Рабочая учебная программа по дисциплине поведение потребителей для студентов, обучающихся по специальности 081500 «Маркетинг» специализация «Коммерческий маркетингом»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рабочая учебная программа
по дисциплине

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Для студентов, обучающихся по специальности 081500 «Маркетинг» специализация «Коммерческий маркетингом»

Москва 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Факультет Менеджмента и Маркетинга

Кафедра Маркетинга

Программа для студентов IV курса первого и второго высшего образования

специальности 081500 – Маркетинг

Курс

IV

Лекции

20

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

141

Всего

165

Контрольная работа

1

Экзамен

1

МОСКВА - 2009

ББК __________

Программу разработали:

доктор экономических наук, профессорГ.А. Васильев

кандидат экономических наук О.Н. Романенкова

Программа обсуждена на заседании кафедры «Маркетинг»

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор И.М. Синяева

Программа одобрена на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

Поведение потребителей. Программа. Для студентов IV курса первого и второго высшего образования специальности 081500 – Маркетинг ― М.: ВЗФЭИ, 2010.

ББК __________

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2009

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

  1. Цель преподавания дисциплины

Главная цель дисциплины - обеспечить студентам необходимый уровень знаний по изучению и анализу социально-экономических, мотивационных и ситуационных факторов поведения потребителей с целью его эффективного регулирования и оптимизации.

Преподавание дисциплины «Поведение потребителей» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области Маркетинга. Конечная цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков в области поведения потребителей в рыночных условиях.

  1. Задачи изучения дисциплины

Курс «Поведение потребителей» предусматривает знание студентами дисциплин: «Основы маркетинга», «Экспертиза и стандартизация товаров», «Коммерческая деятельность». Основная задача курса – понимание того, что поведение потребителей является центральным звеном при определении и выборе целевого рынка, а также при разработке комплекса маркетинга в компании.

Основная задача изучения дисциплины – реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования, в подготовке маркетологов.

В процессе обучения студент должен знать:

  • эффективные приемы и методы воздействий на поведение потребителей;

  • базовые понятия курса: «модель поведения потребителей», модель «стимул-реакция», потребности, нужда и мотивы;

  • условия регулирования и оптимизации потребителя (в т.ч. процессы принятия решения о покупке, непосредственно покупки и послепокупочного поведения);

  • специфику российского рынка и происходящие в нем социальные процессы;

  • изменения реакций в поведении потребителей.

В результате изучения курса студент должен уметь:

  • уметь осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;

  • определить внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решения о покупке, а также разделять процесс принятия решений на этапы;

  • различать типы потребительского поведения, а также определять индивидуальные характеристики покупателя;

  • понимать протекание познавательных процессов при принятии решения о покупке;

  • разработать соответствующую маркетинговую стратегию по оптимизации потребительского поведения.

Иметь представление о проблемах управления отношениями с потребителями в предпокупочном, покупочном, постпокупочном периоде, иметь представление о CRM-системах и работе в них.

  1. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины

Дисциплина

Вопросы (темы)

Основы маркетинга

Изучение рынка. Продвижение товара на рынок. Стимулирование сбыта. Работа с общественностью.

Товароведение, экспертиза и стандартизация

Товар, ассортимент товара, качество товара. Виды и средства информации о товаре.

Коммерческая деятельность

Коммерческая деятельность по сбыту продукции. Организация торговли на выставках, ярмарках, аукционах и др.

  1. Распределение бюджета времени при изучении дисциплины

(в часах)

Тема

Всего

В том числе

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел I. Поведение потребителей и маркетинг

Тема 1. Потребители и рынок

Тема 2. Сегментирование рынка и удовлетворение потребностей

17

2

-

15

Раздел II. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей

Тема 3. Культура общества как основной фактор макровлияния на потребительское поведение

Тема 4. Социальная стратификация общества, социальное положение и маркетинг

Тема 5. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение

Тема 6. Домохозяйство и семья как первичный внешний фактор поведения потребителя

33

3

-

30

Раздел III. Внутренние факторы поведения потребителей

Тема 7. Восприятие и обработка информации потребителем – основа принятия решения о покупке

