Заседание Президиума и Генеральной ассамблеи мапрял 22 - 23 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге.

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВЫПУСКНИКИ И ЕГЭ

Накануне вступительных экзаменов информационно-издательская компания Begin Group провела среди будущих абитуриентов и их родителей опросы на следующие темы: "Выбор специальности", "Ваше отношение к ЕГЭ" и "Отношение к обучению за рубежом". Выяснилось, что еще недавно модные специальности рекламщиков и маркетологов уже неактуальны. Зато становится популярной профессия инженера.

Как показал опрос, интерес к гуманитарным наукам растет. А еще три года назад каждый третий выпускник школы мечтал стать юристом или менеджером. На вопрос: "О каком образовании для вашего ребенка вы мечтаете?" ответы родителей распределились следующим образом: 28,2% хотели бы, чтобы их ребенок получил гуманитарное образование, 28% - экономическое, 22,8% - техническое, 5,4% родителей отдали предпочтение естественным наукам и по 2,8% - медицинскому и художественно-музыкальному образованию.

Популярными среди выпускников остаются экономика и менеджмент. Третье место занимают технические специальности. На вопрос: "По какой специальности вы планируете обучаться?" ответы распределились так: экономике отдали предпочтение 12%, менеджменту - 10,5, инженерии - 9,7%. Престижные некогда финансы, реклама и маркетинг не преодолели 5-процентного барьера.

Выбирая будущую специальность и вуз, с двумя родителями советуются 48 процентов детей, только с матерью - 31%, только с отцом - 2,5%. Около 11% поступающих прислушиваются к мнению друзей.

Около 75 процентов родителей считают важным, чтобы у вуза были налажены контакты с зарубежными партнерами. Большинство респондентов намерены обучать детей в России, но хотели бы иметь возможность отправить их для получения дополнительного образования за рубеж на несколько месяцев. Из стран, в которые родители будущих студентов хотели бы отправить своих детей, наиболее популярна Великобритания. Ей отдали предпочтение 41 процент опрошенных.

Интерес к образованию в США за последние годы значительно ослабел. Отчасти это объясняется уменьшением популярности США в целом, а также усложнением процесса получения виз для въезда, в том числе и студенческих. Почетное второе место, но с большим отрывом от Англии, делят Германия и Франция (12,9 и 11.3 процента). При этом почти половина родителей мечтают, чтобы их ребенок изучил за время пребывания в вузе два иностранных языка, а 35 процентов - один. И лишь 11 процентов особо уверенных в своих чадах родителей мечтают, чтобы их ребенок осилил изучение трех и более иностранных языков.

Не готовы платить за высшее образование ни при каких обстоятельствах только 17 процентов опрошенных.

По-прежнему для вчерашних школьников и их родителей остается важным вопрос о наличии в вузе военной кафедры. 63,7 процента опрошенных сказали, что наличие военной кафедры в вузе для них обязательно. 27,1 процента сообщили, что военная кафедра - вещь для них не принципиальная, а 9,2 процента вообще затруднились ответить на этот вопрос.

Как показал опрос, до сих пор в обществе нет однозначного отношения к ЕГЭ. Около 25 процентов родителей относятся к введению ЕГЭ положительно. Около 57 - отрицательно. Остальные 18 процентов затруднились сформулировать свое отношение к нему.

Интересными оказались ответы на вопрос: "Как, по вашему мнению, введение ЕГЭ повлияет на коррупцию в российском образовании?". Лишь 10 процентов опрошенных посчитали, что ЕГЭ коррупцию уменьшит. Остальные думают, что она либо перераспределится (17 процентов), либо увеличится (20 процентов), либо вообще ничего не изменится (38 процентов). Около 14 процентов затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, большинство опрошенных уверены, что занятий в школе недостаточно для подготовки к ЕГЭ. Так считают около 80 процентов родителей. Если ребенок будет сдавать этот экзамен, то, по мнению большинства, нужно будет заниматься дополнительно с преподавателями или на курсах. 23,9 процента старшеклассников собираются прибегнуть к помощи частных преподавателей, а 53 процента - посещать специализированные подготовительные курсы. Кстати - 26,5 процента учеников 10-го и 11-го классов уже ходят на занятия в вузы. 19,5 процента будущих абитуриентов занимаются с частными преподавателями.

