Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова

30

Московский государственный областной

университет



На правах рукописи

Струков Алексей Валерьевич

Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова

Специальность 07.00.02 Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва 2010

Работа выполнена на кафедре истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Багдасарян Вардан Эрнестович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Репников Александр Витальевич

кандидат исторических наук

Карпухин Дмитрий Вячеславович

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится: 17 февраля 2010 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 155. 05 по историческим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а, МГОУ, ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Московского государственного областного университета по адресу: г. Москва, улица Радио, дом 10 «а».

Автореферат разослан “___“ января 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Е.Б.Никитаева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось повышенным интересом к истории крайне правых союзов и организаций, существовавших в начале XX века в России. Защищено большое количество диссертаций, посвященных деятельности черносотенных структур, как на общероссийском уровне, так и в различных регионах. Скрупулезному научному анализу подвергнут генезис, программные установки, социальный состав и тактика крайне правых. Изданы также научные труды – диссертации, монографии, посвященные общественно-политической деятельности лидеров крайне правых. Однако в общей массе таких исследований отсутствуют работы, посвященные прот. Иоанну Восторгову. В этой связи обращение к общественно-политической деятельности протоиерея Иоанна Восторгова не является случайным. Являясь общероссийским лидером «черной сотни», он занимал особое место в ряде предводителей правомонархического движения, наряду с А.И. Дубровиным, В.М. Пуришкевичем, Н.Е. Марковым. Протоиерей Восторгов являлся крупным идеологом крайне правого движения, взгляды которого нашли воплощение в его общественно-политической деятельности, сфокусировавшей в себе миссионерство, просветительство, публицистику, участие в общественных организациях и черносотенных структурах. Изучение мировоззрения видного лидера крайне правых позволит существенно расширить научные представления о становлении черносотенства, методах и формах деятельности правых монархистов в дореволюционной России.

Кроме того, актуальным является обращение к биографии Иоанна Восторгова, который в течение длительного времени с 1894 по 1906 годы осуществлял церковную службу и педагогическую деятельность в Закавказье – Азербайджане и Грузии. Проблеме взаимоотношений двух народов – русского и грузинского посвящено большое количество статей протоиерея. Их содержание охватывает исторические аспекты российско-грузинских отношений, вхождение Грузии в состав России, православного единения наций. Данная проблематика представляется актуальной в контексте обострившихся отношений между двумя государствами в последние годы.

Степень научной разработки темы

Первые статьи, посвященные жизнедеятельности Иоанна Восторгова и его мировоззрению стали появляться в публицистике в начале 90-х годов XX в. Они были изданы в культурно-просветительских и православных журналах. В отличие от специализированных научных трудов – монографий и диссертаций данные труды не содержали критического анализа общественно-политической деятельности и мировоззрения Восторгова. Их содержание носит ярко выраженный апологетический характер и призвано сформировать у читателя образ священнослужителя, принявшего мученическую смерть за православную веру. Во многих публицистических статьях акцент сделан на последний этап жизни священнослужителя с целью проиллюстрировать мученическую смерть священнослужителя.

Так, автор одной из первых статей, посвященных протоиерею, М. Польский отмечал, что Восторгов выступал с обличительными речами после прихода к власти большевиков, осознавал за собой слежку и предчувствовал свою мученическую смерть1.

А. Светозарский отмечает, что проповеди отца Иоанна фиксировались агентами ВЧК, а его пытались обвинить в антисемитизме, так как в Покровском соборе на Красной площади Москвы хранились частицы мощей св. мученика Гавриила Белостокского – жертвы ритуального убийства. Никаких ссылок на документальные источники автор не приводит2.

На противостоянии большевистской власти делает акцент Л. Ф. Павликова, которая отмечает, что Восторгов продолжал свои обличительные речи среди верующих в храме на Красной площади3.

