Доклады Правительства США

Доклады Правительства США

Казахстан

Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2006 год

Подготовлен Бюро по демократии, правам человека и труду

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и различные конфессии осуществляют отправление религиозных культов в основном без вмешательства государства. Хотя в некоторых случаях должностные лица на местах предпринимают попытки ограничить отправление религиозных обрядов некоторыми группами, представляющими нетрадиционные религии, вышестоящие должностные лица или суды обычно вмешиваются, чтобы исправить последствия таких попыток.
В течение рассматриваемого в данном отчете периода общее положение с уважением свободы вероисповедания несколько ухудшилось. Принятые в 2005 году законы, которые ограничили конституционные гарантии защиты свободы вероисповедания, по-прежнему оставались в силе. Поправки по вопросам обеспечения национальной безопасности, которые были введены в действие в июле 2005 года, установили обязательность регистрации для миссионеров и религиозных объединений. Большинство религиозных объединений, включая конфессии, представляющие нетрадиционные религии и религиозные меньшинства, сообщили о том, что введение поправок в действие проходило таким образом, что не повлекло за собой значительного влияния на отправление религиозных культов. Незарегистрированные религиозные объединения сообщили, что возросло количество судебных дел, возбужденных в отношении таких групп, а также о том, что увеличились суммы штрафов, которые налагались на такие объединения за отсутствие регистрации.
В течение периода, рассматриваемого в данном отчете, количество случаев оказания давления на религиозные организации со стороны местных властей оставалось на том же уровне, что и в предыдущий период. В течение отчетного периода количество сообщений о сотрудниках местных правоохранительных органов, приходивших в религиозные организации для проведения проверок, оставалось на прежнем уровне, и большинство религиозных организаций сообщало о том, что сотрудничество с официальными органами, в основном, было хорошим.
В целом дружественные отношения между существующими в обществе конфессиями благоприятно сказывались на уровне свободы религии.
Правительство США обсуждает вопросы религиозных свобод с правительством Казахстана в контексте своей общей политики продвижения прав человека. Посол и другие официальные представители США выступали в поддержку усилий Казахстана, направленных на укрепление связей и взаимопонимания между религиозными группами. Официальные представители США проводили индивидуальные встречи на всех уровнях и выступали публично, призывая к тому, чтобы любые новые положения законодательства не противоречили закрепленным Конституцией страны гарантиям свободы вероисповедания и существующей в Казахстане традиции религиозной терпимости. Сотрудники посольства и Государственного департамента посещали религиозные учреждения и встречались с религиозными лидерами и сотрудничали с представителями государственных органов Казахстана для рассмотрения отдельных случаев, которые вызывали обеспокоенность. В течение периода, освещаемого в данном отчете, Посольство финансировало ряд программ по обмену для мусульманских и других религиозных лидеров с тем, чтобы они встретились с множеством различных религиозных лидеров в Соединенных Штатах. Сотрудники посольства США поддерживали постоянный диалог с широким спектром религиозных групп.

КАЗАХСТАН 2

Раздел I. Религиозная демография
Страна занимает общую территорию площадью в 1 052 540 квадратных миль, а ее население, согласно данным государственного Агентства по статистике по состоянию на январь 2006 года, составляет 15 219 300 человек.
Общество этнически разнородно, и в нем представлено множество религий. Отчасти благодаря кочевому и советскому прошлому страны многие жители считают себя неверующими. По сообщениям нескольких исследователей и согласно опросам, можно предположить среди населения низкий уровень распространения религиозных убеждений и участия в отправлении религиозных культов. Правительство ведет статистический учет числа зарегистрированных конгрегаций и организаций, но не ведет учет количества верующих в каждой группе. Последние из достоверных статистических данных касательно процентного соотношения групп населения, относящих себя к определенной вере, относятся к переписи населения, проведенной в 1999 году. Хотя с 1999 года значительно возросло число зарегистрированных малочисленных религиозных объединений, власти считают, что процентное соотношение групп населения, относящих себя к определенной вере, не изменилось. Этнические казахи, которые составляют примерно половину населения страны, как и этнические узбеки, уйгуры и татары, составляющие все вместе менее 10 процентов населения, исторически являются мусульманами-суннитами Ханафитской школы. Другие этнические группы, к которым относится менее одного процента населения, традиционно являются мусульманами-суннитами Шафитской школы (направление ислама, которое традиционно исповедуют чеченцы), шиитами, суфи и последователями течения "Ахмадия". В процентном отношении больше всего граждан, которые относят себя к практикующим мусульманам, проживает в южных районах, граничащих с Узбекистаном. Значительная группа населения – этнические русские и имеющие меньшую численность группы этнических украинцев и этнических белорусов, традиционно являются последователями русской православной церкви, все вместе они составляют примерно одну треть населения страны. По существующим оценкам, этнические немцы, многие из которых католики или лютеране, составляют приблизительно 1,5 процента от общего населения страны.
Согласно государственной статистике, в стране действуют больше конгрегаций протестантских христианских церквей, чем русской православной церкви, хотя это вряд ли означает, что число их последователей выше. Власти сообщили о том, что за отчетный период было зарегистрировано девяносто три «нетрадиционные» протестантские христианские церкви и сорок пять принадлежащих к этим церквям иностранных миссионеров.
В стране есть два религиозных объединения, представляющих баптистов: Совет церквей евангелических христиан и баптистов («Совет церквей») и Союз евангелических христиан и баптистов («Союз баптистов»). Хотя не было точной статистики о численности конгрегаций Совета церквей, по оценкам наблюдателей за деятельностью религиозных объединений, число последователей Совета церквей доходит до 1000 человек, тогда как количество верующих в конгрегациях Союза баптистов было оценено как превышающее 10 000 человек. По сообщениям, в течение отчетного периода, власти зарегистрировали 198 религиозных объединений, входящих в Союз баптистов, а также 22 иностранных миссионера, представляющих эти церкви. Другие христианские ассоциации, которые объединяют значительное число верующих, включают в себя пресвитерианцев, лютеран, Свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня и Церковь пятидесятников. Были также зарегистрированы менее многочисленные группы методистов, меннонитов и мормонов. В течение отчетного периода власти продолжали сообщать о заметном увеличении количества зарегистрированных конгрегаций и миссионеров, связанных с южно-корейскими протестантскими христианскими церквями.

