Рабочая программа краткосрочного повышения квалификации «Инновационные информационные технологии в обучении иностранному языку и культуре»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт дополнительного образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДО ВолГУ

______________ А.В. Гукова

«___» ___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

краткосрочного повышения квалификации

«Инновационные информационные технологии в обучении иностранному языку и культуре»

Рабочая программа составлена на основании требований Министерства образования и науки Российской Федерации к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений.

Составители рабочей программы:

д.фил.н., профессор Е.Ю.Ильинова

к. пед. н., доцент В.А.Брылева

Согласовано:

Руководитель программы,

к.филол.н., доцент Л.А. Кочетова

Волгоград – 2011

Актуальность программы

Концепция модернизации российского образования определяет иностранный язык как одну из трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века, в связи с чем возрастает потребность в грамотных высококвалифицированных преподавателях, способных в сжатые сроки и наиболее эффективно обучить студентов иностранному языку и культуре в рамках, предусмотренных стандартами компетентности выпускников ВУЗов или, в частности, языковым портфелем Европы.

Условия развития современного общества диктуют необходимость в развитии и формировании новых компетенций преподавателей ВУЗа, с помощью которых они могут наиболее эффективно справиться с задачей организации результативного учебного процесса, стандартизировать и автоматизировать рутинные образовательные операции и, также, открыть возможности для поиска новых творческих методов и технологий обучения языкам.

В набор компетенций преподавателя ВУЗа на современном этапе неизбежно входит информационно-коммуникационная компетенция, которую можно определить как «готовность и способность методически грамотно использовать дидактические возможности ИКТ в практике обучения иностранным языкам и культурам». Уровень профессионализма любого специалиста, и, в особенности, преподавателя ВУЗа, характеризуется умением работать с информацией, наличием практических навыков ее извлечения, структурирования, обработки и передачи; умением быстро принимать аргументированные решения на ее основе и модифицировать цели и содержание обучения. Главное место в решении этих задач занимают информационно-коммуникационные технологии.

Развитие ИКТ происходит очень быстро, стандартный набор обучающих компьютерных технологии практически полностью обновляется за пять лет. Технологии, которые использовались в начале 21 века, уходят в прошлое, уступая место новейшим средствам передачи и организации информации. Поколение Интернет-технологий WEB 1.0 сменилось на WEB 2.0, и на пороге уже третье поколение. Преподаватель ВУЗа, в особенности иностранного языка и культуры, не может оставаться в стороне и не быть в курсе происходящих изменений. Ведь технологии изменяют не только способы и методы обучения языкам, технологии в настоящее время изменяют структуру общества и общественных отношений, что отражается в культуре и в языке, и эти изменения должны также соответствующим образом транслироваться в учебном процессе обучения иностранным языкам.

Потребности в высококвалифицированных кадрах в сфере обучения иностранным языкам в ВУЗе определяют объективную необходимость совершенствования системы подготовки специалистов-педагогов. Регулярно обновляющееся, углубленное практическое изучение информационно-коммуникационных технологий как комплекса средств обучения языкам и культурам является актуальнойзадачей повышения квалификации преподавателей ВУЗов, которая может быть решена в рамках предлагаемой программы обучения.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа повышения квалификации предназначена для обучения преподавателей практических курсов иностранных языков и теоретических дисциплин лингвистического цикла ВУЗов. Успешно закончившие курс преподаватели могут использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа;

2.2. Режим обучения: не более 8 часов в неделю

2.3. Формы обучения: с частичным отрывом от работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Цель программы:

Совершенствование педагогического мастерства преподавателей иностранного языка и культуры за счет развития их информационно-технологической компетенции на базе применения в учебном процессе инновационных информационных технологий.

2. Слушателям предлагается комплекс компетенций в составе профессиональной информационной компетенции преподавателя иностранных языков:

  • Освоение моделей, возможностей и параметров процесса обучения иностранным языкам на основе ИКТ;

  • обучение использованию инновационных средств ИКТ последнего поколения в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе высшего профессионального лингвистического образования;

  • овладение навыками автоматизации обработки учебной информации и ее стандартизации, развитие творческих навыков подачи учебного материала и разработки учебных курсов на основе ИКТ;

  • освоение основных функций образовательной электронной среды обучения языкам и культурам, принципам ее создания и управления;

  • ознакомление с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в разработке исследовательских проектов, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;

  • ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучающегося в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе ИКТ, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией.

3. Виды и объем учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия:

38

Лабораторные занятия:

34

Самостоятельная работа

30

Виды контроля – зачет проекта

3

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ

Структура программы

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего ауд.

часов

В том числе:

Самостоя-тельная работа

лекции

практи-ческие

1.

Государственная политика в области информатизации гуманитарного и лингвистического образования.

6

6

0

1

2.

Комплексные многоуровневые программные пакеты обучения языкам.

8

3

5

1

3.

Интернет-ресурсы поколения WEB 2.0 для обучения языкам.

7

3

4

4

4.

Современные веб-ориентированные программные средства − электронные обучающие оболочки (LMS)

6

3

3

2

5.

Модульная обучающая среда Moodle как основа дистанционного обучения языкам и средство поддержки аудиторных занятий.

6

3

3

2

6.

Основы разработки сетевого курса обучения иностранному языку на основе Moodle

7

4

3

4

7.

Электронное портфолио студента и преподавателя как средство индивидуализации обучения языкам и культурам.

7

4

3

2

8.

Основы разработки сетевого курса обучения языку на основе Mahara.

7

4

3

4

9.

Автоматизация тестирования средствами ИКТ.

7

4

3

4

10.

Сервисы ИКТ поколения 2.0 в обучении языкам и культуре.

8

3

5

4

11.

Перспективные направления исследований в области информатизации языкового образования.

3

1

2

2

ИТОГО

72

38

34

30

  1. Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов научно-практической конференции Екатеринбург 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы заочной научно-практической конференции «Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», в рамках которой отражены как теоретические, так и практические стороны организации и реализации учебного
  2. Программы повышения квалификации (7)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию двенадцатый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  3. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и учреждений Московской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Реферат
    Программы повышения квалификации по информационным технологиям на базе операционных систем Linux (ориентированы на слушателей, имеющих опыт работы в операционной системе Windows) 30
  4. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  5. Программы повышения квалификации (1)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию пятый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  6. Программы повышения квалификации (5)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию семнадцатый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  7. Программы повышения квалификации (3)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию шестой выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  8. Иностранный язык: современные подходы к преподаванию

    Документ
    Иностранный язык: современные подходы к преподаванию Материалы научно-практической конференции учителей иностранного языка города Нижнего Тагила и Горнозаводского округа.
  9. Программа развития международного университета природы, общества и человека «дубна»

    Программа
    Аннотированный перечень опорных авторских научных, инновационных и образовательных проектов, планируемых к реализации в 2010-2015 годах на момент подготовки Программы .

Другие похожие документы..