3 Компьютерные технологии в преподавании английского языка

Городские педагогические чтения

«Инновационная образовательная технология XXI века:

деятельность, ценности, успех»

Направление:

Информационные технологии

в работе учителя-предметника

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 32»

Афанасенкова Людмила

Михайловна

Норильск – 2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. введение……………………………………………………………………

3

2. Компьютерные технологии в преподавании английского языка…………

4

3. Обучение лексике с применением ИКТ…………………….………………

5

4. Обучение грамматической стороне речи ….……………………………...

6

5. Обучение фонетике и чтению ………………………….…………………...

8

6. Применение компьютерных презентаций .………………………………..

9

7. Интернет …………………………………………………………………..

13

8. Заключение ………………..…………………………………………………

14

9. Выводы………………………………………………………………………..

10.Список литературы ……..…………………………………………………

15

16

1. Введение.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

  • изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

  • ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

  • широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе.

Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Принципиальное отличие системы обучения c применением ИКТ от традиционной заключается в ее технологической базе, в реализации высокого потенциала компьютерных и коммуникационных технологий. Это позволяет решить одни из главных проблем образования:

  • повышения качества образования;

  • увеличения степени доступности образования;

  • повышения экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

  • интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

2. Компьютерные технологии в преподавании английского языка.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических "рецептов", жестко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя -  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Компьютер - это средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:

  • Средство тренировки;

  • Средство создания текстов на изучаемом языке;

  • Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

  • Средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты и др.

Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются:

  • Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: "Английский в три приема" и других.

  • Тестирование на компьютерах.

  • Дистанционные олимпиады.

  • Телекоммуникационные проекты.

  • Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов учащихся.

  • Проектная деятельность.

Все эти приемы и формы работы, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности. Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.

3. Обучение лексике с применением ИКТ.

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.

Для отработки значения слова я предлагаю учащимся, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple).

Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера я предлагаю учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (Тhere is a big window in my bedroom).
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков я использую компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Например, упражнение для отработки:

- скажи, какими могут быть перечисленные предметы: envelope, stamp, paper, letter. В другой колонке размещены прилагательные: big, old, white, long. Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов.

С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы той, с которой она сочетается. Например, я предлагаю учащимся заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, даю задание выбрать фразу для ответа на вопрос.

Would you like some cabbage?

a) You are welcome

b) Yes, please

c) Help yourself

Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведу пример упражнения на употребление лексических единиц в речевой деятельности: ребята должны составить целостный диалог из разрозненных реплик.

- Yes, yes. Take it, please.

- Would you like potatoes and cheese?

- Help yourself.

- Yes,please. May I have five potatoes, please?

- Thank you! I like apples. May I have an apple?

Учащиеся, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки.

Проведенная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.

Компьютерные технологии применялись мной наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика применения компьютерных программ показывает, что компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация и интенсификация самостоятельности учащихся, повышение познавательной активности и мотивации, интенсификация обучения и создание комфортной среды обучения.

4. Обучение грамматической стороне речи.

При обучении грамматике я также стараюсь использовать различные приемы работы с ИКТ.

Я использую презентацию в Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, при изучении спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку о приключениях этого глагола, сопровождая рассказ показом презентации. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять глагол to be без ошибок.

Также я демонстрирую презентацию «Образование косвенного вопроса» при изучении данной грамматической темы в 10 классе.

Для закрепления изученных грамматических правил я использую упражнения с обучающих дисков.

Я изучила и применяю в своей работе такие обучающие диски, как: Бонк Н.А. Английский. Шаг за шагом (2 части) (ООО Языковый центр

“Интенс“), Bridge to English (МедиаХауз. Syracuse Language), Oxford Platinum (Айрис . Magna Media), Tell me more.Правильный английский без скучных правил (Aurolog , Scansoft, Новый диск), Английский на каждый день (NMG), Advanced English (Media World), Репетитор “English” (Magna Media, Репетитор Мультимедиа), Английский для общения (Magna Media, Репетитор Мультимедиа), Игнатова Т.Н. Английский язык для общения (Compact disc), Английский язык в три приема (Compact disc), Профессор Хиггинс. Английский без акцента (ИстраСофт), Английский. Базовый курс (Эксфорс) и другие.

На этих дисках можно найти самые разнообразные упражнения по всем разделам английской грамматики. Здесь есть упражнения различной степени сложности – от самых простых до упражнений повышенной сложности, что позволяет дифференцированно вести процесс обучения.

