Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700

МИНИСТЕРСТВО Образования и науки Российской Федерации

Утверждаю

Заместитель Министра

образования и науки

Российской Федерации

_________________ А.Г.Свинаренко

«31» января 2005

Номер государственной регистрации

730 пед/бак (новый)

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

НАПРАВЛЕНИЕ 540700

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Степень (квалификация) — бакалавр

ХУДОЖЕСТВЕННОГО образования

Вводится с момента утверждения взамен ранее утвержденного 27.03.2000 г. №296пед/бак

Москва

2005 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 540700

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2.Степень (квалификация) выпускника — бакалавр художественного образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 Художественное образованиепри очной форме обучения — 4года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предметов и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 540700 Художественное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:

  1. научно-исследовательской;

  2. организационно-воспитательной;

  3. преподавательской;

  4. коррекционно-развивающей;

  5. культурно-просветительской.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен:

  • к продолжению образования в магистратуре по направлениям, входящим в область знаний 540000 Педагогические науки;

  • к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по следующим группам специальностей (в соответствии с освоенным профилем):

020000 Гуманитарно-социальные специальности

030000 Образование

050000 Культура и искусство

1.5. Перечень профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров1:

540701 Музейная педагогика

540702 Искусствоведение

540703 Театральное искусство

540704 Экранные искусства

540705 Музыкальное искусство

540706 Школьная театральная педагогика

540707 Эстетика и эстетическое воспитание

540708 Дизайн и компьютерная графика

540709 Изобразительное искусство

5407010 Музыкально-компьютерные технологии

5407011 Хореографическое искусство

5407012 Декоративно-прикладное искусство

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме по направлению 540700 Художественное образование высшее учебное заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540700 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается в соответствии с государственным образовательным стандартом и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебно-исследовательских и педагогических практик, программы итоговой аттестации.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру:

цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП — дисциплины профильной подготовки;

ФТД — факультативные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540700

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Индекс

Наименования дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1050

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности и становления профессиональной компетентности. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.)Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно – литературном, официально – деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка. Правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура как средство физического и духовного развития и становления профессиональной компетентности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально – биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или система физических упражнений.

Профессионально–прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Отечественная история как средство гражданского и патриотического самоопределения и развития ценностного отношения к духовным традициям народов России и как средство становления профессиональной компетентности. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблемы этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя в Древней Руси. Этнокультурные и социально – политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально – политические изменения в русских землях в XIII– XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

Культурология

Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде. Этноцентризм и культурный релятивизм. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурлогии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культуры. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология

Мировоззренческая функция политологии. Политологические знания как средство самоопределения личности и становления профессиональной компетентности. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Роль и место политики в жизни современных обществ.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Правовые знания как средство развития социально-правовой компетентности личности и становления профессиональной компетентности. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российская Федерация Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административное правонарушение и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право. Образовательное право. Право на образование. Государственная политика в области образования. Понятие и статус образовательного права. Государственные образовательные стандарты, образовательные программы. Формы получения образования. Система образовательных учреждений в Российской Федерации. Управление системой образования. Правовой статус образовательных учреждений. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения. Социально-правовая защита обучающихся, педагогов и иных работников образовательных учреждений.

Нормативно-правовое обеспечение образования. Основные начала и цели законодательства об образовании. Предмет регулирования законодательства об образовании. Принципы правового регулирования образовательных отношений. Законодательство в области образования. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области правового регулирования образовательных отношений. Локальные акты в области образования. Устав образовательного учреждения. Документы в сфере образования. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Языковые знания как средство развития коммуникативной компетентности и становления профессиональной компетентности. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения учащихся.

ГСЭ.Ф.09

Социология

Социологические знания как средство социализации личности и становления профессиональной компетентности. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия

Философские знания как средство развития мировоззрения личности и становления профессиональной компетентности. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы его исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самопознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Деятельность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

Экономика

Экономические знания как средство становления экономической компетентности будущего профессионала в сфере образования. Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

225

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

225

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

320

ЕН.Ф.01

Математика и информатика

Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели.

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов, алгоритмизация и программирование; программное обеспечение, локальные и глобальные сети ЭВМ; основы методы защиты информации. Компьютерный практикум по решению профессионально ориентированных задач с использованием стандартного программного обеспечения.

100

ЕН.Ф. 02

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

120

ЕН.Ф. 03

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции. Проектирование, разработка и использование в школьном образовательном процессе информационных ресурсов учебного назначения. Образовательные информационные технологии и среда их реализации.

Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения и самостоятельной деятельности учащихся. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства. Мировые информационные образовательные ресурсы. Техника аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. Использование аудиовизуальных и интерактивных технологий обучения в преподавании школьных дисциплин.

Информационные и коммуникационные технологии в художественном образовании.

100

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский)

компонент

80

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

направления

3394

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2036

ОПД.Ф.01

Педагогика

Введение в педагогическую деятельность

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

356

Теоретическая педагогика

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие образовательных программ.

Практическая педагогика

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

Практикум по решению профессиональных задач

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.).

ОПД.Ф.02

Психология

Психология человека

Психология как наука; предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность. Познание, общение, деятельность; поведение. Сознание и самосознание. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства. Интегративные психические образования: мотивационные, аффективные, темпераментные, сенсорные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, регуляторные, креативные, нравственные. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека.

360

Психология развития

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития.

Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое сопровождение развития человека.

Социальная психология

Социально-психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.

Педагогическая психология

Социально-психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.

ОПД.Ф.03

Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки)

Общие принципы и методы преподавания дисциплин художественного цикла. Учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса. Особенности педагогической деятельности в процессе обучения художественным дисциплинам. Характеристика различных, многовариантных технических средств и приёмов обучения. Дифференцированные подходы в художественном образовании. Планирование художественно-воспитательной работы со школьниками. Технология проведения урока. Организация внеклассных и внешкольных занятий. Средства и методы организации самообразования школьников. Оценка достижений учащихся в художественном развитии.

Специфические особенности педагогических технологий и методик в различных сферах художественного образования (музейной педагогике, музыкальном, художественно-изобразительном, театрально-сценическом, экранном, хореографическом образования).

300

ОПД.Ф.04

История и теория художественного образования

История художественного образования как наука и учебный предмет. Сущность цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории образования в области искусства, их многоуровневый и взаимодополняемый характер. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства.

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности. Понятие «Древний Восток». Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания. Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности. Образование в области искусства в эпоху средневековья. Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в. Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в. Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв. Проблемы педагогики и образования в области искусства в XX в.

Различные теории художественного воспитания. Дидактические установки в системе образования и просвещения.

Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства.

180

ОПД.Ф.05

История искусств

Искусство и его роль в развитии человечества. Морфология искусства. Многообразие путей исторического развития искусства различных регионов и стран.

Основные этапы развития мирового искусства. Искусство Древнейшего мира. Общее и особенное в искусстве древних цивилизаций Азии, Африки, Америки, Австралии. Античное искусство Греции и Рима и его значение для последующего развития искусства Европы. Своеобразие региональных вариантов средневекового искусства: искусство Византии и Древней Руси, западноевропейское искусство, искусство арабо-мусульманского мира, средневековое искусство Востока. Эпоха Ренессанса как поворотный момент в истории европейского искусства: южное (Италия, Испания) и северное Возрождение (Нидерланды, Германия, Франция). Искусство Нового времени в странах Западной Европы и в России. Основные стили и течения в новоевропейском и русском искусстве (барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, модерн. Искусство Новейшего времени и его региональные варианты: Западная Европа, Америка, Россия, страны Востока. Многообразие художественных стилей модернизма (экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, неоклассицизм и т.д.). Специфика художественного языка Постмодернизма. Индивидуальные особенности стилей ведущих мастеров XX-ХХI столетий.

324

ОПД.Ф.06

История художественной культуры

Искусство в системе культуры. Понятие «художественная культура». Система и структура художественной культуры и способы изучения ее компонентов. Целостность мира художественной культуры. Типы художественной культуры (традиционные и личностно-креативные, восточные и европейские и т.д.). Художественная культура личности.

Сложность и многомерность мирового историко-художественного процесса. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры. Художественная культура первобытного общества. Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки и Америки. Европейская античная художественная культура. Художественная культура средневекового мира. Христианская художественная культура, ее православная ветвь (Византия, Русь и др.). Возрождение как переходный тип художественной культуры. Художественная культура Нового времени: эпоха Барокко (классицизм, реализм, барокко), эпоха Просвещения, эпоха Романтизма и Позитивизма. Художественная культура Новейшего времени (Модернизм и Постмодернизм).Художественная культура мира и российская художественная культура на рубеже XXI в. Художественная культура России в контексте развития мировой культуры. Этнические культуры современной России. Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре. Охрана и использование художественно-культурного наследия.

Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства.

200

ОПД.Ф.07

Эстетика

Эстетика в системе философского знания. Универсальность эстетического отношения, предмет эстетики, ее задачи. Эстетика как самосознание культуры и теория творчества. Эстетическое сознание, его структура и функции. Понятие эстетической ценности: объективные основания и субъективная значимость. Эстетическая культура личности: потребности, чувства. Суждения, мотивации, творчество. Основные эстетические категории. Эстетический образ. Эстетические проблемы искусства. Личность художника: одаренность, талант, гений. Исторические типы эстетического сознания. История мировой эстетической мысли: ее предмет, способы интерпретации эстетических и художественных текстов; основные этапы и концепции. Эстетическая мысль в России. Эстетика в современном мире. Гуманизм как этико-эстетическая антропология. Проблемы эстетического образования. Эстетика педагогического творчества.

100

ОПД.Ф.08

Анализ и интерпретация произведения искусства

Восприятие как художественное сотворчество: впечатление, понимание, истолкование художественного образа как динамической целостности. Практическая работа с произведением искусства.

Разновидности методологических принципов анализа и интерпретации произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, культурологический, структурно-семиотический, психоаналитический, комплексный, системный и т.д. Принципы анализа и интерпретации произведений различных видов искусства: литературного произведения, музыкального произведения, архитектонических искусств (архитектуры и декоративно-прикладного искусства), изобразительного искусства, театрального произведения, экранного произведения.

Формирование навыков аналитического восприятия произведений различных видов искусства и интерпретационного понимания их содержания. Этапы и методика работы с произведением искусства в различных педагогических ситуациях.