КАЗАХСТАН 3

В стране есть епархия архиепископа Римско-католической церкви, последователи которой составляют 2% населения, многие из которых этнические украинцы и этнические немцы. Государственные органы сообщили о том, что на территории страны зарегистрировано 83 епархии и организации Римско-католической церкви. В течение года власти зарегистрировали 198 иностранных представителей духовенства Римско-католической церкви и миссионеров. Менее многочисленная, связанная с этой церковью община Греческой Католической церкви зарегистрировала три религиозных объединения, многие из прихожан которых являются этническими украинцами. В этих церквях было зарегистрировано девять иностранных священнослужителей и миссионеров.
У еврейской общины, численность которой составляет, по оценкам, значительно менее 1 процента населения, есть синагоги в нескольких крупных городах, включая Алматы, Астану и Павлодар. В Алматы раввины сообщили о том, что, в течение рассматриваемого в данном отчете периода, возросло число посещающих как службы, так и религиозные образовательные сессии. Власти сообщили о регистрации восьми иностранных раввинов и раввинов-миссионеров.
Государственные органы сообщили о регистрации в течение отчетного периода пятидесяти восьми религиозных организаций, представляющих нетрадиционные религии. Среди этих организаций последователи движения Харе Кришна, движения Бахаи, сайентистов и Церкви унификации. Власти сообщили о том, что на территории страны было зарегистрировано четыре объединения буддистов.
Согласно государственной статистике по состоянию на январь 2006 года, в стране находилось 413 иностранных миссионеров. Большинство зарегистрированных миссионеров относят себя к христианским организациям, многие из них приехали из Южной Кореи, России и других стран бывшего Советского Союза. Хотя мусульманских иностранных миссионеров зарегистрировано всего 12, считается, что на юге страны активно действует большее количество проповедников.
Раздел II. Состояние религиозных свобод
Законодательные и политические рамки
Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и различные конфессии осуществляют отправление религиозных культов, в целом, без вмешательства государства. Однако в некоторых случаях должностные лица на местах и в регионах предпринимали попытки ограничить или взять под контроль отправление религиозных обрядов некоторыми группами, включая представляющие нетрадиционные религии. Согласно Конституции, Казахстан является светским государством, в котором предусмотрено право на отказ от религиозных убеждений. Однако в июле 2005 года правительство ввело в действие поправки по вопросам национальной безопасности, которые сузили действие правовых механизмов защиты свободы вероисповедания. В рамках этих поправок было разъяснено, что религиозные объединения должны пройти регистрацию в государственных органах, как на центральном уровне, так и в отдельных регионах (областях), где присутствуют их конгрегации. Поправки дают должностным лицам право приостанавливать деятельность религиозных организаций на административных основаниях. Власти продолжали публично выказывать поддержку религиозной терпимости и уважения к многообразию религий.
Национальный Закон о религии содержит прямое требование официальной регистрации религиозных организаций, однако, в нем также все еще содержится положение, предусматривающее, что все люди вправе свободно исповедовать свою религию «как единолично, так и совместно с другими». До внесения в 2005 году поправок по вопросам национальной безопасности в этот закон, требование о регистрации было обязательным только для тех религиозных объединений, которые желали получить статус юридического лица. Такой статус необходим для того, чтобы приобретать или арендовать

КАЗАХСТАН 4

недвижимость, нанимать на работу граждан или вступать в какие-либо другие правоотношения. Для регистрации религиозному объединению необходимо участие не менее чем десяти членов, и, кроме того, организация должна подать заявление в Министерство юстиции. На практике большинство религиозных объединений предпочитают регистрироваться в официальных органах, и регистрация проходит без значительных затруднений.

В декабре 2005 года правительство организовало Комитет по делам религии при Министерстве юстиции. Комитет по делам религии Министерства юстиции стал заменой Совета по связям с религиозными объединениями, который подчинялся Премьер-министру. Комитет по делам религии является органом, который координирует взаимоотношения между религиозными организациями и правительством. Кроме того, Комитет по делам религии выполняет функции консультативного органа Министерства юстиции, призванного способствовать обеспечению процедуры регистрации религиозных объединений. Большая часть из 22 сотрудников Комитета по делам религии ранее работали в Совете по связям с религиозными объединениями.

