Программа развития основа эффективного управления школой Муниципальное общеобразовательное учреждение

АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ШКОЛ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА ПНПО 2006 г.

Повышение качества подготовки и переподготовки учителей в овладении современными образовательными технологиями. 26

Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры всех педагогов лицея. 26

Укрепление материально-технической базы лицея. 26

Создание единого информационного пространства лицея на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. 26

Сохранение конкурентоспособности лицея на рынке образовательных услуг г. Владивостока. 26

г. Арсеньев

МОУ «СОШ № 1»

Программа развития - основа эффективного управления школой

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Арсеньев, Приморский край

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

К сожалению, наблюдается недостаточная сформированность у выпускника личностных функций: рефлексии, ответственности за выбор, само­организации.

Сегодняшний выпускник зачастую не готов к решению собственных внутриличностных и межличностных проблем, к самостоятельному выбору жизненного пути и профессии, он неспособен адаптироваться в меняющемся социуме и реализовать свой личностный потенциал. По мере взросления, отчужденность от знаний.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что сложившаяся в школе система образования нуждается в преобразованиях, в инновационных технологиях и методиках преподавания.

Участие коллектива в реализации ПНПО позволило найти пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Созданная программа развития школы обеспечивает поэтапное решение актуальных проблем, работает на перспективу.

Исходя из анализа существующих в школе проблем педагогический коллектив ставит перед собой цель: создание продуктивной образовательной среды — условий для формирования успешной личности. Для достижения новой цели школа выработала стратегическую идею– реализацию продуктивного образования через организацию проектной, исследовательской деятельности, социальной практики, сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и предприятиями города по индивидуальным планам учащихся.

Миссия общеобразовательного учреждения – создать условия, обеспечивающие полноценное развитие успешной личности, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию учения и других видов деятельности, а также профессиональное самоопределение учащихся.

Для реализации программы развития школа ставитзадачи:

- Разработать и апробировать модель «Школы продуктивного образования»

- Расширить образовательное пространство учащихся, с целью создания ситуации выбора через реализацию идеи сетевой организации образовательных ресурсов (сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования; разработка совместных с вузами проектов; организация социальных стажировок на рабочих местах; организация дистанционного обучения; создание научного общества учащихся, студий, клубов по интересам; создание и развитие пространства рефлексии и мыследеятельности; участие во внешкольных конкурсах, конференциях, олимпиадах, Интернет-проектах; вовлечение учащихся в организационно-деятельностные игры).

- Расширить школьную информационную систему;

- Модернизировать материально-техническую базу школы.

В процессе реализации Программы развития предполагается переход к модели продуктивной школы к такому образовательному учреждению, в котором учёба в ситуации реальной жизни.

В соответствии с новой организацией образовательного процесса на первый план выступают разные логики поддержки индивидуальности учащегося. На каждой ступени ребенок самостоятельно осуществляет ту деятельность, которую он осваивал совместно с учителем на предыдущей ступени.

Модель предшкольного образования

Параллельно с начальной школой функционируют такие организационные формы для обеспечения предшкольного образования, как нулевой класс, «Школа первоклассника», студия «Лель».

Продуктивностью предшкольного образования является развитие у учащихся правильной выразительной устной речи, формирование ответственности, умения работать дружно, сообща, умения самостоятельно осуществлять трудовую, художественную и умственную деятельность.

Модель начальной школы

В начальной школеглавной линией индивидуализации является выработка индивидуального стиля учебной деятельности. Продуктивностью обучения на данной ступени образования является сформированное у ребёнка умение учиться, способность участвовать в собственном образовании.

За счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения в I-IV классах в учебный план введены спецкурсы: «Уроки математического воображения», «Уроки познавательного чтения» и «Основы проектной деятельности». «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, будут изучаться в III-IV классах не в качестве учебного модуля, а как самостоятельный учебный предмет.

Наряду с уроком возникают иные образовательные формы: «погружения», проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путешествия и игры, мастерские и т.д.