УЧЕНЫЕ ПРОТИВ ЕГЭ

Более 400 представителей российской науки и образования обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину. Преподаватели вузов, руководители школ, учителя и академики выступают против массового внедрения единого госэкзамена. Они утверждают, что подобное тестирование не может объективно оценить результаты школьного обучения. В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил, что система ЕГЭ будет корректироваться.

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ - ЗА БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На пресс-конференции ректора МГУ Виктора Садовничева речь шла не только о новых правилах приема в МГУ, но и о Едином экзамене, государственных именных финансовых обязательствах (ГИФО), о платности и бесплатности образования.

На вопрос о том, станет ли окончательно платным наше образование, Виктор Садовничий высказался против ЕГЭ как единственной формы поступления в вуз. Ректор видит огромный ресурс в олимпиадном движении. "Я предлагаю создать общественно-государственную систему проведения олимпиад", - сказал он. И добавил, что отныне МГУ будет без экзаменов принимать к себе победителей не только всероссийских и международных олимпиад, но и региональных (а это - 600-700 человек). Плюс 200-300 призеров московской олимпиады. В этом году МГУ удвоит число бюджетных мест - их будет 3 тысячи.

ЕГЭ В МОСКВЕ

ЕГЭ в Москве прошел спокойно, без взрывов и эксцессов, - заявил директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов. - Москвичи удивили очень высоким процентом работ, авторы которых приступи-ли к выполнению части "С" (задания повышенной сложности, требующие творческого подхода и глубоких знаний).

Большинство столичных выпускников при сдачи Единого государственного экзамена выбрали русский язык. Как сообщила на прессконференции руководитель департамента образования Москвы Любовь Кезина, из сдававших в этом году ЕГЭ выпускников (2851 человек) 2053 выбрали русский язык. Вторым по популярности предметом оказалась математика, ее выбрали 1424 учащихся. Следом за ней идут физика (817 человек) и биология (361 человек). Самым непопулярным предметом оказалась химия. В этом году ее выбрали только 216 учащихся. По словам Любови Кезиной, примерно 1,5 тысячи школьников сдавали только один предмет в форме единого экзамена, 728 человек - два предмета, 524 человека - три дисциплины и всего 66 человек сдавали четыре экзамена. Все пять предметов по форме ЕГЭ не сдавал никто. На "хорошо" и "отлично" ЕГЭ по математике сдали 68,8% учащихся, по физике - 61,57, по биологии - примерно 53, по химии - 48,15, а по русскому языку - 65% школьников. Хуже всего столичные выпускники сдали химию. 17,5% получили по этому предмету неудовлетворительную оценку.

ЕГЭ В РОССИИ

30 июня в Министерстве образования и науки подвели итоги Единого госэкзамена.

В прошлом году ЕГЭ сдавали около 700 тысяч выпускников в 47 регионах России. В этом году в эксперименте участвовали уже 64 региона - около 900 тысяч одиннадцатиклассников. В этом году по сравнению с прошлым гораздо больше пятерок получено на экзаменах по истории и обществознанию, но много двоек ребята нахватали на математике и литературе.

- Нас, организаторов эксперимента, ругают за то, что мы сводим все к тестам, где нужно поставить галочки, - рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов.

- Так вот. Рост числа отличных оценок по истории, как мы выяснили, связан с тем, что учителя стали больше внимания на уроках уделять анализу исторических текстов, умению сопоставлять события. Именно этого и требуют задания из самой сложной части - "С". Ребята глубже мыслят, вот вам и "лишние" пятерки. А по химии отличников стало больше потому, что учитывать результаты ЕГЭ стали медицинские вузы. Увеличение числа двоек по математике и литературе Болотов объяснил слишком высокими требованиями, которые сейчас предъявляют к выпускникам.

