Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Кафедрой, протокол № 1 проректор по учебной и методической

от «2 » сентября 2009 г. работе ____________ Сидненко Т.И.

Зав. кафедрой: «_______»________________2009 г.

___________Рогачева И.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол №

От «_____»____________2009 г.

Председатель_________ Сидненко Т.И.

ПРОГРАММА

Дисциплины Социально-экономическая статистика

Специальность № 080105 "Финансы и кредит"

Факультет экономики и управления

Кафедра Национальной и региональной экономики

Форма обучения Очная

Курс 3

Семестр 6 Экзамен

Автор: Золотухин В.А., к.э.н., доцент кафедры национальной и региональной экономики

Санкт-Петербург

2009 г

1. Пояснительная записка

Исходный уровень знания студентов

Изучение курса основывается на знаниях, полученных студентами при изучении экономической теории, макроэкономики и микроэкономики, математических дисциплин, информатики.

Краткая характеристика дисциплины

Цель курса — ознакомление студентов с научными основами социально-экономической статистики. Курс ставит своей целью – в продолжении курса «Основ статистики» - сформулировать у студентов представление о сущности социально-экономической статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться статистическими методами в работе с экономической информацией и навыки статистической деятельности. В результате изучения курса студенты должны овладеть основными принципами и методами обработки статистических данных, использовать стандартные статистические программы для обработки данных на ЭВМ, анализировать различные аспекты применения в экономических исследованиях методов социально-экономической статистики.

Социально-экономическая статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений, происходящих в социальной жизни населения и в отрасли экономики. Она рассматривает вопросы численности, состава и воспроизводства населения; национального богатства; производство валового внутреннего продукта; трудовых ресурсов, производительности и оплаты труда; себестоимости продукции; прибыли и рентабельности предприятий; уровня жизни населения.

Целью изучения студентами социально-экономической статистики является овладение статистическими знаниями, представлениями, умениями и навыками, необходимыми для работы по специальности. Изучение дисциплины ставит задачу - дать студентам методологические основы количественного исследования закономерностей общественной жизни в социальной сфере и в экономике.

Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Курс «Социально-экономическая статистика» — комплексная учебная дисциплина, в которой конкретизируются знания и умения, полученные в процессе изучения базовых экономических (общепрофессиональных) дисциплин, специализированных курсов с целью более полного и глубокого понимания экономической политики государства в современных условиях перехода России к цивилизованным рыночным отношениям.

Как учебная дисциплина социально-экономическая статистика составляет важную часть учебного плана подготовки специалистов высшей квалификации. Рост объема статистической информации о социально-экономических процессах усиливает значение статистических знаний в профессиональной деятельности экономистов, предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Одним из важнейших условий правильного восприятия и практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально- экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и особенностей применения показателей статистики в социально-экономическом анализе.

Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

  • систему статистических показателей, характеризующих важнейшие стороны социальной сферы и экономики, включая состав населения, производство валового внутреннего продукта, проблемы занятости, рентабельность предприятий;

Уметь:

  • решать практические задачи, связанные с планированием и анализом показателей хозяйственной деятельности предприятий, вскрывать и находить пути использования внутренних резервов производства;

  • Иметь представление:

  • о связях социально- экономической статистики с другими экономическими дисциплинами и возможностях использования полученных знаний в разработке социально- экономической политики, мероприятий по совершенствованию управления социально- экономическими процессами.

Воспитательные задачи дисциплины

Курс призван воспитывать в студентах культуру экономико-статистического восприятия явлений окружающей действительности. При изучении курса решается важная воспитательная задача дисциплины. Студенты учатся уметь пользоваться статистическими методами в работе с экономической информацией, решают практические задачи, развивают способности вести диалог и участвуют в научных дискуссиях.

В процессе изучения дисциплины осуществляется коррекция ценностных ориентаций и установок мировоззрения студентов на макроэкономические проблемы развития общества, прививаются методологические принципы познания социальных явлений и процессов на современном терминологическом уровне, вырабатываются навыки моделирования различных социальных систем, воспитывается бережное отношение к имуществу академии, культура поведения в учебных аудиториях, этика взаимоотношения студентов и преподавателей.