Воспитательная часть процесса неразрывно соединена с учебной. Созданию условий для получения ребенком опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора в нашей модели отвечает   реализация для всей начальной школы программы «Навигатор третьего тысячелетия». В основе деятельности навигаторов – социальные проекты, которые учащиеся разрабатывают и реализуют собственными силами. На протяжении всего периода обучения младшим школьникам предлагается практиковаться в нескольких областях деятельности, или «специальностях». В число обязательных специальностей включаются: «Я – Россиянин»; «Я – житель Земли»; «Я – политик»; «Я – гражданин», «Я – эколог», «Я – экономист», «Я – здоровый человек», «Я – спасатель», «Я – навигатор Интернета».

Начальная школа представляет собой модель сетевой организации, при которой обучение учащихся осуществляется за счёт целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений дополнительного образования.

Модель основной школы

Начальная и основная школа работают в русле единых принципов. То, что в начальной школе возникает как первый опыт, проба, в дальнейшем находит продолжение и развитие. Единой является направленность образовательного процесса на создание условий для развития универсальных умений.

Продуктивностью обучения на данной ступени образования является становление индивидуального стиля общения. Форма его поддержки - организация коммуникативных пространств. На этой ступени тактика индивидуального подхода реализуется во внеклассной деятельности: в форме всевозможных психологических тренингов.

Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются для углублённого изучения информатики и ИКТ, для введения новых учебных спецкурсов (технология исследования, технология проектирования, риторика) и практикумов, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам.

Предпрофильное обучение учащихся 9 классов предусматривает создание большого числа курсов по выбору: «Юный медик», «Химия и повседневная жизнь», «Моделирование и дизайн», «Ресторанный сервис» и др., которые помогут самоопределиться в выборе профиля обучения в старшей школе.

Продолжение процесса обучения - создание внеклассных сообществ по образовательным интересам – студий - и организация коммуникативных мероприятий: диспутов, Интернет - сессий, ток-шоу и т.д. Особое внимание уделено развитию клубного пространства. Активному вхождению подростка в школьные пространства способствует опыт разновозрастного взаимодействия, получаемый в начальной школе в мастерских по «специальностям», в общих играх, путешествиях, праздниках.

Предпроектная и проектно-игровая деятельность постепенно к старшей школе переходит в область индивидуального проектирования.

Модель старшей школы

Модель старшей школы строится на сетевом взаимодействии образовательного учреждения с вузами, межшкольным учебным комбинатом, центром внешкольной работы, станцией юных натуралистов, клубом юных техников, детской художественной школой, предприятиями и учреждениями города с целью реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.

Продуктивностью обучения на данной ступени образования является профессиональное самоопределение учащихся.

Ведущая деятельность учащегося - разработка и реализация индивидуальной образовательной программы как «учебно-тренировочной» в рамках старшей школы и как «выпускной работы» по окончании старшей школы.

Учебный план старшей школы составлен на основе федерального базисного учебного плана непрофильное обучение. Количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования сохранено. Исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих), часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения использованы для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана (математика, обществознание, право, химия, биология, мировая художественная культура, иностранный язык, история), для организации обучения по индивидуальным образовательным программам. В старшей школе образовательный процесс организован потоковым методом обучения: из учащихся разных классов одной параллели формируются группы углублённого изучения предметов. Каждый учащийся старшей школы может выбрать для углублённого изучения три учебных предмета.

В школе организована ресурсная образовательная сеть. Это рабочие места стажировок, или социальная практика. Старшеклассники получают возможность работать на нескольких «рабочих местах»: поликлиника, Дворец культуры, городская газета и др. Таким образом, Город становится универсальной производственной лабораторией. В процессе обучения учащийся выполняет несколько социальных проектов, которые составят его «Портфолио». Качество отчетов и их «защиты» на презентации «Форум проектов» является основанием для получения итоговых оценок.

Базовая линия индивидуализации в старшей школе – выработка индивидуальных (социальных, профессиональных) перспектив. На первый план в поддержке индивидуализации выступает процесс проектирования.

Панируется активное использование дистанционного обучения как одной из основных форм получения индивидуального образования.

