Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова

Источниковая база исследования

Источниковый материал, привлекаемый в диссертации, можно подразделить на архивные и опубликованные материалы. Первая группа включает переписку Иоанна Восторгова, воспоминания лидеров «черной сотни» о нем, например, А.И. Дубровина, материалы следственного дела, возбужденного против протоиерея следственными органами Временного правительства, обзоры деятельности монархических организаций. Наибольшую научную ценность представляют архивные документы из Государственного архива Российской Федерации, хранящиеся, в частности, в фондах № 102 «Департамент полиции», №116 «Союз русского народа», № 9452 «Восторгов». При рассмотрении темы использованы также архивные документы Центрального исторического архива города Москвы – фонд 2261«Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.».

Изучение переписки Восторгова с лидерами крайне правого движения А.И. Дубровиным25, В.М. Пуришкевичем26, князем А.А. Ширинским – Шихматовым27, единомышленниками Ф. Слеповым и Соколовым позволило составить целостную картину отношения протоиерея к черносотенным союзам и организациям, уяснить его роль как в инициировании создания крайне правых структур, так и в их дальнейшем расколе и дезинтеграции.

Ценными для понимания личностного фактора в формировании черносотенных союзов и организаций являются неопубликованные воспоминания А.И. Дубровина – политического оппонента И.И. Восторгова в борьбе за лидерство в «черной сотне»28.

Обращение к материалам следственного дела возбужденного против Восторгова после прихода к власти Временного правительства29 позволяет проанализировать причины раскола внутри Русской монархической партии, вызванных распределением финансов и борьбой за лидерство. Допросы Восторгова освещают его взаимоотношения и причины конфликтов с последним руководителем Русской монархической партии С.А. Кельцевым и ее активным членом В.Г. Орловым.

Обзоры деятельности крайне правых партий за 1909-1910 годы иллюстрируют личную роль Восторгова в организации общественно-политических мероприятий Русской монархической партии, а также ее невысокую популярность в крайне правом движении30. Кроме Государственного архива Российской Федерации при написании диссертационного исследования были использованы документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве города Москвы.

Так, в фонде № 2261 «Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.» был обнаружен документ – Постановление Московского столичного совета благочинных, в котором отражена официальная позиция московского духовенства по отношению к новым властям, поддержанная протоиереем, а также исследованы источниковые материалы, раскрывающие сложный характер взаимоотношений Восторгова с властями, представляющими Временное правительство в г. Москве 31. Переписка с чиновниками, телеграммы, воспоминания протоиерея отражают негативное отношение представителей Временного правительства к Восторгову, обусловленное его приверженностью монархическим взглядам.

К числу важных опубликованных источников следует отнести материалы, связанные с деятельностью Иоанна Восторгова и Русской монархической партии, собранные в двухтомном издании «Правые партии. Документы и материалы. 1905 – 1917 гг. » под редакцией Ю.И. Кирьянова32. В настоящей диссертации из представленных в издании источников были использованы доклады Восторгова, посвященные деятельности Русской монархической партии и осуществленных ей мероприятий в 1907-1908 годах; постановления монархического объединительного съезда в Москве в 1909 годах, протоколы заседаний Главной Палаты Союза Михаила Архангела, членом которой являлся Иоанн Восторгов; телеграммы и послания руководителей местных черносотенных организаций, например, лидера Астраханской народной монархической партии Тихановича-Савицкого. Кроме того в сборнике размещены материалы газет «Русское знамя», «Колокол», «Прямой путь». Ценность данных источников для анализа проблемы заключается в том, что они позволяют понять истоки личностного конфликта между Восторговым и Дубровиным; раскрывают различные аспекты политической, культурно-просветительской и миссионерской деятельности протоиерея в ходе поездок по Сибири, а также раскрывают содержание проектов по преодолению раскола в черносотенном лагере и объединению Союза русского народа и Союза Михаила Архангела.

Другим значимым опубликованным источником, использованным в настоящем исследовании является пятитомное Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова, репринтное переиздание которого было осуществлено в 1995, 1998 годах33.

Труды священнослужителя являются ценным источником для научного анализа его мировоззрения, а также для изучения его общественной деятельности.

