Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ШКОЛА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ» № 379

121609 г. Москва, ул.Крылатские холмы, д.13

Тел. (495) 413–27- 75


Рассмотрено и принято

на педагогическом совете школы

___________________

«______» ____________ 2011 года

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШНО № 379

_______________ Л.А.Светикова

«___» ____________ 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

Москва 2011

Содержание программы

I. Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования

I.I. Цели и задачи реализации ООП НОО с. 3 - 5

I.II. Принципы и подходы к формированию ООП НОО с. 5

I.III. Общая характеристика ООП НОО с. 6 - 12

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с. 13 - 39

II.I. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты с.15 - 17

II.II. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом» с. 17 - 19

II.III. Планируемые результаты освоения отдельных учебных предметов, курсов с. 19 - 39

III. Учебный план начального общего образования с. 39 - 48

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования с. 49 – 64

I. Понятие, функции, состав, характеристики УУД с. 49 - 51

II. Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по системе учебников «Школа России» с. 52 - 56

III. Связь УУД с содержанием учебных предметов с. 56 - 59

IV.ИКТ как инструмент УУД: программа формирования ИКТ-компетентности

учащихся с. 59 - 64

V. Преемственность программы формирования УУД на ступенях общего

образования с. 64 - 65

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов с. 65 - 197

Система учебников «Школа России»

VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

с. 197 - 216

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

с. 217 - 223

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с. 224 - 229

Словарь терминов ФГОС с. 230-234

Список литературы с. 235-236

Приложения

1. Учебный план

2. Рабочие учебные программы по предметным областям учебного плана 1 класса

3. Рабочие программы образовательных модулей («Введение в школьную жизнь»)

I. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

I.I Цели и задачи реализации ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования(далее ООП НОО) ГБОУ СОШНО № 379 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет. Зачисление в школу осуществляется на основании заключений клинико-экспертных комиссий органов здравоохранения о необходимости обучения ребенка на дому в соответствии с перечнем заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждённым Министерством здравоохранения РФ от28.07.80 №17-13-186 и Министерством просвещения от 08.07.80 №281-М.

Структура «Школы надомного обучения» позволяет гибко подходить к форме организации образовательного процесса учащихся в зависимости от сложности и тяжести заболеваний учащегося и медицинских показаний. В соответствии с Положением об общеобразовательной школе для больных детей и детей- инвалидов (школе надомного обучения) обучение в школе осуществляется в трех формах:

- классно - урочная (при наличии 6 человек одного класса)

- групповая (до 4 человек),

- индивидуальная.

Формы определяются образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. При индивидуальной форме обучения занятия могут организовываться как в условиях помещения школы, так и на дому у ребенка. Но, независимо от формы обучения, ребенку необходимо освоить в полном объеме типовые общеобразовательные учебные программы..

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают реализовываться силами специалистов педагогов начальной школы (учащиеся индивидуальной формы обучения). Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый), преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.

ООП НОО реализуется в рамках пятидневной учебной недели по классно-урочной и шестидневной учебной недели по индивидуальной форме обучения. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников по классно-урочной форме обучения, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, логопедов, воспитателей) начальной школы.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельности (художественное, музыкальное, конструирование, лего-моделирование и др.);

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

Главной целью ГБОУ СОШНО № 379 является создание благоприятных условий для обучения, воспитания, социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями в здоровье в общество, формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащегося через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи педагогов, решаемые в процессе реализации ООП НОО

Для достижения учащимися планируемых образовательных результатов педагоги решают следующие задачи:

– способствуют освоению ведущей деятельности;

–формируют учебную деятельность младших школьников (организовывают постановку учебных целей, создают условия для конкретизации целей учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки постепенно передавая их ученикам);

– создают условия для продуктивной творческой деятельности младшего школьника;

– создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщают их к общественно значимым делам.

Задачи младших школьников, решаемых

в разных видах деятельности

Для достижения образовательных результатов младший школьник в процессе реализации ООП НОО решает следующие задачи:

– осваивает основы понятийного мышления;

– учится самостоятельного конкретизировать поставленные цели и ищет способы их решения;

– овладевает действиями контроля и оценки в учебной деятельности;

– осваивает коллективные формы учебной работы и преобладает социальные навыки;

– овладевает навыками самообслуживания, простыми трудовыми действиями на уроках технологии и в социальных практиках;

– приобретает опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, осваивает основные этикетные нормы.

ООП НОО ГБОУ СОШНО № 379 строится на следующих основных подходах анализа и организации образовательного процесса.

В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

–воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

ООП НОО учитывает специфику нашего общеобразовательного учреждения: в нем имеются

– классы;

– расширенная сеть дополнительного образования.

ООП НОО основывается на компетентностном подходе в образовании. Понятие «компетентность» включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие.

Понятие «компетентность» нами рассматривается в связи с понятием «компетенция» (скрытое психологическое новообразование связанное с приобретением знаний, формированием универсальных учебных действий (далее – УУД), системой ценностей и отношений).

I.II Принципы, составляющие основу анализа и организации образовательного процесса

  • Принцип гуманизации предполагает, что основным смыслом педагогического процесса в ГБОУ СОШНО № 379 является развитие личности ребенка.

  • Принцип добровольности предполагает систему выбора образовательных программ, видов деятельности, режима занятий.

  • Принцип природосообразности личности ребенка акцентирует внимание на врожденные качества ребенка, его способности, индивидуальные черты личности.

  • Принцип креативности нацеливает на развитие творческих способностей личности в системе базового и дополнительного образования.

  • Принцип преемственности сочетает все образовательные ступени школы, базовые и дополнительные компоненты учебного процесса, обеспечивает непрерывный характер образования.

  • Принцип целостности обеспечивает целостность ООП НОО.

  • Принцип управляемости помогает регулировать реализации ООП НОО, корректировать действия участников образовательного процесса, осуществлять мониторинги и диагностики.

  • Принцип вариативности позволяет в связи со сложившимися изменениями в образовательной среде менять содержание основных и дополнительных программ.

I.III Общая характеристика ООП НОО ГБОУ СОШНО № 379

  1. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (5)

    Основная образовательная программа
    На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить осмысленные
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (6)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования москва 2011 (3)

    Основная образовательная программа
    В соответствии со статьёй 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.12. 2007 № 309-ФЗ) нормативным документом школы, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является
  6. Основная образовательная программа начального общего образования москва

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка № 1293 разработана в соответствии
  7. Основной образовательной программы начального общего образования томск 2011

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 5 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Лицензией: серия А, № 16 9 регистрационный № 2929 от 25.05.2011г., дающим право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
  9. Программа начального общего образования Москва 2011 год (1)

    Программа
    Приложения № 3 «Тематическое планирование надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности».

Другие похожие документы..