Некоторые авторы, наряду с рассмотрением последнего этапа жизни Восторгова, отмечали его активное участие в общественной жизни. Так, по мнению Л.Ф. Павликовой иР.Сергиева, протоиерей олицетворял тип допетровского священника, характерной чертой которого являлось не только богослужение, но и активное вмешательство в семейную, государственную и общественную сферы деятельности4.

На отдельных аспектах политической деятельности Восторгова останавливается О. Газизова. Она отмечает, что его личность притягивала многих сторонников черносотенцев, так как открывала им возможность войти в Союз русского народа5.

В августе 2000 года протоиерей Иоанн Восторгов на юбилейном Архиерейском соборе был причислен к лику святых Русской православной церкви. Это обстоятельство усилило общую тенденцию апологии личности Иоанна Восторгова в церковной и светской публицистике6. Так, в патерике новоканонизированных святых отмечено: «Умер отец Иоанн, как и жил: непоколебимым в вере мужественным исповедником. Он удостоился смерти христианского мученика»7.

Наибольшую ценность для исторического исследования среди общей массы публицистических и церковных публикаций, посвященных Иоанну Восторгову, представляет труд Афанасия Гумерова8. В этой работе скрупулезному анализу подвергнута биография Восторгова на основе документальных источников, как, например, послужной список священнослужителя. Предложена объективная периодизация жизненного пути протоиерея; проанализированы проповеди, речи на различные общественно-политические темы; введены в оборот документальные источники Российского государственного исторического архива.

Научный интерес исследователей к личности и общественно-политической деятельности Иоанна Восторгова стал заметным у исследователей с начала 90-х годов XX в. Факторами, обусловившими обращение к биографии и творческому наследию протоиерея, стала радикальная смена общественно-политической ситуации в стране и доминирующих идеологических концептов в исторической науке. Правомонархическое движение, остававшееся на протяжении советского периода на периферии изучения исторической науки, становится объектом большого количества специализированных научных исследований – статей, монографий, диссертаций. Научный анализ черносотенных структур обусловил обращение к мировоззрению и общественной деятельности знаковых фигур «черной сотни», в том числе Иоанна Восторгова. Данную историографическую тенденцию отметил историк А.В. Репников. «Появились труды, – пишет автор, – посвященные взглядам В.М. Пуришкевича, Маркова, В.А. Грингмута, А.С. Вязигина, П.А. Крушевана, Восторгова, Шульгина и др.»9.

Однако в общей массе трудов, посвященных крайне правым, обращение к фигуре и общественно-политической деятельности Восторгова осуществлялось эпизодически без системного анализа ее форм и идеологии. Фрагментарный характер анализа форм участия Восторгова в общественной жизни России был обусловлен тем, что основным объектом научных исследований являлись консервативная идеология и институциональные структуры крайне правых, а не общественно-политическая практика их лидеров.

Так, в монографии исследователя С.А. Степанова «Черная сотня (1905–1914)», изданной в 1992 г. и ознаменовавшей новый этап отечественной историографии правомонархического движения, рассматривается политическая деятельность Иоанна Восторгов как лидера московских крайне правых10. В 2005 году труд историка был переиздан под названием «Черная сотня»11. Степанов отмечает деятельность протоиерея в ходе предвыборной компании в III Государственную Думу, в частности, тайные переговоры с лидером Союза 17 октября А.И. Гучковым12. Исследован план Восторгова, направленный на объединение правомонархических структур на основе Всенародного русского союза13. Историк обращал внимание на финансовую помощь, которую священнослужитель оказывал правомонархическим структурам14.

Отдельные аспекты деятельности Восторгова рассматривает И.В. Омельянчук в монографии «Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914)»15. Историк акцентировал внимание на сложные отношения между Восторговым и одним из активных членов организации В.Г. Орловым. Он отмечает, что в основе конфликта между ними лежала борьба за власть в Русской монархической партии, так как оппонент протоиерея усилил в ней свое влияние благодаря организаторским способностям16.

