Статья

16. Принятый путем референдума в 2002 году Акт «О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики», предоставил каждому право непосредственно обжаловать в Конституционном Суде нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти, акты муниципалитетов и судов, нарушающие права и свободы и противоречащие положениям Конституции страны.

17. Согласно Конституционному Закону Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмане) Азербайджанской Республики» от 28 декабря 2001 года, был учрежден институт омбудсмана. Уполномоченный по правам человека (омбудсман) Азербайджанской Республики в праве, в связи с нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти, актами муниципалитетов и судов, нарушающими права и свободы человека, обратиться, в установленном законом порядке, в Конституционный Суд Азербайджанской Республики с запросом для решения Конституционным Судом Азербайджанской Республики вопросов, указанных в пунктах 1-7 части III статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики.

18. За период деятельности Уполномоченного по правам человека в общей сложности ей поступило 42.260 обращений. Только в 2008 году число поступивших обращений составило 8.600. 93% общего числа обращений составили жалобы (86,6% это жалобы только за 2008 г.). 38,8% жалоб за 2003-2008 гг. (42,6% жалоб за 2008 г.) касаются нарушений гражданских прав. 61,2%, в том числе 57,4% за 2008 г. посвящены экономическим, социальным и культурным правам.

19. Омбудсман, в соответствии с Конституционным Законом «Об Уполномоченном по правам человека Азербайджанской Республики», отказалась от рассмотрения 52,6%, жалоб (51,2% за 2008 г.), которые не входили в рамки ее полномочий; в которых факт нарушения права наступил более года назад; которые являлись анонимными; в случае если уже ведется судебный процесс по данному делу; при отсутствии новой информации, фактов и доказательств по вторично поданной жалобе. Уполномоченный взяла на рассмотрение 47,4% ( 48,8% за 2008г.) жалоб. Уполномоченный, за период своей деятельности удовлетворила 35,7% (43,3% за 2008 г.) поступивших жалоб.

20. В целях приведения осуществления прав и свобод человека в Азербайджанской Республике в соответствии с Европейской Конвенцией «О защите прав и основных свобод человека», 24 декабря 2002 года был принят Конституционный Закон Азербайджанской Республики «О регулировании осуществления прав и свобод человека в Азербайджанской Республике». Согласно статье 1 Закона ни одно положение Конституции Азербайджанской Республики и настоящего Конституционного Закона не может истолковываться или пониматься государственными органами, организациями или отдельными лицами как положение, создающее правовую основу для деятельности или действий, направленных на ликвидацию прав и свобод человека и гражданина или ограничение их в большей степени, чем предусмотрено Конституцией Азербайджанской Республики и Конституционным Законом.

21. Основным препятствием для развития Азербайджана является продолжающаяся агрессия соседней Армении и вызванные ею тяжелые последствия.

22. В результате агрессии и этнической чистки от азербайджанцев, как из территории самой Армении, так и оккупированных азербайджанских земель, в Азербайджане сегодня насчитывается более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, среди которых есть также лица, принадлежащие к различным меньшинствам. В Азербайджане сложилась тяжелейшая гуманитарная ситуация. Ежегодно сотни стариков, женщин и детей умирают в лагерях для беженцев в результате болезней и эпидемий.

23. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в своих резолюциях 822 (1993) от 30 апреля 1993 года, 853 (1993) от 29 июля 1993 года, 874 (1993) от 14 октября 1993 года и 884 (1993) от 11 ноября 1993 года осудил оккупацию территории Азербайджанской Республики, подтвердил уважение суверенитета, территориальной целостности, нерушимость границ Азербайджанской Республики, недопустимость применения силы для приобретения территории и потребовал немедленного прекращения военных действий и враждебных актов, а также немедленного, полного и безоговорочного вывода всех оккупационных сил из оккупированных районов Азербайджана.

24. В 1996 году на саммите глав государств ОБСЕ были выработаны следующие рекомендованные Сопредседателями Минской группы ОБСЕ принципы урегулирования вооруженного конфликта, поддержанные всеми государствами – членами ОБСЕ, за исключением Армении:

• территориальная целостность Республики Армения и Азербайджанской Республики;

• правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в Соглашении, основанном на самоопределении, предоставляющем Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана;

• гарантированная безопасность для Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения всеми Сторонами положений урегулирования.

25. В Резолюции 1416, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 25 января 2005 года, Ассамблея ссылается на вышеуказанные резолюции Совета Безопасности ООН и настоятельно призывает соответствующие стороны соблюдать их.

