Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Вопросы к зачету (I-II модуль)

ВВЕДЕНИЕ

  1. Основные значения слова «история». Становление исторической науки.

  2. Периодизация всемирной истории.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

  1. Общая характеристика первобытного общества. Специфика источников по истории первобытного общества.

  2. Место человека в животном мире. Первобытные люди и их изучение: данные археологии, этнологии, антропологии.

  3. Антропогенез. Споры о возрасте человека и его прародине.

  4. Проблемы происхождения языка и мышления.

  5. Периодизация первобытного общества: от каменного века к железному.

  6. Экономика первобытного общества. «Аграрная революция».

  7. Развитие родоплеменных отношений и организация власти.

  8. Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

  1. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности.

  2. Экономика и социальное устройство древних обществ.

  3. Государства Древнего Востока. Древневосточная деспотия.

  4. Древний Египет: основные этапы развития цивилизации.

  5. Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы.

  6. Государства Палестины.

  7. Древнееврейская Библия и ее историко-культурное значение.

  8. Основные этапы развития древних цивилизаций Месопотамии. Древний Вавилон и Ассирия.

  9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

  10. Иран и Средняя Азия в I тыс. до н.э. Государство Ахеменидов.

  11. Религии древнего Ирана. Зороастризм. Авеста.

  12. Индия в III-I тыс. до н.э.

  13. Религиозные системы и мифы древней Индии. Индуизм. Буддизм.

  14. Особенности и основные этапы развития древнекитайской цивилизации.

  15. Мифология и религия Китая. Конфуцианство.

АНТИЧНЫЙ МИР

  1. Важнейшие направления и проблемы изучения античной истории. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.

  2. Природа и население древнейшей Греции. Крито-микенское царство. Ахейские государства. Греция в предполисный период (XI-IX вв. до н.э.).

  3. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.). Образование городов-государств. Раннегреческая тирания. Греческая колонизация.

  4. Возникновение спартанского государства. Особенности его социально-экономического и политического устройства.

  5. Аттика. Гражданская война в Афинах и реформы Солона. Тирания Писистрата. Новая гражданская война. Законодательство Клисфена.

  6. Возвышение Афин в V в. до н.э. Афинская демократия при Перикле.

  7. Греко-персидские войны.

  8. Борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции. Пелопонесская война.

  9. Александр Македонский и его завоевательные походы.

  10. Империя Александра Македонского и эллинистический мир.

  11. Мифология древних греков. Пантеон олимпийских богов.

  12. Природа и население древней Италии. Предания об основании Рима.

  13. Социально-экономическое и политическое развитие Италии в VI-III вв. до н.э. Плебеи и патриции.

  14. Римская республика. Политическая борьба в конце II-начале I в. до н.э. Диктатура Суллы.

  15. Захватнические походы Цезаря. Гражданские войны 40-х гг. I в. до н.э.

  16. Диктатура Цезаря. Падение республики.

  17. Принципат Августа. Римская империя во II в. н.э. “Золотой век”.

  18. Поздняя империя. Реформы Диоклетиана и Константина.

  19. Кризис и падение Западной Римской империи.

  20. Социальная структура античного общества. Греция и Рим: общее и особенное.

  21. Религия древних римлян. Римский пантеон: Янус, Юпитер, Марс, Венера.

  22. Первые христианские общины. Христианство и Римская империя.

Вопросы к экзамену (III-IV модуль)

СРЕДНИЕ ВЕКА

  1. Происхождение понятия “средние века”. Периодизация истории Средних веков. Место Средних веков в европейской истории и культуре.

  2. Начало новой Европы: “великое переселение народов”.

  3. Образование варварских государств на территории Западной Римской империи.

  4. Империя Карла Великого.

  5. Византия IV-XI вв.

  6. Феодализм.

  7. Средневековый город. Торговля. Ремесло. Цехи. Политическая и культурная роль городов в средневековом обществе.

  8. Византийская империя в XII-XV вв.: Особенности социально-экономического и политического развития.

  9. Утверждение христианской религии в Европе. Основные положения средневеково-христианской доктрины. Средневековые ереси.