В процессе работы над диссертацией были использованы другие опубликованные источники, связанные с общественной деятельностью протоиерея Иоанна Восторгова. Так, мемуары Белецкого раскрывают характер взаимоотношений протоиерея и Григория Распутина34. Оценка причин событий февраля 1917 года содержится в воспоминаниях, посвященных этим событиям. В журнале «Вопросы истории» в 1998 году была опубликована переписка и другие документы правых, которые отражают отношение Восторгова к представителям высшей российской бюрократии и суждения о его деятельности со стороны монархистов35. В 1994 году в журнале «Исторический архив» было издано письмо Восторгова, посвященное оценкам майских событий 1915 года в Москве, известных под названием «немецких погромов»36. Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, расследовавшей деятельность крайне правых, раскрывают сложный характер отношений между Восторговым и Орловым37.

В 1990 году был издан дневник А.В. Богданович – супруги влиятельного при царском дворе генерала Е.В. Богдановича. Он интересен тем, что содержит воспоминания автора, раскрывающие характер отношений Восторгова с А.И. Дубровиным и П.А. Столыпиным38.

Одним из источников, используемых при раскрытии темы, являлись материалы периодической печати, издаваемые Восторговым.

В газете «Русская земля» содержится богатый фактический материал о пастырско-проповеднической деятельности Иоанна Восторгова в Туркестане, Сибири, Дальнем Востоке; участие священнослужителя в деятельности миссионерских съездов.

В военно-патриотическом журнале «Верность» издавались художественные рассказы Восторгова, посвященные деятельности православной миссии.

Журнал «Церковность» издавался в 1916-1918 годы и интересен отражением острой полемики на политические и религиозные проблемы, которую вел Восторгов с новыми властями, пришедшими к власти в 1917 г.

Указанный документальный материал не является исчерпывающим для исследования общественной деятельности Иоанна Восторгова, однако позволяет в совокупности решить поставленные задачи.

Цель данной диссертации заключается в научно-историческом анализе общественно-политической практики протоиерея Иоанна Восторгова; установлении конкретных форм ее воплощения; исследовании концептуальных мировоззренческих установок и детерминирующих политических и социальных факторов, оказавших влияние на идеологию священнослужителя и его деятельность.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

–исследовать общественно-политическую биографию протоиерея Иоанна Восторгова;

– выявить конкретные исторические условия, оказавшие существенное влияние на идеологию и деятельность Восторгова;

– определить основные формы участия протоиерея Восторгова в общественной жизни в период 1884 – 1918 годы;

– определить результаты практической деятельности Восторгова в различных сферах общественной жизни;

– проанализировать содержание его публицистических произведений;

– определить основные черты мировоззрения Восторгова.

Объектом исследования является консервативная идеология правомонархического движения в различных сферах – пастырства, миссионерства, просвещения, деятельности черносотенных и культурно-просветительских организаций в контексте общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова.

Предметом исследования является общественная деятельность Иоанна Восторгова, видного представителя крайне правого движения конца XIX – начала XX вв., в воззрениях и общественной практике которого отражены следующие направления научного исследования: пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в черносотенных и общественных организациях.

Хронологические рамки исследования определяются периодом 1887 –1918 годы. Указанные границы определены годами начала профессиональной и общественной деятельности Восторгова после окончания Ставропольской духовной семинарии и расстрела в 1918 г.

Научная новизнаисследования. Впервые предпринят системный научный анализ общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова в контексте социально-политических и мировоззренческих трансформаций в России на рубеже XIX-XX вв.

Проведен всесторонний анализ общественной деятельности Иоанна Восторгова по составляющим ее компонентам: пастырство, миссионерство, просвещение, публицистика, участие в общественных и черносотенных организациях. Определено место Восторгова как идеолога и духовного наставника крайне правых организаций и значение его деятельности для становления черносотенных структур в масштабах Москвы и всей Российской империи.

Впервые проанализированы мировоззренческие представления протоиерея Иоанна Восторгова, связанные с историософским осмыслением роли России во всемирном масштабе, ролью монархов в истории государства, критикой социалистических учений.