Историк Ю.И. Кирьянов в энциклопедии «Политические партии в России» в статье, посвященной Иоанну Восторгову, отмечает роль священнослужителя в структурировании крайне правых политических партий. Так, по мнению историка, протоиерей являлся одним из вдохновителей создания Союза русского народа, однако в дальнейшем дистанцировался от Дубровина и переименовал Русскую монархическую партию в Русский монархический союз для свободного распоряжения финансами17.

В 2001 году Кирьянов издал монографию «Правые партии в России. (1911–1917 гг.)»18. В исследовании автор затрагивает проблемы отношений между протоиереем и Орловым, но в отличие от Омельянчука делает вывод о возможности достижения между ними компромисса19.

Одним из первых научных исследований, в котором были затронуты такие аспекты общественной жизни протоиерея как миссионерство и благотворительность, является диссертация А.В. Давиденко «Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917 гг.)» Он указывал, что Восторговым в результате его пастырско-миссионерской деятельности на Дальнем Востоке были открыты народная чайная, киоск-читальня с патриотической литературой, часовня20. Историк подчеркивает, что после поездки Восторгова и Орлова по Дальнему Востоку наибольшим влиянием стал пользоваться Союз Михаила Архангела. Сторонники А.И. Дубровина утрачивали свое влияние21.

В диссертации Д.В. Карпухина «Отечественная историография черносотенных союзов и организаций» анализируются труды И. Восторгова, посвященные проблеме возникновения крайне правых политических партий. Исследователь отмечает, что Восторгов «обусловливал возникновение крайне правых организаций факторами идеологической борьбы революционных и традиционных начал русской действительности начала XX в. Черносотенство рассматривалось им как защитная реакция русского народа против разрушительных веяний революции»22.

Отдельные аспекты идеологии и последний этап жизни протоиерея Иоанна Восторгова изложены в монографии А.В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России»23. Он отмечал деятельность протоиерея на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1917-1918 годах, который поддержал восстановление патриаршества24.

Следует отметить, что в проанализированных научных работах рассмотрение конкретных форм участия протоиерея в общественной жизни, анализ мировоззренческих концептов носит фрагментарный характер. Это объясняется тем, что объект данных исследований непосредственно не связан с общественной деятельностью Иоанна Восторгова.

В связи с отсутствием специализированных научных трудов, изданных до начала 90-х XX в. и посвященных общественной деятельности Иоанна Восторгова, выделение историографических этапов осмысления его творчества не представляется возможным.

Таким образом, труды, в которых освещалась деятельность Иоанна Восторгова, изданные с начала 90-х годов XX в. по настоящее время можно условно подразделить на две группы:

  1. статьи, посвященные личности Восторгова, основным этапам его жизненного пути, церковной деятельности и участию в политических и общественных структурах;

  2. научные труды – диссертации и монографии, в которых, наряду с анализом консервативной идеологии и деятельности черносотенных союзов и организаций и на общероссийском и региональном уровнях, фрагментарно затрагивается общественная деятельность И. Восторгова.

Анализ историографии проблемы показывает, что существует историографический пробел в изучении общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова. Отсутствуют комплексные монографические и диссертационные исследования, посвященные данной проблеме.

  1. Овстрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авт

    Документ
    О встрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авторов, подобных И.
  2. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия российской православной церкви

    Документ
  3. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  4. Как инквизиция помогла науке вопросы, уводящие от стереотипов

    Документ
    Уже века этак полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ – это тот, который окапывается где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку,
  5. "закон божий" и "хроники нарнии"

    Закон
    «Господь Сам приведет»? — В защиту не-простоты.— Как остаться в Церкви? — Почему не любят миссионеров? — О языке церковно-китайском.— Искушения миссионера.
  6. История Российской Церкви

    Документ
    Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.
  7. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 октября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.75 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й корпус гуманитарных факультетов, ИППК, ауд.
  8. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов.
  9. Если для России Бог Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной это к

    Документ
    Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти,

Другие похожие документы..