В 2004 году Министерство юстиции разработало и внедрило новый процесс регистрации по принципу “одного окна”, и религиозные группы отметили, что в течение периода, рассматриваемого в данном отчете, процедура регистрации стала более эффективной. Статья 9 Закона о религии содержит требование регистрации местных религиозных организаций в региональных отделениях Министерства юстиции. Хотя в большинстве случаев регистрация религиозных объединений проходила без затруднений, некоторые религиозные группы, представляющие миноритарные религии, сообщали, что официальные представители Министерства юстиции иногда отказывали им в регистрации или затягивали ее предоставление, ссылаясь на несоблюдение незначительных административных требований. Несколько групп отметили, что должностные лица в Западно-казахстанской и Атырауской областях демонстрировали особенное нежелание работать с нетрадиционными группами, пытавшимися пройти процедуру регистрации.
Совет церквей придерживается политики отказа от регистрации в странах бывшего Советского Союза. В 1961 году Совет церквей отделился от Союза баптистов, который не возражает против регистрации своих конгрегаций. Союз баптистов сообщил, что в течение отчетного периода, все обращавшиеся за регистрацией конгрегации Союза были зарегистрированы.
Религиозный центр Свидетелей Иеговы сообщил о том, что местное отделение Министерства юстиции с 2001 года отказывало в регистрации отделению центра в Атырауской области, где Центр неоднократно обращался с заявлениями о регистрации.
Как и в предыдущие годы, должностные лица часто выражали обеспокоенность в отношении потенциального распространения политического и религиозного экстремизма на юге страны. Комитет Национальной безопасности (КНБ) назвал борьбу с “религиозным экстремизмом” наиболее приоритетным направлением деятельности службы внутренней разведки. Под действие Закона об экстремизме, вступившего в силу в феврале 2005 года, подпадают как религиозные, так и другие организации. Согласно этому Закону, власти имеют широкие полномочия для определения организации как экстремистской и отнесения ее к списку таких организаций, а также для запрещения деятельности организации, которая была признана экстремистской, и установления уголовного наказания за участие в деятельности запрещенной организации. В марте 2005 года первой организацией, чья деятельность была запрещена в соответствии с Законом об экстремизме, стало политическое движение “Хизб ут-Тахрир”. По состоянию на конец отчетного периода в списке экстремистских организаций не было религиозных организаций, не преследующих политические цели.

КАЗАХСТАН 5

Закон о выборах запрещает создание политических партий на основе этнической, половой или религиозной принадлежности. В 2002 году Конституционный Совет вынес решение о том, что определенное положение в законодательстве является нарушением конституционного принципа отделения церкви от государства. Это положение предусматривало что регистрация любой мусульманской организации должна проходить с одобрения Духовного управления мусульман (ДУМК) - общенациональной организацией мусульман, которую возглавляет Верховный муфтий. Совет также отметил, что принятие таких положений может привести к ограничению конституционного права на свободное распространение религиозных убеждений.
По сообщениям, в начале 2005 года во время встречи с имамами из различных регионов страны Президент Нурсултан Назарбаев сказал, что суннитские мечети должны присоединяться к ДУМК. В мае 2005 года пресса сообщила, что аким Южно-казахстанской области вместе с начальниками областных правоохранительных органов провел ряд встреч с имамами мечетей этой области, пытаясь оказать давление на неприсоединившихся имамов и конгрегации с тем, чтобы они вступили в ДУМК для обеспечения единого подхода к религиозному служению. Поступали также неподтвержденные сведения о том, что акимы в других областях также проводили подобные встречи с имамами, призывая к присоединению к ДУМК. Было несколько случаев, когда Верховный муфтий публично порицал распространение нетрадиционных религий, к которым, по его словам, относятся любые конгрегации, не входящие в Русскую православную церковь или ДУМК. По сообщениям, в ходе состоявшейся в мае конференции, посвященной суфизму в Иране и Центральной Азии, несколько местных суфи обвинили ДУМК в продвижении «вакхабизма» и нетерпимости среди мусульман. ДУМК публично отрицало эти обвинения. Несмотря на влияние и оказываемое ДУМК давление, в течение отчетного периода власти регистрировали мечети и объединения мусульман, не входящие в ДУМК.
Деятельность иностранных миссионеров не запрещена ни законом, ни подзаконными актами. Иностранные миссионеры, как и все иностранцы на территории страны, обязаны зарегистрироваться в миграционной полиции и указать цель своего пребывания. Согласно внесенным в июле 2005 года поправкам к Закону о религии казахстанские и иностранные миссионеры обязаны проходить ежегодную процедуру регистрации в Министерстве юстиции и предоставлять информацию о вероисповедной принадлежности, территории и сроке миссионерской деятельности. Вместе с заявлением о регистрации должна быть представлена вся религиозная литература и другие материалы, предназначенные для миссионерской деятельности; использование материалов, непроверенных в ходе процедуры регистрации, незаконно. Кроме того, миссионеры должны предоставить документы о том, что представляемая ими религиозная организация официально зарегистрирована, и представить выданную этой организацией доверенность на право осуществления миссионерской деятельности от ее имени. Министерство юстиции может отказать в регистрации миссионерам, чья деятельность будет противоречить закону, включая положения, запрещающие разжигание национальной или религиозной розни. Конституция требует, чтобы деятельность иностранных религиозных объединений, включая назначение руководителей религиозных объединений, осуществлялась “по согласованию с соответствующими государственными органами”. Иностранные граждане имеют право на регистрацию религиозного объединения, однако им практически необходимо, чтобы среди 10 совершеннолетних лиц, желающих выступить в качестве учредителей, большинство составляли граждане Казахстана.
Государственные органы не разрешают преподавание религиозных предметов в государственных школах. Дети обязаны посещать светские школы до получения среднего образования. Некоторые светские школы являются частными. Получение образования на дому не разрешается, за исключением обучения детей дошкольного возраста и детей, не являющихся гражданами Казахстана. Родители могут отдавать детей в учреждения

