Рабочая программа дисциплины психология коммерции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ КОММЕРЦИИ»

Рекомендуется для направления подготовки

100700 «Торговое дело (Коммерция)»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011

1.Цели и задачи дисциплины:

Дисциплина «Психология коммерции» является одной из профилирующих дисциплин, формирующих экономиста и менеджера. Целью преподавания является передача студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных задач коммерческой деятельности для наиболее эффективного использования способностей сотрудников в соответствии с целями организации.

В процессе изучения курса студенты должны научиться:

* выявлять психологические особенности коммерческих сделок как объекта получения прибыли, место и роль психологии коммерции

* вести деловые переговоры

* эффективно планировать процесс продаж

* определять особенности разработки рекламных акций с учетом психологических закономерностей

* оценивать эффективность проведенных коммерческих сделок

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология коммерции» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору).

Требования к входным знаниям. умениям и компетенциям студентов:

Студент должен:

  1. Знать организационно-правовые формы предприятий, из ресурсы, экономические показатели деятельности предприятий, анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия).

  2. Уметь применять статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведческой и рекламной деятельности.

  3. Владеть методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей, сбора, обработки и анализа маркетинговой информации, умением проводить маркетинговые исследования.

Дисциплина «Психология коммерции» является предшествующей для дисциплины «Менеджмент», «Рекламная деятельность».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовность нести за них ответственность (ОК-4).

Умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов.(ПК-2).

Способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4).

Способность выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договоры и контролировать их выполнение (ПК-10).

Способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-11).

Готовность анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:- организационно-правовые формы предприятий, их ресурсы, экономические показатели деятельности предприятий, анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственнойдеятельности организации предприятий и заключенных договоров;

    - общую теорию статистики, статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, товароведной, логистической и рекламной деятельности, статистические методы оценки и прогнозирования этих видов деятельности,

    - сущность и методы бухгалтерского учета, основы его организации, учетную политику организации, бухгалтерский учет расчетов основных средств. Нематериальных активов и ее международные стандарты автоматизации бухгалтерского учета,

    -цели, принципы. Функции, сферы применения, объекты, средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ, маркетинговые исследования, организацию деятельности маркетинговых служб,

    - основные понятия, цели принципы, сферы применения, объекты, субъекты, методологические основы коммерческой деятельности, ее составляющие элементы, договоры в коммерческой деятельности, ее государственное регулирование и контроль,

    - основные понятия, цели принципы, сферы применения, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно-правовую базу стандартизации метрологии, деятельности по оценке и подтверждению соответствия,

    - основные понятия, цели принципы, объекты, методы товароведения, ассортиментные, количественные характеристики товаров; квалификацию укрупненного ассортимента потребительских товаров; факторы, их обеспечивающие,

    - виды товарных потерь, причины возникновения, порядок списывания, меры предупреждения и сохранения,

    - виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу,

    - концепции, методы и функции логистики; контроль и управление в логистике, особенности логистики в торговле,

    - сущность, содержание, основные принципы, функции менеджмента; миссии организации, цели и стратегии управления; управление персоналом,

    - цели, объекты, субъекты профессиональной деятельности, договоры в профессиональной деятельности, недоговорные обязательств, правовую охрану собственности и правовую защиту интересов субъектов профессиональной деятельности, ее государственное регулирование и контроль,

    - цели, объекты, субъекты, сферу применения, правовое регулирование рекламной деятельности; виды, формы рекламы; рекламный процесс, организация рекламных кампаний и акций, оценка их эффективности,

    - виды, типы, функции торговых предприятий и управление торгово-технологическим процессом, организация труда и управления на предприятиях, принципы, нормы и методы проектирования торговых предприятий, охрану труда персонала,

    - основные понятия, цели, классификацию информационных технологий и характеристику отдельных видов, интеграцию информационных технологий в коммерческой, маркетинговой, логистической, рекламной и товароведной деятельности, электронно-платежные системы,

    - основы безопасности жизнедеятельности.