  10. Усиление влияния церкви. Борьба церкви и светских владык за власть. Григорий VII.

  11. Крестовые походы. Исторический смысл понятия. Причины. Хронология событий 1096-1270. Последствия.

  12. Кризис церкви в XIV-XV вв.: “Авиньонское пленение”, соборное движение.

  13. Человек Средневековья.

  14. Столетняя война.

  15. Европа в позднее Средневековье: расцвет сословных монархий.

  16. Англия в XII-XV вв.

  17. Франция в XII-XV вв.

  18. Германия в XII-XV вв.

  19. Испания в XII-XV вв.

  20. Исламские цивилизации в Средние века.

  21. Первые цивилизации Центральной и Южной Америк: Майя. Ацтеки. Инки.

РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

  1. «Раннее Новое время»: временные границы и содержание понятия.

  2. Эпоха Возрождения в европейской истории.

  3. Возрождение в Италии. Петрарка. Гуманизм и гуманисты.

  4. Великие географические открытия. Важнейшие экспедиции. Значение ВГО.

  5. Реформация в Германии. Мартин Лютер.

  6. Реформация как общеевропейское явление (Швейцария, Франция, Англия).

  7. Контрреформация и католическая реформа. Расцвет деятельности Инквизиции. “Индексы запрещенных книг”.

  8. Тридцатилетняя война (1618-1648) и ее последствия.

  9. Зарождение раннекапиталистических отношений в Европе.

  10. Государство раннего Нового времени. Абсолютизм.

  11. Франция в период религиозных войн.

  12. Франция после религиозных войн. Укрепление абсолютизма при Ришелье. “Век Людовика XIV”.

  13. Национально-освободительная война в Нидерландах конца XVI в.

  14. Английская революция сер. XVII в.: истоки и последствия.

  15. Абсолютная монархия в Англии. Генрих VIII и становление абсолютизма. Елизавета I.

  16. Испания в империи Карла V Габсбурга. Политика Филиппа II. Специфика испанского абсолютизма.

НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

  1. Модернизация экономики. Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. в Европе.

  2. Научная революция.

  3. Складывание колониальных империй.

  4. Эпоха Просвещения.

  5. Международные отношения во второй половине XVIII в.

  6. Американская революция, образование США.

  7. Великая французская революция конца XVIII в.

  8. Наполеоновские войны и их последствия.

  9. Объединение Германии.

  10. Объединение Италии.

  11. Построение индустриальных обществ и национальных государств в XIX в.

  12. Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. Складывание «Тройственного союза» и «Антанты».

  13. Первая мировая война и ее место в истории XX в.

  14. Между двумя мировыми войнами. Экономический кризис 1929-1933 гг. и его преодоление.

  15. Вторая мировая война, Великая отечественная война, 60-летие победы.

  16. Идеология и политика гитлеровской Германии. Нацизм. Холокост.

  17. Распад колониальной системы после Второй мировой войны. Проблемы стран «третьего мира».

  18. Складывание и противоборство двух военно-политических блоков после Второй мировой войны.

  19. Научно-техническая революция и складывание постиндустриального мирового сообщества во второй половине XX в.

  20. Глобализация мировых экономических процессов. Рост экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

  21. Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х гг. Распад мировой системы социализма.

  22. Европейский Союз и европейская интеграция в конце XX-начале XXI в.

  23. Основные тенденции мировой политики в начале XXI в.

Формы рубежного контроля

I модуль. Домашнее задание.

Выберите из ОСНОВНЫХ ДАТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (см. прил. 1) 3-5 наиболее, на ваш взгляд, важных и письменно аргументируйте свой выбор. Если вы считаете, что в списке какая-то дата отсутствует, сделайте свое добавление.

Ваши аргументы не должны превышать 5-ти предложений по каждой дате.

Будьте готовы к тому, что доказывать правоту своего выбора нужно будет в аудитории.

Работа отправляется в установленный срок по эл. почте. Адрес:

В поле «ТЕМА» указывается фамилия студента.

