Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воронинская средняя общеобразовательная школа»

Томская область, Томский район, д. Воронино, ул. Центральная 63а

Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino.school@

Согласовано «Утверждаю»

_______________

на метод. объединении

__________________ 2011г. Директор

«МОУ Воронинская СОШ»

Председатель методического

объединения ______________________ 2011г.

_______________________

Рабочая программ

по русскому языку

для 1 -4 класса

на 2011/2012 учебный год.

для УМК «Школа России»

(Программа разработана на основе

примерной программы по русскому языку

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования 2009 г ).

Программу разработали

учителя начальных классов

МОУ ВоронинскаяСОШ

Путинцева О.Б.

Сысой Н.Ф.

Трупп С.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) и русскому языку разработана на основе -

- Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина , Н.А.Федосова, Т.Г.Рамзаевой ( Программа начальных классов – М.: Дрофа, 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

-учебного плана по предмету русский язык, утверждённый « » ___.;

Программа по обучению грамоте ( письмо)и русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Программа типовая, разработанная на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку», соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному учебному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель программы:

— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

— воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.

Обучение письму проводится в 1 классе с сентября в течение 23 учебных недель. В течение этого времени ведется работа, которая наиболее учитывает возрастные особенности первоклассников, направлена на то, чтобы научить ребенка писать, уметь выражать свои мысли письменно, т. е. уметь общаться. При этом письмо должно стать потребностью самого ребенка, стимулировать в нем желание не только писать, но и сочинять скороговорки, стихотворения, совершенствовать собственную речь.

В основе методики на уроках лежит предваряющее ориентировочное действие (работа практического характера перед письмом или вспомогательная работа при письме: модульная сетка, конструирование с помощью гибких материалов, элементов букв, самих букв и т.д.)

Такой подход облегчает усвоение навыков техники письма, позволяет уже в начале обучения письму развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие речи (дети пишут слоги и слова, проговаривая их вслух, ставя вместо букв точки).

Дети обучаются письму по 4 тетрадям. Распределение на уроки содержания материала учитель делает самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Работа в тетрадях должна занимать не более 7-10 минут, потом необходимы смена деятельности или упражнения для снятия мышечного напряжения руки.

Начиная с 24 недели, дети изучают курс «Русский язык». Обучение в первом классе русскому языку представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Для школьников родной язык-это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам.

Обучение русскому получает, прежде всего, личностно – развивающую направленность. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знание об окружающем мире и роли человека в нем.

При распределении учебного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета., те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет. Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова., т. е. слово познается как часть речи, а также его морфемный состав. Применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен и в учебниках. Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с принятыми в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении. Ставится задача заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное доброжелательное отношение к людям. Ознакомление учащихся с совокупностью сведений о языке - это не самоцель обучению языку, а возможность приобщить детей к истории языка, к культуре русского народа, к культуре других народов.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задача обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

- овладение речевой деятельностью в разных её видах ( чтение, письмо, говорение, слушание) ;

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики ( морфологии и синтаксиса), лексики ( словарный состав слова ), морфемики ( состав слова : корень, приставка, суффикса, окончание ), элементов словообразования ;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме ;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Весь начальный курс русского языка в целом представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.

В процессе выполнения разнообразных заданий в 1 классе проводится наблюдение за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольного диктанта – 15-17.

Задачи изучения дисциплины:

  1. знакомство детей с «Прописью»;

  2. подготовка детей к письму;

  3. формирование правильной посадки, держания ручки;

  4. обучение различию основных элементов по форме;

  5. формирование в памяти зрительного – двигательного образа письменных букв;

  6. обучение правильному восприятию формы букв и их соединений;

  7. введение понятия «орфограмма», алгоритм записи предложения, знаки « . », « ! », « ? »;

  8. развитие орфографической зоркости;

  9. развитие умения списывать печатный текст письменными буквами без пропусков, замены, искажений букв

  10. развитие фонематического слуха, умения слушать и слышать, логическое мышление, воображение, связной и правильной речи, памяти, внимания, наблюдательности;

  11. совершенствование диалоговой речи;

  12. формирование представлений детей о знаниях, накопленных человечеством;

  13. формирование начальных сведений о новых понятиях;

  14. формирование начальных сведений о слове, его функции, о предложении:

  15. учить составлять схемы предложений;

  16. научить отличать слово от предложения;

  17. формирование понятий о логическом ударении;

  18. обучение различию интонационной окраски предложения;

  19. обучение пониманию смыслового значения интонации;

  20. формирование представления о гласных и согласных звуках;

  21. формирование умений выделять звуки из речи;

  22. знакомство с буквами русского алфавита;

  23. формирование умений выделению ударного слога, делению слова на слоги, вычленению из слогов звуков;

  24. обучение грамотному слого – звуковому анализу слов;

  25. обучение чёткому выражению своих мыслей;

  26. воспитание интереса к русскому языку.

Общеучебные умения и навыки:

I.Организация учебного труда.

Учащиеся должны учиться:

  • выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в классе;

  • соблюдать правильную осанку во время работы;

  • правильно пользоваться учебными принадлежностями;

  • понимать учебную задачу, поставленную учителем;

  • проверять свою работу по образцу;

  • правильно оценивать свою работу;

  • помогать учителю в проведении занятий.

II.Работа с книгой и другими источниками информации.

Учащиеся должны учиться:

  • читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог;

  • участвовать в тихом хоровом чтении;

  • правильно пользоваться учебником;

  • под руководством учителя работать над текстами учебника, обращаться к заданиям, образцам;

III. Культура устной и письменной речи речи.

Учащиеся должны учиться:

  • отвечать на отдельные вопросы;

  • составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя.

  • списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • записывать слова, написание которых не расходится с произношением;

  • писать большую букву в начале предложения;

  • правильно оформлять тетради и письменные работы.

IV. Мыслительные умения.

Учащиеся должны учиться:

  • намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог;

  • сравнивая и классифицируя знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию, то же самое - с изображениями на картинках; отвечать на ряд вопросов по теме;

  • расшифровывать данное родовое понятие («Какие учебные принадлежности?»); уметь привести пример;

  • отвечать на вопросы типа: «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства; использовать средства наглядности как образную опору.

  • разделять новое целое на элементарные составные части в несложных практических действиях;

Обучающие должны знать:

все буквы русского алфавита и правильно называть их; основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем)

Обучающие должны уметь:

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова,

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком;

-делить слово на слоги,

-выделять в слове ударный слог;

-переносить слово по слогам (простые случаи);

-вычленять слова из предложений; четко без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения , слова;

-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом ;

-грамотно ( без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова , предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходиться с произношением ;

-потреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей , клички животных;

-устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.

  1. Программа разработана на основе Примерной программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Мурманск 2010 год

    Программа
    Программа разработана на основе Примерной программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  2. Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» (207 ч. = 115 ч предмет «Русский язык» + 92 ч предмет «Литературное чтение» период обучения грамоте

    Рабочая программа
    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения.
  3. Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, (2)

    Примерная программа
    Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
  4. Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, (1)

    Примерная программа
    Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
  5. Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос (Школа работает по умк «Школа России»)

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Лучинниковская основная общеобразовательная школа (далее школа) разработана коллективом педагогов (заместители директора по учебной работе, 4 учителя начальных классов),
  6. Образовательная программа начального общего образования Содержание программы

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Ягоднинская средняя общеобразовательная школа», имеющего государственную аккредитацию по виду «Cредняя общеобразовательная
  7. Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов (9)

    Программа
    Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.
  8. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.

    Программа
    Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.
  9. Основная образовательная программа начального общего образования Бюджетного общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МОУ СОШ № 2 разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..