Рабочая программа краткосрочного повышения квалификации «Инновационные информационные технологии в обучении иностранному языку и культуре»

5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Содержание программы

мо-дуля

Содержание лекции-семинара

Практическое задание для лабораторной работы

Самостоятельная работа

1.

Государственная политика в области информатизации гуманитарного и лингвистического образования.

1. Смена образовательных парадигм с развитием информационного общества. Роль преподавателя в распределенной системе обучения на основе ИКТ. Процессы информатизации обучения иностранному языку в ВУЗе: задачи, параметры, проблемы.

2. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам. Европейский языковой портфель.

3. Обзор современных инфомационно-коммуникационных технологий, возможностей их использования для обучения языкам и культурам в ВУЗе.

4. Лингводидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе ИКТ. Обзор подходов, принципов и методов обучения языкам на основе ИКТ.

-

Задание:

1. резюмировать в виде краткого реферата (2-3 стр.) сведения о гос. политике в области информатизации образования.

2.составить таблицу современных ИКТ, их лингводидактических свойств и возможностей их использования в учебном процессе.

2.

Комплексные многоуровневые программные пакеты обучения языкам

1. Мультимедийные пакеты обучения языкам.

Reward Intern@tive, Rosetta Stone, Tell-me-more и пр. Принципы организации работы с мультимедийными пакетами.

2. Понятие об iTool.

3. Принципы организации работы в лингафонном кабинете последнего поколения.

Знакомство с методикой обучения с использованием обучающих мультимедийных пакетов. Практикум по обучению в группе с использованием Rosetta Stone. Работа с интерактивной доской.

Установка Reward на персональном компьютере.

Работа с iTool от English Result.

Работа удаленно с Rosetta Stone (2-3 языка, мониторинг и статистика)

3.

Интернет-ресурсы поколения WEB 2.0 для обучения языкам.

1.Обзор и практическое использование на уроке иностранного языка. Специализированные и неспециализированные ресурсы.

2.Методика разработки аудиторного и дистанционного Интернет-урока.

3.Поисковые системы как источник учебного материала и средство обучения.

4. Использование подкастов и других мультимедийных ресурсов для обучения языкам.

Практикум по работе с ресурсами сети и поисковыми системами Google, Yahoo, Яндекс.

Разработка личного банка ссылок на необходимые для обучения языкам ресурсами сети с аннотацией ресурса.

Создание ссылок в текстовом редакторе.

Задание: создать списки ссылок в текстовом редакторе на ресурсы интернета с аннотацией ресурсов, сортировать ресурсы по уровням обучения и языку, типам работы (говорение, аудирование и т.п).

4.

Современные веб-ориентированные программные средства − электронные обучающие оболочки (LMS).

1. Принципы создания электронной обучающей среды на основе LMS. Функции, цели и задачи обучающей среды. Средства создания среды.

Зарубежный и отечественный опыт использования LMS в лингвистическом образовании.

2. LMS в построении дистанционных курсов. Обзор существующих платных и бесплатных решений.

3. Обзор стандартов интероперабельности в дистанционном образовании (SCORM, Leap2A)

Посещение и анализ образовательных зарубежных порталов, систематизация ресурсов зарубежных порталов для обучения языкам и культурам.

Обзор функционала BlackBoard, VLE, OSP, ILIAS

Задание: изучить 2-3 зарубежных образовательных портала на иностранном языке, дать характеристику системам дистанционного обучения (реферат)

Найти ресурсы в свободном доступе для создания дистанционных курсов.

5.

Модульная обучающая среда Moodle как основа дистанционного обучения языкам и средство поддержки аудиторных занятий.

1. История создания, основные характеристики Moodle как основы формирования обучающей среды для иностранного языка.

2. Функционал LMS Moodle. Базовые навыки администрирования. Обзор методов работы с обучающимися в Moodle.

3. Мониторинг учебной деятельности обучающихся. Модуль статистики посещаемости курсов.

Практикум по работе в LMS Moodle.

Создание учетной записи, изменение уровня доступа пользователя, оформление профайла пользователя.

Знакомство с электронным курсом. Работа на уровне студента: модули «Форум», «задание», «тест», «ресурс».

Задание: оформить профайл пользователя.

Разместить в форуме электронного курса список ссылок на ресурсы для обучения языкам.

6.