Впервые в научный оборот вводится значительное количество ранее не использовавшихся документальных источников, что позволяет значительно расширить представления о деятельности правомонархических структур, возникших в России в годы Первой русской революции.

Научная новизна исследования получила воплощение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Жизненный путь и общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова, как одного из лидера «черной сотни», отразили общую тенденцию генезиса, развития и деградации черносотенного движения в России.

  2. В общественной деятельности Иоанна Восторгова воплотилась консервативная идеология, ориентированная на незыблемость политических и религиозных устоев общества – самодержавия и православия и отразившая отношение протоиерея к социально-политическим переменам в России на рубеже XIX-XX вв.

  3. Общественная деятельность Иоанна Восторгова, являвшегося приверженцем консервативной идеологии, выражала негативное отношение православного духовенства к социально-политическим и идеологическим трансформациям в России на рубеже XIX-XX вв.

  4. Общественная деятельность протоиерея воплощалась в различных сферах – культурно-просветительской, социальной, политической, религиозной. Ее формами являлись пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в общественных, религиозных организациях и крайне правых структурах.

  5. Участие протоиерея Восторгова в черносотенном движении стало ответной реакцией на возникновение либеральных и революционных политических партий. Борьба за лидерство с С.А. Кельцевым и В.Г. Орловым в Русской монархической партии отражала общую тенденцию обострения противоречий в политическом лагере крайне правых из-за распределения финансов и личных амбиций.

  6. Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова носили эклектичный характер и опирались на консервативную традицию предшествующих периодов. Компонентами его идеологии являлись: теория «официальной народности», историософская концепция «Москва-Третий Рим», догмат о русской идеи, дихотомия «Восток-Запад».

  7. Постулат о русской идее является центральным в воззрениях Иоанна Восторгова.

  1. В основе критики социализма и марксизма лежит негативная интерпретация монистической методологии учений, основанных на абсолютизации экономической составляющей общественной жизни.

  2. Путь к разрешению социально-политических конфликтов в российском обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости следованию закону божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.

Методологической основой диссертации является историко-генетический (диалектический) метод, который позволяет раскрыть функции и свойства исторической реальности в процессе исторического развития и познать объекта исследования. Использование данного метода позволит показать фигуру протоиерея Восторгова во всех аспектах развития и обусловленности его общественно-политической деятельности и мировоззрения.

Диссертационное исследование опирается на фундаментальные принципы исторического познания: объективности, детерминизма, историзма, системности.

Для наиболее полного, объективного и всестороннего раскрытия темы диссертации были применены исторического исследования: проблемно-хронологический, диахронный, компаративистский, историко-типологический.

Теоретическое и практическое значение диссертации.Результаты диссертации могут быть использованы при написании работ по истории России, а также исследований по истории политических партий и общественно-политических движений, проблемам консервативной идеологии, просвещения, истории революций февраля и октября 1917 года. Материалы диссертации можно применять при подготовке университетских лекционных и специальных курсов по Отечественной истории. Результаты исследования могут использоваться в сфере прикладной политологии, государственного управления.

Апробация исследования

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета. Материалы диссертации опубликованы в научных статьях, общим объемом 2,8 печатных листа, сообщениях и докладах на заседаниях кафедры.

Структура работы построена на основе сочетания хронологического и проблемного подходов. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

  1. Овстрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авт

    Документ
    О встрече Григория Ефимовича Распутина с о. Иоанном Кронштадтским пишут многие. Само упоминание этого факта, как правило, не вызывает, сомнений. Разве что у авторов, подобных И.
  2. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия российской православной церкви

    Документ
  3. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  4. Как инквизиция помогла науке вопросы, уводящие от стереотипов

    Документ
    Уже века этак полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ – это тот, который окапывается где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку,
  5. "закон божий" и "хроники нарнии"

    Закон
    «Господь Сам приведет»? — В защиту не-простоты.— Как остаться в Церкви? — Почему не любят миссионеров? — О языке церковно-китайском.— Искушения миссионера.
  6. История Российской Церкви

    Документ
    Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.
  7. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 октября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.75 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й корпус гуманитарных факультетов, ИППК, ауд.
  8. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов.
  9. Если для России Бог Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной это к

    Документ
    Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти,

Другие похожие документы..