Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность

2.1.4. Управленческие решения

1. Функции решений в методологии и организации управления.

Научное обоснование процесса принятия решений - основное условие обеспечения эффективности системы управления организацией.

Системный, ситуационный и процессный подходы как основа процесса разработки и реализации управленческих решений.

Циклический характер процесса разработки и реализации управленческих решений и его основные стадии: анализ возникшей ситуации, планирование действий по решению проблемы, организация процесса разработки управленческого решения, контроль хода разработки и реализации решения, анализ результатов реализации решения.

Литература: [1, 3, 8 ]


2. Типология управленческих решений.

Многоаспектность содержания управленческих решений: экономический, социальный, организационный, правовой, политический, технологический, психологический, педагогический, этический, экологический аспекты.

Многогранность классификаций управленческих решений: по функциональной направленности, по организации, по причинам, по повторяемости выполнения, по масштабам воздействия, по способу действия, по прогнозу, по характеру разработки и реализации, по методам обработки информации, по числу критериев, по направлению воздействия, по глубине воздействия, по объекту воздействия, по ограничениям ресурсов, по способу фиксации, по новизне

Литература: [6, 7, 9, 13]


3. Целевая ориентация и факторы качества управленческих решений.

Технология разработки управленческих решений, ориентированных на достижение запланированной цели. Целевые технологии: инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная, основанные на приоритете целей над ситуациями (управление по упреждению). Процессорные технологии, обслуживающие целевые технологии (управление по результатам).

Требования, предъявляемые к качеству управленческих решений. Параметры качества. Стандарты качества. Сертификация систем качества. Проблемы повышения качества управленческого и исполнительского труда. Обеспечение эмерджентности организации путем усовершенствования и упорядочения управленческой деятельности.

Литература: [5, 9, 12]

4. Модели, методология и организация процесса разработки управленческих решений.

Требования к моделям процесса принятия управленческих решений. Адекватность модели ситуации принятия решения. Классификация моделей процесса принятия управленческих решений: дескриптивные и нормативные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-ориентированные и экономико-математические, одноцелевые и многоцелевые, однопериодные и многопериодные, детерминированные и стохастические. Экспертное моделирование и особенности его применения в менеджменте.

Основные этапы процесса построения модели: постановка задачи, создание модели, проверка модели на достоверность, практическое использование и корректировка модели.

Литература: [7, 8, 9]

5. Разработка и выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска.

Неопределенность среды реализации управленческих решений: неизвестность, случайность, расплывчатость. Понятие о статической и динамической неопределенности. Риск как возможная опасность возникновения неблагоприятной ситуации в ходе реализации проекта или решения. Классификация рисков. Механизм действия основных рисков. Риск в управленческих решениях, способы его оценки.

Методы управления рисками. Синергетический подход к принятию управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Управление рисками в сфере торговли.

Литература: [2, 6, 8, 11]


6. Оценка эффективности управленческих решений.

Эффективность как соотношение результата и затрат. Виды функциональной эффективности: организационная, экономическая, социальная, технологическая, политическая, правовая, социальная, этическая, экологическая. Использование экономических законов для повышения эффективности управленческих решений. Обеспечение процесса разработки и исполнения оптимальных управленческих решений. Методы оценки эффективности: косвенный метод, метод оценки конечных результатов, метод оценки непосредственного эффекта. Оптимизация управленческих решений. Экспертная оценка эффективности принятых решений.

Литература: [4, 7, 8, 9, 10, 12]

Литература:

  1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. Учебник. – М.: ИТК Дашков и К, 2005, 496с.

  2. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. - СПб.: Питер, 2004, 228с.

  3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Управленческие решения: социологические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2005. - 251с.

  4. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Управленческие решения: Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 219с.

  6. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2002г.- 304с.

  7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник – М.: Дело, 2006. – 392с

  8. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебное пособие.- М.: Экзамен, 2006.- 319с.

  9. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: 2006. – 271с.

10. Спицнадель В.Н. Теория и практика оптимальных решений: Учебное пособие .- СПб. :Бизнес-пресса, 2002. – 394с.

11. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент: - М.: Финансы и статистика, 2004.- 231 с.

12. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 278с.

13. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник.-М.:Эксмо, 2007. – 368с.

2.2.Вопросы итогового междисциплинарного экзамена по дисциплинам специализации

2.2.1. «Менеджмент торговой организации»

1. Современные тенденции в менеджменте организаций оптовой торговли.

Роль оптовой торговли в формировании рыночных отношений в России: в развитии предпринимательства, формировании хозяйственных связей, эффективности функционирования рыночной экономики.

Структурная перестройка оптовой торговой системы: развитие сети независимых оптовых организаций, посредников, организаторов оптового оборота.

Развитие розничными организациями внутрифирменной оптовой торговли. Распределительные центры и их роль в организации товароснабжения розничной торговой сети.

Развитие сети терминалов, их роль в организации материальных потоков.

Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли и цепи поставок товаров. Развитие сквозных пакетных и контейнерных перевозок, методов быстрого реагирования и синхронных поставок товаров покупателям, штрихового кодирования и современных информационных технологий. Формирование единой модульной системы – как перспективного направления развития товародвижения.