КАЗАХСТАН 6

дополнительного религиозного воспитания, создаваемые зарегистрированными религиозными объединениями.
В течение периода, рассматриваемого в данном отчете, одна группа сообщила о трудностях, с которыми она столкнулись в процессе получения регистрации для миссионера, который переехал из Южно-казахстанской области в Алматы. Миссионер получил регистрацию и право на осуществление деятельности в Алматы в мае 2006 года. Две группы сообщили, что иностранным миссионерам было отказано во въезде в страну, потому что власти внесли их в «черный список» лиц, которым может быть отказано в получении виз стран Содружества Независимых Государств (СНГ); этот «черный список» правительство обязано соблюдать в соответствии с договорами. В одном из таких случаев, в въезде было отказано миссионеру, который работал в стране более десяти лет, и семья которого проживала в Караганде. Многие иностранные миссионеры сообщили о хорошем сотрудничестве с местными и республиканскими властями.
Внесенные в июле 2005 года поправки по вопросам национальной безопасности содержат положение о том, что религиозное воспитание ребенка не должно причинять вред развитию ребенка или его физическому и психическому здоровью. В поправках не разъясняется, как определяется причинение такого вреда и какое ведомство может считаться компетентным для вынесения такой оценки. Действующий закон не позволяет религиозным объединениям обучать детей без согласия Министерства образования. Отсутствие такого разрешения может служить основанием для отказа в регистрации религиозной организации, в устав которой включено положение, предусматривающее возможность религиозного обучения. В начале 2005 года Министерство образования выпустило инструкцию для учителей, предписывающую им внимательно отслеживать поведение, которое бы указывало на то, что дети находятся под влиянием политических или религиозных экстремистских взглядов. Поступали неподтвержденные сведения о том, что подобные инструкции были вновь выпущены в течение отчетного периода, хотя не поступало никаких сообщений о возбуждении дел на основании поступления заявлений от учителей о религиозном обучении учащихся.
Правительство освободило зарегистрированные религиозные организации от уплаты налогов с церковных сборов и доходов от некоторых видов религиозной деятельности. Однако конгрегации должны оплачивать определенные услуги, такие как обеспечение мер противопожарной безопасности – услуга, которую государственные органы не оказывают. Власти предоставляли здания, земельные участки и оказывали другую помощь для строительства новых мечетей, синагог и церквей русской православной церкви.
Власти приглашали республиканских лидеров двух крупнейших религиозных общин — мусульманской и православной, принимать совместное участие в некоторых государственных мероприятиях; к участию в таких мероприятиях приглашались также главы римско-католической и иудейской конгрегации. Лидеры других конфессий, включая баптистов, пресвитерианцев, адвентистов седьмого дня и другие нетрадиционные религиозные группы, иногда тоже принимали участие в некоторых проводившихся властями мероприятиях.
Ограничения религиозных свобод
Согласно Закону о религии с внесенными изменениями, власти могут отказать в регистрации на основании недостаточного количества членов объединения или в связи с тем, что положения устава религиозной организации противоречат закону. В соответствии с Законом об общественных объединениях, деятельность зарегистрированных организаций, включая религиозные объединения, может быть полностью приостановлена по решению суда на срок от 3 до 6 месяцев за нарушение

КАЗАХСТАН 7

Конституции или законов или за систематическое осуществление деятельности, которая противоречит уставу или положению организации, представленными при регистрации. В феврале 2005 года Парламент внес в этот закон изменения, позволяющие органам внутренних дел, прокуратуре и гражданам обращаться в суд по вопросу приостановления деятельности зарегистрированной организации в связи с тем, что не были устранены нарушения или имели место неоднократные нарушения закона. Эта поправка была принята одновременно с Законом об экстремизме.
В период приостановления деятельности религиозного объединения запрещается выступать от его имени в средствах массовой информации, проводить собрания, митинги и иные выступления, а также запрещаются финансовые операции, за исключением расчетов по действующим договорам, например, при выплате зарплат. При отказе в регистрации или в случае значительной ее задержки власти обычно утверждали, что это делается в связи с тем, что уставы религиозных групп не соответствуют требованиям закона. В некоторых случаях власти ссылались на расхождение между казахским и русским вариантами устава объединения или запрашивали экспертную оценку устава.
Статья 375 Административного кодекса позволяет властям приостанавливать деятельность или налагать штрафные санкции на руководителей незарегистрированных объединений. Недавние поправки в Закон о религии включают в этот закон положения, соответствующие Статье 375. В течение отчетного периода незарегистрированные религиозные группы сообщали о возрастании количества случаев возбуждения дел по Статье 375. Как и в предыдущие годы, суды первой инстанции обычно выносили решение в пользу обвиняемых. Религиозные объединения сообщали о возбуждении дел по статье 374-1, которая схожа по содержанию со Статьей 375. Положения Статьи 374-1 Административного кодекса, предусматривающие значительно более высокие штрафы, чем Статья 375 были введены в действие в рамках принятых в июле 2005 года поправок по вопросам национальной безопасности. Местные власти имеют широкие полномочия при решении вопроса о том, какая статья – 375 или 374-1 - применяется при возбуждении дела об осуществлении деятельности незарегистрированным религиозным объединением. В разных регионах страны этот вопрос решается по-разному.
Прокуратура имеет право ежегодно проводить проверки всех зарегистрированных в официальных органах организаций. Поступало небольшое количество сообщений о том, что такие проверки, когда они проходили, были чрезмерно обременительными или воспринимались проверяемыми религиозными группами как оказание давления. Там, где религиозное объединение действовало в качестве юридического лица, например, управляло коллективными фермами, ресторанами или детскими приютами, власти проводили санитарно-гигиенические и другие проверки в зависимости от характера деятельности организации. Власти проводили инспекции помещений, используемых для отправления религиозного культа, в целях обеспечения противопожарной безопасности и строительных норм. Такие проверки также позволяли властям установить, является ли проверяемая группа зарегистрированной.
Хотя Республиканский религиозный центр Свидетелей Иеговы отметил в целом положительные отношения с правительством страны, группа сообщила о нескольких случаях оказания давления со стороны местных властей. Хотя организации Свидетелей Иеговы официально зарегистрированы на республиканском уровне, в Астане, Алматы и в 13 (из 14) регионах страны, Центр с 2001 года безуспешно пытается пройти регистрацию в Атырауской области. Их последнее заявление было отклонено в декабре 2005 года, когда официальные органы заявили о том, что был подан неполный перечень регистрационных документов. Свидетели Иеговы утверждали, что местные власти иногда отказывали этой церкви в разрешении на аренду стадионов и других крупных государственных или частных комплексов для проведения религиозных собраний. Однако Центр также сообщил о том, что

