Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность

4.Требования к содержанию и методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы завершает подготовку выпускника и показывает его готовность к основным видам профессиональной деятельности.

В процессе выполнения работы студенту предоставляется возможность под руководством опытных специалистов углубить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения и творчески применить их в решении конкретных практических задач. Студенты должны активно использовать знания из области менеджмента, экономики, организации коммерческой деятельности, маркетинга, рекламы, финансов и других смежных дисциплин, формирующих его как специалиста.

Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) начинается с младших курсов, когда студенты, выполняя рефераты по дисциплинам общей подготовки, курсовые работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, учатся критически мыслить, делать выводы, обобщения. Преподаватели кафедры заранее ориентируют студентов на выбор таких тем курсовых работ, которые могут стать частью выпускных квалификационных работ.

Раскрывая сущность вопросов по избранной теме, студент должен показать и развить навыки самостоятельных исследований по проблемам менеджмента торговой организации, ее конкурентоспособности, а также по оптимизации организационной структуры, торгово-технологического процесса организации, инновационной деятельности, рациональности структуры ассортимента и др. Сформированные при написании курсовой работы навыки исследования получают логическое завершение в выпускной квалификационной работе.

Таким образом, выпускная квалификационная работа является формой оценки уровня его профессиональной квалификации.

Выпускная квалификационная работа призвана выявить способность студентов-выпускников на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические аспекты менеджмента торговой организации.

Основными целями выпускной квалификационной работы являются:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по дисциплинам специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий»;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы в решении конкретных проблем и вопросов управления организацией как самостоятельным субъектом хозяйствования в сфере торговли и услуг.

В соответствии с поставленными целями выпускник в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность выбранной темы и ее значение в решении проблем менеджмента торговой организации;

  • изучить теоретические положения менеджмента, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную, специальную и научную литературу по избранной теме и изложить свою точку зрения по относящимся к ней дискуссионным вопросам;

  • выявить социально-экономические и материально-технические условия деятельности торговой организации и определить характер их влияния на эффективность работы и обеспечения конкурентоспособности;

  • провести анализ деятельности торговой организации и оценку её экономических показателей на материалах бухгалтерской отчетности и оперативного учета;

  • сформулировать выводы и разработать аргументированные предложения по повышению эффективности работы торговой организации;

  • оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

4.1. Выбор темы выпускной квалификационной работы.

ВКР (выпускная квалификационная работа) выполняется на фактических материалах торговой организации – объекта прохождения преддипломной практики, на основе глубокого изучения теоретических вопросов, относящихся к избранной теме работы, детального анализа практических материалов по основным направлениям деятельности объекта исследования. Студент самостоятельно выбирает тему выпускной квалификационной работы исходя из научного или практического интереса. При этом он может руководствоваться их примерным перечнем, представленным в разделе 3.

Студент, желающий выполнить выпускную квалификационную работу на тему, не предусмотренную примерным перечнем, должен обосновать свой выбор и получить согласие научного руководителя, разрешение заведующего кафедрой и утверждение деканом факультета.

После выбора темы и ее согласования с научным руководителем и заведующим кафедрой студент пишет заявление на имя декана факультета о её утверждении (приложение 1). Тема ВКР и научный руководитель утверждаются приказом проректора по учебной работе по университету по представлению декана факультета и изменению не подлежит.

4.2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа должна иметь следующую структуру, которая согласуется с руководителем и оформляется в задании на ВКР (приложение 2):

Введение.

Раздел 1. Теоретические и методические основы изучаемой проблемы.

Раздел 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности и анализ изучаемой проблемы в торговой организации – объекте исследования.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению исследуемой проблемы и определение их экономической и социальной эффективности.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение должно содержать обоснование выбора темы. В нем приводится краткая характеристика состояния вопроса, определяется актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, задачи предмет и объект ВКР. Объем введения не должен превышать 5-7% от общего ее объема работы.

В первом разделе должны быть отражены теоретические основы изучаемой проблемы; приведена краткая историческая справка о тенденциях развития и дана оценка состояния вопроса в текущем периоде в отечественной практике и за рубежом, подкрепленная статистическими данными. В разделе необходимо рассмотреть возможные теоретические и практические решения проблемы, подкрепить их примерами из отечественного и зарубежного опыта и изложить свою точку зрения по данному вопросу.