Литература [3,5,8,9]

2. Регулирование деятельности торговых организаций на уровне государственных органов и органов местного самоуправления

Стратегическая цель, основные задачи и принципы государственного регулирования торговли. Механизм государственного регулирования. Административно-правовые, финансово-экономические и социальные методы регулирования. Законодательные и нормативные акты, регулирующие торговую деятельность. Государственный протекционизм в сфере коммерческой деятельности. Организационно-правовые структуры, регулирующие торговое обслуживание населения. Защита прав потребителей. Правила торгового обслуживания населения и их социальная направленность.

Роль, задачи и функции органов местного самоуправления в организации торгового обслуживания населения. Методы регулирования торгового обслуживания, используемые органами местного самоуправления.

Литература: [3,8]

3. Функции оптовых торговых структур на потребительском рынке.

Целевые ориентиры развития оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства, в развитии каналов товародвижения, интенсификации товарных потоков и финансового обеспечения процесса товародвижения. Основные задачи оптовой торговли в реализации этих целей.

Функции оптовой торговли на макроуровне: интегрирующие (обеспечение вертикальных и горизонтальных хозяйственных связей); организующие и регулирующие построение экономических связей.

Макроэкономические функции оптовой торговли: интеграция территорий; преодоление пространственного и временного разрыва в процессах товародвижения; преобразование производственного процесса в торговый; формирование товарных запасов; сглаживание цен; хранение товаров; маркетинговые исследования; кредитование и организация рекламных компаний.

Экономическая целесообразность деятельности оптовой торговли.

Литература: [3,8]

4. Новые управленческие решения в организации обслуживания оптовых покупателей.

Структура оптового рынка и требования его участников к организации каналов распределения.

Развитие самообслуживания в оптовой торговле. Оптовые магазины типа «Кэш энд Керри» и их роль в обслуживании предприятий малого бизнеса.

Современные методы доставки товаров и эффективность их развития.

Системы быстрого реагирования на заказ покупателя: «точно в срок» взаимодействие «магазин-поставщик», снабжение «с колес» и др.

Новые тенденции в управлении каналами товародвижения. Сквозные технологии, кодирование элементов грузового потока, внедрение электронных средств связи.

Новые решения в организации и управлении складским хозяйством. Развитие сети коммерческих складов и терминалов, их роль в управлении материальными потоками.

Прогрессивные решения в строительстве торговых складов и механизации трудоемких работ.

Литература: [3,5,8,9]

5. Виды оптовых торговых организаций и особенности управления ими.

Структурная политика развития рынка оптовых торговых услуг, ориентация на условно-бесструктурную двухконтурную схему организации оптовой торговли.

Оптовые торговые организации, выполняющие закупочно-сбытовые операции с переходом права на товар, их классификация.

Оптовые торговые организации федерального значения, их назначение и сфера деятельности.

Оптовые торговые организации регионального значения: их виды и выполняемые функции.

Специализированные и универсальные оптовые торговцы. Оптовые торговцы, выполняющие полный и неполный набор функций. Оптовые структуры в составе производственных или торговых объединений.

Оперативная деятельность оптовых торговых организаций, структура их аппарата управления.

Литература: [4,8,9]

6. Виды посредников на рынке оптовых услуг и критерии их выбора.

Оптовая торговля как сфера посреднических услуг. Виды услуг, оказываемых посредниками участникам оптовых торгов. Юридический статус посреднических организаций.

Факторы целесообразности использования услуг посредников. Виды посредников и их функциональные обязанности. Гражданский кодекс РФ о комиссии и агентировании: порядок заключения договора и вознаграждения.

Особенности деятельности дилеров и дистрибьюторов на рынке оптовых услуг. Критерии профессионального отбора посредников.

Литература: [3,8,9]

7. Управление дилерскими и дистрибьютерскими сетями.

Процессы интеграции и разделения труда в каналах распределения. Развитие посреднических услуг при продвижении товаров на потребительский рынок.

Дистрибьюторы и дилеры на рынке оптовых услуг; их роль в организации продвижения товаров. Общие черты и отличия фирм дистрибьютеров и дилеров от оптовых торговых организаций и коммерческих посредников.

Виды дистрибьюторов и их функции. Особенности договорных отношений производителя-продавца и дистрибьютера.

Виды мотивации деятельности дистрибьютера и ее эффективность. Функции дилеров. Их роль в каналах распределения. Виды мотивации дилеров.

Развитие дистрибутивных и дилерских сетей. Ценовая политика в указанных сетях.

Правовое регулирование деятельности дилеров и дистрибьюторов.

Литература: [3,8]

8. Виды и функции организаторов оптового оборота на рынке оптовых услуг.

Организаторы оптового оборота: их целевое назначение, роль в установлении хозяйственных связей, видовое разнообразие.

Оптовые ярмарки и выставки-продажи, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки: сущность их деятельности, выполняемые функции, организационная структура и управление.

Литература: [3,8,9]

9. Управление ассортиментом оптового торгового предприятия и факторы, его определяющие.

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  2. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников специальности: 080107 «Налоги и налогообложение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / по специальности 080107 «Налоги
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 «Антикризисное
  5. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.
  6. Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения,
  7. Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников специальность

    Информационно-методическое пособие
    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  8. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

    Учебно-методический комплекс
    УМК по ИГА составлен в соответствии с ГОС по специальности Маркетинг и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по программам ВПО, утвержденным Ученым советом 30.

Другие похожие документы..