Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Москва

Приложение №5

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Москва, 2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

Содежание 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

2. Сценарные условия функционирования экономики субъектов Российской Федерации 9

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12

3.1. Расчет выпуска товаров и услуг и валового регионального продукта (ВРП) 12

3.2. Промышленное производство 56

3.3. Сельское хозяйство 58

3.4. Строительство 66

3.5. Транспорт и связь 69

3.6. Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении 71

3.7. Рынок товаров и услуг 72

3.8. Внешнеэкономическая деятельность 78

3.9. Малое предпринимательство 87

3.10. Инвестиции 91

3.11. Финансы 105

3.12. Денежные доходы и расходы населения 127

3.13. Труд и занятость 154

3.14. Развитие социальной сферы 167

3.15. Охрана окружающей среды 196

3.16. Туризм 198

4. Методические рекомендации по расчету индексов потребительских цен и индексов-дефляторов для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 201

ВВЕДЕНИЕ

Экономика каждого из 83 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала, региональными особенностями проявления последствий мирового финансового кризиса.

Эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики (антикризисной, налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий. Особенностью прогноза на 2010, 2011, 2012 гг. является оценка региональных последствий мирового финансового кризиса и разработка антикризисных мер в составе региональной экономической политики.

Общий порядок разработки прогнозов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определен Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 23 июня 1995 года.

Прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по принимаемым поручениям Правительства Российской Федерации и в соответствии с согласованной с ним схемой порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определяются порядок и основные этапы разработки прогнозных документов, состав участников этой работы. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прогнозы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации позволяют определить:

  • тенденции и количественные параметры их социально-экономического развития;

  • динамику развития региональных товарных рынков;

  • оценить бюджетно-финансовое состояние в предстоящем периоде;

  • последствия решений Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации на процессы экономического и социального развития регионов.

Региональный прогноз разрабатывается по определенным показателям (стоимостные и объемные показатели, цены) с учетом согласования сценарных условий развития российской экономики и экономики субъекта Российской Федерации. При подготовке прогнозных материалов экономическим органам субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать прогнозы развития муниципальных образований.

Разработка прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации состоит из трех этапов:

  1. Разработка региональных сценариев социально-экономического развития соответствующих территорий на основе анализа социально-экономической ситуации в регионе за предыдущий период и оценки влияния внешних и внутренних факторов на развитие в предстоящем периоде (особенно проявлению последствий мирового финансового кризиса и выходу из его острой фазы).

  2. Разработка предварительного варианта основных показателей прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом сценарных условий функционирования российской экономики и региональных сценариев развития.

  3. Разработка уточненных показателей прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (с учетом результатов рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предварительного прогноза развития страны, оценки социально-экономической ситуации в текущем году, а также уточненных макроэкономических прогнозных оценок).

Доклад о прогнозе, представляемый в Минэкономразвития России

Аналитический доклад о прогнозе социально-экономического развития субъекта Российской Федерации представляется в Минэкономразвития России вместе с табличными материалами показателей прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Доклад должен содержать обоснование количественных показателей социально-экономического развития региона в прогнозируемом периоде и отражать возможности и степень выполнения целей и задач, поставленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по социальному и экономическому развитию региона в прогнозируемом периоде.

Примерная структура доклада:

Демографическая ситуация. Динамика численности и половозрастной структуры населения.

Занятость населения. Состояние рынка труда, динамика показателей безработицы, оценка рисков возникновения критических ситуаций в сфере занятости, в случае напряженной ситуации в городах с монопрофильной специализацией оценить важнейшие направления снижения рисков.

Уровень жизни населения (реальные располагаемые доходы населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, отношение доходов населения к величине прожиточного минимума) и степень его дифференциации, динамика потребительского кредитования и задолженности населения по потребительским кредитам (включая ипотечные). Уровень потребления (динамика суммарного оборота торговли и объема платных услуг на душу населения). Возможные диспропорции в уровне жизни населения, меры и способы их предотвращения. Социальная политика, ее направления и ресурсное обеспечение.

Развитие секторов экономики и их влияние на социальные и экономические процессы в регионе. Динамика основных показателей экономического развития (валовой региональный продукт, промышленное производство, сельское хозяйство, инвестиционная и финансовая деятельность, рынок товаров и услуг).

Экономические условия преодоления последствий мирового финансового кризиса, важнейшие аспекты региональных антикризисных программ, характеристика существующих рисков и оценка вероятных "точек роста" в экономике (основные прибыльные виды деятельности и производства, важнейшие инвестиционные проекты, направления использования инвестиций). Оценка производительности труда по видам экономической деятельности, динамику на занятости, доходы населения, рынок труда. Перспективы преодоления последствий кризиса и перехода к экономическому росту, восстановления и развития производства (в том числе новых видов товаров).

Эффективность использования совокупных региональных ресурсов для достижения основных прогнозных показателей.

Характеристика специализации экономики и возможности ее структурных изменений по следующим направлениям:

производство потребительских товаров и услуг - производство промежуточной продукции (сырья и полуфабрикатов);

ориентация экономики региона на внешний или внутренний рынок (соотношение внешнеторгового оборота и объема ВРП);

минимизация рисков региональной экономики, связанных с последствиями мирового финансового кризиса.

Развитие малого и среднего предпринимательства.

