Монография бийск

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова»

Л.Г. Миляева, О.В. Борисова

Анализ конкурентоспособности
выпускников высших учебных заведений

МОНОГРАФИЯ

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета

им. И.И. Ползунова

2009

УДК 339.137:378 (07)

ББК 65.42

М 60

Рецензенты:

д. э. н., профессор, декан экономического факультета Алтайского государственного университета

О.П. Мамченко;

д. э. н., профессор, завкафедрой экономики и социоло-гии труда Омского государственного университета

В.С. Половинко.

Миляева, Л.Г.

М60

Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. –
142 с.

ISBN 978-5-9257-0170-6

В монографии представлены теоретико-методологические и методические подходы к анализу конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.

Монография предназначена для администрации высших учебных заведений при мониторинге трудоустройства выпускников и реализации системы содействия их трудоустройству; для руководителей и специалистов служб управления персоналом разнопрофильных организаций – при осуществлении программ адаптации молодых специалистов; для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений, занимающихся проблематикой конкурентоспособности выпускников.

УДК 339.137:378 (07)

ББК 65.42

ISBN 978-5-9257-0170-6

© Миляева Л.Г., Борисова О.В., 2009

© БТИ АлтГТУ, 2009

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации российской системы образования приоритетным направлением деятельности любого профессионального учебного заведения, желающего обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке образовательных услуг, становится подготовка высококвалифицированных специалистов. Ни для кого не секрет, что одним из знаковых показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает уровень востребованности выпускников. Подтверждением отмеченному являются, по меньшей мере, два обстоятельства: 1) использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей; 2) позиционирование успешного трудоустройства выпускников как доминантной компоненты обобщенной привлекательности вуза (его имиджа), формируемой по результатам субъективной комплексной оценки потребителей образовательных услуг – студентов, выпускников и работодателей.

Подчеркнем, что основная трудность, возникающая при диагностике трудоустройства выпускников вузов, заключается в отсутствии профильного методического инструментария, который бы позволил не только отслеживать уровень трудоустройства, но и анализировать по результатам мониторинга показатели востребованности и конкурентоспособности выпускников, и на основании этого применять конкретные управленческие воздействия.

Таким образом, актуальностьи значимость заявленной проблематики исследования, направленного на разработку теоретических положений и методических подходов к анализу конкурентоспособности выпускников вузов, не вызывает сомнений.

В научно-методической литературе по изучаемой проблематике достаточно подробно описаны концептуальные аспекты конкурентоспособности трудовых ресурсов; освещены проблемы повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений, в том числе за счет усиления роли компетентностно-ориентиро-ванного образования. Также сделаны попытки проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников, и оценить влияние неформальных аспектов системы образования на качество подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Между тем, критический анализ профильной литературы выявил ряд упущений теоретико-методологического и методического характера: неоднозначность трактовок ключевого понятия данного исследования «конкурентоспособность выпускника вуза»; несовершенство (чрезмерная формализованность) имеющегося методического инструментария; неисследованность влияния определенных факторов на качество профессиональной подготовки выпускников вузов.

Обозначенные проблемы и обосновали необходимость настоящего исследования, реализация которого потребовала от авторов решения следующих задач:

- проанализировать существующие подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность выпускника вуза»;

- определить авторскую позицию в отношении анализируемого понятия, акцентировав ее принципиальные отличия от известных точек зрения;

- выявить параметры внутренней и внешней среды, влияющие на уровень профессиональной подготовки выпускников вуза, позиционируемого в качестве основного параметра их конкурентоспособности на рынке труда;

- разработать методический инструментарий по анализу конкурентоспособности выпускников вузов;

- проанализировать ситуацию на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования и рынке труда молодых специалистов города Бийска Алтайского края;

- апробировать разработанный методический инструментарий на выпускниках вуза базового эксперимента.