Принципы разработки веб-ориентированного электронного УМК.

1. Лингвометодические принципы построения электронного учебного курса. Лингводидактические принципы построения дистанционного курса.

2. Основы разработки сетевого курса обучения на основе Moodle. Форматы курсов в LMS. Статические и интерактивные средства создания курса.

Разработка курса в Moodle. Содание курса, присвоение категории курсов, описание и настройки курса. Назначение преподавателей и запись студентов на курс. Работа с модулями. Форум, задание, опрос, семинар.

Задание:

разработать тему в курсе. Разместить статические ресурсы в формате 1)веб-страницы 2)текстовой страницы и 3)ссылки на ресурс сети.

Создать форум для обсуждения.

Создать задание.

7.

Электронное портфолио студента и преподавателя как средство индивидуализации обучения языкам и культурам.

Mahara как одно из современных средств создания системы е-портфолио на основе международных стандартов. Функционал системы и его использование в обучении языкам. Интеграция с Moodle.

Создание портфолио преподавателя. Заполнение форм, обучение ориентированию в системе Mahara, система «друзей», знакомство с основными функциями. Отправка сообщений, получение уведомлений, настройки профайла. Создание проекта. Интеграция мультимедийных файлов.

Задание: Заполнить профайл. Создать сообщество «друзей», отправить сообщение.

Создать Проект, в котором разместить 1)видео 2)ссылки на ресурсы сети 3)изображения 4)текстовые файлы

8.

Основы разработки сетевого курса обучения языку на основе Mahara.

1. Лингводидактические принципы построения дистанционного курса в Mahara. Форматы организации учебной информации в Mahara.

2. Построение сообществ обучающихся. Работа с группами, форумами, проектами.

3. Исследовательский учебный проект на основе Moodle и Mahara.

Практикум по созданию курса в Mahara.

Работа с группами обучающихся. Назначение администраторов.

Создание групп, групповых форумов. Размещение файлов курса.

Мониторинг работы студентов в группе.

Создать группу обучающихся. Отправить приглашение в группу, добавить администраторов, создать форум. Разместить ссылки на свой Проект в группе.

9.

Автоматизация тестирования средствами ИКТ.

1. Принципы организации компьютерного тестирования. Средства Moodle для организации тестирования.

2. Создание тестов в программе HotPotato.

3. Интернет-сервисы для создания онлайн-тестов.

4. Возможности дистанционной сертификации специалистов на основе автоматического тестирования.

Практикум по созданию тестов различного формата в LMS Moodle, HotPotato и в онлайн-системах разработки тестов.

Тесты на множественный и одиночный выбор, на перевод.

Задание: создать 2 теста в HotPotato, разместить его в Moodle, сделать ссылку на тест в группе в Mahara.

10.

Сервисы ИКТ поколения 2.0 в обучении языкам и культуре.

1.Сервисы доставки сообщений в реальном времени и VoIP технологии в обучении языкам. Skype, ICQ, MSN.

2. Использование блогов и вики. Создание блога на Blogspot. Википедия как средство обучения.

Практикум по работе со Skype, основы безопасной работы. Установка, настройка, пробный урок.

Практикум по созданию блога преподавателя в Blogspot.

Задание: установить на персональном компьютере Skype. Добавить коллег в список контактов.

Зарегистрировать персональный аккаунт в Google mail. Создать блог преподавателя в Blogspot, разместить ссылку с описанием в профайле в Mahara.

11.

Перспективные направления исследований в области инфор­матизации языкового образования. 1. Обзор социальных сетей и их лингводидактические возможности.

2. Личная безопасность в Интернете.

3. Использование сервисов Google в обучении языкам. Google Wave, Google Calendar, Google maps, Google Groups.

Практикум по работе с сервисами Google, создание групп обучающихся, создание персонального пространства и обеспечение его безопасности в социальных сетях.

Работа с Google Wave, Google Calendar, Google maps, Google Groups

Настройка персонального профайла в Mahara, встраивание сервисов Google в личное пространство электронного портфолио.

Защита проектов

часов

38

34

30

Учебно-методическое обеспечение программы

Список рекомендуемой литературы

  1. Астафурова Т.Н., Бганцева И.В., Карпова Л.И., Щеколдина А.В. Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.

  2. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. Пособие // М.А. Бовтенко. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – 91 с.

