Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080500. 68 «Менеджмент». Магистерская программа «Управления человеческими ресурсами» очная форма обучения

6. Планы семинарских занятий

Тема 1. Основы организации труда персонала

Темы докладов:

  1. Эволюция научной организации труда как науки и практической деятельности.

  2. Виды и границы разделения труда.

  3. Сущность и формы кооперации труда.

  4. Понятия, виды производственного, технологического и трудового процессов.

  5. Системный и функциональный подходы к организации труда на предприятии.

  6. Социальная и техническая подсистемы организации труда.

Практическое задание:

  • Разработать матрицу распределения функций между подразделениями конкретного предприятия (задание дает преподаватель).

  • Разработать матрицу ответственности отдела кадров.

Тема 2. Управление нормированием труда

Темы докладов:

  1. Проблемы нормирования труда в управленческой деятельности.

  2. Система управления нормированием труда.

  3. Анализ состояния нормирования труда в организации.

  4. Особенности трудовых процессов персонала служб управления предприятиями и организациями.

  5. Трудовая операция как элемент процесса управленческого труда.

Практическое задание:

    • Построить оперограмму одной из функций отдела управления

персоналом.

Работа с кейсом«Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени»

Цель: закрепление теоретического материала по теме и формирование навыков применения на практике методов исследования трудовых процессов.

Задачи:

1. Произвести анализ использования рабочего времени менеджера, осуществив необходимые расчеты;

2. Выявить причины потерь и лишних затрат рабочего времени, с целью их устранения;

3. Проанализировать структуру рабочего времени руководителя;

4. Выявить важнейшие "поглотители" рабочего времени и пути их устранения.

Тема 3. Социальные факторы организации труда

Темы докладов:

  1. Стадии формирования и развития трудового коллектива.

  2. Что такое «формальные» и «неформальные» группы в организации. Процесс формирования неформальной организации.

  3. Социально-психологический климат коллектива, его значения и способы управления.

  4. Пути повышения эффективности работы трудового коллектива

Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите позитивные и негативные аспекты функционирования в организации неформальных групп.

  2. В чем заключается влияние межгрупповых отношений в организации на эффективность ее деятельности?

  3. Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальными группами?

  4. Каковы условия формирования сплоченного трудового коллектива?

  5. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат в организации?

Работа с кейсом«Влияние социальных особенностей коллектива на методы и формы управления»

Задачи

  1. Определите степень профессиональной и психологической зрелости сотрудников, т.е. уровень компетенции и мотивацию на выполнение задачи.

  2. определите активные потребности сотрудников.

  3. Выбрать наиболее оптимальный стиль руководства в зависимости от зрелости и активных потребностей сотрудников.

  4. Поэтапно описать, каким образом необходимо осуществлять процесс делегирования полномочий каждому из сотрудников, с указанием конкретных способов и методов мотивации и стимулирования, форм обучения, используемых средств руководства, в том числе конкретных способов и средств передачи информации, видов контроля и др.

Тема 4. Организация рабочего пространства

Темы докладов:

  1. Планирование компетенций по рабочим местам.

  2. Система планирования требований к рабочим местам.

  3. Организация рабочих мест.

  4. Модели рабочих мест.

  5. Методы анализа рабочего места.

  6. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

  7. Обслуживание рабочих мест.

  8. Сущность условий труда и охраны труда.

  9. Характеристика условий труда.

  10. Режимы труда и отдыха.

  11. Дисциплина труда.

Практическое задание:

Разработать паспорт рабочего места

Тема 5. Особенности организации управленческого труда

Темы докладов:

  1. Организация процессов труда по управлению коллективом.

  2. Власть и влияние в организации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким образом руководитель может оказывать влияние на своих подчиненных?

  2. Какие на ваш взгляд способы влияния являются наиболее эффективными?

  3. Каков механизм установления власти в организации?

  4. Сравните формы власти, основанные на принуждении и вознаграждении. Какая из них является наиболее распространенной в современных российских организациях и почему?

  5. Какие личностные качества необходимы руководителю для более успешного закрепления власти в организации?

  6. Что может защитить руководителя от потери власти?

  7. В чем заключается баланс власти между руководителем и подчиненным?

  8. К каким последствиям может привести нарушение баланса власти?

  9. Охарактеризуйте понятия «власть», «лидерство» и «авторитет». По вашему мнению, всегда ли руководитель обладает властью, лидерством и авторитетом одновременно?