26. В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН на 62-ом пленарном заседании приняла резолюцию A/RES/62/243, вновь подтверждающую территориальную целостность Азербайджанской Республики, требуя немедленного вывода армянских вооруженных сил.

27. Несмотря на однозначные требования Совета Безопасности ООН и других вышеуказанных организаций, Армения продолжает по сегодняшний день удерживать оккупированные азербайджанские территории и наращивать на них свой военный потенциал.

II. B. СТАТЬЯ 1

28. Азербайджанская Республика подтверждает неуклонную приверженность праву народов на самоопределение, свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие.

29. В статье 16 Конституционного акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики» говорится: «Азербайджанская Республика в соответствии с общепризнанными нормами международного права строит свои отношения с другими государствами на основе принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы применения силы, неприкосновенности государственных границ, регулирования споров мирными средствами, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения к правам и основным свободам человека, равенства народов и их права на самоопределение, сотрудничества государств, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств».

30. Право народов на самоопределение имеет исключительное значение для народа Азербайджана, который, последовательно реализуя это право, законно восстановил свою независимость.

31. Статья 2 Конституции Азербайджанской Республики, принятой путем всенародного референдума 12 ноября 1995 года и вступившей в силу 27 ноября 1995 года, гласит, что «свободно и независимо решать свою судьбу и определять свою форму правления – суверенное право народа Азербайджана».

32. Народ Азербайджана осуществляет свое суверенное право непосредственно путем всенародного голосования – референдума и посредством своих представителей, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем свободного, тайного и личного голосования.

33. Азербайджанская Республика убеждена, что руководящие ориентиры демократических обществ – равенство, уважение закона, соблюдение прав человека, свобода выбора и терпимость – должны быть в равной степени применимы к международным отношениям. В основе же последних должны лежать принципы суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела и мирного сосуществования.

34. Азербайджанская Республика исходит из того, что эффективная реализация права на самоопределение не должна быть истолкована как повод для посягательства на территориальную целостность, национальное единство и этническую гармонию независимого государства. Азербайджанская Республика выступает за придание праву народов на самоопределение его изначального, истинного значения, который не размывает, а напротив, укрепляет национальную независимость, суверенитет и территориальную целостность государств, правительства которых отражают интересы всего населения страны без каких-либо различий.

СТАТЬЯ 2

35. Согласно пункту III статьи 25 Конституции Азербайджанской Республики «Государство обеспечивает равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, занимаемой должности, убеждения, принадлежности политическим партиям, профсоюзам и другим общественным объединениям. Запрещается ограничивать права и свободы человека и гражданина по расе, национальности, религии, языку, полу, происхождению, убеждению, политической и социальной принадлежности».

36. В соответствии с дополнением к статье 25 Конституции, вступившей в силу 31 марта 2009 года, никому, в соответствии с пунктом III данной статьи Конституции, не может быть причинен ущерб, не могут быть предоставлены привилегии и льготы, или же не может быть отказано в предоставлении льгот и привилегий.

37. Кроме того, в пункте V указывается, что каждый обеспечивается равными правами в отношении государственных органов и принимающих решения, уполномоченными государственной властью, связанными с правами и обязательствами.

38. Согласно статье 69 Конституции Азербайджанской Республики, иностранцы и лица без гражданства находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, если иное не предусмотрено законом или международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика. Права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с нормами международного права и законами Азербайджанской Республики.

39. При этом принцип равенства прав каждого находит также свое отражение в специальных законах, регулирующих различные сферы общественной жизни (деятельность судов, прокуратуры, полиции и т.д.), основы правового положения специальных субъектов (дети, иностранцы, инвалиды, больные и т.д.), содержащих правила осуществления какой-либо деятельности (процессуальное законодательство, предпринимательская деятельность и т.д.).

40. Согласно статье 4 Закона Азербайджанской Республики «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства», от 13 марта 1996 года, иностранцы и лица без гражданства независимо от социального и имущественного положения, расовой и имущественной принадлежности, пола, языка пользуются всеми правами и свободами и исполняют все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики.

41. Согласно статье 20 вышеуказанного закона, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Азербайджанской Республике, имеют право вступать в общественные объединения на общих основаниях с гражданами Азербайджанской Республики, если не предусмотрены иные правила.

42. В соответствии со статьей 11 Закона иностранцы и лица без гражданства в трудовых отношениях пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Азербайджанской Республики, если законодательством и международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, не предусмотрены иные правила.

43. В Закон «О трудовых пенсиях» от 7 февраля 2006 года, отражено право иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики на обеспечение трудовой пенсией наравне с гражданами Азербайджанской Республики.