Оказывается, в этом году в тестах по математике появилось больше задач, которые нужно было решить для получения тройки. А провал на экзамене по литературе чиновники объяснили "слишком большим количеством литературных произведений, которые школьники обязаны изучить".

ВЗЯТКИ В ПРЕСТИЖНЫЕ ВУЗЫ ВЫРОСЛИ НА 15-20 ПРОЦЕНТОВ

По данным мониторинга, проведенного совместно Министерством образования, Высшей школой экономики и рядом социологических российских служб, общий размер взяток в истекшем учебном году за поступление в вуз составил более $300 миллионов. В этом году не меньше, но в евро. Кроме перехода на новую валюту, взяточники в вузах разработали и единые расценки на поступление. По данным МВД РФ, каждый год регистрируются до 1000 фактов взяток в вузах, число обвиняемых втрое меньше - около 300 человек, а доказанная сумма взяток и вовсе смешная - $ 10000-20000 по всей России. Несоответствие цифр объясняют просто. Крупные взятки за поступление в вуз - один из самых латентных (скрытых) видов преступлений.

РЕЙТИНГ ВУЗОВ

В этом году лидируют в этом рейтинге Московский государственный университет им. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Российский университет дружбы народов, МГТУ им. Баумана, Московский государственный горный университет. Российский государственный университет нефти и газа, Московский педагогический госуниверситет, Московский городской педагогический университет, Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики.

ВЫПУСКНИКИ СМОГУТ САМИ РЕШИТЬ, КАКИЕ УРОКИ ПОСЕЩАТЬ

Принять участие в составлении своих учебных расписаний смогут вскоре российские старшеклассники. На днях Минобразования и науки РФ выпустило рекомендации по организации в ряде школ профильного обучения. Учеников выпускных классов в качестве эксперимента планируется переводить на индивидуальные учебные планы с тем, чтобы подростки могли уже на школьных уроках начать готовиться к поступлению в выбранный вуз. До 1 сентября выпускникам вместе с учителями придется обдумать свое расписание и решить, какие именно предметы им стоит изучить поглубже.

Некоторые дисциплины, как и раньше, останутся общими для всех (так называемый федеральный компонент). Правда, их можно будет проштудировать более основательно - как профильные. Кроме того, некоторые предметы могут попасть в обязательный список по рекомендации местных органов власти. Данные обо всех учениках и сделанном ими выборе занесут в специальную таблицу, которая позволит составить общие расписание занятий, учитывающее интересы всех школьников. Всего "профильно" разрешается изучать не менее двух предметов. При этом, если ученик решил уделить повышенное внимание основным дисциплинам (скажем, математике, русскому языку, литературе, иностранному языку или истории), то на "базовом" уровне он их учить уже не должен. Если же школьник выберет для углубленного изучения три предмета из естественнонаучного цикла (одной дисциплины недостаточно), то овладеть базовыми познаниями по курсу "естествознание" ему также не придется. Или, если старшеклассник намерен максимально изучить обществоведение в сочетании с экономикой или правом, то посещения уроков обязательного блока "Обществоведение" от него не потребуют.

МОСКОВСКИМ УЧИТЕЛЯМ ПОВЫСЯТ ЗАРПЛАТУ

В Департаменте образования Москвы, после недавнего обсуждения проблем столичных учителей на заседании городского правительства подписано постановление "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы". В этом документе на несколько лет вперед расписан план помощи педагогам. Вот как власти собираются помогать учителям.

