Претендента на конкурс лучших учителей Бессарабовой И. Э., учителя русского языка и литературы моу краснояровская средняя общеобразовательная школа №30 Новосибирского района

4.1.Чем продиктован выбор данной технологии?

Мы живём во время, когда перемены во всех областях человеческой деятельности протекают очень быстро: возникают новые отрасли науки, принципиально изменяются технологии, происходят изменения в общественном сознании, системе потребностей и структуре ценностей. Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры.

Выпускник современной школы – это, прежде всего, творческая личность, активно мыслящая, находящаяся в гармонии с окружающим миром; гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющая творчески оценить любую информацию в любой области будущей деятельности; способная поставить цели и спрогнозировать последствия; способная к самооценке и саморазвитию.

Задача каждого образовательного учреждения – максимально приблизить каждого обучаемого к этой модели. Решая эту задачу, наша школа пришла к необходимости провести психолого-педагогическую диагностику каждого ребёнка, где центральными вопросами исследования стали:

- обучаемость учащегося (память, внимание, мышление, темперамент);

- обученность;

- мотивация к учению;

- социальные условия.

Проведя такую диагностику, мы увидели, что из 214 учащихся нашей школы

- у каждого третьего серьёзные нарушения памяти;

- у многих слабая концентрация внимания (помехоустойчивость), у половины слабая переключаемость;

- у 40% преобладает репродуктивное мышление, не сформированы мыслительные операции – анализ, синтез;

- у многих средняя и низкая мотивация к обучению.

Причины таких результатов различны: генофонд, социальное положение, а вывод получился один – осуществлять индивидуальный подход, т. е. дифференцировать обучение, использовать такие методы и формы работы, которые активизируют познавательную деятельность ребёнка, развивают творческое мышление.

В последние годы всё больше заявляет о себе новая область знания – педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с сознанием новой практики образования. Эти процессы называют инновационными. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Успех учащихся на уроках русского языка я прежде всего связываю с использованием интерактивных методов обучения, когда обучение происходит во взаимодействииобучающихся, включая педагога. В отличие от пассивных и активных методов интерактивные предполагают «сообучение», при котором и учащиеся, и учитель являются субъектами процесса – это и есть основа технологии «Развитие критического мышления».

4.2. Описание технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

4.2.1. Ведущие теоретические идеи технологии базируются на аспектах:

- философский аспект

Базовая идея – идея открытого общества, т. е. различные точки зрения . Основной принцип: ориентация на воспитание социальной ответственности.

- технологический аспект

Базовая модель трёх стадий: В – вызов, О – осмысление, Р – рефлексия.

- методический аспект

Технология представляет систему стратегий, объединяющих приёмы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Она универсальна и надпредметна.

4.2.2. Отличительные особенности технологии

- посвящена простым и доступным искусствам – чтению и письму;

- критическое мышление не критика, а мышление конструктивное и креативное;

- в основе технологии принцип: как можно больше ученика и как можно меньше учителя;

- создание атмосферы партнёрства.

4.2.3. Цель технологии - создание условий развития и саморазвития личности школьника, формирование умений и навыков работы в режиме интерактивных методов обучения, обеспечивающих индивидуальное развитие ребёнка.

4.2.4. Основные задачи:

- формирование творческого стиля жизнедеятельности школьника;

- расширение и углубление знаний, умений и навыков творческого, эвристического уровня мышления и деятельности учеников;

- развитие опыта и способов взаимодействия ученика с природно-социальным миром;

- формирование потребности в самообразовании и воспитании.

Педагогика субъект – субъектных отношений завоёвывает всё больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно, что и как формировать у него для её достижения.

Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Потребность в созидании, творчестве естественна для человека. Ориентация на создание условий, позволяющих детям раскрываться как творцам – главная задача современного учителя развивающего обучение, использующего сложные внутренние стимулы, строящиеся на интерактивных методах обучения.

Данная технология опирается на научную ассоциативно-рефлекторную концепцию обучения. Приобретение знаний, формирование навыков, умений, развитие способностей имеет определённую логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы:

- восприятие учебного материала;

- его осмысление, доведённое до пониманий внутренних связей и противоречий;

- запоминание и сохранение в памяти;

- применение усвоенного в практической деятельности.