КАЗАХСТАН 8

власти выносили разные решения в отношении таких заявлений. Другие религиозные объединения не сообщали о подобных случаях отказа в разрешении на использование мест для проведения религиозных собраний.
В течение периода, рассматриваемого в данном отчете, поступали сообщения о том, что сотрудники КНБ или правоохранительных органов на местах прерывали собрания, проводившиеся в частных домах. Несколько групп сообщили о том, что сотрудники местных правоохранительных органов посещали их службы, хотя их присутствие, в целом, не воспринималось как мешающее проведению служб.
В течение отчетного периода Совет церквей отметил несколько случаев, когда против прихожан возбуждались судебные дела по факту участия деятельности незарегистрированной организации. После признания судом обвиняемых виновными в нарушении Статьи 375 Административного кодекса, выносилось решение о наложении штрафа. Члены конгрегации Совета церквей обычно отказывались уплатить штраф, наложенный судом в связи с отсутствием регистрации. Хотя власти, в основном, не настаивали на исполнении судебных решений о выплате штрафа, был случай, когда власти вынесли решение о аресте на три дня.

Хотя движение Харе Кришна зарегистрировано на республиканском и местных уровнях, лидеры движения сообщали о продолжающемся давлении со стороны местных властей, которое выражалоась в форме постоянных судебных исков, посредством которых власти пытались конфисковать земельный участок в Алматинской области, где расположена ферма-поселение кришнаитов. В апреле 2006 года суд, рассматривавший апелляцию, поддержал решение суда первой инстанции о том, что земельный участок должен отойти в ведение акимата Карасайского района, потому что фермер, у которого кришнаиты приобрели землю в 1999 году, не имел должны образом оформленного разрешения на продажу земли, а потому этот земельный участок не был приватизирован в соответствии с правилами. 25 апреля 2006 года местные власти попытались выселить последователей движения «Харе Кришна», проживающих в общине. Кришнаиты организовали мирное сопротивление, и местные власти предпочли не осложнять ситуацию применением силы. Кришнаиты утверждали, что претензии местных властей к общине связаны в первую очередь с тем, что движение «Харе Кришны» - это нетрадиционная религия. Кришнаиты ссылались на заявления местных должностных лиц, например, на вышедшее в эфир 25 апреля 2006 года интервью представителя Карасайского акимата телеканала «31 Канал». В интервью чиновник заявил, что движение кришнаитов «нельзя признать религией», и что кришнаиты представляют собой угрозу для страны. Однако независимые наблюдатели склонны считать, что дело вызвано, в первую очередь, финансовой заинтересованностью в земельном участке, стоимость которого значительно выросла с момента его продажи в 1999 году. Правозащитники и международные наблюдатели поднимали этот вопрос на уровне республиканских органов власти. По состоянию на конец отчетного периода, власти не предпринимали повторных попыток по выселению кришнаитов, проживающих в общине, а апелляция кришнаитов должна была рассматриваться в Верховном суде.
До предъявления исков о конфискации земельного участка, кришнаиты сообщали о сложных взаимоотношениях с акиматом Карасайского района, результатом которых, по мнению кришнаитов, являлись частные проверки территории общины. В 2004 годe в поселении кришнаитов было произведено 11 инспекций различных государственных органов, включая полицию, пожарную службу, санэпидемстанцию, органы охраны окружающей среды и земельный комитет, которые после проверок оштрафовали кришнаитов за различные нарушения закона. Кришнаиты признали, что несколько нарушений, которые они впоследствии постарались устранить, имели место, но заявили, что проверки в отношении их общины были намного более строгими, чем в отношении их соседей.

КАЗАХСТАН 9

В 2003 году поступили сообщения о том, что ДУМК отстранило от служб в своих мечетях пятерых имамов, которые принимали участие в финансируемой американским правительством программе обмена с Соединенным Штатами “Community Сonnections” (“Cвязи между общинами”). После обращения посла США, эти пятеро имамов были восстановлены в своих должностях.
Наблюдатели считают, что сотрудники служб безопасности неофициально отслеживают некоторые виды религиозной деятельности, в частности, службы мусульманских имамов, однако, не поступало предположений о том, что такие действия носили характер вмешательства или давления.
Мусульманская община “Ахмадия” сообщила о сложностях в отношении получения виз и регистрации иностранного миссионера и его семьи. В ноябре 2005 года иностранный миссионер Саид Хасан Тахир Бухари, известный также как Асан Тахир Саид Бухари, переехал из Южно-казахстанской в Алматинскую область. Его первоначальное заявление о регистрации в Алматы было отклонено на основании предоставления неполного комплекта документов и истечения срока действия некоторых документов. Бухари был зарегистрирован в Алматы в мае 2006 года, после того как должностные лица помогли представителям общины «Ахмадия» провести регистрационные процедуры.
Как правительство, так и национальная мусульманская организация ДУМК отрицают существование между ними формальных связей. Однако за последние годы правительство несколько раз предлагало внести изменения в Закон о религии с тем, чтобы придать Духовному управлению мусульман квази-официальные функции, позволяющие ДУМК определять, какие из исламских религиозных ассоциаций могут быть зарегистрированы, и согласовывать строительство новых мечетей. В 2002 году Конституционный совет признал эти положения предлагаемых поправок противоречащими Конституции, однако, поступали сообщения о том, что некоторые акимы оказывали давление на имамов и мечети с тем, чтобы они присоединились к ДУМК.
Некоторые религиозные объединения, включая незарегистрированные конгрегации баптистов, кришнаитов и Свидетелей Иеговы, сообщали о том, что средства массовой информации в своих репортажах представляют их и нетрадиционные религии в целом как угрозу безопасности или обществу. Некоторые из таких репортажей появлялись в контролируемых государством СМИ. Однако при освещении в новостях 25 апреля 2006 года попыток выселить общину кришнаитов из их домов СМИ, включая про-правительственные, в целом, были настроены благожелательно по отношению к общине.