С 1 сентября 2004 года:

  учителям образовательных учреждений системы Департамента образования Москвы в два раза повысят сложившиеся размеры доплат к месячным тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки, установленным постановлением правительства Москвы "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

С 1 января 2005 года:

  молодые специалисты смогут получить с помощью города денежный кредит сроком до десяти лет для решения своих социальных проблем;

  для молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений установят 50-процентную льготу на проездные билеты на все виды наземного городского транспорта и метро.

С 1 сентября 2005 года:

  выпускникам учреждений высшего и среднего педагогического образования после их трудоустройства начнут выплачивать единовременное пособие для организации бытовых условий в размере 20 тысяч рублей.

В 2004 году:

  молодым специалистам в течение трех лет работы будут начислять доплаты в раз мере 40 процентов, а молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, - в размере 50 процентов ставки зарплаты.

Ежегодно:

  городским учителям, в том числе молодым семьям, кадровым работникам и ветеранам педагогического труда, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, будут выделять квартиры по социальному найму, в аренду, а также по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

ГОСПРЕМИИ

Президент России В.В.Путин вручил в Кремле Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года.

В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

Белову Василию Ивановичу, прозаику, - за трилогию "Час шестый";

Ибрагимову Канте Хамзатовичу, прозаику, - за роман "Прошедшие войны";

Кружкову Григорию Михайловичу, переводчику, - за переводы английской и американской поэзии пяти веков.

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Голицыну Иллариону Владимировичу, художнику, - за серию живописных и графических произведений "Дом в Новогирееве"

Суворову Александру Борисовичу, художнику-графику, - за цикл офортов "Старые дома".

В ОБЛАСТИ КИНОИСКУССТВА

Погребному Алексею Ивановичу, режиссеру, автору сценария, Услову Владиславу Николаевичу, оператору, Коробейникову Владимиру Алексеевичву, звукорежиссеру, Казаковой Вере Васильевне, героине фильма, - за телевизионный документальный фильм "Извините, что живу…"; Резцову Михаилу Ильичу, режиссеру, Савиной Елене Борисовне, автору сценария, Чернецову Дмитрию Николаевичу, режиссеру, оператору, Макарову Михаилу Николаевичу, оператору, - за документальный фильм "Дионисий";

Рогожкину Александру Владимировичу, режиссеру-постановщику, автору сценария, Сельянову Сергею Михайловичу, художественному руководителю, Жегалову Андрею Алексеевичу, оператору-постановщику, Светозарову Владимиру Иосифовичу, художнику-постановщику, Павлову Дмитрию Александровичу, композитору, Гудковскому Анатолию Леонидовичу, Соколову Сергею Николаевичу, звукорежиссерам, Бычкову Виктору Николаевичу, Хаапасало Виллэ, Юусо Анни-Кристине, исполнителям главных ролей, - за художественный фильм "Кукушка".

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Колобову Евгению Владимировичу (посмертно), основателю и художественному руководителю театра, попович Наталье Григорьевне, главному хормейстеру, председателю художественной коллегии театра, Лысенко Сергею Александровичу, хормейстеру, дирижеру, - за создание московского театра "Новая опера";

Покровскому Борису Александровичу, режиссеру-постановщику, Оссовскому Льву Моисеевичу, дирижеру, - за спектакли Московского государственного академического камерного музыкального театра "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского, "Юлий Цезарь и Клеопатра" Г.Ф.Генделя;

Рудину Александру Израилевичу, виолончелисту, - за концертные программы 2000-2003 годов.