180

ОПД.Ф.09

Безопасность жизнедеятельности
Понятие "здоровье ребенка". Критерии здоровья. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей. Основные принципы здорового образа жизни. Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Правила, принципы и средства безопасного поведения. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях. Принципы информационной, правовой, психологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

36

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский)

компонент

679

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом

679

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540701 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

1600

ДПП.01

Основы музейного дела

Этапы становления и методология научного музееведения. Музей как социокультурный институт. Функции музея. Типология музеев. Учет и хранение музейных ценностей. Направление научно-исследовательской деятельности музея. Экспозиция: современные методы и способы ее построения. Специфика выставочной деятельности. Основы музейной коммуникации. Функции и формы просветительской деятельности. Принципы организации реставрации музейных ценностей. Международное сотрудничество музеев. Подготовка и переподготовка музейных специалистов. Правовые условия деятельности музеев. Основы музейного источниковедения.

180

ДПП.02

Музейная педагогика

Музейный компонент в современной системе образования. История становления и современное состояние музейной педагогики. Основы научно-исследовательской, методической и практической образовательной деятельности в музее. Развитие художественного творчества и общих творческих способностей в музейно-педагогическом процессе. Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов.

360

ДПП.03

Детское творчество и арттерапия в музее

Психолого-педагогические, социальные и медико-биологические аспекты детского творчества как способа самовыражения и познания окружающего мира. Специфика работы детской студии в художественном музее. Значение и типология выставок детского творчества, формы и методы их организации и проведения.

160

ДПП.04

Мифологические и библейские сюжеты в искусстве

Мифологические и библейские сюжеты и их воплощение в изобразительном искусстве на разных этапах его развития.

72

ДПП.05

Музеи мира

Этапы развития мирового музейного дела. Характеристика коллекций и направлений деятельности ведущих зарубежных и отечественных музеев. Музеи мира в контексте современного культурного процесса.

260

ДПП.06

Информационные технологии в музейно-образова-тельной деятельности

Информационные технологии в искусстве, искусствоведении и музейно-образовательном процессе. Методика создания информационных технологий и их использование.

120

ДПП.07

Практическая деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Практическое ознакомление с основами академического рисунка и живописи на примере натурного изображения натюрморта из бытовых и гипсовых предметов, а также головы человека. Освоение принципов практической деятельности в области декоративно-прикладных техник: керамики, художественной обработки текстиля и ткачества. Создание копий и реплик с изучаемых в курсе истории искусства произведений и их фрагментов в различных техниках с целью практического изучения формы, техники и технологии мастеров прошлого.

448

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540702 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1600

ДПП.01

Работа с произведением искусства

Восприятие как художественное сотворчество: впечатление, понимание, истолкование художественного образа как динамической целостности. Этапы и методика работы с произведением искусства в различных педагогических ситуациях. Особенности восприятия, понимания и истолкования графического, живописного, скульптурного и архитектурного произведения. Детский рисунок как факт искусства. Практическая работа с произведением искусства в музейной экспозиции, в выставочном зале.

250

ДПП.02

Основы теории пластических искусств

Искусство как особый род духовно-практической деятельности и особый способ освоения мира. Художественный образ, его особенности и строение. Художественный процесс, основные закономерности и детерминирующие силы. Роды, виды, жанры искусства. Надвидовые и видовые категории искусства. Творческий метод и система жанров. Личность и общество в искусстве. Формы и содержание, структура и функции различных видов пластических искусств: архитектуры, скульптуры, графики, живописи, декоративно-прикладного. Синтез искусств, его особенности в различные эпохи.

90

ДПП.03

История искусствознания и художественной критики

Искусствознание как способ осмысления искусства. Основные этапы формирования и развития искусствознания. Современные методы и подходы в отечественном и зарубежном искусствоведении.

Критика как регулятор художественного процесса, звено связи между искусством и обществом. Основные этапы развития отечественной художественной критики.

164

ДПП.04

Музейная педагогика

Музейный компонент в современной системе образования. История становления и современное состояние музейной педагогики. Основы научно-исследовательской, методической и практической образовательной деятельности в музее. Развитие художественного творчества и общих творческих способностей в музейно-педагогическом процессе. Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов.

120

ДПП.05

Музеи мира

Этапы развития мирового музейного дела. Характеристика коллекций и направлений деятельности ведущих зарубежных и отечественных музеев. Музеи мира в контексте современного культурного процесса.

130

ДПП.06

Современная художественная жизнь

Включение в современный художественный процесс и освоение его особенностей в различных видах теоретической и практической деятельности. Посещение выставок и мастерских художников, изучение периодических изданий по искусству. Практика художественной критики.

136

ДПП.07

Мифологические и библейские сюжеты в искусстве

Мифологические и библейские сюжеты и их воплощение в изобразительном искусстве на разных этапах его развития.

84

ДПП.08

Практическая деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Практическое ознакомление с основами академического рисунка и живописи на примере натурного изображения натюрморта из бытовых и гипсовых предметов, а также головы человека. Освоение принципов практической деятельности в области декоративно-прикладных техник: керамики, художественной обработки текстиля и ткачества. Создание копий и реплик с изучаемых в курсе истории искусства произведений и их фрагментов в различных техниках с целью практического изучения формы, техники и технологии мастеров прошлого.

626

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540703 ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1600

ДПП.01

Художественное оформление спектакля

Элементы художественного оформления (декорация, костюмы, маска). История художественного оформления театрального действия. Ознакомление с лучшими традициями оформительского искусства. Декорация как комплекс пластических ситуаций, отражающих не только конфликт, заключенный в драматургии, но и связи, объединяющие сферу идей автора и духовный мир современного человека. Совместная работа единомышленников — художника и режиссера — как единственно правильный путь к созданию органического, единого и динамического целого. Самостоятельная работа студентов по созданию макета для конкретного сценического действия.