II модуль. Рецензия на книгу: Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли [1962] / Пер. с фр., Предисл. А.П.Юшкевича, Послесл. Ф.Х.Кессиди. М.: Прогресс, 1988.

Примерный план:

  1. Краткая справка об авторе.

  2. Содержание книги:

а) предмет исследования;

б) источники;

в) структура.

  1. Наиболее важная/интересная часть книги.

  2. Ваши соображения по поводу прочитанного.

Объем: не менее 7 тыс. знаков (с пробелами).

Работа отправляется в установленный срок по эл. почте. Адрес:

В поле «ТЕМА» указывается фамилия студента.

III модуль. Реферат по истории Средних веков.

Требования к реферату:

    1. Ясно сформулированная проблема

    2. Четкая структура

    3. Наличие плана

    4. Наличие списка использованной литературы (в отличие от рецензии должны быть использованы несколько источников)

    5. Объем – не менее 10 тыс. знаков

Примерные темы:

  • Отличительные черты доколумбовых цивилизаций Америки (Галленкамп Ч. Майя: загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966; Гарсиласо де ла Вега Инка. История государства инков. Л., 1974).

  • Идеологические принципы «охоты за ведьмами» в XV в. (Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм – любое изд.

  • Повседневная жизнь людей позднего Средневековья (Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988).

  • Крестовые походы: о чем спорят историки (Виймар П. Крестовые походы. СПб., 2003).

  • Хозяйство, быт, семейные отношения крестьян деревни Монтайю (Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 – 1324). Екатеринбург, 2001).

  • Миф и реальность в литературе древних скандинавов (Стеблин-Каменский М.И. Мир саги – любое изд.).

  • Своеобразие ранневизантийской словесности (Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы – любое изд.).

  • Основные принципы института монашества (Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992).

  • Первая христианская автобиография (Августин Аврелий. Исповедь – любое изд.).

  • Некоторые стороны повседневной жизни людей в Византии (Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974).

  • Политическая власть и чудо в Средние века (Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998).

  • Становление и основные принципы религии мусульман (Массэ А. Ислам – любое изд.).

  • Социальная структура общества глазами людей Средневековья (Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом. М., 2000).

  • Какой была средневековая интеллигенция? (Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века – любое изд.).

  • Отличительные черты человека Средневековья (Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005).

  • Болезнь, исцеление, смерть в Средние века (Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004).

Работа отправляется в установленный срок по эл. почте. Адрес:

В поле «ТЕМА» указывается фамилия студента.

IV модуль. Эссе по истории раннего Нового времени.

Требования к эссе:

  1. Тема выбирается студентом самостоятельно (при необходимости согласуется с преподавателем). В качестве основы может быть использовано любое историческое исследование по соответствующему периоду (см. список литературы)

  2. Четкая структура работы

  3. Наличие ссылок на использованную литературу и указания страниц в случае ее цитирования

  4. Минимальный объем – 5 тыс. знаков.

Работа отправляется в установленный срок по эл. почте. Адрес:

В поле «ТЕМА» указывается фамилия студента.

V модуль. Контрольная работа в аудитории: Основные события и даты всемирной истории.

Составить краткое (не менее трех предложений) разъяснение исторического содержания предложенных преподавателем дат из списка ОСНОВНЫХ ДАТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (см. прил. 1).

Структура итоговых оценок

Зачет (за I-II модули):

  • Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. выше, 1 вопрос в билете, 40 мин.) с последующим обсуждением с преподавателем – 40%

  • Выступления на семинарских занятиях (ответы на поставленные вопросы, обсуждения, дискуссии, комментирование текстов и т.п.) и письменных работ за 1-2 модули – 40%

  • Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 20%

Экзамен (за III-V модули):

  • Письменная экзаменационная работа по заранее предложенным вопросам (см. выше, 2 вопроса в билете, 120 мин.) с последующим обсуждением с преподавателем – 40%

  • Выступления на семинарских занятиях (ответы на поставленные вопросы, обсуждения, дискуссии, комментирование текстов и т.п.) и письменных работ за 3-5 модули – 40%

  • Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 20%

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Хронологическая таблица

Древний Восток

Ок. 3500 до н.э. Появление первых городов и письменности в Шумере

Ок. 3100–3000 до н.э. Первый земной правитель Древнего Египта Менес. Объединение

Верхнего и Нижнего Египта

Ок. 2600 до н.э. Правление Гильгамеша, легендарного царя шумерского города

Ок. 2575 до н.э. Завершение строительства пирамиды Хеопса в Египте

Ок. 2350 до н.э. Завоевания Саргона I, создание Аккадской империи.