  3. Брылева В.А. Виртуальная образовательная среда специального факультета как средство развития межкультурной компетенции студентов-лингвистов //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, No10(31): Аспирантские тетради: Научный журнал. − Санкт-Петербург, 2007. − C. 168-171

  4. Воробьев, Г.А. Интернет и веб-квест технологии: среда и средства обучения иноязычной культуре [Электронный документ] //Лемпертовские чтения 7. – 2005.

  5. Завьялова М.П., Сухушин Д.В. Изменения установок гуманитарного образования в условиях становления информационного общества [Электронный документ] // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика», 2005.

  6. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. / Отв. ред. М.В. Моисеева. − М.: Издательский дом «Камерон», 2004. − 216 с.

  7. Колесникова, И.Л., Долгина, О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб: Русско-Балтийский инфор. центр БЛИЦ, 2001.

  8. Методические материалы Лаборатории дистанционного образования Российской Академии Образования [Электронный документ] /Российская Академия Образования, 2005. − Режим доступа: /

  9. Минькова, Е.Н. Использование инфокоммуникационных технологий в обучении английскому языку при формировании коммуникативной компетенции студентов вузов [Электронный документ] / Минькова. − Режим доступа: /

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Acade-mia, 2001.

  11. Позднякова, Н.А. Дидактические свойства и функции средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам. // Системный анализ и информационные технологии. − Дубна: 2004. − С. 173−182.

  12. Тришина, С.В., Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.−практ. конф., 21−23 июня 2004 г., г.Москва. − М.: ИСМО РАО, 2004.
    – С. 74−79.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

/

http://www.teachingenglish.org.uk/

http://dwelle.de/dw/0,,298,00.html?id=298

http://iteslj.org/

http://busuu.com

http://rosettastone.co.uk

  1. Материально-техническое обеспечение программы

  1. Компьютерный класс на 15 мест, интерактивная доска, лингафонная гарнитура, доступ в Интернет, программное обеспечение (Windows, MS Office, IE)

  2. Принтер-сканер

  3. Ноутбук, проектор

Программное обеспечение

  1. Мультимедийная программа Reward Intern@tive,

  2. Мультимедийная программа Rosetta Stone

  3. Модульная система дистанционного обучения Moodle по адресу http://moodle.volsu.ru

  4. Система разработки электронных е-портфолио Mahara по адресу http://i.volsu.ru/eportfolios

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Итоговая аттестация включает:

Тест по основным темам и ключевым понятиям курса

Защиту проекта.

Проект:

Создание портфолио преподавателя, которое включает:

  1. Личный профайл в системе Mahara

  2. Сетевой курс в системе Moodle со ссылкой на него в портфолио. Сетевой курс включает ссылки на ресурсы сети, веб-страницы с заданиями, форумы для студентов с заданиями, задание или семинар, 2 теста в различном формате.

  3. Сетевой курс в системе Mahara, влючая группу обучающихся с форумом, программу курса(View1), материалы курса (View2) с мультимедийным контентом.

Программа обсуждена и принята на Учебно-методическом совете Института дополнительного образования

Протокол № 5 от «17» мая 2011 г.

  1. Кафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов научно-практической конференции Екатеринбург 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы заочной научно-практической конференции «Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», в рамках которой отражены как теоретические, так и практические стороны организации и реализации учебного
  2. Программы повышения квалификации (7)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию двенадцатый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  3. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и учреждений Московской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Реферат
    Программы повышения квалификации по информационным технологиям на базе операционных систем Linux (ориентированы на слушателей, имеющих опыт работы в операционной системе Windows) 30
  4. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  5. Программы повышения квалификации (1)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию пятый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  6. Программы повышения квалификации (5)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию семнадцатый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  7. Программы повышения квалификации (3)

    Документ
    Центр развития сотрудников продолжает выпуск бюллетеней, в которых обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию шестой выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».
  8. Иностранный язык: современные подходы к преподаванию

    Документ
    Иностранный язык: современные подходы к преподаванию Материалы научно-практической конференции учителей иностранного языка города Нижнего Тагила и Горнозаводского округа.
  9. Программа развития международного университета природы, общества и человека «дубна»

    Программа
    Аннотированный перечень опорных авторских научных, инновационных и образовательных проектов, планируемых к реализации в 2010-2015 годах на момент подготовки Программы .

Другие похожие документы..