Желанный результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- активное отношение к обучению;

- подача учебного материала в определённой последовательности (от простого к сложному, от общего к частному);

- демонстрация и закрепление в упражнениях различных приёмов умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

4.2.5. Модель трёх стадий

Вызов:

1.Актуализирует знания учащихся, т. к. учащиеся вспоминают, что уже знают по данной теме, данному вопросу, учащиеся начинают думать на тему, которую будут изучать

2. Учащиеся определяют уровень своих знаний, что нужно узнать

Осмысление

помогает собственному пониманию материала

Задачи осмысления:

1. Поддерживает активность учеников, интерес к изучаемому материалу

2. Поддерживает усилия по отслеживанию собственного понимания

Рефлексия:

Основные идеи:

1. Что я думаю об этом сейчас?

2. Как это соотносится с тем, что я знал раньше?

3. Как изменились мои представления?

4. Что я буду делать иначе?

На стадиях Вызов, Осмысление, Рефлексия можно использовать:

4.2.6. Активизация познавательной деятельности.

Чтобы активизировать умственную деятельность ребёнка (когда происходит мобилизация всех его знаний, сопоставление, оценка, ребёнок начинает размышлять, что приводит к развитию памяти, мышления, внимания), начинаем с простейшего – вводим элементы игры, занимательности на уроке. Всестороннее влияние игры на развитие школьника трудно переоценить. По словам А. Макаренко, «вся жизнь школьника – это игра. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь».

Но не только игровые моменты призваны решать проблемы активизации познавательной деятельности, развития творческого мышления и повышения качества знаний. Поэтому ставлю перед собой следующие задачи:

1) разработать систему игровых уроков, направленных на развитие творческих способностей детей;

2) использовать имеющуюся систему самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка;

3) использовать и накапливать интерактивные методы в обучении учащихся;

4) установить тесную связь (привести в систему) между внеклассной и урочной работой по активизации познавательной деятельности.

Нестандартный урок, который мы проводим при обобщении, повторении материала, можно отнести к интерактивным методам обучения. Он формирует навыки самостоятельной работы учащихся, заставляет работать с научной литературой, развивает познавательный интерес. (Конспекты некоторых нестандартных уроков были напечатаны в журналах «Сибирский учитель», 2004 год; «Русский язык в школе», 2006 год).

4.2.7. Интерактивные методы обучения,

чаще всего используемые на уроках русского языка в стадии Вызов, Осмысление, Рефлексия:

1. Метод составления кластера.

Вызывает сразу же интерес к обучаемому предмету и даёт возможность быстрой концентрации внимания.

Алгоритм разбивки на кластер:

- написать в середине листа ключевое слово или тему;

- записываются слова и предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой;

- установить связи между идеями, которые кажутся подходящими;

- записывать столько идей, сколько позволит время.

(Пример в приложении).

2. Метод составления синквейна.

Этот метод помогает сразу же определить, как усвоен материал.

Алгоритм:

- написать одно слово (существительное), которое обозначает тему или понятие;

- два слова (прилагательных) – описание этого понятия;

- три слова (глаголы) – описание действий;

- фраза, которая показывает ваше отношение к теме;

- одно слово – синоним, которое повторяет суть темы.

(Пример в приложении).

3. Метод синектикс.

Учащиеся решают творческие задачи путём поиска аналогий: природных, личных, символических, фантастических.

4. Вопросы Блума.

Технология составления «тонких» и «толстых» вопросов (вопросы не отражают уровня развития обучаемых; уровень развития отражает ответ).

(Пример в приложении).

5. Чтение и таблица инсерт.

Читаем текст и на полях ставим значки:

v – это мне известно;

- - противоречит моим знаниям;

? – не понятно;

: - я хочу обсудить в классе;

! – это мне понравилось.

Затем составление таблицы. (Пример в приложении).

6. Учение сообща:

а) письменный и устный круглый стол;

После получения проблемного вопроса или задания лист и ручка передаются по кругу в большой группе учащихся;

б) трёхступенчатое интервью (партнёры берут друг у друга интервью на определённую тему)

А Б

интервьюер отвечающий

В

записывающий

Затем меняются ролями.

в) команды – игры – турниры (это совместная деятельность, в которой члены одной команды сообща овладевают определёнными знаниями).

7. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Можно использовать настоящие цветовые шляпы, соответственно «шляпе» думать и мыслить.

Красная шляпа – эмоциональное мышление, въедливость, негативизм.

Жёлтая – оптимистическое мышление, созидание, энтузиазм, солнечный свет, поиск благоприятных взаимоотношений.