  10. Как правило, все решения руководителя и практические действия, оформляются в виде регламентирующих документов (приказов, распоряжений, инструкций). Можно ли оценивать эффективность работы руководителя по количеству подготовленных документов и изданных приказов и распоряжений?

Кейс: «Принятие решений о приоритетах и планирование рабочего дня руководителя»

Цель: закрепление теоретического материала по теме: «Индивидуальное планирование рабочего времени управленческого персонала», а также формирование практических навыков определения приоритетности задач, намеченных руководителем к исполнению, по принципу Д. Эйзенхауэра, принятия решений по делегированию полномочий и составления плана рабочего дня с помощью метода «Альпы».

Задачи

1. Проанализировать полученную информацию.

2. Определить степень охваченности работы генерального директора фирмы

личным планированием;

3. Выявить резервы экономии рабочего времени генерального директора фирмы;

4. Разработать конкретные мероприятия по улучшению организации работы

генерального директора фирмы.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Тема 1. Основы организации труда персонала

Вопросы для самоконтроля и повторения:

  1. Как соотносятся понятия организация труда и научная организация труда?

  2. Охарактеризуйте основные принципы НОТ.

  3. В чем суть экономической, психофизиологической и социальной задачи НОТ?

  4. Как можно оценить экономическую эффективность НОТ?

  5. Назовите и охарактеризуйте основные методы оценки экономическую эффективность НОТ?

  6. Выделите и охарактеризуйте основные направления совершенствования НОТ.

  7. Какие существуют виды и формы разделения труда в организации?

  8. Можно ли определить уровень и границы разделения труда?

  9. Каким образом необходимо обосновать выбор применяемых форм разделения труда?

  10. Какие существуют виды кооперации?

  11. Назовите особенности, достоинства и недостатки коллективных форм организации труда.

  12. В каких случаях оправдано совмещение профессий (функций) и должностей?

  13. Какие существуют методы планирования и внедрения научной организации труда персонала?

  14. В чем суть экономического обоснования мероприятий по совершенствованию организации труда?

Тема 2. Управление нормированием труда

Вопросы для самоконтроля и повторения:

  1. Приведите несколько оснований для классификация затрат рабочего времени.

  2. Охарактеризуйте основные методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени: наблюдения, опросы, фотография рабочего времени, хронометраж и фотохронометраж.

  3. Выделите основные задачи и направления анализа использования рабочего времени.

  4. Какие расчетные показатели использования рабочего времени применяются в настоящее время?

  5. Выделите причины, мешающие рациональному использованию рабочего времени.

  6. Каковы содержание, задачи и основные функции нормирования труда основных категорий персонала?

  7. В чем заключаются проблемы нормирования труда в управленческой деятельности?

  8. Охарактеризуйте систему управления нормированием труда.

  9. Каким образом осуществляется анализ состояния нормирования труда в организации?

  10. Назовите и охарактеризуйте показатели уровня нормирования труда. Охарактеризуйте этапы разработки, внедрения и пересмотра норм труда.

Тема 3. Социальные факторы организации труда

Вопросы для самоконтроля и повторения:

  1. Что понимается под условиями труда и каково их значение для предприятия и его персонала?

  2. Как классифицируются факторы, которые формируют условия труда на предприятии и каковы меры по преодолению их негативного влияния на человека?

  3. Какие факторы определяют социально-психологические условия труда?

  4. Как воздействуют на работоспособность человека эргономические, эстетические, организационные, материальные и хозяйственно-бытовые факторы производства?

  5. Каковы основные направления улучшения и совершенствования условий труда?

  6. Каковы меры по снижению физической тяжести и нервно-психической напряженности труда?

  7. Каким образом меняется работоспособность персонала в течение рабочего дня?

  8. Какие существуют режимы труда и отдыха и каково их значение?

  9. Каковы закономерности установления внутрисменного режима труда и отдыха?

  10. Каковы правила установления рациональных недельных и многосменных режимов труда и отдыха?

  11. В чем состоит сущность, каковы разновидности и социально-экономическое значение режимов гибкого рабочего времени?

  12. Как учитывается динамика работоспособности человека при проектировании режимов труда и отдыха?

  13. Что такое «формальные» и «неформальные» группы? Чем обусловлено их возникновение в организации?

  14. Охарактеризуйте процесс формирования неформальной организации.

  15. Что такое «трудовой коллектив»? Перечислите виды трудовых коллективов, в зависимости от степени сплоченности.