Ок. 1792–1750 до н.э. Правление вавилонского царя Хаммурапи

Ок. 1750 до н.э. Образование Хеттского государства в Малой Азии

Haч. 15 в. до н.э. Правление Хатшепсут в Египте

Ок. 1285 до н.э. Битва Рамсеса II с хеттами при Кадеше

Перв. пол. – сер. 13 в. до н.э. Исход евреев из Египта

Древняя Греция

776 до н.э. Первые Олимпийские игры

Ок. 750 до н.э. Начало образования греческих городов-государств

750–700 до н.э. Первая запись Гомеровских поэм

594 до н.э. Начало реформ Солона в Афинах

508 до н.э. Начало реформ Клисфена в Афинах

432–404 до н.э. Вторая Пелопонесская война между Афинами и Спартой

399 до н.э. Смерть Сократа

336–323 до н.э. Правление Александра Македонского

Древний Рим

753 до н.э. Основание города Рима

510–31 до н.э. Период Республики

264–241 до н.э. Первая Пуническая война между Римом и Карфагеном

218–201 до н.э. Вторая Пуническая война между Римом и Карфагеном

149–146 до н.э. Третья Пуническая война между Римом и Карфагеном

60 до н.э. Первый триумвират Цезаря, Помпея и Красса

49–45 до н.э. Гражданская война в Риме

44 до н.э. Назначение Цезаря пожизненным правителем и его смерть

31–476 н.э. Период империи

312 Принятие христианства императором Константином

378 Битва при Адрианополе

395 Раздел Римской империи на Западную и Восточную

476 Конец Римской империи

Средние века

IV–VII Великое переселение народов, возникновение новых государств

Ок. 540 Создание устава монастырской жизни Св. Бенедиктом из Нурсии

Ок. 570–632 Жизнь пророка Мохаммеда

590–604 Григорий Великий – римский папа

622 Хиджра, начала мусульманского календаря

726–843 Иконоборческое движение в Византии

768–814 Правление Карла Великого

1054 Разделение Западной и Восточной церквей

1066 Завоевание Англии норманнами. Битва при Гастингсе

1077 Покаяние Генриха IV перед Григорием VII в Каноссе

1095 Начало первого крестового похода

1202–1204 Третий крестовый поход. Захват Константинополя крестоносцами

1265 Начало парламента в Англии

1309–1378 Авиньонское пленение пап

1337–1453 Столетняя война

1378–1417 Великая схизма

1415 Начало Гуситских войн

1431 Казнь Жанны Д’Арк

ок. 1450 Изобретение книгопечатания Иоанном Гуттенбергом

1453 Падение Константинополя, конец Византийской империи

1460–1485 Война Ало й и Белой роз в Англии

1478 Учреждение испанской инквизиции

1492 Открытие Америки Христофором Колумбом

Раннее Новое время

1519–1521 Первое кругосветное путешествие экспедиции Магеллана

1517 95 тезисов против индульгенций М. Лютера – начало Реформации

1524–1525 Крестьянская война в Германии

1542 Учреждение инквизиционного трибунала в Риме

1545 Начало работы Тридентского собора

1555 Аугсбургский мир

1559 Публикация первого Индекса запрещенных книг

1562–1594 Религиозные войны между католиками и гугенотами во Франции

1566–1579 Национально-освободительная война в Нидерландах

1618–1648 Тридцатилетняя война в Европе

1640–1660 Английская буржуазная революция

1643–1715 Людовик XIV – король Франции

1689 Принятие «Билля о правах» в Англии

1749 Начало выхода «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера

1769 Первая паровая машина Уатта

Новое время

1776, 4 июля Принятие декларации о независимости в США

1787 Принятие Конституции в США

1789–1794 Великая французская революция

1789, 26 авг. Принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции

1804 Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции

1813 «Битва народов» под Лейпцигом

1815 Битва при Ватерлоо

1848 Июльская революция во Франции

1848–1849 Революции в Германии, Австро-Венгрии и Италии

1852–1870 Вторая империя во Франции

1861–1865 Гражданская война в США

1867 Образование Северогерманского союза

1870–1871 Франко-прусская война

1871 Провозглашение Германской империи

1871 Образование единого Итальянского государства

1882 Образование Тройственного союза

1907 Присоединение России к Антанте

1912–1913 Балканские войны

Новейшее время

1914–1918 Первая мировая война

1917, 25 октября (7 ноября) Октябрьская революция в России