    Уметь:- определить ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности,

    - применять статистические методы оценки и прогнозирования коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности,

    - выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюктуру рынка,

    - выбирать поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их соблюдение, осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности, прогнозировать ее результат,

    - ориентироваться в вопросах управления предприятием, его материальными ресурсами, финансами, персоналом,

    - формировать ассортимент, оценивать качество, учитывать формирующие и регулировать сохраняющие товары факторы,

    - составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей и целесообразности, распознавать формы соответствия, организовать рекламные акции и оценивать их эффективность,

    -применять методы сбора, хранения и обработки и анализа информации для организации в управления коммерческой, маркетинговой и рекламной деятельности,

    - использовать информационные технологии в профессиональной деятельности,

    - действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, применять основные способы выживания.

    Владеть: - аналитическими методами для оценки эффективности коммерческой, товароведной, маркетинговой и рекламной деятельности,

    - методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей, сбора, обработки и анализа маркетинговой информации, умением проводить маркетинговые исследования,

    - умением вести деловые переговоры,

    - осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение,

    - умениями применять принципы и методы менеджмента в профессиональной деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

22

22

Семинары

32

32

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Эссе

20

20

Реферат

14

14

Контрольная работа

20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет)

зачет

зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

3 зач.ед.

3 зач.ед.

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Тема 1. Предметная область психологии коммерции

Период неразделенности экономического и психологического знания.

Эволюция человеческого фактора в коммерции.

Взаимосвязь психологии, экономической сферы жизнедеятельности общества и коммерции. Человек в системе коммерческих отношений. Различные парадигмы экономического развития общества и представления о человеке. Присваивающий и производящий типы экономик и особенности человека; доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы; прогрессизм и постмодернизм; инвайронментализм и модель человека.

Эволюция экономико-психологических идей на Западе. Эволюция экономико-психологических идей в России.

Психология коммерции в системе наук. Взаимосвязь психологии коммерции с макро- и микроэкономикой. Взаимосвязь психологии коммерции с социальной психологией, психологией управления, психологией труда, инженерной психологией, экономической психологией и т.д. Социокультурный подход к психологическим и коммерческим проблемам.

2.

Тема 2. Психология экономической активности и коммерческой деятельности. Психологическое понимание собственности.

Активность, поведение, деятельность. Социокультурные и психологические механизмы регуляции коммерческого поведения.

Психология предпринимательства. Эволюция социокультурных оснований российского предпринимательства.

Собственность в жизни человека. Отношение к собственности как основа психологической типологии предпринимателей. Человек- мера всех вещей при докапиталистическом хозяйствовании. Зарождение и развитие предпринимательского духа в Европе. Завоеватель. Организатор. Купец. Типология капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, торговцы. Психологические характеристики. Психология и этика протестантизма. Психология и этика православия. Смена форм собственности в России и борьба государства с предпринимательским духом. Психологические проблемы перехода к новым формам собственности в период реформ.

Психологические проблемы малого бизнеса, семейного бизнеса, крупного бизнеса, среднего бизнеса, бизнеса с иностранным участием.

Предпринимательство как деятельность. Психологический портрет современного отечественного предпринимателя. Психология безопасности предпринимателя.

Использование экономико- психологического подхода в маркетинге. Сегментирование рынка и позиционирование продукта с учетом психологической типологии потребителей.

Психология потребительского поведения. Психологическая типология потребителей. Психологические и ситуационные факторы, определяющие восприятие потребителей. Система ценностных ориентаций потребителя эпохи постмодернизма, ее формирование и деформация. Психологические факторы перехода от «довольства малым» к стремлению к роскоши.

Психология продаж. Различные подходы к продажам и их эффективность. Выработка индивидуального стиля деятельности менеджера по продажам.

Психология рекламы. Основные этапы становления рекламы и их психологическая сущность. Общество и реклама. Реклама и положительный герой. Мода и реклама. Постиндустриальное общество и торговля образами. Современная отечественная психология рекламного бизнеса.