Результаты проведенных исследований представляют интерес в теоретическом, методическом и практическом аспектах для администрации высших учебных заведений при мониторинге трудоустройства выпускников и реализации системы содействия их трудоустройству; для руководителей и специалистов служб управления персоналом разнопрофильных организаций при осуществлении программ адаптации молодых специалистов; для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений, занимающихся проблематикой конкурентоспособности выпускников.

1 Теоретико-методологические основы

исследования конкурентоспособности

выпускников вузов

1.1. Понятие «конкурентоспособность выпускника вуза»

Происходящие в последние годы существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно статье 2 закона РФ «Об образовании»1, ориентируют его на свободное развитие личности, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года2.

Анализ профильной литературы свидетельствует о том, что проблема конкурентоспособности будущих специалистов находит свое отражение в трудах ученых различных областей знаний: социологии, экономики, педагогики, психологии. Вполне очевидно, что многообразие существующих подходов к анализу конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений определяет неоднозначность трактовки самого анализируемого понятия, обосновывая тем самым несовершенство понятийного аппарата, требующее его уточнения.

Необходимо отметить, что реализация типовой процедуры уточнения понятийного аппарата предполагает последовательное выполнение следующих основных этапов:

1) сравнительный критический анализ известных подходов к трактовке ключевого аспекта, определяющего сущность категории, а также содержательных аспектов, дополняющих и конкретизирующих сущностный;

2) соотнесение выявленных подходов с авторской позицией;

3) обоснование анализируемого понятия;

4) конкретизация уточненных моментов.

Таким образом, представляется целесообразным провести уточнение понятия «конкурентоспособность выпускника вуза» в соответствии с представленной процедурой.

Как отмечалось выше, в научных публикациях нашли отражение различные точки зрения на сущностные и содержательные аспекты понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».

Так, Жуков Г.Н. под конкурентоспособностью выпускника понимает «интегративный показатель его готовности к будущей профессиональной деятельности, включающий компетенции, влияющие на трудоустройство, определяемые требованиями обобщенного и конкретного работодателя»3. К таким компетенциям он относит профессиональные компетенции выпускника (знания, умения, навыки, способности), а также профессионально значимые и профессионально важные качества. Следует подчеркнуть, что, по Жукову Г.Н., под готовностью к профессиональной деятельности понимается «не только высокое мастерство владения профессией, но и гражданская зрелость, общая культура, ответственность перед обществом за свой труд»4.

Конкурентоспособность выпускника как его готовность к профессиональной деятельности также рассматривали в своих работах Адольф В., Богдан Н., Могилёвкин Е. и др.

Адольф В. утверждал, что «конкурентоспособность выпускника определенной ступени высшего профессионального образования рассматривается как показатель качества его профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность к профессиональной деятельности»5.

Богдан Н. и Могилёвкин Е. отмечали, что «конкурентоспособность выпускника определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практико-ориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности»6.

Формированию готовности будущих специалистов к конкуренции на рынке труда посвящена также работа Шепталиной Л.И., базирующаяся на идее о том, что «основным принципом успешного ведения конкурентной борьбы является постоянная готовность работника к конкуренции»7. Шепталина Л.И. выделяет два подхода к формированию готовности выпускника к конкуренции на рынке труда: во-первых, путем формирования конкурентоспособной личности студента, во-вторых, путем овладения им необходимыми профессиональными и надпрофессиональными компетенциями. Особенностью модели готовности будущих специалистов к конкуренции на рынке труда, которую Шепталина Л.И. предлагает к использованию профессиональными учебными заведениями, является наличие пяти взаимосвязанных компонентов (мотивационного, оценочного, волевого, ориентационного и операционального). Содержание указанных компонентов определяется требованиями современного рынка труда к специалистам; профессиональной направленностью личности выпускника; психологическими и биопсихологическими особенностями личности выпускника; профессионально важными компетенциями.

Основными показателями готовности выпускника к профессиональной деятельности как ключевой составляющей его конкурентоспособности Демидов С.Р. относит положительные результаты промежуточных и итоговой государственной аттестаций8.