262

ДПП.02

Основы драматургии и режиссерского анализа

Понятие «драматургия». Специфика драматургии. Теория драматургии. Памятники мировой драматургии как эталоны. Особенности драматургического анализа. Режиссерский анализ. Режиссерский подход к созданию образов разного плана. Создание режиссерского сценария по различным пьесам мировой драматургии. Режиссура и школа.

144

ДПП.03

Введение в теорию театрально-сценического искусства

Пространственно-пластические искусства в системе художественной культуры; их специфика. Роды и жанры театрального искусства. «Языки» театрально-сценических искусств. Понятия литературного и режиссерского сценариев. Отличие режиссерского сценария от литературного произведения и драматургии.

56

ДПП.04

История театрального искусства

Культурогенез и происхождение театра, танца, хореографии, цирка, эстрады, праздничного комплекса искусств. Профессиональное, народное и массовое театральное искусство в эпоху древности, античности, средневековья, Нового и Новейшего времени. Судьбы театрального искусства в ХХ в.

144

ДПП.05

Музыкальное оформление спектакля

Музыка в структуре театрального действия. Функции музыки в сценическом действии. Специфика языка музыки. Психологический аспект музыки. Практика освоения музыкальных произведений, их применение в педагогической работе.

74

ДПП.06

Театр в контексте современной культуры

Место театра в современной морфологии искусств. Виды и жанры современного театрального искусства.

Массовая культура и современное театрально-сценическое искусство. Фольклорный театр. «Классический» театр. Театр в системе современного художественного воспитания школьников.

72

ДПП.07

Актерское мастерство

Развитие элементов органического действия человека: внимание, мышечная свобода, фантазия, отношение и оценка факта, память физических действий; понятие темпо-ритма. Приобретение актерских навыков для дальнейшей самостоятельной работы в творческих коллективах в качестве руководителя или педагога культуролога. Работа актера над ролью, работа актера над собой; совместная работа актера и режиссера.

848

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540704 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА

1600

ДПП.01

Компьютерная графика

Практические основы компьютерной грамотности. Программное обеспечение. Шрифтовые композиции. Цветовые и комбинированные композиции. Создание динамических композиций. Разработка и создание динамических учебных пособий на основе средств компьютерной графики. История и основы теории компьютерной графики и компьютерной музыки в контексте современной культуры. Компьютерная графика и компьютерная музыка в учебном процессе и профессиональной деятельности преподавателя, художника и музыканта.

376

ДПП.02

Теория и история экранных искусств

Включение кинематографа в сферу массовой коммуникации. Становление киноязыка. Изменение социокультурного статуса. Кино как вид искусства. Жанры игрового кино. Документальный фильм. Мультипликация. Основные этапы развития отечественного и зарубежного кино. Кинематограф в историческом, социально-психологическом и художественном контекстах десятилетий. Кинематограф как объект эстетических, социально-психологических и культурологических исследований. Формы существования киноискусства.

196

ДПП.03

Практические основы операторской и режиссерской деятельности

Авторский фильм. «Феномен» кинорежиссера. Специфика «монтажного мышления». Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Операторское видение. Работа с кадром. Монтаж, его виды. «Вертикальный монтаж». Ритм. Темп. Учебный фильм. Любительский фильм. Организация школьного киноклуба.

844

ДПП.04

Экранные искусства в контексте современной культуры

Научно-техническая революция и развитие коммуникативных систем. Телевизионный «взрыв» 60-70-х гг. Телевидение в различных социально-политических системах и социокультурных средах. Телевидение в системе средств массовой коммуникации (печать, радио, театр, кино). Телевизионные программы и жанры, их характеристики. Телевидение и киноискусство. Телевидение и театр. Прямое ТВ. Слово и изображение на ТВ. Феномен видеокультуры. ТВ как объект социально-психологических и культурологических исследований.

128

ДПП.05

Теория и практика фото- и киносъемки

История изобретения фотографии (научно-технический и культурологический аспекты). Оптические системы и аппаратура. Виды съемок. Фотоматериалы и процессы их обработки. Фотографические жанры. Фотожурналистика. Кинематограф как научно-техническое изобретение XIX в. Фотографическая природа кинематографа. Съемочная и проекционная аппаратура. Психофизиология восприятия. Области применения. Работа кинокамерой. Технология обработки киноматериалов.

56

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540705 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1600

ДПП.01

Теоретико-практические музыкальные дисциплины

Развитие традиционных компонентов музыкального опыта, вырабатываемых в курсе сольфеджио, гармонии, полифонии. Осмысление этих компонентов как различных форм и средств музыкального мышления, деятельности, а также музыкального языка.Формирование на основе системного подхода ладового мышления, навыков интонирования (одноголосие и многоголосие); слуховой анализ как отдельных элементов музыкального языка, так и музыкальных построений — фраз, предложений, периодов на инструктивном материале и на фрагментах музыкальной литературы в различном изложении. Выработка навыка записи одноголосного и двухголосного музыкального диктанта в форме периодов различного строения.

Введение формируемых практических умений и музыкально-теоретических знаний в широкий контекст новейших научных представлений о музыке, культурный этногенез музыки. Становление, в итоге, таких качеств будущего педагога-музыканта, как компетентности, эрудиции, профессиональной обобщенности знаний, опирающихся на полноту интерпретации любого музыкального факта.