44. В Законе «О социальных пособиях» от 7 февраля 2006 года, отражено право иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики, на получение ежемесячного и единовременного пособия на условиях и в порядке, устанавливаемых для граждан Азербайджанской Республики.

45. В Закон «Об авторском праве и смежных правах», от 5 июня 1996 года, в 2008-м году, были внесены дополнения, на основании которых действие данного Закона, в соответствии с международными договорами и на основе принципа взаимности наряду с гражданами Азербайджана, было распространено также и на иностранцев и лиц без гражданства.

46. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон «Об адресной государственной социальной помощи» от 15 марта 1999 года, в 2008 году, иностранцы, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики, включены в круг лиц, учитываемых при назначении семье адресной государственной социальной помощи.

47. Помимо этого, социальные и экономические права иностранцев и лиц без гражданства отражены в изменениях, внесенных в Законы «О государственной тайне» от 7 сентября 2004 года, «Об онкологической помощи» от 23 мая 2006 года, «О Государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» от 12 декабря 2003 года и т.д.

48. Согласно Закону Азербайджанской Республики «О трудовой миграции», от 28 октября 1999 года, каждый трудоспособный иностранец, а также лицо без гражданства, достигший 18 лет имеет право осуществлять оплачиваемую трудовую деятельность на территории Азербайджанской Республики.

49. В соответствии со статьей 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, принятого 1 июля 1999 года,иностранцы и лица без гражданства при нахождении в Азербайджанской Республике могут пользоваться всеми трудовыми правами наравне с гражданами Азербайджанской Республики. Также запрещено ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренных данным Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных законом и недопустимо установление в области трудовых отношений преимущественных прав иностранцам и лицам без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики.

50. Статья 16 Трудового Кодекса предусматривает, что в трудовых отношениях запрещается допускать любую дискриминацию между работниками по гражданству, полу, расе, вере, национальности, языку, месту жительства, имущественному положению, общественно-социальному происхождению, возрасту, семейному положению, убеждению, политическим взглядам, принадлежности к профессиональным союзам или другим общественным объединениям, служебному положению, а также другим факторам, не связанным с деловыми качествами, профессиональными навыками, результатами труда работника, определение непосредственно или косвенно на основе этих факторов преимуществ и льгот, а также ограничение их прав.

Таблица 3.

  1. Статьи (35)

    Документ
    Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Взаимодействие традиционной и информационной культуры в контексте постнеклассической философии / Мат. межрегион. научно-практ.
  2. Статьи (42)

    Документ
    Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Современная философская методология и её значение для непрерывного гуманитарного образования В мат. межрегион. научно метод.
  3. Статья (3)

    Статья
    Лечение ожоговых ран определяется глубиной и местом расположения 1. В Больнице Принца Уэльского, Шатине, Гонконге, эффективные стратегии лечения основаны на описательной классификации глубины ожогового поражения (см.
  4. Âåðñèè î ïðîèñõîæäåíèè ñëàâÿí Статья

    Статья
    На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники
  5. Статьи Эпох Таймс о коммунистической партии Китая – Часть 6 Коммунистическая партия Китая разрушила традиционную культуру

    Документ
    Культура является душой нации. Она, будучи духовной составляющей, также важна для человечества, как и физические составляющие, такие как национальность и государство.
  6. Статья нпо есть ли перспективы?

    Статья
    Одним из атрибутов Открытого Общества по классику этой теории К.Попперу - должен стать развитый Третий сектор общества (в дополнение к Государственно-политическому и Коммерческому).
  7. Статья Секция

    Статья
    Повышение информативности процессов технологической воспроизводимости параметров и характеристик сложных радиоэлектронных систем на ранних стадиях автоматизированного проектирования на основе системного анализа
  8. Статья Салли Лерман интересна и важна. Сбольшинством ее положений можно полностью согласиться. Действительно, понятие расы как группы людей с ясно различимыми морфологическими признаками давно уже стало символом деления людей на низшие и высшие категории.

    Статья
    1. Статья Салли Лерман интересна и важна. С большинством ее положений можно полностью согласиться. Действительно, понятие расы как группы людей с ясно различимыми морфологическими признаками давно уже стало символом деления людей на
  9. Статья опубликована в «Вестнике мглу»

    Статья
    Иногда на занятиях по переводу или при работе переводчика с редактором приходится слышать: «Это не по-русски», «Это не звучит». С лингвистической точки зрения этот критерий, не имеющий объяснительной силы и нередко прикрывающий чисто
  10. Статья Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

    Статья
    1) энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,

Другие похожие документы..