Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

№ 4 2006

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

4 2006

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.

Учредители:

Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве,

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

Южно-Уральский Центр медиаобразования,

Российская школьная библиотечная ассоциация,

Таганрогский государственный педагогический институт,

Издатель ИП Ю.Д.Кучма

В 2006 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Н.Л.Альварес

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко

А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.

e-mail: tina5@

http://e/mediaeducation

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»

Информационная поддержка:

Портал Московского Бюро ЮНЕСКО

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifap.ru

Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.com и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные новости

Корконосенко С.Г. Педагогика журналистики: вариант для Таджикистана…………………с.4-7.

Теория медиаобразования

Хилько Н.Ф. Медиасреда в системе взаимоотношений с экранной информацией…с.8-16.

Симаков В.Д. Воздействие медиатекста и свет в кадре……………………………………………с.16-30.

Практика медиаобразования

Рыжих Н.П. Обучение студентов в рамках курсов педагогической специализации «Медиаобразование»

с.31-49.

Федоров А.В., Новикова А.А. Интерактивное развитие медиакомпетентности в Web Quest и деловой интернет-игре……………………… с.49-60.

Медиапедагогика за рубежом

Федоров А.В. Медиаобразование в Соединенном Королевстве и Ирландии…………………….с.61-91.

Книжная полка

Короченский А.П. Существенный вклад в совершенствование медиакультуры коммуникаторов………………………………с.92-94.

Библиография

Список литературы по тематике медиаобразования, опубликованной в 2006 году на русском языке…с.95-100.

Список диссертаций по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуре, информационной культуре, медиаграмотности, информационной грамотности, компетентности (с 2000 по 2006 годы)…………………………………………с.101-106.

Содержание журнала «Медиаобразование» за 2006 год……………………………………………с.106-109.

Актуальные новости

Педагогика журналистики: вариант для Таджикистана (по следам неожиданной командировки)

С.Г.Корконосенко,

доктор политических наук,

профессор

Еще в начале весны я и помыслить не мог, что самые знойные дни июля 2006 проведу на «полюсе жары» – в Таджикистане. Но получилось именно так: два профессора Санкт-Петербургского университета прибыли туда, чтобы выступить в нетрадиционной для себя роли – в качестве преподавателей журналистики для преподавателей журналистики.

Завязку сюжета придумала Рукшона Олимова – координатор программ Таджикского отделения Института «Открытое общество». Она решила организовать обучение преподавателей национальных университетов в Летней школе Масс-медиа центра нашего университета. Но вывозить двух-трех человек нецелесообразно, а большую группу – накладно, даже для щедрого кошелька Дж.Сороса. А не собраться ли нам в Душанбе?.. Я согласился не раздумывая, профессора В.А.Сидорова тоже долго уговаривать не пришлось. И тут же выяснилось, что технология подобных командировок у нас не отработана; это первое из производственных замечаний по следам проделанного опыта, а всего таких претензий к себе обнаружилось немало.

В частности, мы не отнеслись критически к своей способности обучать обученных – таких же, как мы сами, университетских преподавателей, с утра до вечера в течение долгих восьми дней. По меньшей мере, не приняли во внимание неизбежный скепсис профессионалов: что нового могут рассказать заезжие говоруны, которые и со своими-то проблемами толком разобраться не в состоянии? Не скажу, что так недоверчиво были настроены все слушатели. Но в день приезда один из них заявил с предельной откровенностью: не думайте, мол, что люди нуждаются в ваших занятиях; вас здесь знают по книгам, интересно будет пообщаться в неформальной обстановке, а вы заодно познакомитесь с восточной культурой – и не надо большего. Веселенькое начало учебного курса…

Мы, правда, слышали, что отбор участников школы проходил на сугубо добровольной основе, без принуждения со стороны администрации вузов, что сложился даже конкурс претендентов, хотя мест было много – 21 человек, и это в неприкосновенное отпускное время. В дальнейшем выяснилось, что аудитория подобралась вполне доброжелательная и снисходительная к нашей не всегда конструктивной речистости, открытая к разговору и профессионально озабоченная. Тем не менее, проблема обозначилась остро и неудобно: а хватит ли полезного материала для просвещенной аудитории? вытянем ли общую тему занятий – «Современные методики преподавания журналистики»? Нет в нашей университетской традиции канонического курса под таким названием, в лучшем случае под этим флагом проводим конференции, пестрые по содержанию и бессистемные по результатам.

Понятно, что предварительно мы тщательно поработали над программой. Решили, что общими усилиями попытаемся показать журналистское образование как систему, опирающуюся на ясную концептуальную основу и стройно организованную во всех ее компонентах. Что надо сосредоточиться на идее творческого взаимодействия личностей всех участников учебно-воспитательного процесса – студентов, преподавателей, приглашенных сотрудников редакций. Что постараемся охватить максимум сторон учебной жизни, от нормативных документов до дипломного сочинения, от массового медиаобразования до магистратуры и аспирантуры. Что будем поменьше назидать (если сумеем преодолеть свое закоренелое менторство), а побольше излагать и анализировать опыт, втягивая в сферу рассмотрения и собственную практику слушателей. Что устроим несколько дискуссий с открытым микрофоном. Что представим самые заметные научные разработки российских и зарубежных авторов, а также профессиональную периодику.