Нарушения права на свободу вероисповедания
Как и в течение предыдущего отчетного периода не поступало сообщений о длительном задержании членов религиозных объединений в связи с их проповеднической деятельностью. В некоторых случаях власти принимали меры против отдельных лиц, которые, не являясь зарегистрированными миссионерами, проповедовали с целью обращения граждан в свою веру, однако такие действия властей ограничивались конфискацией религиозной литературы, штрафами и задержанием на короткий срок.
Сообщений об арестованных или заключенных по религиозным мотивам не поступало.

КАЗАХСТАН 10

Насильственное обращение в веру
Не поступало никаких сообщений о насильственном обращении в веру, включая сообщения о похищении или незаконном вывозе несовершеннолетних граждан США, или об отказе властей позволить таким гражданам вернуться в США.

Улучшение ситуации и положительные изменения в отношении свободы вероисповедания
Несмотря на то, что в 2005 году было принято законодательство, явившееся шагом в обратном направлении, Казахстан продолжает занимать лидирующие позиции среди стран бывшего Советского Союза в отношении проводимой им политики поощрения религиозной терпимости и уважения к правам религиозных меньшинств. Религиозные лидеры положительно отзывались о роли правительства в обеспечении прав их религиозных объединений на осуществление мирной деятельности в соответствии с их религиозными убеждениями. Некоторые отзывались о бывшем Председателе секретариата совета по связям с религиозными объединениями, который впоследствии занял пост заместителя главы новой организации RJC и Уполномоченном по правам человека как об официальных лицах, выступающих в защиту религиозных свобод.
Должностные лица на республиканском и региональном уровнях продолжали активно содействовать устранению ограничений свободы вероисповедания и сокращению количества случаев оказания давления на религиозные группы со стороны местных властей. Частые случаи вмешательства вышестоящих органов, в целом, способствовали снижению интенсивности давления, оказываемого местными властями на религиозные объединения. В течение всего рассматриваемого в данном отчете периода активность должностных лиц на республиканском и областном уровнях способствовала разрешению существовавших в течение длительного периода времени конфликтов между местными властями и религиозными группами, представлявшими нетрадиционные религии. Разрешение двух судебных исков, предъявленных к общине кришнаитов в Алматы, стало отражением принципа непредубежденного применения закона.
Официальные лица в Астане сообщили о том, что в начале 2004 года на областном уровне была сформирована комиссия, призванная рассмотреть имевшие место в предыдущие годы множественные случаи оказания давления. Представители общины кришнаитов заявили, что после этого число случаев оказания давления уменьшилось.
В каждой из четырнадцати областей (эквивалентно правительству штатов), а также в двух городах с независимым управлением – Астане и Алматы – в состав местного органа управления (акимата) входили сотрудники по связям с религиозными объединениями. Религиозные группы отмечали, что в некоторых областях такие представители акиматов помогали им в прохождении процедуры регистрации и обеспечении соблюдения других законов, тогда как в других областях сотрудники акиматов, по мнению религиозных объединений, отказывались помогать или пытались вмешиваться в деятельность конгрегаций. Несколько неправительственных организаций, включая Алматинский Хельсинкский Комитет и Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), оказывали поддержку религиозным группам, включая юридическую помощь в прохождении процедуры регистрации.

Государственные органы и должностные лица в регионах, включая представителей Комитета по делам религии, продолжали предпринимать определенные действия в случаях, когда власти на местах ограничивали или оказывали давление на религиозные объединения. Так как вмешательство вышестоящих инстанций было достаточно частным явлением, это, в целом, повлияло на сокращение

КАЗАХСТАН 11

числа случаев оказания давления на религиозные группы на местах. В течение периода, рассматриваемого в данном отчете, активное участие государственных органов и представителей региональной администрации способствовало разрешению конфликтов между религиозными группами, представляющими нетрадиционные религии, и местными властями.
Президент Назарбаев объявил в сентябре 2003 года о том, что он будет продолжать осуществление своей инициативы “Мир и согласие” путем проведения в Астане в сентябре 2006 года второго Конгресса мировых религий, на который будут приглашены несколько не представленных ранее конфессий. Назарбаев регулярно выступал с публичными заявлениями, в которых подчеркивалась и положительно оценивалась существующая в стране традиция межнациональной и религиозной терпимости. Президент продолжает встречаться с лидерами и представителями международных религий и иностранных конфессий.
В июне 2006 года Министерство иностранных дел выступило со-организатором Совещания ОБСЕ по выполнению решения о поощрении религиозной терпимости. Религиозные деятели сообщили о планах строительства в следующем году нескольких крупных мест богослужения, включая собор Русской православной церкви в Астане, новый комплекс зданий с синагогой в Алматы и новой синагоги в Усть-Каменогорске.
Согласно государственной статистике, в последние несколько лет количество зарегистрированных религиозных объединений постоянно растет. По состоянию на январь 2006 года в стране было зарегистрировано 3 420 религиозных объединений, в сравнении с 3 259 в 2005 и 3 175 в 2004. К примеру, количество зарегистрированных конгрегаций, входящих в Совет баптистов, выросло с 254 в 2003 году до 272 в 2006.
Правительство предпринимало усилия по продвижению принципов религиозной терпимости среди сотрудников государственных органов. Тренинги в области прав человека, проводимые неправительственными организациями (НПО) совместно с правительством включали в себя информацию о праве на свободу вероисповедания и его гарантии в законодательстве.
Сообщений об антисемитских действиях или высказываниях со стороны властей не поступало. Главный раввин страны неоднократно давал высокую оценку активным действиям властей, направленным на защиту еврейской общины. Ранее он заявлял публично, что, проведя более десяти лет в Казахстане, он не столкнулся ни с одним случаем антисемитизма. За исключением действий членов политической организации “Хизб ут-Тахрир”, которые печатали и распространяли листовки, содержащие в числе прочих призывов антисемитские высказывания, в течение года сообщений об антисемитских действиях или призывах к действиям не поступало.

