Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова

II. Основное содержание диссертации

Во введенииобосновываются актуальность темы, характеристика изученности проблемы и источниковой базы диссертации, формулируются цели и задачи, определяются предмет и объект исследования, его хронологические рамки, охарактеризована методологическая основа диссертации, показаны ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделены структурные элементы работы.

В первой главе«Культурно-просветительская деятельность протоиерея Иоанна Восторгова» рассмотрена биография священнослужителя и различные формы участия в общественной жизни.

В параграфе 1.1 «Этапы биографии и участие в общественной жизни (1887–1906 гг.)» выделено три периода жизненного пути священнослужителя: ставропольский (1887-1894 гг.), кавказский (1894-1906 гг.), московский (1906–1918 гг.).

Первый этап биографии протоиерея Восторгова ознаменовался становлением жизненных убеждением и формированием политических взглядов, которые носили консервативный характер и были ориентированы на поддержание традиционных морально-этических устоев общественной жизни. Религиозные проповеди Восторгова были нацелены на противостояние с раскольниками, культивирование православных норм поведения в социуме. Публицистические проповеди отражали личный взгляд протоиерея на происходившие события и призывали решать существующие общественные проблемы с помощью норм христианской этики, основанной на нравственном сострадании к ближнему. Социальный статус священнослужителя предопределил формы его участия в общественной жизни, к которым относились организация церковно-приходской школы и общества трезвости. Создание образовательных и культурно-просветительских структур на территории прихода являлось одним из главных итогов ставропольского этапа общественной жизни Восторгова.Следует отметить, что в дальнейшем, созданные после 1905 года черносотенные союзы и организации, примут активное участие в создании различных культурно-просветительских обществ, в том числе школ и обществ трезвости. Данные структуры активно использовались для пропаганды монархических идей среди населения.

Общественная деятельность Иоанна Восторгова тесным образом связана с его социальным статусом священнослужителя и консервативным мировоззрением, в основе которого лежали идеологемы самодержавия и православия. Будучи воспитанным в духе традиционных ценностей российского общества, Восторгов с первых лет своей духовной службы принял активное участие в создании общественных организаций с целью распространения религиозно-консервативной идеологии. Проповедническая деятельность протоиерея выходила за сугубо религиозные рамки и была ориентирована на формирование у паствы верноподданнических чувств по отношению к существующей системе российской власти. Опыт организации Восторговым церковно-приходской школы, общества трезвости был воспринят в дальнейшем крайне правыми политическими союзами и организациями, созданными после 1905 года. Проповеди протоиерея на раннем (ставропольском) этапе жизненного пути затрагивали проблемы традиционных общественных устоев российской жизни – семьи, брака, образования и в меньшей степени касались историософской, политической и социально-экономической проблематики.

В параграфе 1.2 «Миссионерско-проповедническая и образовательная деятельность (1906-1918 гг.)» исследована публицистика и отношение к общественным организациям в период нахождения в Закавказье.

Принципиально новой формой участия в общественной жизни на кавказском этапе деятельности Восторгова стала публицистика, связанная с изданием проповедей протоиерея, посвященных актуальным общественно-политическим проблемам. Можно выделить несколько видов проповедей священнослужителя в зависимости от их тематического содержания. Политические, посвященные отношению Восторгова к самодержавию и его месту в российской истории. Историософские проповеди, в которых протоиерей осмысливал роль России во вселенском масштабе. Акцент на противостоянии православия сектантам и раскольникам делался в проповедях религиозного содержания. Культурно-просветительские проповеди были посвящены различным аспектам культуры, просвещения, образования. Кроме того, общественная жизнь Восторгова была тесным образом связана с членством в различных общественных организациях, трибуна которых использовалась протоиереем для пропагандистско-агитационной деятельности.

Другой отличительной чертой кавказского этапа биографии протоиерея стала миссионерская деятельность, связанная с поездками по различным регионам страны с целью распространения православия.