Музыка как вид искусства, связанный с формированием психики, интеллекта эмоциональной сферы человека в фило- и онтогенетическом аспектах. Теория музыки как фундаментальное знание. Классические дисциплины теории музыки, их содержание: теоретический, практический, аналитический аспекты. Гармония и полифония как всеобщие свойства музыки и как явления музыкально-системного порядка.Художественный образ в музыке. Интонационная природа и система средств музыкальной выразительности. Сопряжение понятий: музыкальный язык – музыкальная система – гармония – полифония. Системообразующий характер гармонии и самопроизводный полифонии. История европейских систем: монодия, модальная полифония, тональная полифония, полиладовый темброфонизм. Понимание, освоение, осознание и применение на практике ключевых музыкально-теоретических понятий. Освоение приемов и алгоритмов сольмизация и сольфеджирования, гармонической и модуляционной логики, полифонических моделей. Формирование профессиональной компетентности во всех видах музыкально-практической деятельности.

Теория и практика построения (письменно и на фортепиано) гармонических моделей, необходимых для успешной профессиональной музыкально-педагогической деятельности (аккомпанемент к песенной мелодии, гармонизация распевок с транспозицией, иллюстрации гармонических стилей).

330

ДПП.02

Основной музыкальный инструмент

Инструментальное исполнительство как вид художественной деятельности. Композитор - исполнитель, их интеллектуальное сотворчество в процессе работы над произведениями. Образ и его звуковое воплощение. Примат духа над техникой.Развитие художественного мышления, музыкально-исполнительских умений и навыков. Различные приемы звукоизвлечения, свобода мышечного аппарата. Фразировка, туше, педализация и т.д. Особенности их применения в зависимости от стиля эпохи, композитора, от художественной идеи произведения, его архитектоникой. Овладение исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров, форм, стилей. Эскизное разучивание, чтение с листа, самостоятельная работа над музыкальным произведением. Изучение музыкального произведения в различных ракурсах: ладо-гармонические, метро-ритмические особенности, приемы развития тематического материала.Постижение его исполнительских трактовок. Вариативная множественность интерпретаций, их обоснованность в процессе передачи художественной сути сочинения. Овладение культурой инструментального исполнительства. Исполнение музыки о детях и для детей. Индивидуально-творческая интерпретация художественного произведения. Развитие артистических качеств. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности.

370

ДПП.03

Дирижерско-хоровые дисциплины

Значение хороведения в системе профессиональной подготовки учителя музыки. Структура курса, его объект, предмет, методологическая основа, ведущие принципы, основные категории. Принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию. Хор как совокупный субъект художественно-исполнительского процесса. Жанры хорового исполнительства; профессиональное и любительское творчество. Хоровой коллектив. Тип, вид, вокальная организация хора. Ансамбль, строй, интонация, дикция в хоре. Функции, художественно-выразительные средства вокально-хорового исполнения, его стилистические закономерности, противоречия. Вокально-хоровые технологии, их художественно-коммуникативная природа. Сущность, организационные формы, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в хоре.

Направленность познавательных процессов в хороведении. Роль учителя музыки в формировании вокально-хоровой культуры детей. Личностный, рефлексивно-деятельностный подход к художественному руководству хором, его системный, ситуативный характер. Специфика художественного управления хором, ее технологии и способы, стили художественного общения, функции дирижера. Хормейстерская и дирижерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (ансамблевое и хоровое пение). Освоение навыков певцов-ансамблистов в хоровом классе; овладение на основе изучения произведений различных стилей и эпох умением подбора учебного и концертного репертуара; теоретическая и методическая подготовка к самостоятельной деятельности. Навыки занятий с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом; освоение опыта проведения хоровых репетиций, концертных выступлений.

Дирижирование как искусство управления хором. Овладение дирижерскими умениями и навыками; дирижирование произведений в простых и сложных размерах; характер звуковедения, акценты, штрихи, синкопы, ферматы, динамические и агогические изменения, кульминации — в зависимости от стиля эпохи, композитора. Дирижирование произведений с сопровождением и без сопровождений. Индивидуально-творческая интерпретация произведений. Анализ и самоанализ собственной дирижерской деятельности.

Чтение и исполнение различных типов и видов хоровых партитур. Работа с партитурой для различных типов и видов хоров.

700

ДПП.04

Вокальный класс

Формирование необходимых вокально-педагогических знаний и умений для выработки академической манеры исполнения. Знание объективных закономерностей певческого голосообразования и основ вокальной методики. Владение культурой вокального исполнения. Формирование навыков сольного пения и пения в ансамбле. Знание особенностей развития детских голосов и принципов их охраны. Владение методикой работы с детскими голосами.

200

Дисциплины профильной подготовки

540706 ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1600

ДПП.01

Школьный театр в системе культуры и образования

Школьный театр как вид художественно-эстетической деятельности. Рождение, цели и задачи, особенности содержания и стилистики школьного театра в университетах средневековой Европы. История школьного театра в учебных заведениях России: содержание, функции, стилевые особенности в зависимости от состояния культуры и задач образования. Школьные театры XIX века; полемика в прессе и теоретические концепции педагогики школьного театра. Современный школьный театр: многообразие форм, роль учителя и вопрос о его профессиональной готовности. Перспективные модели школьного театра.