При выполнении этого раздела работы необходимо учитывать общую ее направленность, привлекать и излагать только те материалы, которые послужат основой для раскрытия последующих разделов темы.

Раздел выполняется с использованием специальной литературы, материалов научных исследований и научно-практических конференций, публикаций в периодической отраслевой печати, статистических данных, отражающих состояние исследуемого вопроса в торговле.

Объем первого раздела составляет примерно 15-20% общего объема работы.

Второй раздел работы носит исследовательский характер, целью которого является количественный и качественный анализ организационно-хозяйствен-ной деятельности торговой организации, выявление резервов повышения эффективности ее функционирования и оптимизации управления.

Для достижения этой цели в начале раздела приводится характеристика организационно-правового статуса торговой организации – объекта исследования, типа торгового предприятия и проводится его идентификация на соответствие нормативным документам; рассматривается структура аппарата управления и дается оценка ее оптимальности, анализируются организация и управление трудом. Источником информации могут послужить учредительные документы, бизнес-план, комплексная программа развития и другие планы организационно-хозяйственной деятельности.

В разделе приводится характеристика месторасположения и определяется зона деятельности организации, его внешняя конкурентная среда, роль и место организации в торговом обслуживании населения. Указанные вопросы рассматриваются в аспекте целей и задач ВКР.

Анализ экономических показателей хозяйственной деятельности организации выполняется с использованием материалов производственной (менеджмента и экономической) и преддипломной практик, данных годовых отчетов, статистического и оперативного учета торговой организации не менее, чем за 2 года. Показатели рассматриваются в комплексе, в динамике и структуре. По результатам анализа дается оценка состояния хозяйственной деятельности торговой организации, определяются позитивные и негативные стороны ее развития, а также управленческие решения по оптимизации показателей деятельности.

Анализ состояния материально-технической базы предприятия должен включать характеристику состояния и состава помещений, оценку:

- обеспеченности площадью и соответствия помещений их технологическому и производственному назначению;

- наличия и обеспеченности торгово-технологическим, холодильным и подъемно-транспортным оборудованием, соответствие видов оборудования типу и специализации предприятия;

- развития материально-технической базы с учетом направленности инновационных процессов.

Анализ организации и управления торгово-технологическим процессом выполняется с использованием фактических материалов преддипломной практики. В процессе анализа оценивается последовательность, ритмичность, пропорциональность и оптимальность технологического процесса, его обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами. Объем раздела может составлять примерно 25-30% от общего объема ВКР.

Глубина проработки вопросов данного раздела определяется направленностью темы выпускной квалификационной работы.

Третий раздел выпускной квалификационной работы несет основную нагрузку в раскрытии темы. Основной целью данного раздела является разработка решений поставленных проблем и определение роли менеджеров в их реализации.

На основе выводов по результатам исследования передового отечественного и зарубежного опыта, выполненного в первом разделе работы, на базе анализа организационно-хозяйственной деятельности торговой организации, который проведен во втором разделе работы, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе организации, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие оптимизацию управления основными направлениями деятельности (маркетинговой, коммерческой, производственной и др.).

В соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно предусмотреть внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную системы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделений.

При выполнении раздела следует учитывать, что торговая организация является единым органом, и любые предложения по оптимизации организационных, торгово-технологических и коммерческих процессов влекут соответствующие изменения в организацию труда и управления, отражаются на результатах хозяйственной деятельности и, следовательно, требуют комплексного решения.

В заключении третьего раздела дается оценка социально-экономической эффективности разработанных предложений.

Третий раздел, с учетом его значимости, может составлять 35-40% общего объема работы.

Заключение представляет основные выводы по разделам работы и конкретные организационно и экономически обоснованные рекомендации исследованной проблемы.

Объем заключения может составлять около 10% общего объема работы.

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  2. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников специальности: 080107 «Налоги и налогообложение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / по специальности 080107 «Налоги
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 «Антикризисное
  5. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.
  6. Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения,
  7. Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников специальность

    Информационно-методическое пособие
    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  8. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

    Учебно-методический комплекс
    УМК по ИГА составлен в соответствии с ГОС по специальности Маркетинг и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по программам ВПО, утвержденным Ученым советом 30.

Другие похожие документы..