Элементы, отражающие специфику вуза

Курс дисциплины «Социально-экономическая статистика» полностью отражает специфику Государственной полярной академии. Особое внимание уделяется вопросам статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, особенностям применения показателей статистики в социально-экономическом анализе на примере регионов Севера, Дальнего Востока и других регионов страны.

Формы проведения занятий: лекции и семинары.

Программой курса предусматривается написание контрольной и курсовой работ, проведение контрольных опросов, текущее и итоговое тестирование.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает: подготовку выступлений по вопросам семинарских занятий, подготовку к тестам, изучение научной литературы, статистической отчетности и нормативно-правовых документов, написание и защиту рефератов, подготовку выступления на научной студенческой конференции, подготовку к экзамену.

Студенты самостоятельно работают в Интернете по поиску учебно-методических материалов, статистических данных и изучают электронный учебник по статистике.

Активные методы и формы обучения

В процессе чтения лекций активизируется контакт со студентами посредством обращения с вопросами о знании уже освоенных курсов или общей эрудиции. На доске с помощью ТСО и наглядных пособий воспроизводятся основные определения, формулы и необходимые данные. Студенты по заданию преподавателя используют Интернет при решении задач социально-экономической статистики с учетом лимитов времени на самостоятельную работу по курсу.

Формы контроляи балльно-рейтинговаясистемаоценки учебной деятельности

Текущий контроль осуществляется посредством:

- учета посещаемости студентами лекций и семинаров,

- оценки активности их участия в работе на семинарах и качества самостоятельной подготовки,

-оценки выполнения контрольных заданий и рефератов,

- проводимых деканатом промежуточных аттестаций.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной кафедрой системой балльно-рейтинговой оценки учебной деятельности. Результирующая оценка в баллах выставляется по следующим видам учебной деятельности студентов:

  • посещение лекций и наличие конспектов – 20 баллов,

  • участие в работе семинара – 20 баллов,

  • выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 20 баллов,

  • итоговая аттестация знаний предмета (экзамен) – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов для допуска на зачет и экзамен, предусмотрены дополнительные задания.

Итоговый контроль: экзамен.

2. Распределение часов по темам.

п/п

Наименование тем

Аудиторные часы

Самостоят.

работа

Всего

Всего

В том числе

Лек.

Сем.

1.

Предмет, методы и задачи социально- экономической статистики

18

4

4

5

13

2.

Статистика населения

18

4

4

5

13

3.

Статистика национального богатства

9

2

2

2

6

4.

Статистика валового внутреннего продукта

14

2

2

3

7

5.

Статистика труда

15

4

4

5

13

6.

Статистика себестоимости продукции

18

4

4

5

13

7.

Статистика прибыли и рентабельности

26

8

8

5

21

8.

Статистика уровня жизни населения

18

4

4

4

12

Итого:

68

34

34

68

136

  1. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами социально-экономической статистики. Курс ставит своей целью – в продолжении курса «Основ статистики» - сформулировать у студентов представление о сущности социально-экономической
  2. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность (3)

    Программа дисциплины
    Социально-экономическая статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений, происходящих в социальной жизни населения и в отрасли экономики.
  3. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика для направления (или специальности) Менеджмент 080200. 62 Специализация "Государственное и муниципальное управление" 2 курс

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200.62 Менеджмент, специализация «Государственное и муниципальное управление», изучающих
  4. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (1)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  5. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  6. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (3)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  7. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (4)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  8. Программа дисциплины История экономических учений Специальность

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие профессиональные
  9. Программа дисциплины «Социально-экономические трансформации посткоммунистических стран» Направление

    Программа дисциплины
    - получить информацию о сравнительных достижениях и недостатках социально-экономических преобразований в России в сравнении с Китаем и Восточной Европой

Другие похожие документы..