Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российский государственный медицинский университет

Кафедра биомедицинской этики

Семинарские занятия

по курсу

Биомедицинская этика”

длястудентов лечебного, педиатрического,

медико-биологического факультетов

Учебно-методическое пособие

Москва 2003

Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики РГМУ:

зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.В.Чиндиным, С.А.Мазур, Н.А.Сушко.

Общая редакция профессора, д.ф.н. И.В.Силуяновой.

Рецензенты:

Б.Г.Юдин, член-корр. РАН, профессор, и.о. директора Института человека РАН,

П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия

для студентов лечебного, педиатрического и медико-биологического факультетов

на заседании

Центрального координационно-методического Совета РГМУ

от 28.05.03

Содержание

1. Тематический план семинарских занятий……………………4

2. Планы семинарских занятий…………………………………..5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента.

Тема 3. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.

Тема 4. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).

Тема 5. Этика генетики.

Тема 6. Моральные проблемы смерти и умирания.

Тема 7. Этические принципы и правовое регулирование трансплантации органов и тканей.

Тема 8. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.

Тема 9. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.

Тема 10. Идея справедливости в медицине и здравоохранении.

Планы семинарских занятий по дисциплине

Биомедицинская этика”

Занятие 1.

Этика и медицина.

Теоретические основы биомедицинской этики.

Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Ключевые понятия: этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, нормативная и дескриптивная этика,мораль, нравственность, идеалистическая и христианская этика (библейский Декалог, заповеди блаженств), патернализм, деонтология, биоэтика, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, цинизм, нигилизм.

Тематический план семинара

1. Этика и медицина. Этика как наука и этика науки. Типы этических теорий: идеалистическо-деонтологический и натуралистическо-прагматический. Биомедицинская этика как профессиональная нормативная этика врача.

2. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.

3. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова, В.Ф. Войно-Ясенецкого.

4. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы.

5. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача. Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий.

Темы докладов:

1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось?

2. Н. Н. Пирогов: врач и мыслитель.

3. В. Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Этика хирурга.

4. Деонтология Канта и деонтология Н. Н. Петрова.

5. Утилитаризм и медицинская этика: проблема несовместимости.

Темы рефератов:

1. Этика как наука и этика науки.

2. Гедонизм, цинизм, прагматизм, утилитаризм: сравнительная характеристика.

3. Понятие “долг” в деонтологической теории Канта.

4. Моральные принципы биомедицинской этики.

5. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.

6. Методология и этика науки.

Контрольные вопросы:

1. Существует ли различие между понятиями «нравственность» и «мораль»?

2. Какова связь между понятиями “этика”,”нравы”, ”мораль”?

3. Каковы основания, формирующие типы этических теорий (с примерами)?

4. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?

5. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

6. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?

7. Из каких исторических и логических моделей (форм) профессиональной этики складывается содержание биомедицинской этики?

8. Кому дает обязательства Гиппократ в своей клятве?

9. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?

10. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятву врача России?

11. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы врача России?

12. Какую роль в терапевтической стратегии врача, согласно Парацельсу, занимает моральный характер взаимоотношений между врачом и пациентом?

13. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

14. Кто является первым разработчиком деонтологической модели врачебной этики в России?

15. Что является особенностью этических документов деонтологической модели - наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия, акушерство и т. д.) или правила общего характера?

16. В каких двух формах может существовать биоэтика? Какую из них предпочитаете Вы?

17. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?

18. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?

Обязательная литература:

1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.

2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.

3. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX- начало XX вв.)/ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998,с.93-111.

4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1

5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник

официальных документов. М., 1995.

6. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М. Прогресс. 1992.

7. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып.2, 1998, вып.3, 2002.

8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.

9. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.

10. Лосев А.Ф. Этика как наука. / "Человек", №2, 1995.

11. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. / "Вопросы философии", №3, 1992.

12. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / "Вестник РАМН", №3, 1993.

13. Проблемы биоэтики. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1993.

14. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М. 1998.

15. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 9-40, 253-265.

16. Протиер. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.

17. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М.,1998.

18. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с.87-88, 121.

19. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.

20. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.

21. Иванюшкин А.Я. Медицинская деонтология в СССР (к истории вопроса)/ Медицинское право и этика. 2002, № 1, с. 32-35.

Дополнительная литература:

1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М. 1989, с.71-179.

2. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1, М., 1985, с.201-401.

3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. в 10 томах. Т.5.

4. Льюис К. С. Мерзейшая мощь. Собр. соч. М.,1999, т. 4.

5. Чехов А. П. “Скучная история из записок старого человека”, “ Сельские эскулапы”, “Цветы запоздалые”, “Хирургия”, “Надлежащие меры”, “Общее образование”, “Последние выводы зубоврачебной науки”, “Горе”, “Анюта”, “Ионыч”, “Волк”, “Интриги”, “Княгиня”, “Случай из практики” и др. Собр.соч. в 18 томах. М.1985.

Занятие 2.

Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности.

Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей.

Основные правила биомедицинской этики.

Модели взаимоотношения врача и пациента.

Ключевые понятия: свобода, право, карательное право, охранительное право, медицинское право, нормативные акты, информированность, компетентность, правоспособность, автономия пациента, врачебная тайна, добровольное информированное согласие, этический комитет, лицензирование, сертификация, патернализм.

  1. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (2)

    Учебно-методическое пособие
    П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
  2. 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики РГМУ:зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.
  3. Учебное пособие Москва 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»

    Учебное пособие
    В учебном пособии обобщен опыт преподавания спецкурса для аспирантов «Философские аспекты трансдисциплинарности», в нём представлены наиболее актуальные темы современной философии науки и философии медицины.
  4. "О присоединении России к Гаагской конвенции"

    Обзор
    13 мая планируется рассмотрение Государственной Думой в первом чтении законопроекта № 143212-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (о повышении ответственности родителей за воспитание детей)".
  5. Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета 6

    Документ
    Анализ и обобщение результатов внедрения новых технологий цервикального скрининга: тонкослойной жидкостной цитологии и ДНК ВПЧ тестирования (определение чувствительности и специфичности жидкостной цитологии и ВПЧ теста,
  6. Рекомендации предназначены для: членов комитетов по этике клинических исследователей (1)

    Документ
    Все авторские права защищены. Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена, сохранена в оперативной системе или передана в любой форме и любыми средствами, в том числе электронными, механическими, фотокопированием, без
  7. М. И. Давыдова Результаты научных исследований, готовые к практическому применению, обобщены Организационно-аналитическим управлением рамн по материалам, представленным научно-исследовательскими учреждениями рамн (1)

    Документ
    Результаты научных исследований, готовые к практическому применению, обобщены Организационно-аналитическим управлением РАМН по материалам, представленным научно-исследовательскими учреждениями РАМН.
  8. Предисловие к первому изданию (2)

    Документ
    Автор этой книги — не эпидемиолог, не иммунолог, не вирусолог и не иной уважаемый и гордо звучащий в полемике о прививках «-лог» в смысле полученного высшего образования или последующей специализации.
  9. Предисловие к первому изданию (4)

    Документ
    Но ближайшее и при этом даже самое поверхностное знакомство с темой показало, что в истории прививок все было далеко не столь однозначно, как это стремятся показать сегодняшние пропагандисты массового прививания.

Другие похожие документы..