1919 Версальский мирный договор

1929–1933 Мировой экономический кризис

1933 Назначение Гитлера канцлером Германии

1936–1939 Гражданская война в Испании

1938 Мюнхенское соглашение

1939, 1 сент. Начало Второй мировой войны

1944, 6 июня Открытие Второго фронта в Европе

1945 Создание Организации Объединенных Наций (ООН)

1945, 8/9 мая Капитуляция Германии

1945, 2 сен. Капитуляция Японии

1945 Потсдамская конференция

1949 Организация Североатлантического Договора (НАТО)

1955 Создание Варшавского Договора

1957 Организация Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

1962 Карибский кризис

1964–1973 Война США во Вьетнаме

1968 Подписание 61 государствами Договора онераспространении ядерного оружия

1989 «Бархатные революции» в странах Восточной Европы

1991 Воссоединение Германии

, Подписание беловежских соглашений, прекращение существования СССР

2001, 11 сент. Разрушение Всемирного торгового цента, объявление США о начале «войны с терроризмом»

Приложение 2

Заявление об ответственности за плагиат




Я ,________________________________________________________________________, ознакомлен/а с положением о плагиате, утвержденным Ученым Советом ГУ-ВШЭ
(протокол от 29.04.2005 № 13), и понимаю суть понятия «плагиат». Я предупрежден/а, что плагиат является серьезным нарушением академических норм и ведет к применению дисциплинарных и академических мер.


____________/___________________/
(подпись)             (Ф.И.О.)

Дата:

Все письменные работы сдаются вместе с заявлением об ответственности за плагиат (см. прил. 2). В случае сдачи работы в электронном формате графа «подпись» не заполняется.

Можно предложить собственную тему, но ее необходимо предварительно согласовать с преподавателем. В скобках в списке тем приводятся рекомендуемая основная литература.

См.:

  1. Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этнология и этнопсихология стран Востока».
  2. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (5)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/
  3. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (6)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/
  4. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (10)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/
  5. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (40)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/
  6. Программа дисциплины «История философии стран Востока» для подготовки бакалавра по направлению 032100 Востоковедение и африканистика профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»

    Программа дисциплины
    Учебная дисциплина «История философии стран Востока» имеет целью ознакомление студентов с особенностями трех основных философских традиций — индийской, арабо-исламской и китайской, — формирование самых общих представлений об их истоках
  7. Программа дисциплины афроазиатизация современного мира для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра Автор: кандидат исторических наук, профессор Воеводский Александр Валентинович (2)

    Программа дисциплины
    Текущий и промежуточный контроль знаний магистрантов по дисциплине «Афроазиатизация современного мира» предусматривает письменную аудиторную контрольную работу, выступления на семинарских занятиях, написание эссе и итоговый зачёт в
  8. Программа дисциплины афроазиатизация современного мира для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра Автор: кандидат исторических наук, профессор Воеводский Александр Валентинович (1)

    Программа дисциплины
    Текущий и промежуточный контроль знаний магистрантов по дисциплине «Афроазиатизация современного мира» предусматривает письменную аудиторную контрольную работу, выступления на семинарских занятиях, написание эссе и итоговый зачёт в
  9. Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н

    Программа дисциплины
    Если (0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная)  7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.

Другие похожие документы..