Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»

4 курс (дневное отделение)

специальность

032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.б.н.,

обсужден и утвержден доцент

на заседании кафедры Чаус Б.Ю.

«_____» _____________2008 г.

Заведующий кафедрой _____________ д.б.н., профессор Карпов Д.Н.

Стерлитамак 2008

Содержание

Наименование раздела

стр.

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

3

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

Содержание дисциплины

5

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

12

Учебно-методическое обеспечение курса

14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели и задачи дисциплины

14

Знания и умения студентов

15

Тематический план

15

Содержание дисциплины

16

Примерная тематика лекционных, семинарских и лабораторных занятий

23

Методические материалы для преподавателя и студентов

41

Учебно-методическое обеспечение курса

41

Требования к уровню усвоения программы

45

Материалы лекций

54

Выписка из «ГосударственнОГО образовательнОГО стандартА Высшего профессионального образования»

Специальность 032400 Биология

Квалификация учитель биологии

ДПП.Ф.13 Общая экология

Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания. Адаптивные стратегии видов в разных средах обитания. Жизненные формы. Адаптивные ритмы. Принципы экологических классификаций. Биотическая среда. Типы взаимосвязей организмов, их экологическое и эволюционное значение. Популяции. Системные свойства. Структура и динамика. Генеалогические, экологические и информационные связи. Законы роста популяций. Зависимость от плотности. Механизмы гомеостаза. Колебательные циклы. Биоценозы. Принципиальные черты надорганизменных систем. Структура сообществ. Видовое разнообразие. Концепция экологической ниши. Роль трофических отношений и конкуренции в устойчивости сообществ.

Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов. Экосистемы и биогеоценозы. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Проблемы биологической продуктивности. Деструкционные блоки экосистем, их структура и значение. Биологический круговорот веществ как основа стабильности. Дигрессии в биогеоценозах и их причины. Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Основные геохимические функции жизни. Продукционная и регуляторная функции биосферы как основа жизнеобеспечения человечества. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Программа дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с про­граммой «Общая экология» разработанной доктором биологических наук, профес­сором Н.М. Черновой, кандидатом биологических наук, доцентом А М Быловой, док­тором биологических наук, профессором Н.И. Шориной, кандидатом биологических наук, доцентом И.А.Жигаревым и представленной в сборнике программ дисциплинной подготовки по специальности 011600 - Биология (1999).

Актуальность. Программа представляет базисную дисциплину в экологическом блоке; учеб­ных предметов по специальности 011600 «Биология», изучаемых в педагогических вузах студентами-биологами. Данный курс раскрывает содержание фундаменталь­ных вопросов экологии и не затрагивает в полном объеме ряд специальных при­кладных и социальных аспектов этой науки. Важные в теоретическом и практическом отношениях разделы экологии, касающиеся экологических проблем современного общества, подразделений биосферы, экологической географии организмов, популя­ций и сообществ, читаются в соответствии с учебными планами после «Общей эко­логии» в курсах «Биогеография», «Социальная экология», «Охрана природы и ра­циональное природопользование».

Связь с другими дисциплинами. При изучении дисциплины делается упор на по­лученные знания студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Ботаника», «Зоология», «Эволюционное учение», «Неорганическая и органическая химия», спецкурса «Гидробиология», «Эволюционное учение», «Математика», «Биометрия» и др.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Программа состоит из таких разделов, как «Введение», «Краткая история эко­логии», «Среда и адаптация к ней организмов», «Биотические связи», «Популяции», «Сообщества», «Экосистемы», «Биосфера», «Экология и практическая деятель­ность человека», и «Экология и охрана природы в республике Башкортостан». При­мерное распределение часов при изучении дисциплины «Экология» показано в таб­лице. Основные знания, которые должны получить студенты после прослушивания лекционного материала, обсуждения тем на семинарских занятиях, прохождения по­левой практики представлены в программе дисциплины.

Курс рассчитан на 30 часов лекционных занятый, 20 часов семинарских и практических заня­тий, 20 часов - лабораторных занятий. Кроме этого, на курс отводится 28 часов на полевую практику.

Таблица

Примерное распределение часов при изучении дисциплины «Экология»

п/п

Тема

Часы

Лекции

(ч)

Сем. зан.

(ч)

Лаб.

раб.

(ч)

СРС

(ч)

Всего

1.

Введение в экологию

2

-

2

4

2.

История становления экологии

2

-

2

4

3.

Методы экологических исследований. Мониторинг.

2

2

2

6

12

4.

Факторы среды и их действия на организмы и экосистемы

2

2

2

6

12

5.

Абиотические факторы среды и организмы

4

2

6

12

6.

Среды обитания и их характеристики

4

2

4

10

20

7.

Популяции.

2

2

2

10

16

8.

Сукцессии

2

2

4

8

Всего за 7-й семестр

20

10

12

42

84

8-й семестр

8.

Биосферология

6

8

6

20

40

9.

Экология и охрана природы в республике Башкор­тостан

4

2

2

6

16

Всего за 8-й семестр

10

10

8

26

56

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:

30

20

20

68

140

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общий курс транспорта (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению 190701 Организация перевозок и управление на
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общий курс транспорта (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению 190701 Организация перевозок и управление на
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «И c торическая экология древнего мира» по направлению 050400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс является частью блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является факультативным. Он читается на 2 курсе дневного и заочного отделения исторического факультета.

Другие похожие документы..