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Астафьеву Виктору Петровичу (посмертно), писателю, Брусникиной Марине Станиславовне, режиссеру, Колесниченко Янине Евгеньевне, Трошину Валерию Владимировичу, Чекмазову Эдуарду Валентиновичу, исполнителям главных ролей, - за спектакль Московского художественного академического театра имени А.П. Чехова "Пролетный гусь" по рассказам В.Астафьева "Пролетный гусь" и "Бабушкин праздник"; Вовненко Елене Витальевне, Сиятвинде Григорию Дэвидовичу, Смолякову Андрею Игоревичу, Суханову Денису Валерьевичу, Хаматовой Чулпан Наилевне, артистам, - за исполнение ролей классического и современного репертуара;

Женовачу Сергею Васильевичу, режиссеру-постановщику, Боровскому Александру Давидовичу, художнику-постановщику, Бочкареву Василию Ивановичу, Глушенко Евгении Константиновне, Леоновой Ирине Юрьевне, Подгородинскому Глебу Валерьевичу, Поляковой Людмиле Петровне, исполнителям главных ролей, - за спектакль Государственного академического Малого театра России "Правда - хорошо, а счастье лучше" по пьесе А.Островского, Фокину Валерию Владимировичу, режиссеру-постановщику, Боровскому Александру Давидовичу, художнику-постановщику, Десятникову Леониду Аркадьевичу, композитору, Грицаю Сергею Ивановичу, хореографу, Девотченко Алексею Валерьевичу, Паршину Сергею Ивановичу, исполнителям главных ролей, - за спектакль Государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкиа (Александрийского) "Ревизор" по пьесе Н.Гоголя;

Яковлеву Валерию Николаевичу, режиссеру-постановщику, сценографу, Казакову Николаю Ниловичу, композитору, Андреевой Светлане Владимировне, Большакову Геннадию Арсентьевичу, Ситовой Валентине Петровне, исполнителям главных ролей, - за спектакль Чувашского государственного драматического театра имени К.В.Иванова "Свет далекого счастья" по пьесе А.Тарасова. Единственный лауреат премии Булата Окуджавы - поэтесса Белла Ахмадулина. Пушкинская премия в области поэзии присуждена Евгению Рейну.

КАЖДОМУ ЛАУРЕАТУ 5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Президент России утвердил новый порядок присуждения Госпремий.

Спустя неделю после вручения Госпремий за 2003 г. обнародован президентский указ "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", который должен повысить статус и общественную значимость этих наград (денежное содержание этих премий не превышает 300 тыс.рублей).

За 2004-й и последующие годы в стране будет присуждаться всего три Госпремии в области науки и технологий и столько же в области литературы и искусства. Причем лауреаты будут награждаться "за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры", а не "за наиболее талантливые произведения", как это было прежде.

До этого на Госпремию выдвигались работы, теперь - их авторы, но не более трех на одну (прежде лауреатские коллективы достигали 10 человек). Премии могут присуждаться также и посмертно.

Размер каждой Госпремии - 5 млн.руб. А объем бюджетных ассигнований на эти цели даже уменьшится на 2,4 млн. и составит около 45 млн. руб. в год.

ОТКРЫТ МУЗЕЙ НЕКРАСОВА

Дом-музей поэта Николая Некрасова в усадьбе Чудовская Лука (Новгородская область) открыт для посетителей после реставрации. При реставрации ученые "старались не нарушить духа некрасовской усадьбы". Из помещений в Чудовской Луке музейщики убрали все приметы современности. Убранство некрасовской усадьбы воссоздано по воспоминаниям родственников поэта, его друзей, а также чудовских крестьян. Из запасников музея в некрасовские комнаты вновь вернулась подлинная мебель поэта - в частности письменный стол, за которым Некрасов работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо". Осторожной реставрации подверглись рабочий кабинет поэта, прилегающая к нему гостиная, а также спальня его супруги Зинаиды Николаевны.

ПАМЯТНИК АПОСТОЛУ АНДРЕЮ

Общественный совет Санкт-Петербурга принял решение об установке первого в России памятника святому апостолу Андрею Первозванному - у южных ворот, на Средней Рогатке. Вопрос финансирования уже решен, а автор памятника - недавно скончавшийся скульптор Владимир Оленев. Святой Андрей - покровитель моряков и города на Неве, при основании которого была заложена частица мощей апостола. Бронзовая скульптура впишется в пейзаж с тремя храмами у въезда в Санкт-Петербург со стороны аэропорта "Пулково".