В последние годы особую популярность приобрел компетентностный подход (Сергеева Н.И., Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В., Пронюшкина Т.Г., Малышева А.А., Невраева И.В., Широкобоков С.Н., Гарафутдинова Н.Я. и др.), согласно которому конкурентоспособность определяется совокупностью качественных характеристик и компетенций выпускника.

По мнению Сергеевой Н.И., конкурентоспособный специалист на современном рынке труда – это «специалист, владеющий не только суммой знаний по различным дисциплинам, но и умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации, действовать в условиях неопределенности, т.е. обладающий специальными и общими компетенциями»9.

Переверзев В.Ю. и Ярочкина Г.В. оперируют понятием «сертифицированный выпускник», которому, по их мнению, необходимо10: уметь анализировать ситуацию; переформулировать ее в проблему; определять дефицит информации; оценивать важность восполнения этого дефицита; быстро и точно формулировать цели действия; находить средства для перевода проблемы в задачу; выбирать адекватные способы действия; решать проблему с оптимальным результатом; давать оценку полученному результату относительно заданной цели. Очевидно, что указанные компетенции вполне могут характеризовать конкурентоспособного выпускника вуза.

Пронюшкина Т.Г. рассматривает конкурентоспособность выпускника «как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме»11. Ядро развития конкурентоспособности Пронюшкина Т.Г. видит в самоопределении, отражающем отношение личности к внешнему миру, себе и будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, автором приводится структура конкурентоспособности, включающая три базовые характеристики (показателя)12:

- когнитивная (знания, интеллектуальные умения, качественное выполнение определенной деятельности на основе имеющихся знаний либо использование знаний в изменившихся условиях);

- коммуникативная (умения и навыки владения механизмами познания других людей);

- деятельностная (личные качества, помогающие конструировать позитивное взаимодействие, достигать поставленных целей).

В своей работе «Компетенции молодых выпускников вузов, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке труда» Малышева А.А. и Невраева И.В. исходят из того, что конкурентоспособным выпускника вуза делают «либо специальные знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы личностными качествами, либо особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике сверх знаний, полученных в вузе»13. Необходимо отметить, что для формирования и развития таких компетенций значимыми, по мнению авторов, являются три периода:

  1. Монография бийск (2)

    Монография
    Кластеры: проблемы теории и практики: монография / Д.А. Галимов, В.Н. Клюковкин; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010.
  2. «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Монография
    В монографии рассмотрены некоторые дискуссионные аспекты проблемы труда руководителя: обязанности; функции; требования, предъявляемые к руководителю в современных условиях; личностные особенности; самосознание; мотивация.
  3. Методические рекомендации Изд. 2-е, испр и доп. Бийск бпгу им. В. М. Шукшина 2006 ббк 76. 17 В 88 (1)

    Методические рекомендации
    В 88 Вузовская книга : подготовка и правила оформления [Текст] : методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Методические рекомендации Изд. 2-е, испр и доп. Бийск бпгу им. В. М. Шукшина 2006 ббк 76. 17 В 88 (2)

    Методические рекомендации
    Издание предлагает наряду с официальными документами, регулирующими издательскую деятельность в БПГУ им. В.М. Шукшина, термины и определения основных вузовских изданий, требования, предъявляемые к рукописи (оригинал-макету), подготовленному
  5. Монография таганрог (3)

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  6. Монография написана при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), грант №01-06-00027а

    Монография
    В обширном приложении содержатся: основные даты развития медиаобразования в России; краткий словарь медиаобразовательных терминов; текст программы спецкурса «История и теория медиаобразования в России»; самые полные на сегодняшний
  7. Монография. Гуз «Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со спидом и инфекционными заболеваниями»

    Монография
    «Снижение вреда», как один из эффективных компонентов комплексной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков.
  8. Монография (часть 1) (1)

    Монография
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, кинематографа, видео, прессы, Интернета и т.
  9. Монография (часть 1) (2)

    Монография
    This monograph analyzed the history, theory and methods of media education in Russia and abroad. Author describes the creative works of the leaders of Russian media education, the practical ways of the film & video clubs for students.

Другие похожие документы..