Я не берусь от своего лица давать оценку положения дел в стране, где нас с В.А.Сидоровым принимали с широким восточным радушием. Но могу сослаться на заключение Ашота Меликяна – эксперта из Еревана, который год назад по поручению Института «Открытое общество» провел обследование журналистского образования в Таджикистане. В подготовленной им обширной и обстоятельной справке отражена работа университетов и вневузовских организаций в этой сфере. На территории республики действуют факультет журналистики Таджикского национального госуниверситета, а также соответствующие отделения и кафедры Российско-Таджикского (Славянского) университета и региональных Худжандского и Курган-Тюбинского университетов. Все эти подразделения молоды, хотя и в разной степени. Параллельно время от времени создаются профориентационные школы и центры повышения квалификации, главным образом усилиями НПО и редакций, при финансовой помощи зарубежных организаций-доноров. Эксперт вынужден был отметить, что система непрерывного образования фактически не сложилась, учебный процесс в вузах основывается на устаревших традициях и программах, финансовых средств у факультетов недостаточно, международные контакты слабы, наблюдается нехватка учебной литературы… И особенно остро стоит вопрос переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава – эта деятельность, по существу, не ведется, за разовыми исключениями.

Не позавидуешь коллегам. Однако прежде чем сочувственно качать головой, переведем взгляд на нашу российскую реальность. Она что – намного краше? Есть в России несколько журфаков, которые отличаются более или менее крепким здоровьем, но остальные-то страдают теми же хворями, что и их далекие собратья. Для примера: за вечерним чаем доцент ТГНУ делился своей методикой преподавания социологии журналистики. Я, говорил он, добыл один экземпляр вашего учебника и иногда даю его подержать в руках лучшим ученикам. А всем остальным зачитываю на лекции под запись. Студенты официально обязаны конспектировать лекции – иначе экзамен не сдать. Но ведь и в наших университетах, отгороженных от столиц тысячами километров, регулярно слышишь вопросы об учебных книгах: что вышло? где взять? не пришлете ли программу курса?

Вот эпизоды другого содержания, но того же порядка. Речь зашла о педагогике журналистики как дисциплине, которую надо целенаправленно создавать и развивать, – иначе мы обречены на то, чтобы оставаться дилетантами за своими кафедрами. На предложение договориться, как будем понимать слово «дидактика», последовали варианты вроде «назидательность», «поучительность», из бытового словаря, но никто не вспомнил, что так называется определенный раздел педагогической теории и практики. Боюсь, однако, что примерно такие же ассоциации это слово вызвало бы и на многих российских журфаках.

Краткий экскурс в область медиаобразования и медиакритики, как смежных для журналистского образования территорий и предметов обучения, пробудил заинтересованные вопросы. Тут же стали обсуждаться формы занятий по медиакритике, вспомнился проверенный опыт профориентации школьников и т. п. Опять подумалось: в большинстве российских вузах до сих нет курсов медиаобразования и медиакритики, хотя предложение ввести их звучало неоднократно…

Словом, почву для взаимопонимания с коллегами из Средней Азии искать не нужно, она буквально лежит под ногами. Учебный план строится по типовому образцу, разработанному в МГУ. Названия дисциплин, как правило, совпадают. Законодательство об образовании сходное. Когда в дискуссии затрагиваются «наши» традиции в публицистике, то подразумевается общая культура, со ссылкой на авторитеты Белинского и Аграновского. Этические проблемы в отношениях между студентами и преподавателями – будто списаны под копирку. Иной раз об этой похожести приходится даже сожалеть. Устроили мы деловую игру-импровизацию: вообразим себя студентами, которые рисуют типичный портрет преподавателя. Вот некоторые из версий: «мало связи с профессией, много общих рассуждений», «любуется собой и рассказывает о себе», «требует больше, чем дает», «бедно одет и небрежно выглядит» и, наконец, чудесная картинка с натуры: «он как мой папа – всегда мной недоволен». Наберемся смелости и честно спроецируем эти микрорецензии на себя – велика ли будет разница?

Профессиональная близость особенно отчетливо видна на фоне сохранения культурной привязанности друг к другу. По телевизору почти без переключений вещает российская «Планета», и именно по этому каналу местный зритель смотрит народные сериалы. Русский язык, хотя и не признан государственным, на официальном уровне приветствуется как язык общения. Биографически каждый, с кем приходилось общаться, тесно связан с городами нашей страны. На прощальном фуршете один за другим звучат тосты за прошлое единство и регулярные будущие контакты… Но нельзя не считаться и с тем, что в застолье звучат иранские и афганские песни, что в этом направлении прокладываются среди гор магистрали, что оттуда да из Китая поступает все возрастающая доля импорта.

Нам нужно сколько возможно крепить связи. Я сейчас пишу не о государственной политике, а о собственно профессиональном взаимодействии. По обычной своей халатности редко выезжаем с обучающими семинарами (впрочем, летних школ по вопросам журналистского образования я и в российской глубинке не припомню). Мало занимаемся популяризацией своих книг в странах СНГ, совсем не заботимся об их переводе на другие языки – а ведь для издателей этот рынок мог бы стать золотым. Научное и методическое консультирование «ближнезарубежных» коллег выполняем от случая к случаю. Целевые группы студентов из национальных вузов, бывшие совсем недавно привычной частью учебной аудитории, остались приятным воспоминанием.

Хочется надеяться, что наше разовое участие в укреплении таких контактов не останется бесследным. На прощание с обеих сторон звучало немало заявлений о намерении продолжать взаимодействие. Пока что сочинили план-проспект сборника материалов, в котором был бы обобщен сегодняшний опыт преподавания журналистики в Таджикистане. Естественно, что все слушатели летней школы станут его авторами. Как ни парадоксально, таких книг по пальцем перечесть и в России, и в СНГ.

…Вскоре по приезде я получил письмо от доцента ТГНУ Дж. Мукима: «Честно говоря, мне и моим друзьям очень не хватает Вас…» Могу и я признаться в ответ: это будет серьезная личная потеря, дорогой Джовид, если мы не увидимся в будущем.

Теория медиаобразования

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (3)

    Документ
    *статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.
  2. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  3. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  4. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  5. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)

    Документ
    Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  10. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..