"РАБОЧЕГО И КОЛХОЗНИЦУ" ОТРЕСТАВРИРУЮТ ЗА 162 МИЛЛИОНА

Около 162 млн. рублей направят столичные власти на реставрацию монумента "Рабочий и колхозница". Согласно документу, подписанному мэром Москвы Юрием Лужковым, эти средства будут выделены из целевого бюджетного фонда развития территории Северо-Восточного округа столицы. Около 130 млн. рублей предоставят уже в 2005 году.

ВОКРУГ КНИГИ

ПУШКИН В АМЕРИКЕ

В США прошла презентация первого в истории полного собрания сочинений Александра Пушкина на английском языке. Оно издано британским издательством "Milner&Company Ltd", которое собрало лучшие переводы произведений Пушкина на английский язык, подготовленные специалистами из США, Великобритании и России. Обложки 15-томного собрания окрашены в разные цвета: лирика собрана в трех томах под красной обложкой, три тома прозы - в желтой, драматические произведения - в зеленом томе. Стоимость собрания сочинений - около тысячи долларов.

АМУРСКИЕ "ЗОРИ"

Пекинское телевидение будет снимать в Амурской области 20-серийный телесериал "А зори здесь тихие…" по одноименной повести писателя Бориса Васильева. В Благовещенске уже проходят кастинги среди амурских актеров. Предполагается, что будет отобрано шесть российских актрис и один актер для исполнения ведущих ролей. Около 200 человек будут сниматься в массовках. Съемки будут проходить в китайском городе Хэйхэ, в селах Амурской области и в Москве. В ближайшее время китайская сторона уведомит власти амурской области о дате начала съемок сериала. Ожидается, что первый показ состоится в мае 2005 года и будет приурочен к 60-летию окончания Второй мировой войны.

ПОДАРОК УНИВЕРСИТЕТУ

Благотворительный фонд "Мир книжной культуры" памяти Дмитрия Лихачева передал Петербургскому государственному университету 960 учебников по русской литературе ХХ века. Акция прошла под патронатом председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова и ректора Санкт-Петербургского госуниверситета Людмилы Вербицкой. В церемонии приняли участие видные деятели культуры, писатели, ученые. Главная задача фонда - восстановление живой связи книжной культуры во всех ее проявлениях с массовым читателем, помощь в осознании уровня и значимости отечественной книжной культуры. Фонд формируется на добровольные пожертвования попечителей. В состав попечительского совета входят несколько крупных компаний и предпринимателей Петербурга.

МЕДАЛЬ ЗА ОНЕГИНА

Медали Пушкина удостоен переводчик "Евгения Онегина" на словацкий язык Ян Штрассер. Награду литератору вручила первый заместитель министра иностранных дел РФ Элеонора Митрофанова. По ее словам, "так отмечен большой вклад Яна Штрассера в развитие российско-словацких культурных связей". Ян Штрассер - автор переводов на словацкий язык произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Ивана Крылова, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы. Он активно работает в Объединении писателей Словакии, Синдикате словацких журналистов. А также национальном обществе переводчиков художественной литературы.

К 125-летию К.МАЛЕВИЧА

В нынешнем году весь мир отмечает 125-летие со дня рождения Казимира Малевича. Цикл юбилейных мероприятий проводит и Государственная Третьяковская галерея. Так, там прошла презентация монументального двухтомника "Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика", выпущенного издательством "RA". Это первый на русском языке и наиболее полный на сегодняшний день сборник документальных материалов, связанных с жизнью и творчеством корифея русского авангарда. В книге - около 250 писем художника, редкие биографические документы, воспоминания, отзывы критиков, фотографии из частных собраний. Над изданием работали более 20 специалистов из Москвы, Берлина, Витебска, Киева…На презентации авторы-составители рассказали, как шла работа над книгой (замысел возник 15 лет назад), как по крупицам собирались воспоминания современников Малевича, доживших до наших дней. По общему мнению собравшихся, это издание теперь на многие годы определит тон отношения исследователей к фигуре Казимира Малевича.