280

ДПП.02

Режиссура современного театра

Театр в контексте современной культуры. Процессы драматизации и театрализации общественной, политической, хозяйственной жизни и общения. Системы актер-режиссер, актер-зритель, режиссер-зритель, режиссер-автор, их историческая изменчивость и современное состояние. Понятие режиссура и роль режиссера в современном театре. Классические режиссерские системы и их современная интерпретация. Современные театральные орежиссеры. Палитра видов и жанров современного театра, место в ней школьного театра. Перспективы развития театра и науки о нем.

187

ДПП.03

Аксиология личности

Аксиология как философская теория ценностей. Ценностные основания мироотношения. Духовно-практическая природа ценностей и вопросы их классификации. Ценностные константы культуры, социума, личности. Понятие личность; основные современные философско-психологические теории личности. Процессы ценностного миропонимания: потребности (классификация), чувства (эстетические, нравственные, религиозные), способности (суждение, вкус). Ценностное сознание и творчество. Ценностные смыслы образования и способы их формирования.

164

ДПП.04

Профессиональная этика

Понятия профессия и профессионализм. Профессия и личность. Этические основания профессионализма в сферах гуманитарной практики. Аксиология и проблемы идеала; свобода и ответственность нравственного выбора. Сущность и виды профессиональной этики. Многообразие профессиональных этик и их внутреннее единство. Кодексы профессиональной морали. Профессиональное искусство и мораль. Педагогическая этика: проблемы и ценности. Нравственно-психологические особенности педагогического общения. Вопросы содержания и форм нравственного воспитания. Нравственные цели художественно-эстетической деятельности и способы их достижения.

184

ДПП.05

Основы актерской культуры учителя. Педагогический практикум.

Артистическая культура как условие педагогического успеха. Урок как артефакт. Элементы актерской психотехники. Виды внимания и способы его сосредоточения, переключения. Групповая динамика, ее виды; игра. Приемы развития воображения, фантазии, лабильности, коммуникативности, активности и гибкости мышления. Пластическая выразительность в педагогическом творчестве: движение, жест, мимика. Речевое общение: смысл, интонация, артикуляция. Связь речевой и пластической выразительности. Ритмическая организация речи и ее технологии. Логика сценического действия. Текст и сценарий. Режиссерский замысел и интерпретация. Практические навыки педагогической артистичности (тренинг).

340

ДПП.06

Режиссура школьных спектаклей

Специфика режиссуры школьного театра. Школьный театр как способ организации образовательного пространства. Соответствие принципов театральной педагогики возрастным психо-физиологическим и чувственно-интеллектуальным особенностям детей. Репертуарная политика школьного театра: выбор материала в соответствии с задачей целостного развития личности; междисциплинарная (проблемно-содержательная, целевая) интеграция; включение в образовательный процесс. Особенности деятельности педагога-режиссера школьного театра. Урок-спектакль как коллективное творчество: от замысла, сбора и сценарной обработки материала, конкурсного распределения ролей, обдумывания оформления – к сценическому воплощению. Приемы и методы художественно-эстетической организации школьных праздников, приемов гостей, вечеров и т.д.

Режиссерский тренинг.

445

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540707 ЭСТЕТИКА И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1600

ДПП.01

История эстетики и теории эстетического воспитания

Основные этапы истории мировой эстетической мысли. Теория эстетического воспитания в контексте философии и эстетики. Функции эстетического воспитания, их историческая динамика. Понятие «эстетический образ мира и его роль в определении типа культуры, в духовном мире личности и ее судьбе. Архаические типы культуры и универсальность миметических форм эстетического воспитания. Древний мир и сакральный характер знания; ритуал как способ эстетического воспитания. Эстетические теории Античности. Средневековый тип культуры и парадигма образования; воспитательные функции эстетического синтеза религиозного храмового действа. Эпоха Просвещения и теории эстетического воспитания. Эстетика в России; теория и практика эстетического воспитания. Нравственно-эстетическая парадигма образования и современная школа.

250

ДПП.02

Аксиология личности

Аксиология как философская теория ценностей. Ценностные основания мироотношения. Духовно-практическая природа ценностей и вопросы их классификации. Ценностные константы культуры, социума, личности. Понятие личность; основные современные философско-психологические теории личности. Процессы ценностного миропонимания: потребности (классификация), чувства (эстетические, нравственные, религиозные), способности (суждение, вкус) Ценностное сознание и творчество. Ценностные смыслы образования и способы их формирования.

164

ДПП.03

Современная гуманитарная картина мира

Понятие «современный мир», его этнографические, социально-политические, экономические, культурно-исторические, естественнонаучные и гуманитарные аспекты. Цивилизационная парадигма; кризис как момент развития. Проблемы человека в современном мире. Мировоззрение и миропонимание, источники и константы. Знание в истории человечества и его современные смыслы. Человек и природа. Идея общества., истории. Я и Другой. Искусство и картина мира. Языковое пространство культуры. Духовный мир личности, его детерминанты, самостояние и динамика. Идея Бога, ее исторические и современные смыслы.; мировые религии и духовные ценности. Концепции целостности бытия в русской философско-эстетической мысли. Социальная прогностика о судьбах мира и историческом пути России. Стратегии человечества на рубеже тысячелетий и перспективы образования.