Большое внимание в речах Восторгова было уделено взаимоотношениям России и Грузии. Несмотря на отсутствие этнического родства, единая православная вера двух народов, по его мнению, создала фундамент для прочного духовного союза русских и грузин, осознанием сопричастности к общей мировой миссии – быть интегрирующим духовным началом между Востоком и Западом. Интерпретация судеб России и Грузии основана у протоиерея на идее провиденциальной роли народов в мировой истории. У русского и грузинского народа она заключается в интегрирующем начале, объединяющем восточную и западную цивилизации.

В параграфе 1.3. «Публицистика и отношение к общественным организациям (1906–1918 гг.)» проанализирован московский этап общественной жизни протоиерея. Его характерными чертами является расширение форм участия в общественной жизни. Таковыми являлись: пастырско-миссионерские курсы, а также миссионерство. Поездки Восторгова на Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Дальний Восток были призваны не только содействовать укреплению позиций православной религии в этих регионах, но и сопровождались публичными выступлениями протоиерея по различным аспектам российской повседневной жизни, а также открытием местных ячеек черносотенных союзов и партий. Другими формами общественной деятельности Восторгова стало структурирование религиозных общественных организаций, объединявших политических единомышленников; создание образовательных учреждений и просветительских обществ с целью православно-патриотического воспитания молодежи.

Несмотря на различное содержание проповедей Иоанна Восторгова, все они объединены основной идеей – следования морально-этическим христианским предписаниям для преодоления общественных катаклизмов и проблем, стоящих перед Российской империей. По мысли священнослужителя, народ должен следовать традиционным ценностям православия, что обеспечит политическую стабильность общества.

Радикальные политические изменения, последовавшие после февральских и октябрьских событий 1917 года привели к постепенному свертыванию публицистической деятельности Восторгова и прекращению функционирования созданных им общественных организаций. Единственной формой противодействия советской власти стала политическая проповедь, звучавшая в стенах Покровского собора Кремля вплоть до ареста протоиерея и отдачи его под суд.

Во второй главе «Участие священнослужителя в политической жизни» рассмотрены деятельность Иоанна Восторгова в крайне правых организациях, отношение к революционным событиям 1917 года и взаимоотношения с Временным правительством и большевиками.

В параграфе 2.1. «Деятельность Иоанна Восторгова в черносотенных организациях и взаимоотношения с их лидерами» проанализировано участие протоиерея в Союзе русского народа, Союзе Михаила Архангела, Русской монархической партии, а также взаимоотношения с их лидерами - А.И. Дубровиным, В.М. Пуришкевичем, С.А. Кельцевым и В.Г. Орловым. В политической карьере Восторгова выделено три этапа: 1) с 1905 по 1908 г.; 2) с 1908 по 1913 г.; 3) с 1913 по 1918 г.

Начало первого этапа политической карьеры Восторгова ознаменовала Первая русская революция и последовавший за ней процесс организационного оформления крайне правых структур, одним из лидеров которых стал протоиерей. Социальный статус священнослужителя, идейно-духовные установки ориентированные на сохранение незыблемости самодержавия в России предопределили его политический выбор. На данном этапе Восторгов выступал единым лагерем с другими предводителями «черной сотни» - Дубровиным, Пуришкевичем. В 1907 г. после того, как он возглавил Русскую монархическую партию, сменив скончавшегося Грингмута, наблюдался постепенный отход протоиерея от Союза русского народа и его лидера Дубровина. Восторгов возглавлял черносотенную организацию в Москве, стремился к финансовой самостоятельности от Дубровина и расходился с последним во взглядах на правительство Столыпина и учрежденную Государственную Думу. Русская монархическая партия в отличие от Союза русского народа не являлась массовой, всесословной организацией и использовала в своей деятельности, в основном, кулуарные методы политического воздействия: доклады, сообщения, литературно-музыкальные вечера. Мероприятиями, ориентированными на вовлечение в организацию новых членов, являлись: создание школы, Братства трезвости, мужского и женского кружков учащихся, агитация в печатных изданиях – газетах и брошюрах.