В МОСКВЕ ВРУЧИЛИ ПРЕМИЮ БЕЛКИНА

В Москве в третий раз вручали премию Ивана Петровича Белкина (за лучшую повесть), учрежденную журналом "Знамя" и издательством "Эксмо". Победитель этой премии получает 5000 долларов США, финалисты - по 500. Самой удачной повестью 2003 года жюри под председательством Мариэтты Чудаковой провозгласило "Третье дыхание" Валерия Попова (в шорт-листе также фигурировали сочинения Андрея Дмитриева, Ирины Поволоцкой, Михаила Тарковского и Владимира Курносенко). Эта повесть уже успела нашуметь в литературных кругах, ибо в ней с почти репортажной тщательностью воспроизведены события из семейной жизни немолодого питерского писателя Валерия Георгиевича Попова (именно так зовут главного героя произведения).

"НАЦБЕСТ-2004"

В Санкт-Петербурге вручили премию "Национальный бестселлер". В этом году в "короткий список" вошли книга Виктора Пелевина "Диалектика Переходного Периода", роман Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана", "Месяц Аркашон" Андрея Тургенева. "Шишкин лес" Александра Червинского… В составе Малого жюри - букеровский лауреат Рубен Гальего, лауреаты прошлого "Нацбеста" Александр Гаррос и Алексей Евдокимов, издатель Александр Иванов, телеведущая Тина Канделаки, актриса Ксения Раппопорт и арт-критик Алексей Тарханов.

МЮНХГАУЗЕН И ЕГО ВНУКИ

В Музее "Лефортово", филиале Музея истории Москвы, все лето будет работать выставка "Барон Мюнхгаузен в России". В экспозиции - редкие документы, книги и иллюстрации о Мюнхгаузене из собрания писателя Сергея Макеева. Здесь же проходит конкурс фантастических рассказов и рисунков "Внучата Мюнхгаузена", посвященный грядущим юбилеям: 220-летию первой книги о Мюнхгаузене и 285-лению самого барона, ставшего прототипом книги.

КАЛЕЙДОСКОП

В МОСКВЕ ДУМАЮТ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ

Летом в московском Лагере русского языка будут заниматься 360 школьников из стран Балтии и СНГ. Для укрепления позиции русского языка в странах Балтии и СНГ правительство Москвы ежегодно отправляет туда 250 тыс. учебников русского языка. Об этом сообщила руководитель департамента образования Москвы Любовь Кезина на открытии III Международного совещания директоров школ с преподаванием на русском языке. Летом 2003 года в Москве впервые был организован Лагерь русского языка. На базе лагеря занимались 320 детей - по 20 человек из каждой республики СНГ и стран Балтии.

В этом году планируется открыть такой лагерь уже для 360 школьников. В олимпиаде по русскому языку также с каждым годом участвует все большее число детей: в 2002 году - более 2,5 тыс. школьников из 17 стран; в 2003-м - 6 тыс. учащихся из 21 страны. Развивается и дистанционное обучение. В 2003 году в Московском центре образования на базе школы N 584 23 выпускника из стран СНГ и Балтии получили московские аттестаты. Почти все они поступили в вузы РФ, в том числе 14 человек - в московские вузы.

ЧЕХОВСКИЕ ДНИ В КРЫМУ

Международная научная конференция "Чеховский век" прошли в апреле в Ялте, в доме-музее "Белая дача". Она приурочена к 100-летию со дня кончины писателя и 50-летию первых Чеховских чтений. Международные Чеховские чтения прошли уже в 25-й раз. В них участвовали специалисты из России, Белоруссии, Украины, Австрии, Германии, США, Финляндии, Швеции, Кореи и Японии. Они представили около 60 докладов и сообщений о новых исследованиях творчества Антона Чехова. Одновременно в Ялте прошел театральный фестиваль - лаборатория "Чеховские сезоны в Ялте". Свои постановки по произведениям Чехова показали БДТ имени Товстоногова. Калужский драмтеатр и другие театральные труппы. Состоялась презентация проекта фильма Марлена Хуциева "Невечерняя", посвященного встречам Льва Толстого и Чехова.

АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

На Брянщине в десятый раз прошли чтения в память выдающегося русского поэта и мыслителя Даниила Андреева. Автор знаменитой "Розы Мира" перед войной не раз приезжал на Брянщину, а любимым своим городом называл древний Трубчевск. За минувшие десятилетия Андреевские чтения проходили в Брянске, Трубчевске, Орле, Навле. В этот раз участники чтений встретились с читателями Унечской районной библиотеки, выступили в центральной городской библиотеке Новозыбкова.

Среди гостей чтений были вдова поэта Алла Александровна Андреева, редактор собрания сочинений Д.Андреева Борис Романов, председатель комиссии по литературному наследию репрессированных писателей Виталий Шенталинский и другие. В рамках чтений в Брянской областной библиотеке состоялась презентация уникального издания Ф. И. Тютчева, столь высокого ценимого Даниилом Андреевым. Книгу представили директор издательства "Прогресс-Плеяда" Станислав Лесневский и составитель Борис Романов. Библиотеки, где пройдут чтения, получат в подарок комплекты книг, изданных "Прогресс-плеядой".

  1. Хроника мапрял (4)

    Документ
    30 31 января 2003 года в БГМУ состоялась XV Международная научно-практическая конференция "Лингвистическая прагматика в содержании обучения языкам".
  2. Хроника мапрял (7)

    Документ
    "Национальные исследования русского языка и литературы в контексте европейской русистики "- под таким названием проходили 25-27 августа 2003 года традиционные дни русистов, организуемые раз в два года Кафедрой славистики
  3. Хроника мапрял (3)

    Документ
    В соответствии с планом реализации Федеральной программы "Русский язык" в части "Русский язык как мировой" и планом деятельности МАПРЯЛ с 16 по 21 сентября 2002 г.
  4. Вестник мапрял №62

    Документ
    - Стоянка Почеканска (Болгария). Международный форум «Обучение на протяжении всей жизни. Непрерывное единство всех этапов обучения: детский сад-школа-университет» (Болгария, Руссе, 5 - 9 сентября 2009 г.
  5. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №40 (741), 24 октября 2011 г

    Информационный бюллетень
    12.30 Круглый стол «Программы социальной адаптации «трудных» подростков: светское и духовное воспитание» на базе специализированного предприятия «Новое поколение» (ул.
  6. Хроника мапрял (5)

    Документ
    В программе Конгресса была организована работа 6 научных направлений. В ходе заседаний было представлено 132 доклада от 487 учебных заведений России, стран ближнего и дальнего зарубежья по современным и перспективным проблемам русистики.
  7. Хроника мапрял (2)

    Документ
    27-29 апреля в Вашингтоне (США) состоялось очередное заседание Президиума МАПРЯЛ, на котором были заслушаны отчёты президента МАПРЯЛ В.Г. Костомарова (о деятельности Ассоциации за истекший 2 год) и казначея И.
  8. Дипломатическая Академия мид кыргызской Республики

    Дипломная работа
    В монографии на основе анализа обширного фактического материала, явившегося результатом комплексных мониторинговых исследований, проведенных под руководством и при непосредственном участии автора в течение нескольких последних лет,
  9. Последняя конференция носила характер итоговой. Вдокладах и выступлениях были представлены результаты исследований по данному направлению русистики.

    Доклад
    24 25 сентября 2002 г. в Остравском университете состоялась X-ая Международная научная конференция "Иноязычная речевая коммуникация в сфере бизнеса (Англо-чешско-немецко-русский проект)".

Другие похожие документы..