Зелёная – творческое мышление, полёт фантазий.

Синяя – управление мышлением (дирижёр). Контроль, дисциплина – следит за этим.

Белая – факты и цифры. Объективная информация.

8. Работа в малых группах.

Даёт всем учащимся возможность проявить навыки сотрудничества, межличностного общения, умение активно вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласии. Внутри группы учащийся может попробовать себя в различной деятельности, выбрать одну из ролей:

- фисилитатор (посредник – организатор деятельности группы);

- регистратор (записывает результаты работы);

- докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

- журналист (задаёт уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание);

- активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что сообщил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

- наблюдатель (отмечает продвижение группы к выполнению задания, обращает внимание на готовность к компромиссу и сотрудничеству, преодоление конфликтных ситуаций);

- хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

9. Метод «каждый учит каждого»

Обучение друг друга в парах сменного состава – один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важнейшие навыки и умения объяснить трудный материал, задавать вопросы, общаться.

10. Мозговая атака

Направлена на активизацию знаний, полученных ранее по предмету, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Ученикам (можно в парах, можно в группе) предлагается внимательно прочесть условия задания и предложить все возможные, в том числе и абсурдные, гипотезы для его выполнения.

Итак, интерактивные методы обучения направлены на развитие творческого мышления учащихся, они ведут к повышению активности познавательной деятельности.

Ценность интерактивных методик ещё и в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроках, включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие, практику), то есть «целостного человека».

4.2.8. Результативность использования технологии

Технология РКМЧП и решение методической проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка через интерактивные методы обучения» помогли достичь следующих результатов:

1) в 2002-2003 уч. г. в 5А классе было проведено психолого-педагогическое обследование, которое помогло определить уровень развития психических процессов (память, внимание, темперамент). Цель диагностики - выявить потенциальные возможности учащихся, чтобы осуществить дифференцированный подход внутри коллектива. Оказалось, из 22 человек имеют

высокий уровень развития – 6 человек (Ельцова Н., Киреев А., Синицын Д., Тихонова А., Шамрай В., Юдина М.),

повышенный – 8 человек (Бирюля С., Ваганова В., Дейгель Е., Кубышкин Д., Лазарчук А., Лозинская Е., Мордвинов И., Селивёрстов В.),

базовый – 6 человек (Гукова У., Зенухина В., Инзарин Р, Попов П., Ратникова Т., Филиппова Е.),

коррекционный – 2 человека (Иноземцев С., Конищева И.).

Исходя из этого, ставились определённые цели и задачи.

Цель – повышение орфографических навыков учащихся.

Задачи:

для высокого уровня развития – формировать умение «видеть» состав слова, развивать умение разбираться в грамматических признаках слова, видеть «опасные» места и применять правила;

для повышенного уровня развития – формировать умение «видеть» состав слова, «опасные» места, где нужно применить правило;

для базового формировать умение различать части речи, «видеть» состав слова, «опасные» места, где нужно применить правило;

для коррекционного – формировать умение находить безударные гласные, определять морфему, отрабатывать навык деления слова на слоги.

В конце учебного года мы пришли к следующим результатам: из 22 человек 14 видят орфограмму, умеют определять условия выбора орфограммы. Уровень грамотности повысился у 4 человек: Вагановой В., Дейгель Е., Лазарчука А., Филипповой Е.

Вновь психолого-педагогическая диагностика была проведена в конце 2004-2005 уч. г. Благодаря технологии РКМЧП и использованию интерактивных методов обучения, в 7А классе из 22 человек имеют

высокий уровень развития – 8 человек (Ваганова В., Ельцова Н., Киреев А., Лазарчук А., Синицын Д., Тихонова А., Шамрай В., Юдина М.);

повышенный – 8 человек (Бирюля С., Дейгель Е., Инзарин Р., Кубышкин Д., Лозинская Е., Мордвинов И., Селивёрстов В., Филиппова Е.)

базовый – 6 человек ( Гукова У., Зенухина В., Иноземцев С., Конищева И., Попов П., Ратникова Т.)

  1. На конкурс лучших учителей

    Конкурс
    Бессарабова Ирина Эдуардовна – учитель высшей категории, обладающий высоким уровнем профессионализма, эффективно владеющий системой педагогических приёмов, методов, средств, форм обучения и развития школьников.

Другие похожие документы..