Раздел III. Негативное отношение в обществе и дискриминация
В целом дружественные отношения между существующими в обществе конфессиями благоприятно сказывались на уровне свободы религии. В стране проживает множество национальностей, существует долгая традиция терпимости и секуляризма. С момента обретения государством независимости количество мечетей и церквей значительно возросло. Население, в особенности в сельских районах, иногда настороженно относится к нетрадиционным религиям.

КАЗАХСТАН 12

В 2004 году средства массовой информации сообщили о конфликте между миссионерами Центра “Благодать Рахим” и местными жителями - мусульманами в одном из поселков Акмолинской области. По сообщениям, когда заявившие о своей принадлежности к пресвитерианской христианской церкви миссионеры проповедовали местным жителям с целью обращения их в свою веру, им стали угрожать, избили, а затем выгнали с территории поселка. В целом «Благодать Рахим» сообщила в течение отчетного периода о хороших отношениях, сложившихся между миссионерами церкви и местными жителями. Сотрудники акимата Карагандиской области, где расположена головная организация Церкви «Благодать», приглашали руководителей церкви принимать участие в общественных мероприятиях и в ходе встреч с представителями посольства США публично давали высокую оценку деятельности церкви.
СМИ цитировали нескольких депутатов Парламента, которые заявляли о своем подозрительном отношении к нетрадиционным религиям, в том числе к Свидетелям Иеговы и движению евангелических христиан. Лидеры конфессий, представляющих четыре традиционные религии - ислама, русской православной церкви, римско-католической церкви и иудаизма, отмечали характерное для широких слоев общества принятие и толерантное отношение, в отношении миноритарных религий такое благожелательное отношение отмечалось не всегда. За отчетный период не поступало сообщений о том, что такое недоверчивое отношение привело к насильственным действиям.
Раздел IV. Политика правительства США
Правительство США обсуждает вопросы свободы вероисповедания с правительством Казахстана в контексте проводимой американским правительством политики в поддержку прав человека. Официальные представители США подчеркивали, что двухстороннее сотрудничество в сфере экономики и по вопросам безопасности развивается совместно и в дополнение к значимому прогрессу в области прав человека, включая свободу вероисповедания, и ни в коей мере не может рассматриваться как замещение такого прогресса. Посол и сотрудники посольства продолжали вести диалог с правительством Казахстана, призывая его обеспечить, чтобы любое законодательство, затрагивающее свободу вероисповедания, разрабатывалась в рамках прозрачного законодательного процесса и отражало международные обязательства Казахстана в отношении уважения прав граждан на осуществление мирной деятельности, связанной с выражением их религиозных убеждений.
Перед принятием Закона об экстремизме в начале 2005 года официальные представители США выражали обеспокоенность в связи с его положениями. После принятия закона представители государственных органов США продолжали обращаться к правительству с призывами обеспечить такое применение закона, которое бы оказало наименьший ограничительный эффект на отправление религиозных культов.
Посол и другие сотрудники посольства выступали совместно с другими посольствами и международными правозащитными организациями, призывая правительство Казахстана обращаться для получения экспертных заключений от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ) в процессе разработки инструкций по применению законов, которые затрагивали права религиозных объединений, включая поправки по вопросам национальной безопасности, которые были приняты в июле 2005 года. Посол дал несколько интервью, в которых он неоднократно публично заявлял о позиции США касательно законодательства, которое представлялось несоответствующим международным стандартам обеспечения свободы вероисповедания и других фундаментальных прав.

КАЗАХСТАН 12

Посольство и представители Государственного департамента США посещали места отправления религиозных культов и встречались с лидерами религиозных общин, а также работали с представителями правительства для обсуждения отдельных вопросов, которые вызывали обеспокоенность. Посольство поддерживало контакты с широким спектром религиозных групп и предоставляло информацию о нарушении их конституционных прав и свобод. Представители Государственного департамента США встречались с правительственными чиновниками и членами религиозных групп страны, а сотрудники посольства поднимали в беседах с представителями правительства вопросы о случаях оказания давления на религиозные группы со стороны местных властей. В основном, правительство принимало меры по разрешению таких случаев, обеспечивая непредвзятое применение закона. Высокопоставленные представители правительства США встречались с высокопоставленным представителями правительства Казахстана, чтобы выразить обеспокоенность в связи с случаями ограничения свободы вероисповедания. Сотрудники посольства осуществляли деятельность, направленную на координацию предоставления юридической помощи религиозным объединениям со стороны общественных организаций с тем, чтобы способствовать прохождению религиозными группами процедур регистрации.