226

ДПП.04

Эстетика ХХ века

Кризис эстетики и перспективы его преодоления Эстетическая теория Эстетическая аспектология в пределах основных философских направлений: от теории символов к психологическим основаниям; теория архетипов и ее эстетический смысл; эстетика интуитивизма,4 персонализм; экзистенциализм; феноменологическая эстетика Эстетическая мысль в России ХХ века. «Серебряный век» и его эстетические проблемы, основные теории и концепции; эстетическое творчество и искусство. Эстетика жизни и эстетизм. Религиозная философско-эстетическая мысль. Эстетика в Советской России. Современное состояние эстетической мысли в России. Проблемы мировоззренческой роли и практической применимости эстетических идей. Образовательно-педагогический статус и модусы эстетического знания.

180

ДПП.05

Методология и методика эстетического воспитания

Понятие о методологии как системе методов. Принципы выбора и обоснования. Метод исследования : содержание понятия, многообразие и принципы выбора метода. Методы и методики; методики как технологии. Зависимость методологии от культурно-исторической парадигмы образования, тезауруса исследователя и его целей. Источниковедческая база; принципы понимания и интерпретации. Структура и содержание научного философско-эстетического, социально-эстетического, психолого-эстетического исследования.

Эстетическое воспитание как система. Методика эстетического воспитания и ее основные принципы. Формирование практических навыков научно-методической и практической работы. Способы конструирования образовательного пространства и учебных занятий как «событий». Возрастные особенности эстетического мировосприятия и методы его коррекции, развития. Эстетическая культура учителя. Разработка программ эстетического образования и воспитания (для учебных заведений различного типа и уровня).

445

ДПП.06

Имиджелогия

Информационная цивилизация, коммуникативные технологии и имидж. Эстетическая природа имиджа: образ, символ, миф, ролевая маска. Воображаемые миры в современной массовой культуре. Массовое сознание, общественное мнение; имидж как способ манипуляции ими. Имидж и реклама. Имидж личности и успех. Визуальный, вербальный имидж; динамика имиджевых характеристик. Пропагандистская кампания, выборы, массовые праздники. Престиж фирмы и репрезентация. Имидж и образование. Составление имиджа программ и их демонстрация в действии.

225

ДПП.07

Профессиональная этика

Понятия профессия и профессионализм. Профессия и личность. Этические основания профессионализма в сферах гуманитарной практики. Аксиология и проблемы идеала; свобода и ответственность нравственного выбора. Сущность и виды профессиональной этики. Многообразие профессиональных этик и их внутреннее единство. Кодексы профессиональной морали. Профессиональное искусство и мораль. Педагогическая этика: проблемы и ценности. Нравственно-психологические особенности педагогического общения. Вопросы содержания и форм нравственного воспитания. Нравственные цели художественно-эстетической деятельности и способы их достижения.

110

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540708 ДИЗАЙН И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

1600

ДПП.01

Векторная и растровая графика

Программное обеспечение. Знание элементов интерфейса. Характерные функциональные особенности основных графических редакторов. Моделирование и монтаж растрового и векторного изображений в основных графических редакторах. Принципы и методы практической работы по созданию растровых изображений в основных графических редакторах (Adobe PhotoShop 4.0/6.0., Corel Draw 7/0|10., Adobe Illustrator 7.1/9.0., Adobe Page Maker 6.51/6.52, Corel Xara 1.5.

Методы практичекской работы WEB-дизайнера по созданию и применению векторных и растровых графических и фотоизображений для художественно-эстетического декорирования, оформления и информационно-содержательного обогащения WEB-страниц.

Создание тематических графических изображений векторного и растрового типа для полиграфического исполнения.

Работа в глобальной сети Internet

250

ДПП.02

Компьютерное моделирование

Особенности интерфейса и функции основного программного обеспечения для создания двух и трёхмерных (2D и 3D), а также анимационных (динамических) изображений.

Основные прикладные программы моделирования и экранного просмотра двух-, трёхмерных графических и анимационных файлов. Принципы действия и методы практической работы с прикладными программами (3D Exploration 1.4; GIF Construction Set Pro 2.0a, Ulead GIF Animator 4.0; 3D Browser 4.0, Xara 3D 4.0, MAYA 3.

Основные программы и методы построения трёхмерных графических и трёхмерных анимационных изображений 3D MaxStudio 4.0; Amorphium; 3D Canvas 3.3; HVS Animator 1.0.2; GIF Movie Gear 2.61. Методы построения специальных трёхмерных и анимационных эффектов (3D Impact Pro 1.25; Adobe After Effects 4.1; Effect 3D 1.0; Special Effects 3.2). Web-анимация и её особенности (3D GIF Designer 2.2; CoffeeCup GIF Animator 5.0; Liquid Motion 1.0).

Работа в глобальной информационной сети Internet по поиску и сбору иллюстративного материала для создания банка анимационных изображений по заданной темам: “Анимированный баннер” (Bannershop GIF Animator 4.5; Banner Crafter 1.2; GIFLine Pro 2.0.7), “Web-сайт”, “Анимированная фотоиллюстрация”, “Анимированная рисованная иллюстрация” (Moho 2.2).

Основные прикладные программы моделирования трёхмерных графических объектов интерьерного и архитектурного характера. Принципы действия и методы практической работы с основными прикладными программами (Auto CAD 2000, Auto CAD 2002).

Создание трёхмерного и анимационного изображения на свободную тему.

250

ДПП.03

Интернет-технологии

Понятие Internet. Internet-технологии. Методы практической работы в глобальной информационной сети Internet в локальном режиме (off- line) и с непосредственным выходом в сеть (on-line). Программные средства электронной почтовой связи (e-mail). Специальная терминология и системы общения в Internet в режиме реального времени on-line (видеоконференция, чат).