Второй этап политической деятельности протоиерея берет свое начало с раскола, произошедшего в 1908 г. между Дубровиным и Пуришкевичем и создания последним Союза Михаила Архангела. Восторгов в данном конфликте поддержал Пуришкевича, вступил в созданную тем черносотенную организацию, что обусловило его окончательный разрыв с Дубровиным и исключению из Союза русского народа. Попытки объединения правомонархических структур, предпринятые Восторговым, в частности монархический съезд, состоявшийся в 1909 г. в Москве, не увенчались успехом. Межличностные противоречия, борьба за власть и распределение финансовых потоков в черносотенном движении обусловили дальнейшую организационную дезинтеграцию движения. На этом же этапе обостряются отношения протоиерея с членами Русской монархической партии – Кельцевым и Орловым. Противоречия были обусловлены борьбой за денежные средства и лидерство в организации. Партия потерпела фиаско на выборах в IV Государственную Думу, имела низкий уровень популярности среди населения и на протяжении своего существования не смогла стать общероссийской массовым объединением, хотя имела филиалы в крупных городах Российской империи. Участие священнослужителя в заседаниях палаты Михаила Архангела, монархических съездах, возглавляемых им черносотенных структурах выражалось не только в организации предпринимаемых ими акций, но и в сакральном «освящении» мероприятий «черной сотни» - чтении молебнов и проповедей с ярко выраженным политическим подтекстом, обусловленным идеологией крайне правого движения. В 1913 г. протоиерей уходит с поста председателя Русской монархической партии и из всех черносотенных структур, в которых ранее состоял. Причинами выхода являлись разочарование в деятельности правомонархических союзов и организаций, низкая популярность Русской монархической партии, запрет Синода на участие представителей духовенства в политических объединениях.

В параграфе 2.2. «Восторгов и революционные события 1917 года» исследована проблема взаимоотношений священнослужителя и новых властей, рассмотрены формы участия в политической жизни. Уход протоиерея Восторгова из политических структур не означал завершения политической деятельности. Она была продолжена вплоть до его ареста и расстрела большевиками в 1918 г. Третий этап деятельности протоиерея на политическом поприще характеризовался использованием личного влияния и авторитета на паству посредством политических проповедей, публикаций в газетах на актуальные социально-политические проблемы, публичных выступлений в общественных организациях, антилиберальной и антибольшевистской агитацией после событий 1917 г. Оставаясь вне черносотенных союзов и организаций после 1913 г., протоиерей оставался активным сторонником сохранения самодержавных устоев в Российской империи, оппонировал новым революционным властям, используя при этом церковный сан. Расстрел Восторгова стал закономерным итогом его жизненного пути и идейных убеждений, которые шли вразрез с идеологическими концептами большевистской власти.

В третьей главе «Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова» проанализированы исторические воззрения протоиерея и критические подходы к социалистическому и марксистскому учениям.

В параграфе 3.1. «Исторические взгляды священнослужителя» проанализированы идеологические воззрения и историософская концепция Иоанна Восторгова, а также его оценки роли монахов и церковных деятелей в истории России.

Исторические взгляды протоиерея Иоанна Восторгова формировались, с одной стороны, под влиянием православного мировоззрения, а с другой – в условиях жесткого противостояния революционной и консервативной идеологий на рубеже XIX-XX вв. Будучи сторонником правомонархического политического лагеря и одним из лидеров черносотенного движения в России протоиерей сформулировал охранительную историософскую концепцию, основанную на идеях теории «официальной народности», постулате «Москва–третий Рим», русской идее, противопоставлении двух цивилизационных начал – восточного и западного. Ключевой парадигмой в историософии Восторгова является русская идея, которая заключается в мировом призвании России и русского народа нести идеалы православной веры миру и воплощается в истории государства.