В своем предисловии к документальному фильму о мусульманах в Америке, который демонстрировался по региональному каналу «Мир ТВ», посол подчеркнул: «Свобода религии является одной из наиболее важных ценностей американского образа жизни», а также дал высокую оценку фильму, который показывает мудрость общественных деятелей, которые показали, как отделять экстремистскую идеологию от веры и мирного соблюдения канонов ислама. Документальный фильм сняли трое журналистов, которые осенью 2005 года посетили США в рамках программы американского правительства и собрали материалы об Исламе в США. В начале 2006 года обработанный материал был показан в новостях по местным каналам во всех странах СНГ кроме Туркменистана.
В течение года, в ходе своих визитов в административные центры регионов (областей), Посол посещал места отправления религиозных культов и встречался с религиозными деятелями. Сотрудники посольства регулярно посещали публичные мероприятия в поддержку религиозного сообщества, а также принимали участие в круглых столах и других встречах, посвященных обсуждению вопросов, связанных с религиозными свободами и терпимостью. Официальные представители США в Казахстане и Вашингтоне поддерживали регулярные контакты с НПО, работающими в сфере религиозных свобод, в том числе с Алматинским Хельсинкским Комитетом и Казахстанским Международным Бюро по правам человека и соблюдению законности.
В июле 2005 года Посольство предоставило грант организации «Молодежь за развитие демократических процессов» на создание Центра толерантности и межконфессионального согласия в Шымкенте – административном центре Южно-казахстанской области, где расположены 30 процентов мечетей, зарегистрированных на территории страны. Освещавшееся местными СМИ открытие Центра состоялось 27 апреля 2006 года при участии лидеров местных религиозных организаций. Центр предоставляет местным жителям доступ к книгам, справочной литературе и другим материалам, посвященным религиям мира, а, кроме того, содержит материалы по социологии, теологии и антропологии религии. В Центре будут проходить ежемесячные семинары на такие темя как «Роль религии в демократическом обществе» и «Роль религии в разрешении социальных проблем». Сотрудники Центра проводят форумы и круглые столы с участием представителей различных конфессий и общественными деятелями в целях обсуждения насущных социальных и политических вопросов. Кроме того, Центр предоставляет доступ Интернет студентам, учителям и другим лицам, занимающимся изучением вопросов теологии и религиозной толерантности.
В 2004 году правительство США включило аспекты, связанные с религией, в свою общую стратегию развития для Казахстана. Организации, участвующие в реализации стратегии, а также базирующийся

КАЗАХСТАН 13

в Ташкенте специалист по вопросам религии, государства и общества работали с целью расширения контактов с религиозными общинами в Шымкенте. В течение отчетного периода специалист по вопросам религии, государства и общества посещал Ташкент совместно с религиозными лидерами и продолжал проводить работу, направленную на привлечение внимания СМИ к вкладу этих партнеров в развитие страны, включая развитие гражданского общества. Кроме того, сотрудники посольства проводили встречи с организациями, участвующими в реализации этих проектов, и сотрудниками для того, чтобы способствовать работе партнеров по развитию контактов с религиозными лидерами в рамках проекта, там, где это было целесообразно. В июне 2006 года Правительство США профинансировало участие официального представителя Казахстана и нескольких местных мусульманских деятелей в проводившейся в Таджикистане региональной конференции «Роль религии в поддержании мира и стабильности».
В период, освещаемый в данном отчете, Посольство финансировало ряд программ по обмену для религиозных лидеров и правозащитников, а также выступило со-организатором нескольких “встреч выпускников” этих программ. В числе участников этих встреч были руководители мусульманских общин и учителя, которое в 2003 и 2004 годах посетили США в рамках программы “Ислам в Америке”, которая включала в себя посещение американских городов и встречи с лидерами религиозных конфессий в США.

Джерело:embassy.gov/rf2006.html; Дата доступу: 28.07.2009

  1. Доклады правительства США (2)

    Доклад
    УзбекистанСогласно законодательству США, Государственный департамент обеспечивает публикацию ежегодного Доклада о положении с правами человека посольствами США по всему миру на языке страны пребывания в течении 30 дней с момента представления
  2. Доклады правительства США по Узбекистану

    Доклад
    Конституция предусматривает свободу вероисповедания и поддерживает принцип отделения религии от государства; однако Закон о религии 1998 г. ограничивает регистрацию некоторых религиозных групп, а многие права распространяются только
  3. Доклад о свободе вероисповедания в Беларуси за 2003 год

    Доклад
    [2] Ситуация со свободой вероисповедания ухудшалась на протяжении всего периода, охваченного настоящим докладом. 31 октября 2002 года власти ввели в действие новый закон о вероисповедании, игнорирующий широкую внутреннюю и иностранную оппозицию.
  4. Доклад конгресса сша: хакеры из Китая атаковали спутники США

    Доклад
    Китайские хакеры организовали кибер-атаку на два правительственных спутника США в 2007 и 2008 годах. Хакеры проникли в систему управления cпутниками Landsat 7 и Terra (EOS AM-1) на наземной станции, говорится в докладе, подготовленном для конгресса США.
  5. Вcемирный доклад юнеско о коммуникации и информации в 1999-2000гг

    Доклад
    На протяжении всей человеческой истории, вплоть до прошлого столетия, информация распространялась со скоростью почтового курьера. Зато в наши дни немыслимо перечислить те населенные пункты, где можно в любой момент получить доступ в сеть Интернет.
  6. Доклад Landmine Monitor 2005 (2)

    Доклад
    Это седьмой по счету Доклад Landmine Monitor - ежегодный результат беспримерной инициативы Международной Кампании за запрещение противопехотных мин (МКЗППМ) в деле наблюдения и отчетности за ходом выполнения и соблюдения требований
  7. Краткий доклад (1)

    Доклад
    Международная организация Human Rights Watch Международная организация Handicap International Кенийская коалиция против противопехотных мин Канадская организация Mines Action
  8. Доклад Харьковской городской правозащитной организации Альянс “Квириты”, юридической комиссии при областной общественной организации “Трудовая Харьковщина” о правах человека в 2008 году

    Доклад
    Доклад Харьковской городской правозащитной организации Альянс “Квириты”, юридической комиссии при областной общественной организации “Трудовая Харьковщина” о правах человека в 2008 году
  9. Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2007 год (09/14/2007)

    Доклад
    Опубликован Бюро по вопросам демократии, прав человека и трудаКонституция предусматривает свободу вероисповедания и поддерживает принцип отделения религии от государства; однако в действительности Правительство продолжает ограничивать эти права.

Другие похожие документы..