Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория реляционных моделей Спецuальность/направленuе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«__27_» ___10____2010 г.

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)

Автор Дадашева Ольга Анатольевна

(Ф.И.О.)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Теория реляционных моделей________________________

Спецuальность/направленuе:080801 Прикладная информатика (в экономике)

(код, наименование специальности /направления)

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

«12» октября 2010 г.

Москва 2010 г.

Автор-составитель:

Дадашева Ольга Анатольевна, ассистент кафедры

Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория реляционных моделей

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки информатика-экономиста по специальности

080801 "Прикладная информатика (в экономике)

(название специальности/направления)

Дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой ВУЗом.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе -директором РОАТ

«_27_» ____10___2010 г.

Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»

(название кафедры)

Автор Дадашева Ольга Анатольевна

(Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теория реляционных моделей_________________________

Спецuальность/направленuе:080801 Прикладная информатика (в экономике)

(код, наименование специальности /направления)

Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии института

Протокол № 1

«26» октября 2010 г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

«12» октября 2010 г.

Москва 2010 г.

Цели и задачи дисциплины

«Теория реляционных моделей» является дисциплиной общематематического цикла, имеющей целью рассмотрение теоретических основ реляционной модели данных. Реляционные модели данных рассматриваются как стандарт для создания современных коммерческих систем на основе баз данных.

Цель курса ознакомление студентов с общей концепцией реляционных моделей данных, изучение теоретических и организационно- методических вопросов формирования реляционных моделей данных и запросов пользователей.

Эта дисциплина дает представление об общей концепции реляционных моделей данных, теоретических и организационно- методических основах формирования реляционных моделей данных. Рассматриваются базовые модели данных, концептуальные методы структурирования данных, реляционная модель данных и реляционные языки обработки данных - реляционная алгебра и реляционное исчисление. Большое внимание уделено практическому владению языком манипулирования данными - Structured Query Language (SQL, язык структурированных запросов).

В связи с этим дисциплина Теория реляционных моделей является основополагающей в системе подготовки дипломированных экономистов.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:

  • овладение теоретическими основами теории реляционных моделей;

  • обучение практическим навыкам использования теоретико-множественного аппарата для создания реляционных моделей данных для различных предметных областей;

  • формирование практических навыков разработки пользовательских интерфейсов для реляционных баз данных на основе языка структурированных запросов SQL.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

Знать концептуальные элементы реляционных моделей, виды отношений, типы связей, элементы реляцион­ной алгебры и реляционного исчисления.

Знать и уметь использовать в практической работе методы и средства проектирования реляционных моделей, нормализации отношений, формирования запросов к отношениям с помощью языка SQL.

Владеть практическими навыками работы по формированию интерфейса пользователей для заданных отношений.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№ курса

2

Аудиторные занятия:

12

Лекции

4

Лабораторные работы

8

Самостоятельная работа

58

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

Текущий контроль

Контрольная работа №1

Вид промежуточного контроля

Зачет (диф.)

Содержание курса

Раздел 1. Введение в реляционные модели

Тема 1.1. Элементы теории множеств. Определение множества, операции над множествами. Декартово произведение.

Тема1.2. Определение и примеры отношений. Бинарные отношения. Отношения эквивалентности. Отношения порядка. Функциональное отношение. Транзитивное замыкание отношений.

Тема1.3. Требование к реляционным моделям данных (РМД), Определение РМД. Специальные понятия: кардинальное число, степень отношения. Уникальный идентификатор, соотношения формального реляционного термина и неформального эквивалента.

Раздел 2. Ассоциирование отношений

Тема2.1. Характеристика ассоциирования двух или более отношений. Тренарные отношения.

Тема2.2. Типы связей: один к одному; один ко многим.

Тема 2.3. Тренарные отношения.

Раздел 3. Основные виды действий над данными в реляционной алгебре

Тема 3.1. Характеристика операций первой группы: объединение, пересечение, разность, декартово произведение.

Тема 3.2. Характеристика операций второй базовой группы: селекция, проекция, соединение, деление.

Тема 3.3. Характеристика операций переименования и присвоения.

Раздел 4. Основные элементы реляционного исчисления

Тема 4.1. Базисное понятие переменной с определенной областью допустимых значений. Понятие правильно построенной формулы.

Тема 4.2. Исчисление кортежей, исчисление доменов. Области определения при исчислении кортежей и доменов.

Тема 4.3. Правила выделения целевого списка.

Тема 4.4. Основные отличия исчисления доменов от исчисления картежей.

Тема 4.5. Понятие предиката. Квантор существования и квантор всеобщности.

Раздел 5. Языковые средства запросов

Тема 5.1. Общая характеристика основных составляющих языков запросов в различных системах управления данными.

Тема 5.2. Форматы команд, возможности обработки нескольких отношений..

Тема 5.3. Вложенные запросы. Возможности упрощения ответа.

Раздел 6. Организация формирования интерфейса пользователя для заданных отношений в среде конкретной системы управления

Тема 6.1. Характеристика основных операций по организации ввода информации, ее корректировки и защиты.

Тема 6.2. Средства формирования запроса пользователя и вывода результатной информации.

Тема 6.3. Влияние организации отношений на выбор доступа к данным. Оптимизация доступа и путей доступа:

Распределение часов по видам и темам учебной работы

Заочная форма обучения

Названия разделов

Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия, в том числе

Лекции

Лаборат. занятия

Раздел 1. Введение в реляционные модели

7

2

5

РАЗДЕЛ 2. Ассоциирование отношений

7

2

5

РАЗДЕЛ 3. Основные виды действий над данными в реляционной алгебре

11

9

РАЗДЕЛ 4. Основные элементы реляционного исчисления

11

2

11

РАЗДЕЛ 5. Языковые средства запросов

14

2

12

РАЗДЕЛ 6. Организация формирования интерфейса пользователя для заданных отношений в среде конкретной системы управления

20

4

16

ИТОГО:

70

4

8

43

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии управления  Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория логических информационных отношений Спецuальность/направленuе

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория логических информационных отношений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной

Другие похожие документы..