В историософской концепции Восторгова отсутствует детальный, скрупулезный анализ исторических фактов; нет научной, объективной оценки правителей России. В ней фигурируют знаковые, эпохальные события русской истории – монголо-татарское иго, Смута, нашествие Наполеона, а суждения о российских самодержцах носят выборочный характер. Правлениям некоторых монархам уделено по несколько строк, многие не упоминаются вовсе, а эпохе Александра III посвящено огромное количество статей. Это делает большинство выводов священнослужителя дискуссионными и сомнительными на предмет научной обоснованности. К таковым следует отнести тезис об одиночестве России в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве России над Японией и конфессиональном православия над исламом и другими религиями. Однако ряд оценок Восторгова нашли свое единодушное подтверждение у исследователей последующих поколений. Например, утверждение о том, что Русь ценой утраты суверенитета спасла народы Западной Европы от завоевания монголо-татар. Рассуждения протоиерея построены на констатации определенной идеологической парадигмы и интерпретации в соответствии с изначально заданной оценкой исторических событий ее подтверждающих. Таким образом, этот метод анализа упрощает понимание истории России и делает его тенденциозным.

В параграфе 3.2. «Критика социалистических учений» исследованы проблемы истоков социалистических учений и их евангелистских интерпретаций в работах Иоанна Восторгова.

В процессе критики евангелистского социалистического учения, Восторгов отмечал, что оно проповедует общественное устройство на основе нищенства, и делал акцент на содержание заповедей блаженства, в которых говорилось о «блаженстве нищих духом», но не о бедности экономической. Протоиерей считал необходимым различать евангельскую смысловую интерпретацию понятия «бедность» от трактовки социально-экономической: Христос проповедовал духовное нищенство и боролся с нищенством экономическим. При этом Спаситель не призывал к неповиновению и террору, а действовал милосердием и состраданием.

Фундаментальное расхождение между принципами христианства и христианского социализма Восторгов усматривал в том, что в вероисповедании главенствует нравственный закон, а в учении – формальное (юридическое) право, предоставляющее возможность принудительных действий.

Критика Восторговым социалистических теорий основана на методе противопоставления категорий свобода-принуждение, которые рассматривались в религиозно-нравственном, социально-экономическом и политическом ракурсах. Сущность свободы Восторгов трактовал в сугубо христианском понимании, как следование заповедям Евангелия, основанным на моральном долженствовании. Принуждение противоречит идеям христианской свободы, так как в его основе лежат насильственные действия, нарушающие заповеди Иисуса Христа. В рассуждениях протоиерея о религиозно-нравственном смысле свободы изначально заложена поведенческая ориентация на смирение, непротивление, социальный компромисс между имущими и неимущими. Данная интерпретация свободы носит односторонний характер, так как выражает позицию Восторгова как священнослужителя и приоритетной в ней признается мера должного, а не возможного поведения человека.

Социализм, в основе которого лежит принудительная организация общественной жизни, по мысли Восторгова, противоречит идее человеческой свободы. Это учение принципиально не признаёт её существования и, одновременно стремится ограничить формы её проявления, встречающиеся в реальной жизни.

Констатация принуждения как неотъемлемой черты социалистических и коммунистических теорий являлась главным объектом критики священнослужителя. Насильственная составляющая, исповедуемая данными учениями, понималась им не только в сугубо экономическом, но и политическом контексте.

Главный акцент критики марксизма протоиереем Иоанном Восторговым сделан на монистической методологической составляющей учения. Признание доминирующей роли экономических отношений в жизни общества, первичности материи по отношению к духу, сведение идеологии, морали, этики и религии в надстройку, зависящую от развития производственных отношений, по мнению протоиерея, упрощает понимание многообразия форм социального и политического устройства общественной жизни.

В заключении подведены обобщающие итоги исследования, сформулированы его основополагающие выводы и результаты.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Работы, опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных Президиумом ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Причины слабости правых партий в России на примере «Союза Русского Народа» // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». М., 3/2009. С. 66-72. ( 0,7 п. л.)

СТАТЬИ:

  1. Критика социалистических учений в трудах протоиерея Иоанна Восторгова // Наше Отечество. Страницы истории: Сб. науч. ст./ Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – Вып. 7. – С. 96-105. (0,9 п.л.)

  2. И. Восторгов и Русская монархическая партия. Проблемы взаимоотношений с С. А. Кельцевым В. Г. Орловым // Наше Отечество. Страницы истории: Сб. науч. Ст. / Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – Вып. 8. (1,2 п.л.)

1 См.: Протопрествитер М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» // Журнал Московской патриархии. № 4. 1994. С. 60.

