Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М 90

Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов

ИСТОРИЯ

РОССИИ

Учебник для вузов

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА

Москва,1997

ББК 63.3(2)

М 90

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М 90 М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 1997. 592с.

ISBN 5-89123-083-6 ISBN 5-86225-419-6

Авторы учебника — известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности, историзма, социального подхода. Первый раздел посвящен фео­дальному периоду истории России, образованию и развитию Российского государства. Второй охватывает историю страны в период капиталистического развития. Третий раздел освещает советский и постсоветский периоды. В приложении приведены: генеалогия рос­сийских царей, биографические сведения о деятелях трех россий­ских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учеб­ных заведений, а также всех читателей, интересующихся отечест­венной историей.

ISBN 5-89123-083-6 ISBN 5-86225-419-6



© Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, 1997.

© Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 1997

Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,

но нельзя быть образованным, не зная истории.

Н.Г. Чернышевский

Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью че­ловека знать историю своей Родины. В прошлые годы оте­чественная история как наука во многом была политизиро­вана, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало опре­деленный отпечаток на формирование исторического мыш­ления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд ис­следователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объ­ективности, не видят в отечественной истории ничего, кро­ме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объек­тивной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые перемены в стране, на меняющийся характер обще­ственного развития, на сложные, порой болезненные про­цессы, которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках истори­ческих событий, стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, издан­ные в различные годы как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный спектр и концепции исторического развития в нашей стране, ее взаимосвязь с мировым истори­ческим процессом. За последние годы переизданы фунда­ментальные труды по истории России крупных дореволюци­онных отечественных историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. В числе крупных оригинальных работ по отечественной истории мы располагаем сегодня трудами таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихоми­ров, М.П. Покровский, и других наших современников. Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Однако не в этом главное. Важным обстоятельством является то, что мы располагаем сегодня большим количеством интересных по содержанию трудов по отечественной истории, которые доступны каждому, кто интересуется историей, стремится к глубокому ее изучению и познанию.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной ис­тории должно проходить в контексте мировой истории. Изу­чающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические цивилизации, их характерные особеннос­ти, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом ис­торическом процессе.

Изучая историю России в контексте мировых истори­ческих процессов, мы должны учитывать, что традицион­ное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы столк­нулись и с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась сегодня таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к Российской Федерации эти республики стали уже ближним зару­бежьем. В то же время мы должны осознавать, что полити­ка России по отношению к государствам ближнего зару­бежья и к зарубежным государствам (в традиционно при­нятом смысле слова) во многом отличается. Это понятно, ибо республики, составлявшие СССР, связанные долгие годы единством политических, экономических, социальных и других интересов, даже после своего распада не могут не сохранять еще продолжительное время органических связей между собой. Возможно, со временем это положе­ние изменится, но сегодня историческая реальность тако­ва, что не учитывать этого обстоятельства мы не можем. Особенно это касается советского периода российской ис­тории. Россия как доминирующая часть бывшего единого государства, впитав в себя немало полезного из этого со­трудничества, в то же время оказала огромное воздейст­вие на развитие всех республик, ее благотворное влияние продолжает ощущаться и сегодня.

Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тог­да у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функ­циями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познава­тельная, практически-рекомендательная и воспитательная.

Познавательная функция состоит прежде всего в кон­кретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и собы­тий Российского государства. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций разви­тия исторического процесса, нашедшего отражение в ис­торических памятниках и источниках.

Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще — и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает выра­батывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять дея­тельность исторических и политических личностей.

Наконец, третья, воспитательная функция играет важ­нейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всес­тороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеоло­гические, нравственные моменты. Как историческая наука история России позволяет проследить ход общественно-по­литических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народа и его отдельных героев, их муже­ство и беззаветную преданность народу.

Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — должно опираться на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются прежде всего исторические факты и события. Именно ис­тория, ее фактографическая сторона являются тем фунда­ментом, на котором зиждется наука об обществе. История России является составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изуче­ния истории России является формирование историзма мышления. Историзм мышления помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отно­шению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История Рос­сии как наука не исключение. Ее предметом изучения яв­ляются закономерности социально-экономического и поли­тического развития России и ее народов, конкретные фор­мы которых проявляются в исторических событиях и фак­тах. История России освещает весь исторический путь Рос­сии на конкретном фактографическом материале; обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, орга­низационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Развитие России и ее народов под­чиняется закономерностям двух видов. Одни из них дейст­вуют на протяжении всего времени существования России и ее народов, другие — лишь на определенном историчес­ком отрезке и проявляются только в известных условиях. С изменением исторической обстановки некоторые закономер­ности могут утратить свое действие и, наоборот, может про­явиться действие других.

Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией*. В современной литературе приво­дятся различные определения методологии вообще и мето­дологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология — это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки**. В определении марк­систско-ленинской методологии подразумевается, что она базируется на материалистической диалектике и включает вытекающие из этого принципы и методы исследования***. Современная методология изучения общественного позна­ния основывается на диалектико-материалистическом ме­тоде, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас в России и за рубежом****. С учетом сказанного выше считаем возможным сформулировать такую краткую дефиницию: методология истории России — это система принципов и методов исторического исследования, осно­вывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

* Методология — от древнегреческих methodos (путь исследования, подход к познанию) и logos (учение).

** См.: Петряев К.Я. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1971.

*** См.: Спирин Л.М. Теория, методология и методика исследований по истории КПСС. М., 1982.

**** См.: Политическая история России и СССР (Вторая половина XIX-XX века): Курс лекций; Под общ. ред. доктора исторических наук, профес­сора Б.В. Леванова. М., 1991. С. 10.

Что же мы понимаем под принципами и методами ис­торической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы — это главные, основопо­лагающие положения науки. Они исходят из изучения объек­тивных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — кате­гория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же — это способ изучения исторических зако­номерностей через их конкретные проявления — историчес­кие факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются следую­щие основные принципы научного исторического исследова­ния: объективности, историзма, социального подхода. Прин­цип объективности предполагает рассматривать историю России с точки зрения объективных закономерностей, опре­деляющих процессы ее общественно-политического развития; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подго­няя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явле­ние в совокупности его положительных и отрицательных сто­рон, независимо от отношения к ним. Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь ис­торически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Это означает, что любое историческое явле­ние должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вслед­ствие каких причин (экономических, политических, идеологи­ческих) это явление возникло, каким оно было вначале, как оно оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изме­нением общей обстановки и внутреннего содержания, как ме­нялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему дава­лись на том или ином этапе развития в государственных до­кументах и в общественном мнении. Наконец, принцип соци­ального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории России. Принципу партийности следуют все историки — и пролетарские, и буржуазные. Но первые говорят об этом открыто, а вторые чаще всего скрывают свое истинное отношение показным "объ­ективизмом". В соответствии с данным принципом в развитии исторического процесса рассматриваются различные прояв­ления социальных и классовых интересов в экономике и по­литике, в противоречиях социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.

Помимо вышеуказанных принципов в историческом по­знании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хро­нологическом развитии, со всеми присущими им неповтори­мыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые и изучаемые явления рассматриваются на выс­шей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию пре­дыдущих стадий исторического развития. Оба эти метода до­полняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

При изучении и исследовании истории России исполь­зуют следующие методы:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри их — по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследую­щий какую-либо одну сторону жизни и деятельности госу­дарства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи меж­ду явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить ме­тоды: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспе­ктивный, системно-структурный, статистический, социоло­гических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, ис­пользуется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

  1. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М 90 (2)

    Документ
    Авторы учебника — известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности,
  2. Устинов В. М. История России: Учеб для вузов. 3-е изд

    Реферат
    Россия в эпоху Ивана Грозного 8 § 3. Социально-политический кризис конца XVI — начала XVII в. в России. "Смутное время" и его последствия 81 § 4.
  3. История россии с древнейших времен до конца (1)

    Документ
    ТЕМА 4. СКЛАДЫВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. АНТИНОРМАНИЗМ(4 часа.) .
  4. История россии с древнейших времен до конца (2)

    Документ
    ТЕМА 18. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В XV-НАЧАЛЕ XVI В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. (6 часов) 170
  5. «история россии с древнейших времен до конца XV в.» специальность 050401 «История» (заочное обучение)

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» является первой частью курса «История России» и изучается в первом и втором семестре студентами I курса исторического факультета.
  6. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (1)

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.
  7. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (2)

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 304 с.
  8. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (3)

    Учебное пособие
    Редактор: Борис Васильевич Личман, заведующий кафедрой истории России Уральского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор, академик Академии Гуманитарных наук и Военно-исторической академии, заслуженный
  9. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век

    Учебное пособие
    Редактор: Борис Васильевич Личман, заведующий кафедрой истории России Уральского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор, академик Академии Гуманитарных наук и Военно-исторической академии, заслуженный

Другие похожие документы..