  16. Назовите стадии формирования и развития трудового коллектива.

  17. Что такое социально-психологический климат коллектива, его значение?

  18. С помощью каких методов можно изучить социально-психологический климат в организации?

  19. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат в организации?

Тема 4. Организация рабочего пространства

Вопросы для самоконтроля и повторения:

  1. Устройство и принципы планировки служебных помещений.

  2. Что понимается под «рабочим местом» и «рабочей зоной»? Перечислите элементы рабочего места.

  3. Что понимается под рабочим положением, рабочей позой и зоной досягаемости?

  4. Приведите классификацию рабочих мест.

  5. Какие требования предъявляют к организации рабочего места?

  6. Какие критерии определяют рациональность планировки рабочего места?

  7. Какие существуют системы организации обслуживания рабочих мест, перечислите их достоинства и недостатки?

  8. Какие формы организации обслуживания рабочих мест используются на предприятиях?

  9. Назовите основные правила и принципы организации рабочего места управленческого персонала.

  10. Назовите основные правила и принципы организации рабочего места при работе за компьютером.

  11. Что понимается под аттестацией и рационализацией рабочих мест и каково их значение?

  12. Какова организация работы по аттестации рабочих мест?

  13. Каково значение и содержание паспорта рабочего места?

  14. Для каких категорий работников они разрабатываются?

  15. Что понимается под тяжестью труда? Какова медико-физиологическая классификация работ по степени тяжести труда?

  16. Как влияют на организм человека санитарно-гигиенические факторы условий труда?

  17. Что представляют собой психофизиологические условия труда? В чем состоит значение их оптимизации?

Тема 5. Особенности организации управленческого труда

Вопросы для самоконтроля и повторения:

  1. Охарактеризуйте управленческий труд: цель, предмет, объект, продукт, средства и содержание.

  2. В чем заключается специфика управленческого труда?

  3. Какие виды умственного труда по характеру умственных нагрузок вы знаете?

  4. Каков состав и классификация персонала организации?

  5. . Какой вид труда, по характеру умственных нагрузок преобладает в ежедневной работе основных категорий персонала управления?

  6. В чем заключается сущность разделение управленческого труда?

  7. Назовите способы разделения управленческого труда.

  8. Какие роли руководители исполняют в организации в процессе своей деятельности согласно наблюдениям Минцберга? Охарактеризуйте эти роли.

  9. Трудовая операция как элемент процесса управленческого труда.

  10. Первичные элементы управленческих операций, способы и приемы их выполнения.

  11. Охарактеризуйте группу аналитико-конструктивных операций.

  12. Охарактеризуйте группу организационно- административных операций.

  13. Охарактеризуйте группу информационно-технических операций.

  14. Перечислите и охарактеризуйте методы выполнения управленческих операций.

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент». Магистерская программа «Управления человеческими ресурсами» очно-заочная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Формирование и развитие человеческого капитала и компетенций [электронный ресурс] / Режим доступа: .
  2. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для магистрантов направления 080500. 68 «Менеджмент» Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Шило И.Н. Технологии управления человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистрантов направления 080500.68 «Менеджмент».
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для магистрантов направления 080500. 68 «Менеджмент» Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Шило И.Н. Конфликт-менеджмент. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистрантов направления 080500.68 «Менеджмент». Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами».
  4. Отчет о результатах самообследования готовности к государственной аккредитации направления 080500. 68 «Менеджмент»Протокол заседания ученого совета №7 от 22. 02. 2012 г Содержание

    Содержательный отчет
    ОТЧЕТ о результатах самообследования готовности к государственной аккредитации направления 080500.68 «Менеджмент»Протокол заседания ученого совета № 7 от 22.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очно-заочной формы обучения «подготовлено к изданию»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200.68 «Менеджмент» очно-заочной формы обучения
  6. Рабочая программа по дисциплине (4)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению 080500.68 Менеджмент по магистерской программе «Организация предпринимательской деятельности» с учетом дополнительных требований регионального
  7. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 080500 менеджмент (Магистратура)

    Программа
    2.6 Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО на основе выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)
  8. Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

    Программа
    реализация инновационных образовательных программ всех уровней профессионального образования по приоритетным направлениям развития федерально – регионального сектора высоких технологий и модернизации экономики страны для решения задач
  9. Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» [Текст] / Государственный университет управления, Центр качества; [сост.

Другие похожие документы..