Например, я использую диск с обучающей программой Профессор Хиггинс. Возможны такие виды работы, как:

А) упражнения на заполнение пропусков. Обучающая программа предлагает учащемуся набор предложений с пропусками. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

  • запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

  • переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

Б) упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. Недостатком такой игры является невозможность переместить в необходимое место любое слово, перемещённое ранее последнего без коренной ломки всего предложения.

Другим примером является уникальный интерактивный учебник «Grammar Land», который поможет повысить уровень знания языка в кратчайшие сроки. Большой объем теоретического материала по современной грамматике английского языка, который иллюстрируется многочисленными примерами, охватывает повседневную, деловую и коммерческую лексику.

Интерактивный учебник «Grammar Land» включает все части речи английского языка, полную структуру английского предложения, а также приложение в виде грамматических таблиц. В программе большое внимание уделяется особенностям употребления знаменательных и служебных слов, синтаксических структур в разговорной речи и деловом английском языке в сопоставлении с русской грамматикой.

Для удобства работы пользователя с материалом иллюстрации теоретического материала вынесены из основного текста. Пользователь сначала знакомится с каким-либо утверждением, а затем переключается на иллюстрирующие его примеры, которые озвучены носителями языка.

Для закрепления материала предусмотрены захватывающие игровые упражнения, позволяющие пользователю оценить уровень знания определенного раздела грамматики и по желанию перейти в грамматическую статью для изучения материала, после чего можно опять вернуться к игровым упражнениям.

При изучении темы «Модальные глаголы» я не только демонстрирую учащимся презентацию с теоретическим материалом, но и использую тренажер «Глагол can» для отработки употребления этого глагола в речи учащихся.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Проведение тестов на компьютере позволяет проверить качество знаний за считанные секунды. Я готовлю тесты самостоятельно в редакторе Microsoft Excel. Я также использую для этого специальную тестовую программу Hot Potatoes, которая позволяет создавать тесты разного типа: составление предложений из данных вразброс слов, совмещение, кроссворды, заполнение пропусков в тексте.

При изучении темы «Предлоги места» в 5 классе я использую игру, выполненную в программе Macromedia Flash для проверки усвоения учащимися данной темы.

Огромный потенциал дает учителю при обучении грамматике Интернет. Здесь можно найти не только упражнения по всем разделам английской грамматики, но и он-лайн тесты, в которых сразу же оценивается результат учащегося. В своей работе я пользуюсь многими сайтами сети Интернет, что позволяет мне более качественно и быстро проверить усвоение учащимися грамматического материала.

5. Обучение фонетике и чтению.

  1. «Применение информационных технологий в преподавании английского языка»

    Реферат
    Оно возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей школы, созданием компьютерных программ для разных
  2. Информационные технологии в преподавании английского языка (1)

    Документ
    Преподаватели школ и вузов в последние годы начали использовать возможности современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе при обучении иностранному языку.
  3. Информационные технологии в преподавании английского языка (2)

    Документ
    Рассматривается использование электронного словаря АВВУУ Lingvo и мультимедиа-лингафонного комплекта Rinel-Lingo при изучении английского языка на основе учебного пособия, подготовленного автором.
  4. «Модернизация языкового образования. Инновационные технологии в преподавании английского языка»

    Документ
    Окончила Шуйский Государственный Педагогический Университет в 2 году. Присуждена квалификация «Учитель английского и немецкого языков по специальности «Филология».
  5. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. 15 Заключение 18

    Методические рекомендации
    Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования.
  6. «Инновационные технологии в преподавании английского языка»

    Доклад
    В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
  7. Внедрение компьютерных технологий в изучение иностранных языков

    Документ
    Педагогическая специфика обучения иностранному языку состоит в его цели - формирование умений и навыков в осуществлении иностранной деятельности, в том числе и современной, которая не может быть таковой без межличностного обучения.
  8. Концепция преподавания английского языка как предмета, способствующего развитию межкультурной коммуникации (1)

    Документ
    Стаж моей работы – 8 лет. Все эти годы я ищу пути повышения эффективности преподавания ИЯ. Я перепробовала различные подходы к изучению языка, использовала разные формы и методы, сама участвовала в конкурсах, конференциях, обучалась
  9. Концепция преподавания английского языка как предмета, способствующего развитию межкультурной коммуникации (2)

    Документ
    Стаж моей работы – 8 лет. Все эти годы я ищу пути повышения эффективности преподавания ИЯ. Я перепробовала различные подходы к изучению языка, использовала разные формы и методы, сама участвовала в конкурсах, конференциях, обучалась

Другие похожие документы..