3.

Тема 3. Основы психологии денег.

Общие проблемы психологии денег. Социокультурные особенности отношения к деньгам. Отношение к деньгам у разных социальных групп.

Деньги как мерило отношений между людьми и хозяйствами. Влияние денег на формирование личности. Влияние волевых качеств на отношение к деньгам. «Денежные» типы личности.

Психология богатства и бедности. Психология хранения и накопления денег.

Психология инвестиционной деятельности.

4.

Тема 4. Психология коммерции и управление.

Объекты и субъекты управления в коммерческой организации. Эволюция восприятия работника в коммерческих организациях: теории и практика. Стратегии управления персоналом в различных видах бизнеса, условиях и на разных этапах жизни организации. Организационные кризисы и поведение субъектов организации.

Современные экономико-психологические проблемы мотивации персонала. Отношение к труду и экономико-психологические проблемы управления. Девиации и деликты в коммерческой организации. Деструктивное поведение, манипулятивное поведение, мошенничество, их факторы, исследование, профилактика. Борьба с проявлениями деструктивного поведения.

5.

Тема 5. Экономико-психологические проблемы производства и непроизводственной сферы. Психологическая безопасность.

Рынок труда. Психология субъектов рынка труда. Конкурентоспособность субъекта на рынке труда.

Трудовое поведение. Типологии трудового поведения. Отношение к труду, мотивация и самоуправление.

Управление мотивацией работников. Социальная среда и ее роль в трудовом поведении сотрудников.

Характеристика экономической безопасности. Показатели экономической безопасности.

Угрозы и риски в бизнес-пространстве. Угрозы и риски в предпринимательской деятельности. Основные направления защиты.

  1. Рабочая программа дисциплины «психология делового общения» для специальности: 080302 «коммерция»

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму профессионального образования подготовки выпускников по специальности 080302 «Коммерция»
  2. Рабочая программа дисциплина Психология и педагогика (наименование дисциплины согласно учебному плану)

    Рабочая программа
    на базе СПО полн. на базе СПО на базе ВПО Общее количество часов 54 Аудиторные занятия, всего в т.
  3. Рабочая программа по модульно-рейтинговой системе (4)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в сфере предпринимательства, коммерции, бизнеса по направлению
  4. Рабочая программа дисциплина Организация коммерческой деятельности (наименование дисциплины согласно учебному плану)

    Рабочая программа
    на базе СПО 00 , 007 полн. на базе СПО 00 , 007 на базе ВПО 007 Общее количество часов - 5 - 5 5 Аудиторные занятия, всего - 18 - 8 4 в т.
  5. Рабочая программа Дисциплина «Реклама в коммерции»

    Рабочая программа
    Цель: получение теоретических и практических навыков в области современной рекламы с позиции зависимости языка рекламы от объекта рекламы и типа рекламополучателя: с учетом менталитета, рекламных жанров, вопросов этики и юридической ответственности.
  6. Рабочая программа дисциплины «Основы коммерческой деятельности» Для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии»

    Рабочая программа
    Цель дисциплины «Основы коммерческой деятельности» - овладение умением сопоставлять потребности рынка с результатами собственной работы и достигать при этом коммерческого успеха.
  7. Рабочая программа дисциплины маркетинг опд. Ф. 14

    Рабочая программа
    на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 350400 (030602) Связи с общественностью № 42 мжд/сп от 14.
  8. Рабочая программа дисциплина «Маркетинговые коммуникации» Специальность 080111 «Маркетинг»

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Маркетинговые коммуникации» позволяет будущим специалистам получить базовые знания и навыки в области коммуникационной политики фирм, развить способности в области поиска эконо­мичных и при этом эффективных способов
  9. Рабочая программа Дисциплина «Сервисная деятельность»

    Рабочая программа
    Программа дисциплины «Сервисная деятельность» предназначена для обучения студентов высших учебных заведений. Она является одной из важнейших дисциплин для формирования мировоззрения специалистов по техническому, технологическому и

Другие похожие документы..