2 См.: Светозарский А.«Отче наш Иоане, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997. С. 23.

3 См.: Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51. С. 310.

4 См.: Павликова Л.Ф. Указ. соч. С. 309; Сергиев Р.«Имя его в род и род». К 80-летию мученической кончины прот. Иоанна Восторгова // Тульские епархиальные ведомости. 1998. С. 33.

5 См.: Газизова О.«Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38.

6 См.: ШариповА. Иоанн-Московский Златоуст // Православный паломник. № 1 (14). 2004. С. 3-7; См.: Степанов А.Д. Восторгов, о. Иоанн Иоаннович // Русский патриотизм. М., 2003. С. 151–155.

7 Патерик новоканонизированных святых: священномученик Петр (Зверев): священномученик Иоанн Восторгов // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. С. 198.

8 См: Гумеров Афанасий Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004.

9 Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX – начало XX веков). М., 2006. С. 25

10 См.: Степанов С.А. Черная сотня в России (1905–1914 гг.). М., 1992.

11 См.: Степанов С.А. Черная сотня. 2-е изд. доп. и перераб. М., 2005. (Далее: Степанов С.А. Черная сотня.).

12 См.: Степанов С.А. Черная сотня. С. 224

13 См.: там же. С. 130.

14 См.: там же. С. 157.

15 См.: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Киев. 2006.

16 См.: там же.

17 См.: Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович// Политические партии России (конец XIX – первая треть XX века). Энциклопедия. М., 1996. С. 131.

18 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911–1917 гг.). М., 2001.

19 См.: там же. С. 225–226.

20 См.: Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917 гг.): Дис. …канд. ист. наук. Хабаровск, 2001. С. 207-208 (Далее: Давиденко А.В. Указ. дис.).

21 См.: Давиденко А.В. Указ. дис. С. 196.

22 Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Дис. …канд. ист. наук . М., 2008. С. 41.

23 Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

24 См.: там же. С. 440.

25 ГА РФ. Ф. 116. ОП. 1. Д. 804.

26 ГА РФ. Ф. 102. ОП. 256. Д. 326.

27 ГА РФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 37. Д. 69б

28 ГА РФ. Ф. 116. ОП. 2 (1914-1917). Д. 1

29 ГА РФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 5.

30 ГА РФ. Ф. 116. ОП.1. Д. 371, Д. 154, Д. 611.

31 ЦГИА г. Москвы. Ф. 2261. ОП. 1. Д. 371.

32 См.: Правые партии. Документы и материалы. 1905–1917 гг. М., 1998. Т. 1-2.

33 Восторгов И.И. Полн. собр. соч. в 5 тт. Репринтное издание. СПб., Т. 1–4. 1995; Т. 5. 1998.

34 Архив русской революции, изданный И.В. Гессеном. М., 1991 Т. 12. С. 43.

35 Переписка и другие документы правых 1911 года // Вопросы истории. 1998. № 10. С. 106–107; Переписка и другие документы правых (1911 год) // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С. 126.

36 «Борьба наша проиграна». Документы правых 1914 – 1917 гг. // Исторический архив. 1994. № 5. С. 39–40.

37 «Союз русского народа». По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. / Сост. А. Черновский, ред. и вступ. ст. В.П. Викторова. М.–Л., 1929.

38 См.: Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 440, 452–453, 474, 478, 486.

  1. Овстрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авт

    Документ
    О встрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авторов, подобных И.
  2. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия российской православной церкви

    Документ
  3. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  4. Как инквизиция помогла науке вопросы, уводящие от стереотипов

    Документ
    Уже века этак полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ – это тот, который окапывается где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку,
  5. "закон божий" и "хроники нарнии"

    Закон
    «Господь Сам приведет»? — В защиту не-простоты.— Как остаться в Церкви? — Почему не любят миссионеров? — О языке церковно-китайском.— Искушения миссионера.
  6. История Российской Церкви

    Документ
    Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.
  7. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 октября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.75 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й корпус гуманитарных факультетов, ИППК, ауд.
  8. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов.
  9. Если для России Бог Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной это к

    Документ
    Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти,

Другие похожие документы..