Прогноз финансового состояния регионов, доходной и расходной частей региональных бюджетов. Уровень сбалансированности доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Оценка роли малого и среднего предпринимательства в снижении рисков экономического спада, включая сдерживание безработицы. Оценка государственной поддержки малого бизнеса в регионе.

Развитие межрегиональных связей. Соотношение между производством товаров и услуг на территории региона и ввозом продукции.

Оценка экологической ситуации - основные источники загрязнения, намечаемые мероприятия по их нейтрализации, источники инвестиций.

Использование накопленного опыта и новых организационных форм и методов осуществления преобразований в регионе.

Предварительные и уточненные прогнозы представляются в Минэкономразвития России в Департамент проектов развития экономики регионов в печатном виде, а также в форматах WINWORD (версия 2003) и Excel (версия 2003) по электронной почте e-mail: tukanov@, sveshnikovaea@

2. Сценарные условия функционирования экономики субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе общероссийских сценарных условий разрабатывают региональные прогнозные сценарии, определяющие стратегию развития на соответствующий период, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.

Разработка сценарных условий, как правило, осуществляется в двух вариантах:

вариант 1 (консервативный) – базовый – вариант инерционного развития с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций и внешних и внутренних условий развития экономики, продолжением сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций;

вариант 2 (умеренно-оптимистический) – основной – вариант оживления в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий, поддержки государством внутреннего спроса и расширения банковского кредита.

Разработка вариантов сценарных условий предполагает реализацию в прогнозируемом периоде региональных антикризисных программ и мероприятий, включая программы поддержки занятости населения.

Сравнение расчетов на прогнозируемый период по этим вариантам региональных сценариев показывает эффективность предполагаемой к осуществлению политики органов власти субъекта Российской Федерации.

При разработке сценарных условий развития субъекта Российской Федерации необходимо сосредоточиться на решении следующих задач:

  • выработка и обоснование комплекса мер государственного воздействия, направленного на преодоление последствий кризиса и поддержку жизненного уровня населения;

  • поддержка реального сектора экономики с целью обеспечения наполнения региональных бюджетов, в том числе за счет повышения доходов от производства изделий с высокой добавленной стоимостью, рентабельных инвестиционных проектов;

  • государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности с целью преодоления экономического спада, создания условий для перехода к экономическому росту, обновления производства и инфраструктуры;

  • развитие малого и среднего предпринимательства;

  • стабилизация финансового положения предприятий, снижение размера кредиторской задолженности, осуществление комплекса мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала предприятий;

  • разработка и реализация реальных региональных бюджетов, более полная мобилизация налоговых и неналоговых платежей, экономия государственных средств и повышение эффективности их использования, сдерживание роста дефицита бюджета;

  • развитие системы финансирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством при одновременном совершенствовании помощи малоимущим;

  • реализация программ содействия занятости населению, снижению задолженности по заработной плате, поддержки социальных программ;

  • оценка состояния и перспектив российских и мировых рынков сбыта региональной продукции.

Важнейшей задачей является мобилизация всех источников формирования инвестиций: средства предприятий; средства федерального и регионального бюджетов; оборот недвижимости; сбережения населения; иностранные инвестиции и другие.

Сценарные условия регионального развития рекомендуется включать в состав доклада о прогнозе, представляемого в Минэкономразвития России, в качестве самостоятельного раздела.

  1. 3 Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации

    Документ
    д.э.н. Амосов А.И., д.э.н. Андрюшин С.А., д.э.н.Валентей С.Д., д.э.н. Виленский А.В., д.э.н. Гельвановский А.И., д.э.н. Губин Б.В., к.э.н. Иванов Е.А.
  2. Отчёт о выполнении научно-исследовательской работы по контракту с мсх калужской области в 2011 г по теме

    Реферат
    «Мониторинг и прогнозирование состояния продовольственной безопасности на территории Калужской области. Практические рекомендации по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции»
  3. Курс долгосрочного факторного прогнозирования для антикризисного управления в регионах россии

    Документ
    Документ разработан Научно-образовательным центром «Прикладная математика» при Институте Прикладной Математики им. М.В. Келдыша Российской Академии наук.
  4. Республиканская целевая программа развития республики мордовия на 2008-2012 годы саранск 2008 г

    Программа
    Субъектами бюджетного планирования Республики Мордовия разрабатываются доклады о результатах и основных направлениях деятельности. Готовится Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия.
  5. Методические рекомендации по разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципальных образовани

    Методические рекомендации
    ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  6. Отчет о работе Государственного научно-исследовательского учреждения (3)

    Содержательный отчет
    В отчетном году были проведены исследования по 50 темам, подготовлено более 180 научных отчетов и аналитических записок, в том числе 16 исследований выполнялось в соответствии с тематикой, утвержденной Минэкономразвития России, 9 проектов
  7. Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года Город Ханты-Мансийск

    Документ
    2.1. Сбор и анализ статистической информации по социально-экономическому состоянию экономики города Ханты-Мансийска и существующие программы развития производственной и непроизводственной сфер города Ханты-Мансийска 15
  8. Перед Вами очень важный документ, определяющий стратегию развития нашего города Комплексная программа социально-экономического развития городского округа Го

    Программа
    Перед Вами очень важный документ, определяющий стратегию развития нашего города – «Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 годы».
  9. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы

    Доклад
    Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее – Сводный доклад) на 2008-2010 годы является комплексным документом, характеризующим деятельность Правительства Российской

Другие похожие документы..