Тема 8. Мотивация и личность потребителя как основа управления потребительским поведением

Тема 9. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей

Тема 10. Роль информированности и отношения потребителей к товару в процессе формирования покупательского поведения

39

4

-

35

Раздел IV. Процесс принятия потребителями решения о покупке

Тема 11. Факторы ситуационного влияния на процесс принятия решения о покупке

Тема 12. Характеристика процесса принятия потребителем решения о покупке

Тема 13. Осознание потребителем потребности в товаре и информационный поиск

Тема 14. Оценка и выбор потребителем покупательского решения

Тема 15. Покупка как основное потребительского решения

Тема 16. Маркетинговое поведение продавца – коммерсанта как решающее условие эффективного поведения потребителя

Тема 17. Поведение потребителя после покупки

53

9

4

40

Раздел V. Поведение потребителей: организации и общество

Тема 18. Сущность и факторы покупательского поведения организации

Тема 19. Консюмеризм и общество в условиях рыночных отношений

23

2

-

21

Итого

165

20

4

141

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, практических занятий, а также выполнение контрольной работы.

    1. Лекционные занятия

Раздел I. Поведение потребителей и Маркетинг

Тема 1. Потребители и рынок

Изучение потребителя – важнейшая особенность концепции маркетинга. Принципиальное отличие маркетингового подхода от сбытового. Цели исследования потребителя. Методы сбора информации о потребителях.

Тема 2. Сегментирование рынка и удовлетворение потребностей.

Сегментирование рынка и удовлетворение потребностей. Стратегия маркетинга в зависимости от тактики сегментирования.

Раздел II. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей

Тема 3. Культура общества как основной фактор макро-влияния на потребительское поведение

Классификация факторов внешнего влияния на поведение потребителей, факторы макровлияния и микровлияния. Значение культуры, понятие культуры, отношение культуры к маркетинговым решениям. Характеристики культуры. Модель культуры общества: культурные ценности, материальная среда, социальная (институциональная) среда. Культурные ценности России и других стран. Классификация культурных ценностей потребителей по критерию направленности: ориентация на другого, ориентация на среду, ориентация на себя. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях: понятия «время», «пространство», «вещи», «дружба», «соглашение», «символы», «этикет». Кросс – культурные маркетинговые стратегии. Факторы разработки кросс культурной маркетинговой стратегии.

  1. 2 Вопросы образования, культуры, спорта, 19

    Документ
    Участники депутатских слушаний считают, что в ситуации устойчивого экономического роста совершенствование законодательства, направленного на формирование рынка доступного жилья, создает предпосылки для качественного улучшения ситуации
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине Основы маркетинга Для студентов, обучающихся по специальности 080111. 65

    Рабочая учебная программа
    Преподавание дисциплины строится в соответствии с установленными требованиями и рекомендациями государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080 -–"«Маркетинг».
  3. Рабочая учебная программа по дисциплине управленческое консультирование для студентов, обучающихся по специальности 080104. 65

    Рабочая учебная программа
    Управленческое консультирование. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080104.65 «Экономика труда» специализация «Кадровый менеджмент» – М.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология управления» Для студентов, обучающихся по направлению «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Связи с общественностью». Целью курса является изучение основных понятий психологии управления и приобретение студентами базовых знаний в этой области.
  5. КонсультантПлюс: новое в российском законодательстве еженедельные обзоры (2)

    Закон
    Названия документов, включенных в Ваш информационный банк, выделены гипертекстовыми ссылками (цветом). Документы, названия которых не выделены гипертекстовыми ссылками, включены в больший по объему информационный банк КонсультантПлюс
  6. Предисловие (188)

    Документ
    На моих творческих встречах с читателями меня часто просят рассказать о каком либо известном человеке, который сумел продемонстрировать какое либо чудо.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  8. Рабочая учебная программа дисциплины «экономика отрасли» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Необходимые предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства,
  9. Рабочая учебная программа дисциплины «институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    В последние десятилетия интерес к институциональной экономической теории заметно вырос и продолжает расти. Это связано с неполнотой предпосылок и факторов, используемых традиционной экономической наукой и необходимостью комплексного

Другие похожие документы..