее стороны действовал больше материальный расчет: после 13 вандемьера Бонапарт был очень на виду и уже занимал важный пост. С его стороны была внезапно налетевшая и захватившая его страсть. 9 марта 1796 года состоялась свадьба Бонапарта и Жозефины, а через два дня, 11 марта, Бонапарт простился с женой и уехал на войну. Он старался убедить Барраса в необходимости предупредить действия вновь собравшейся против Франции коалиции держав – Австрии, Англии, России - повести наступательную войну против австрийцев и их итальянских союзников и вторгнуться для этого в северную Италию. Наполеон настоял на своем назначении главнокомандующим армией. «Солдаты, вы не одеты, вы плохо накормлены. Я хочу повести вас в самые плодородные страны в свете»,- говорил он в своем воззвании к солдатам. Он считал, что война должна сама себя кормить и что необходимо заинтересовывать каждого солдата в нашествии на северную Италию. Он одержал блестяще «шесть побед в шесть дней», не используя слишком сложные маневры, разбивая силы противника по частям. Военные действия в Италии сопровождались ограблением страны в виде контрибуций, причем добыча шла не только Французскому государству, но и в карман самого Наполеона и его генералов.

В1798 году он организовал авантюрную экспедицию в Египет.

В1799году осуществил государственный переворот (переворот 18 брюмера) и стал первым консулом Французской республики, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, установил диктаторский режим, который защищал интересы буржуазии. «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»,- говорил Наполеон. Через месяц была введена новая Конституция, а в 1804 г.- Гражданский кодекс. Поэт Гете так сказал: для Наполеона власть была то же самое, что музыкальный инструмент для великого артиста.

В 1800 году Наполеон Бонапарт совершил новый поход в Италию и снова отвоевал Северную Италию. Обе итальянские компании показали выдающиеся дарования его как полководца. Он проявил себя мастером стратегии, умение держать инициативу и маневренную тактику. Сражаясь против численно превосходящего неприятеля, он старался разъединить его силы и уничтожить их по частям. Наполеоном была усовершенствована новая маневренная тактика колонн в сочетании с рассыпным строем. Большое значение он придавал взаимодействию различных родов войск, применяя в сражениях быстрые маневры для создания превосходства в силах на решающих направлениях. Наполеон был мастером нанесения неожиданных для противника ударов, обходов, обхватов. Главной целью он считал разгром военной силы неприятеля, а основным способом его разгрома – генеральное сражение.

В 1801 – 1802гг. он заключил со своими противниками договор: с Россией, Австрией, Великобританией. Однако мирная передышка продлилась недолго. Стремясь укрепить свою власть, в 1802 году Наполеон добился своего назначения пожизненным консулом, а в 1804 г. был провозглашен императором, торжественно короновавшись в 1805 году.

  1. Международная научно-практическая конференция 23 ноября, 7 декабря 2011 г

    Документ
    Дрогов И.А. - кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь Международной федерации спортивного туризма, заместитель директора ГОУ Московской городской станции юных туристов,
  2. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  3. Борис Прокопьевич Синюков Загадочная русская душа на фоне мировой еврейской истории Борис Синюков Загадочная русская душа на фоне мировой еврейской истории

    Документ
    Критика новохронов со ссылкой в приложение 2. Евреи, цыгане, таблица. Нет критериев надежности. Гильдебранд и Юлиан. Гильдебранд и Генрих IV. Отношение к Карамзину.

Другие похожие документы..