WEB-дизайн, его функции и возможности.

Принципы действия и методы практической работы в графических редакторах (Adobe Photo Shop, Corel Draw применительно целям WEB-дизайна. Оптимизации графических изображений.

Основные методы практической работы Web-дизайнера по созданию web-страниц для сети Internet на основе изучения языка программирования HTML. Таблицы стилей. Применение графических изображений и средств мультимедиа для художественно-эстетического декорирования, оформления и информационно-содержательного обогащения web-страниц. Язык программирования Java Script и его использование в WEB-дизайне.

Создание баннера — рекламного элемента титульной WEB-страницы. Web-анимация. Виртуальный магазин и принципы его создания. Создание WEB-сайта с элементами графического (фото) и анимационного оформления, гипертекстовых ссылок, а также декоративно-информационных форм оформления экранного изображения (“бегущая строка”, информационное окно и др.

150

ДПП.04

Разработка мультимедийных продуктов

Основные мультимедийные устройства, принцип их действия и функциональное предназначение. Программное обеспечение мультимедийных устройств.

Принципы действия и методы практической работы по управлению мультимедия. Программы построения, обработки и виртуального комбинирования графических, анимационных, аудио и видеофайлов. Программы построения и обработки мультимедийных эффектов (виртуальные фотоальбом, слайдшоу, видеоклип).

Работа в глобальной информационной сети Internet по сбору иллюстративного материала для разработки мультимедийных приложений по заданной теме (виртуальные: музей, архитектурный ансамбль, галерея, альбом, библиотека). Поисковые и загрузочные программы аудио и видеофайлов в Internet. Основные прикладные программы созданияи записи аудио- и видеофайлов, видеомонтажа. Основные прикладные программы конвертации и демонстрации аудио- и видеофайлов.Создание виртуального мультимедийного приложенияна свободную тему с элементами мультимедиа.

250

ДПП.05

Дизайн

Дизайн и проектирование. Дизайн как система, основанная на знании функциональных, конструктивных и эстетических предпосылок проектирования, включая вопросы психологии и гигиены. Основные элементы объемно-пространственной композиции. Средства выразительности в искусстве дизайна

Конструктивные и отделочные материалы. Конструктивные системы и материалы несущих конструкций. Номенклатура традиционных и современных отделочных материалов и методы выполнения отделочных работ. Физические и физико-технические свойства материалов, приемы конструктивного решения узлов и стыков. Цветовые и фактурные характеристики отделочных материалов и поверхностей, их эстетические качества.

Освещение и оборудование. Основные виды рабочего и декоративного освещения. Эргономика, как основа типоразмеров оборудования, а также конструктивные системы оборудования. Художественные средствавыразительности и композиционного единства интерьера. Вопросы зрительного равновесия и соразмерности частей по массе, фактуре, цвету, зрительные оси, контрастного и нюансного отношения, масштабности, соразмерности человеку и пр. Приемы использования элементов монументального и декоративного искусства, малые архитектурные формы, их место и роль в композиции интерьера.

Проектная и графическая практика. Практическая разработка отдельных интерьеров: предпроектная концепция, выполнение проекта в цвете, в масштабе. Создание планов, разверток, перспектив.

700

ДПП

Дисциплины профильной подготовки

540709 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1600

ДПП.01

Рисунок

Технология работы с графическими материалами.

Выбор места с учётом расстояния, линии горизонта, освещённости. Компоновка изображаемого объекта в листе при выполнении рисунка с натуры. Способы построения трёхмерного пространства на плоскости листа. Линейная перспектива, светотеневая моделировка, воздушная перспектива. Передача структуры и фактуры изображаемого материала в возможностях графических техник.

Изучение композиционных и технических средств при рисовании гипсовых орнамента. Изучение соразмерности и пропорциональных отношений в листе при рисовании гипсовых слепков. Главное и второстепенное в пластической анатомии. Особенности рисования фигуры человека. Задачи учебной постановки. Возрастные и половые анатомические особенности человека. Анатомический анализ скелета и мышечной системы человека применительно к задачам учебного рисунка фигуры человека (пропорции человеческого тела, возрастные особенности).

Анализ пластической формы и конструкции человеческого тела в рисунке. Принцип рисования одетой фигуры как анатомическое и пластическое исследование.

Принцип рисования обнажённой фигуры как синтез умений в академическом рисунке. Принципы изображения фигуры человека в свободном пространстве, в интерьере (на примерах рисунков мастеров).

450

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 (2)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства; способствовать
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 (3)

    Образовательный стандарт
    Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства; способствовать
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 художественное

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 Художественное образование при очной форме обучения - 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540700 художественное образование

    Образовательный стандарт
  5. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

    Документ
    На основании решения коллегии Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" от 01.
  6. К основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 13. 00. 00

    Документ
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Педагогические науки разработаны в соответствии постановлением Правительства
  7. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (5)

    Автореферат диссертации
    Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  8. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  9. «Мыслю, следовательно существую» известное выражение Рене Декарта выбрано авторами не случайно, поскольку является ключом к пониманию общего замысла предлагае

    Документ
    «Мыслю, следовательно существую» – известное выражение Рене Декарта выбрано авторами не случайно, поскольку является ключом к пониманию общего замысла предлагаемой читателю книги.

Другие похожие документы..