В рамках реализации проекта «Создание воспитательной системы школы в рамках программы «Новая цивилизация»« учащиеся основной и старшей школы переходят к этапу «Социальное проектирование».

Модель управления школой

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В целом управление школой опирается на команду лидеров - представителей от клубов (выражение индивидуальных профессиональных интересов) и кафедр (представление интересов школы).

Особенностью управленческой модели школы продуктивного образования является отсутствие автономных профессиональных сообществ. Профессиональная автономия допустима лишь в рамках клуба – под задачи профессионального роста.

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В управлении школой принимают непосредственное участие ученический и родительский коллективы. Родители вовлечены в процесс продуктивного образования их детей. На первой и второй ступенях, когда школьники осваивают самоорганизацию в сообществе, способом участия родителей является - родительский клуб - пример сообщества, представляющего свои (в том числе образовательные) интересы. На третьем этапе родители вовлечены в проектно-презентационную деятельность своих детей в роли практиков–экспертов в различных областях деятельности. Органами ученического самоуправления являются школьный Парламент и Правительство, деятельность которых определена Уставом.

При создании новой школы следует помнить слова С.Т. Шацкого о том, что основной педагогический вопрос «не в том что такое школа, которая нам нужна, а что такое детская жизнь». Школа должна быть такой, чтобы дать детям возможность жить сейчас, жить той богатой эмоциональной и умственной жизнью, на которую они способны».

МОУ «СОШ № 5»

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Арсеньевского городского округа Приморского края
«Гражданское образование как системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов»

Основание разработки программы:

1. Смещение нравственных критериев у молодых людей в отношении уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, окружающей природе.

2. Отсутствие правовой культуры у молодого поколения, неумение использовать возможности правовой системы государства для защиты своих прав.

3. Неготовность выпускников школы к социализации в обществе, адаптации на рынке труда, способности реализации полученных знаний и умений в созидательной деятельности.

Гражданское образование учащихся предполагает комплексный подход к использованию всего образовательного арсенала.

Организационные формы гражданского образования в МОУ «СОШ №5»:

Основное содержание инновационных идей, лежащих в основе разработки программы развития: изменение образовательных программ, включение в них основных положений гражданского образования, использование компонентов гражданского образования в тематике школьных предметов, внеурочных и внешкольных мероприятий, соответствующая организация уклада школьной жизни, совместная работа с общественными институтами.

Миссия школы - создание условий для усвоения учащимися специальных зна­ний, умений и навыков, развитие граж­данских качеств личности, приобрете­ния ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей

Цель программы – воспитать гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

  1. Программа развития на 2005-2010 годы Муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Программа развития МОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1» на 2005-2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы школы.
  2. Программа развития «Построение модели адаптивной школы» (1)

    Программа
    Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1» с. п. Аргудан на 2010 – 2013 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся
  3. Программа развития «Построение модели адаптивной школы» (2)

    Программа
    Программа развития средней общеобразовательной школы № 23 г.Нальчика 2008- 2012 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

    Программа
    Программа развития целостной педагогической системы (ЦПС) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов города Котельнича Кировской области на 2006-2010 годы.
  5. Программа на 2010 2011 учебный год муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных
  6. Программа развития инновационных процессов в образовании Муниципальное образовательное учреждение

    Программа
    Формирование предметных компетентностей школьников (на примере естественнонаучного профиля). Научный отчёт./ Ахметов М.А., Абаимова О.Е., Александрова Л.
  7. О состоянии и результатах развития образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее №14 им. Ю. А. Гагарина Щёлковского муниципальн

    Документ
    Сегодня школа становится другой, меняются образовательные стандарты, меняется учитель и требования к его профессиональной компетентности, используются все ресурсы образовательных учреждений для обеспечения
  8. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6

    Программа
    Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации, отражает траекторию ее развития в современных условиях:
  9. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Заволжская средняя общеобразовательная школа»

    Программа
    Программа развития МОУ «Заволжская СОШ» Калининского района рассчитана на 2007 – 2011 годы и представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции,

Другие похожие документы..